Характерной особенностью статистического учета в России второй половины XIX—начала XX в. было отсутствие единой системы сбора, обработки и публикации данных.
Центральный статистический комитет (ЦСК) Министерства внутренних дел, учрежденный в 1863 г. для координации статистических работ в империи, а также для проверки, обобщения и публикации сведений, собранных местными (губернскими, областными, городскими) статистическими комитетами, и проведения единовременных общегосударственных обследований, — в действительности ведал ограниченным кругом вопросов. Наиболее полно в его материалах представлена статистика населения, населенных мест и сельского хозяйства. Основным источником сведений, поступавших в ЦСК, служили разного рода анкеты и ведомости, заполнявшиеся добровольными корреспондентами и полицейскими чинами. Систематическая публикация статистических сведений осуществлялась ЦСК в двух основных изданиях: «Статистический Временник Российской империи» (1866—1890) и «Статистика Российской империи» (1887—1917).
В «Статистическом Временнике...» публиковались данные о населении, территории, административном делении и населенных пунктах, землевладении и урожае хлебов, скотоводстве и коневодстве, народном образовании и вероисповеданиях, путях сообщения, промышленности и торговле, государственных доходах, банках, сберегательных кассах и многом другом.
Каждый том издания «Статистика Российской империи» посвящен, как правило, какому-либо одному вопросу. Например, так называемой «урожайной статистике» (28 томов под единообразными заголовками «Урожай... года», некоторые из них в двух-
328
329
трех частях); учету конского поголовья (материалы военно-конских переписей — 9 томов) и т.д.
В 1861 — 1885 гг. выходило большое серийное издание «Списки населенных мест Европейской России». В него вошли выпуски по 43 губерниям, в том числе по Енисейской, Тобольской и Томской. По каждому населенному пункту указывались: название, местоположение, расстояние от городов (столичных, губернских, уездных), число дворов (или домов), число жителей (с разделением по полу и возрасту), «достопримечательные места» (церкви и монастыри, фабрики и заводы, ярмарки) и т.д.
ЦСК были собраны, разработаны и опубликованы материалы переписи населения России 1897 г., переписей землевладения 1877, 1887 и 1905 гг., сельскохозяйственной переписи 1916 г.
Статистика Министерства финансов и Министерства торговли и промышленности (с 1905 г.) содержит систематические сведения о российской промышленности. В XIX в. основной формой получения ежегодной статистической информации о промышленности служили заполнявшиеся владельцами предприятий вопросники-ведомости. Усложнение задач и содержания промышленной политики правительства потребовало более обширной и достоверной информации, что привело к изменению системы сбора сведений. В начале XX в. в России были проведены три переписи фабрично-заводской промышленности империи: в 1900, 1908 и 1910—1912 гг.
Перепись 1900 г. охватила 68 губерний Европейской России и частично Кавказа. Обследовались предприятия обрабатывающей промышленности, не обложенные акцизом и подчиненные надзору фабричной инспекции. Анкета переписи состояла из листка общих сведений и трех специальных бланков — «А», «Б» и «В». Бланк «А» предусматривал получение сведений: о времени возникновения предприятия, его владельце, производственной структуре, времени работы за год и за сутки, численности рабочих (общий и отдельно по полу и возрасту), участии рабочих в производстве (работающие в заведении, вспомогательные, работающие на стороне), оборудовании, потреблении топлива, расходах (на заработную плату, содержание производственных помещений и благотворительных учреждений при предприятии), стоимости произведенной продукции. Бланк «Б» включал вопросы о сырых материалах (или полуфабрикатах), переработанных в течение года. Бланк «В» детально выяснял количество готовых изделий (полуфабрикатов), произведенных предприятием за свой счет и по заказам, а также стоимость изделий. Бланки «А», «Б» и «В» заполни лись отдельно по каждому производству предприятия. Состав вопросов анкеты в переписи 1900 г. обеспечивал сбор детальных данных о структуре и технико-экономическом состоянии как отдельных предприятий, так и обрабатывающей промышленности России в целом на рубеже XIX и XX столетий.
Перепись 1908 г. проводилась на территории более чем 80 губерний империи, включая Сибирь, Среднюю Азию и Кавказ. Она охватила предприятия всех отраслей обрабатывающей промышленности, в том числе производства, облагаемые акцизом. Обследовались также горнозаводские металлургические предприятия, казенные заводы морского ведомства, железнодорожные мастерские МПС. В большинстве случаев вопросник анкеты 1908 г. совпадал с вопросником предыдущей переписи. Но в связи с недостатком у ведомства средств ряд вопросов был снят (о количестве и стоимости сырых материалов, о техническом оборудовании предприятий и др.). Единство принципа составления анкет переписей 1900 и 1908 гг. обеспечивает сопоставимость их данных. Перепись 1908 г. дала информацию о большем числе промышленных предприятий, чем перепись 1900 г., но ее программа была менее полной и не столь детально разработанной. Отмеченные различия в объектах изучения и составе вопросов, включенных в анкеты, не позволяют проводить сравнение по всем параметрам.
В ходе переписи 1910—1912 гг. обследовалась промышленность только Европейской России. Данные собирались лишь по предприятиям, подчиненным надзору фабричной и горной инспекции. Анкета была более краткой по сравнению с анкетами 1900 и 1908 гг.: вопросник был менее полным и требовал менее детальных данных. Так, сведения о стоимости произведенной продукции должны были указываться в форме валового дохода по всем отделам. О рабочих следовало сообщить только среднесуточное [количество занятых на производстве (без вспомогательных рабочих). Данные анкеты были сведены в две таблицы, содержавшие перечни продукции, производившейся в той или иной отрасли.
В результате проведения переписей в 1900, 1908 и 1910—1912 гг. были собраны массовые данные о промышленном развитии России в начале XX в. Первичные материалы утрачены, и в распоряжении исследователей находятся лишь публикации статистических разработок данных. Материалы переписи 1900 г. опубликованы в двух изданиях: «Статистические сведения о фабриках и заводах по производствам, не обложенным акцизом, за 1900 г.» (СПб., 1903) и «Список фабрик и заводов Европейской России» (СПб., 1903). Первое издание включает публикацию сведений по 12 группам производств, подразделенных на 171 разряд. По каждому производству данные приведены по губерниям и в большинстве случаев по 10 экономическим районам. Второе издание представляет собой перечень фабрик и заводов, распределенных по 12 группам производств, а внутри них — по губерниям.
Материалы переписи 1908 г. опубликованы также в двух изданиях: «Статистические сведения по обрабатывающей фабрично-заводской промышленности Российской империи за 1908 год» (СПб., 1912) и «Списки фабрик и заводов Российской империи»
330
331
(СПб., 1912). В их названиях отражено сходство основных принципов публикации, которых придерживались разработчики материалов переписей 1900 и 1908 гг.
Материалы переписи 1910—1912 гг. опубликованы в 12 выпусках (по числу групп производств) под названием «Фабрично-заводская промышленность Европейской России в 1910—1912 гг.» (СПб., 1914—1915) и в специальном выпуске «Общие итоги».
В СССР материалы всех трех промышленных переписей (частично переработанные) были переизданы под названием «Динамика российской и советской промышленности в связи с развитием народного хозяйства за 40 лет»: материалы переписи 1900 г. (М.; Л., 1929); материалы переписи 1908 г. (М.; Л., 1929); материалы переписи 1910— 1912 гг. (М.; Л., 1930).
Во второй половине XIX—начале XX в. наряду со статистикой ведомств значительное развитие получила статистика неправительственных учреждений и организаций. Рассмотрим ее особенности на примере статистических исследований, проводившихся органами городского и земского самоуправления.
Органы городского самоуправления в конце XIX—начале XX в. организовали ряд переписей населения городов, материалы которых характеризуют численность и состав жителей крупнейших административных, промышленных, торговых и финансовых центров страны. По полноте и детальности программ обследований, тщательности разработки собранных материалов лучшими, по оценке исследователей, были городские переписи населения Петербурга, Москвы, Одессы, Баку, Харькова и Киева.
То обстоятельство, что в ряде городов, особенно крупных, переписи проводились неоднократно, дает возможность изучать динамику численности различных категорий населения. Так, городские переписи Петербурга проводились восемь раз (с 1862 по 1910 г., причем последние пять — с интервалом примерно в десять лет); Москвы — четыре раза, Баку — два раза (в один и тот же день 22 октября с интервалом в десять лет — в 1903 и 1913 гг.) и т.д. К сожалению, единой программы проведения городских переписей населения не было выработано. Поэтому, хотя при составлении программ переписей в их основе были уже апробированные образцы (в частности, перепись населения Баку 1913 г. во многом следовала не только программе переписи 1903 г., но и программам переписей Москвы 1902 и 1912 гг.), сравнительно лучше сопоставимыми являются материалы переписей по одному городу, проводившихся, как правило, на основе единых или близких программных установок.
Формуляр переписного листа наряду с такими вопросами, как имя, отчество и фамилия (или прозвище), пол, возраст, место рождения и приписки, семейное состояние, сословие (для иностранцев — подданство), вероисповедание, грамотность и т.п.,
обязательно включал вопрос о занятии. В переписных листах городской переписи Петербурга 1869 г. он был сформулирован в самой общей форме: «Какое имеете занятие?», в опросном листе переписи 1881 г. вопрос о занятии состоял уже из двух пунктов: «Главное занятие, доставляющее средства к жизни» и «Побочные занятия, приносящие доход». В «Наставлении для счетчиков», разработанном для переписи 1890 г., отмечалась необходимость особого внимания при заполнении ответов на вопросы о занятии, с тем, чтобы определить в отношении каждого лица не только род промысла, но и положение, занимаемое им в промысле. Таким образом, от переписи к переписи содержание вопросов уточнялось и конкретизировалось.
Статистика земств занимает особое место среди статистических источников по истории России второй половины XIX—начала XX в. По объему, детальности и точности собранных данных о русской деревне и происходивших в ней на протяжении почти полувека социально-экономических процессах земская статистика намного превосходит материалы правительственных учреждений. Первые исследования были проведены земствами в 1870 и 1871 гг. в Вятской и Тверской губерниях. В начале объектом их изучения было все сельское общество, но уже в 80-е гг. XIX в. им становятся крестьянский двор и отдельное частное владение. Первая подворная перепись в границах целого уезда была проведена в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии в 1880 г.
В истории земской статистики принято выделять три периода: 1) 1870-1893 гг.; 2) 1893-1905 гг.; 3) 1907-1914 гг. В 1905-1907 гг. и 1914—1917 гг. земские подворные обследования, за редким исключением, не проводились. В годы Первой мировой войны земские статистики приняли участие в организованной ЦСК сельскохозяйственной переписи 1916 г.
Для первого периода земской статистики характерно всестороннее изучение крестьянского хозяйства на основе сплошных подворных переписей. В центре внимания были неимущие и малоимущие группы крестьянства, выяснение причин их упадка и обеднения. В общей сложности были обследованы крестьянские хозяйства в 178 уездах.
В 1893 г. был принят закон об оценке стоимости земель в целях упорядочения налогообложения недвижимости. Он определил основное содержаниеземско-статистическихисследований во второй период. Земства развернули работы, в ходе которых, наряду со сплошными переписями крестьянских дворов, проводились выборочные обследования. Выборочные земские подворные переписи сочетали сплошное обследование крестьянских хозяйств по сокращенной программе и выборочное — по более подробной программе. В разных губерниях обследования проводились по разной методике. Первая выборочная подворная перепись при оце-
332
333
ночном исследовании была осуществлена в Калужской губернии А. В. Пешехоновым, будущим министром продовольствия Временного правительства. Он обследовал 10 % крестьянских хозяйств, отобранных методом механической выборки — каждое 1-е, 11-е, 21-е и т.д. В Вятской губернии в 1901 — 1902 гг. использовалась выборка по типическим признакам: на основании данных предыдущего обследования были определены типичные для губернии уезды, волости, селения дворы. Всего за десятилетие — 1894—1905 гг. — подворные переписи были проведены в 123 уездах (примерно в 1/3 из них осуществлялись выборочные обследования).
В третий период на содержание программ земских подворных переписей оказала влияние столыпинская аграрная реформа. В анкеты были включены вопросы об укреплении общинной земли в личную собственность, ее купле-продаже, выходе на хутора и отруба и т.п. Важной чертой подворных исследований этого периода земской статистики было совершенствование выборочных обследований и приемов их сочетания со сплошными переписями.
Так, статистики Пензенской губернии в 1909— 1913 гг. осуществили комплексное описание крестьянских хозяйств, разработав для этого в дополнение к поселенному бланку целую систему подворных карточек-вопросников. По «сокращенной похозяйствен-ной карточке» обследовались все хозяйства, по «краткой» — каждое третье, по «подробной» — каждое девятое, а по «специальной» — каждое 27-е хозяйство. Кроме того, в 25 хозяйствах каждого уезда (отобранных по типическим признакам) проводились бюджетные обследования. Всего в 1907—1914 гг. были обследованы 82 уезда.
Собранный земскими статистиками материал подворных описаний крестьянских хозяйств содержит данные по 311 уездам 35 губерний Европейской России, причем в 236 уездах они проводились по одному разу, в 58 — по два раза, в 17 — по три раза. Хотя программы сбора данных в разных уездах различались, основной состав вопросов был единым. Поэтому в целом информация этого источника сопоставима.