Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эволюция законодательных источников




2.2.1. Законодательные источники Киевской Руси (XI — начало XII в.)

Первым письменным сборником законов раннефеодальной мо­нархии является Русская Правда. Термин «правда», широко встре­чающийся в древнерусских письменных источниках, означал пра­вовые нормы, на основании которых вершился суд. Отсюда роди­лись такие выражения, как «судить в правду», «судить право», т. е. судить в соответствии с судебно-процессуальными нормами свое­го времени. Неслучайно от слова «правда» происходит современ­ное понятие «право», обозначающее совокупность законов и по­становлений государства, относящихся к какой-либо стороне ус­тройства, жизни и деятельности общества.

Источниками кодификации в Русской Правде были нормы обычного права и княжеская судебная практика. Этот первый пись-


енный закон представлен в настоицее время многими списка­ми, которые на основе различных чтений разделяются на нгсколько групп, соответствующих его редакциям.

Самая ранняя редакция получила название Краткая Правда. Ее текст дошел до нашего времени в дв/х списках Новгородской пер­вой летописи младшего извода — Академическом и Археографи­ческом. В летописи под датой 1016 (6524) г. сказано о том, что князь Ярослав Мудрый пожаловал новгородцам «правду, и уставъ списавъ, тако рекши имъ: "по се грамоте ходите, якоже списахъ вамъ, такоже держите", после этих слов помещен текст Русской Правды: «А се есть правда рускаа. Убяеть мужь мужа...»1. Хотя текст Краткой Правды помещен в летописи под датой 1016 г., отнести его возникновение к этому году нельзя. Отдельные статьи этого документа возникли очень рано, еце в период разложения родо­вого строя, другие — после 1016 г. По мнению ученых, в состав Краткой Правды входят 43 статьи, которые оформлялись посте­пенно. В разное время в единый текст были включены четыре само­стоятельные части: «Правда Яросла«а», или «Древнейшая Правда» (ст. 1— 18), «Правда Ярославичей» ст. 19 —26),«Покон (устав. — Т.К.) вирный» (ст. 42), «Урок мостшкам» (ст. 43).

«Древнейшая Правда» содержиг и архаичные нормы права, которые в XI — XII вв. отмирали ши трансформировались, пре­вращаясь в нормы классового обцества, и нормы, возникшие только в новых исторических услошях. Временем появления са­мой древней части краткой редакции Русской Правды многие ученые считают 1016 г.

После смерти князя Ярослава Владимировича (скончался в [054 г.) «Древнейшая Правда» был1 дополнена новыми статьями. Этот текст, получивший название «Правда Ярославичей», и был составлен, по мнению большинстваисследователей, в 70-х гг. XI в. На протяжении последней четверти XI в. она продолжала попол­няться новыми статьями (ст. 27—41).

«Покон вирный» является тревей составной частью краткой редакции Русской Правды. Он определял порядок кормления вир­ника — княжеского слуги, собиралпего виру (вира — денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека). «Покон» как самостоятельный закон датируется в науке по-разному: С.В.Юшков (1888-1952), ААЗшин (1920-1980) и Л.В.Че-репнин относили появление текста ко времени княжения Ярос­лава Владимировича, т.е. до 1054 г., а М.Н.Тихомиров — после смерти этого князя.

«Урок (правило, плата, налог, судебная пошлина. — Т.К.) мостникам» также касается порядка выплат княжеским слугам.


 


1 Российское законодательство X —XX вв.... — Т. 2. — С. 55. — Ст. 10.

2 Соборное уложение 1649 года. — Л., 1987. — С. 74. — Гл. XVI. — Ст. 2.


Новгородская первая летопись стариего и младшего изводов. — М; Л., 1950. — С. 175 — 176.


 


52


53


В науке обсуждаются вопросы о месте и времени создания этой статьи. Юшков называет «Урок мостникам» новгородским памят­ником, а Тихомиров — киевским. Большинство исследователей связывает время появления «Урока» и «Покона вирникам» с прав­лением Ярослава Владимировича и датирует их 20-ми или 30-ми гг. XI в.

Поскольку краткая редакция Русской Правды состоит из раз­новременных частей, возникают вопросы о том, когда и почему их объединили в единый текст. Ученые считают, что Краткая Правда представляет собой сознательную переработку самостоятельных частей, но время и место этой переработки исследователи опре­деляют по-разному. Существует мнение о том, что краткая редак­ция Русской Правды возникла в Киеве в последней четверти XI в. Его разделяли Приселков и Юшков. Тихомиров датировал крат­кую редакцию этого документа первой третью XII в. и считал новгородской по происхождению. Черепнин уточнил обстоятель­ства, при которых была составлена Краткая Правда. По его мне­нию, эта редакция возникла в условиях острой классовой и поли­тической борьбы в Новгороде в 30-х гг. XII в. Эту же точку зрения разделял Зимин.

Кроме краткой существует пространная редакция Русской Прав­ды, которая представлена более чем в 100 списках. Широкое рас­пространение списков этой редакции объясняется восстановле­нием законодательных документов, потерявших силу в первый период татаро-монгольского ига на Руси. Возникновение этой ре­дакции свидетельствовало о переработке Русской Правды в XIV и XV вв., в соответствии с изменениями в социально-политиче­ской и экономической жизни общества.

Списки пространной редакции имеют заглавие, во всех вари­антах которого упоминается имя Ярослава Владимировича: «Суд Ярославль Володимерич. Правда русьская»; «Суд Ярослава князя. Устав о всяцих пошлинах и уроцех»; «Суд Ярославль Володимерич о душегубстве» и т.д. Следующую за этим заглавием ст. 1 о кров­ной мести связывают с нормами, принятыми этим князем и от­раженными в «Правде Ярослава». Помимо имени этого законода­теля, в ст. 2 упоминаются его дети: «По Ярославе же паки совку-пишеся сынове его: Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их: Коснячько, Перенег, Никифор и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати; а ино все, яко же Ярослав судил, такоже и сынове его уставиша»1. Заглавие и обе статьи показывают, что пространная редакция использовала в качестве источника крат­кую редакцию Русской Правды.

Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью с дополнительными статьями. По мнению ученых, этот законода-


тельный текст возник в результате единовременной переработки многих источников. Одним из них, как было указано, стала крат­кая редакция Русской Правды, а точнее — «Правда Ярославичей». В ряде статей пространной редакции ученые видят следы княже­ского законодательства Святополка Изяславича, сидевшего на киевском столе с 1093 до 1113 г.

Еще одним источником пространной редакции Русской Прав­ды был Устав киевского князя Владимира Мономаха. Об этом княжеском законе говорит ст. 53 Пространной Правды: «Устав Володимерь Всеволодича. Володимер Всеволодичь по Святопол-це созва дружину свою на Берестовемь: Ратибора киевьского тысячьского, Прокопью белгородьского тысячьского, Станис­лава переяславьского тысячьского, Нажира, Мирослава, Иван-ка Чюдиновича Олгова мужа и уставили до третьяго реза, оже емлеть в треть куны (куна — денежная единица. — Т.К.); аже кто возметь два реза, то ему взяти исто (т. е. деньги, данные взаймы. — Т.К.); паки ли возметь три резы, то иста ему не взяти»1. Данный устав определял размеры процентов (рез), взимавшихся по дол­госрочным займам. Статья интересна описанием того, как прохо­дило принятие закона. Среди лиц, участвовавших в совещании в Берестове, были высшие городские чиновники. Время возникно­вения Устава определяется 1113 г., когда Киев и его сельская ок­руга были охвачены восстанием против тысяцкого, сотских и ро­стовщиков.

Сопоставление статей обеих редакций Русской Правды пока­зывает расширение сферы действия нового кодекса в соответ­ствии с изменившимися условиями. Появляются новые субъекты права: например, если в краткой редакции субъектами законо­дательства выступали княжеские слуги, то в пространной редак­ции есть статьи, защищающие не только княжеских, но и бояр­ских слуг.

Иногда называют еще один источник Пространной Правды — протограф Сокращенной Правды.

Ученые по-разному решают вопрос о времени возникновения пространной редакции Русской Правды. Зимин полагал, что весь текст этой редакции сложился при Владимире Мономахе, кня­жившем в Киеве с 1113 по 1125 г. Юшков считал, что Простран­ная Правда была создана в 1113 г. Почти на сто лет позднее ото­двигали создание пространной редакции Русской Правды Тихо­миров и Черепнин. Они связывали окончательное оформление этого документа с волнениями, произошедшими в Новгороде в 1209 г. (по уточненным В.Л.Яниным данным — в 1207 г.).

Третья редакция Русской Правды получила название Сокра­щенная Правда. Она дошла до нас в двух списках XVII в., кото-


 


' Российское законодательство X—XX вв.... — Т. 1. — С. 64.


Российское законодательство X—XX вв.... — Т. 1. — С. 67 — 68.


 


54


55


рые еще плохо изучены. Ряд исследователей считает ее памятни­ком позднего происхождения, появившемся в результате сокра­щения Пространной Правды. Тихомиров, однако, возводил текст Сокращенной Правды к протографу, возникшему во второй по­ловине XII в. и использованному при создании Пространной Правды.

Как уже указывалось, княжеское законодательство являлось одним из источников сборника законов, каким была Русская Прав­да. Княжеское законодательство X —XV вв. оформлялось в виде уставных грамот, уставов.

Княжеская уставная грамота отражала прецедентный характер древнерусского законодательства. Она возникала в связи с конк­ретным случаем на определенной территории и в определенное время. Например, в уставной грамоте определялись повинности феодально-зависимого населения или закреплялись экономиче­ские и судебные интересы светской и церковной властей. Таким образом, уставные грамоты приближались к документам договор­ного характера.

Устав — источник более сложного состава и происхождения, чем грамота. В его основе могли лежать одна или несколько устав­ных грамот.

Особую группу составляют княжеские уставы, касавшиеся вза­имоотношений светской и церковной властей и отражавшие зе­мельные, финансовые и иные интересы государства и церкви. Они стали выдаваться церкви в связи с учреждением в Киевской Руси епископских кафедр. Самым ранним подобным документом счи­тается Устав киевского князя Владимира Святославича о десяти­нах, судах и людях церковных, созданный, по-видимому, в нача­ле XI в. Устав определял место церковной организации в государ­стве: источники ее материального обеспечения, сферы юрисдик­ции.

В течение XI —XII вв. по мере укрепления церкви и увеличения числа ее институтов изменялось и содержание Устава. Некоторые положения Устава о десятинах, судах и людях церковных были развиты в Уставе киевского князя Ярослава Владимировича о цер­ковных судах. Он был создан в период между 1051 и 1054 гг. Новый устав трактовал последствия нарушения норм церковного права в области семейных отношений.

Тексты уставных грамот, послуживших источниками обоих ус­тавов, до настоящего времени не дошли.

В целом уставы обобщали нормы отношений светской власти, церкви и населения, действовавшие длительное время на различ­ных территориях.

В уставах было меньше указаний на конкретные место и время их создания, чем в уставных грамотах, но они отличались широ­той содержания.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 228 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2467 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.