Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.
Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго — выявление более общих закономерностей и тенденций. Надо иметь ввиду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и философской ветви, представляющей иррационалистические спекуляции. Также сама философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно.
. Между наукой и философией существуют различия:
№ п/п | Наука | Философия |
1. | Изучает фрагмент действительности | Изучает бытие как целое |
2. | Обращена к явлениям и процессам реальности, существующим объективно, независимо ни от человека, ни от человечества | Исследует отношение человека к миру |
3. | Развивается кумулятивно (знания накапливаются). Считается, что объём научной деятельности, рост научной информации, открытий, числа научных работников удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет. | Развивается циклично: на одни и те же вопросы разные поколения ищут свои ответы Философия оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. |
4. | Дает верифицируемое (проверяемое) и потенциально фальсифицированное (опровергаемое) знание. В развитии науки чередуются нормальные и революционные периоды (научные революции) которые приводят к изменению её структуры, принципов познания, категорий, методов и форм организации. | В своих основаниях (Бог, материя) философия не проводит их проверку. |
5. | Оперирует терминами (однозначные слова, которые могут быть обобщены). | Оперирует категориями, которые являются предельными понятиями. Они настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других, более широких понятий. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и т.д. – примеры философских категорий. |
6. | Опирается на факты, основа которых опыт. | Оперирует интеллигибельными (умозримыми) сущностями, природа которых не опытна. |
7. | Универсализм знания. Познание носит объективно безличностный характер. Учёный не несёт ответственности за последствия своих открытий. | Философия носит личностный и национальный характер. |
8. | Представители отдельных наук не задаются вопросами, как возникла данная наука, как она возможна, в чём её специфика. | Вопрос «Что такое истина, парадигма, теория, метод?» представляет главный интерес для философского осмысления. Философия стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания. |
9. | Развивается по большей части изолировано от других сфер культуры. | Открыта для взаимодействия со всеми сферами культуры |
2. Несмотря на различие, взаимодействие науки и философии является необходимостью, поскольку философия способствует рефлексии (осмыслению) научной деятельности. Научное познание носит осознанный характер, но различие предметности и способа формирования рефлексии привело к выделению её типов:
- парадигмальная рефлексия - осмысление учёным образцов, нормативов его исследовательской работы и контроль за ее осуществлением в соответствии с установками действующей парадигмы [192];
- мировоззренческая рефлексия - осмысление оснований научной деятельности с позиций представлений о наиболее общих первоосновах мира [192];
- методологическая рефлексия - осмысление методов научной деятельности, прежде всего, связанное с необходимостью творческой разработки новых методов научных исследований;
- историко-научная рефлексия - анализ процессов исторического развития науки или ее фрагментов[192];
- научно-организационная рефлексия - это выработка принципов управления научными структурами, принципов их организации и оптимального функционирования и т. д. [192].
Философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также эвристические функции прогноза, формировании гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
На основе принципов рационального миропонимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формулирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики (перенос опыта), она создает философские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически, теоретически возможного. Познавательная сила таких «эскизов» тем больше, чем более зрелым является философское понимание. В результате «выбраковки» вариантов, малоправдоподобных или вовсе противоречащих опыту рационального познания, возможны отбор (селекция), обоснование наиболее разумных допущений.
Функция «интеллектуальной разведки» служит и заполнению познавательных пробелов, возникающих постоянно в связи с неполнотой, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» в познавательной картине мира. Конечно, в конкретно-научном плане эти пробелы предстоит заполнить специалистам-ученым, но первоначальное их осмысление осуществляется в той или иной общей системе миропонимания. Философия заполняет их силой логического мышления. Схему опыта должна сначала набросать мысль, пояснял Кант.
Уж так устроен человек, что его не удовлетворяют плохо связанные между собой фрагменты знаний; у него сильна потребность в целостном, неразорванном понимании мира как связного и единого. Отдельное, конкретное уясняется гораздо лучше, когда осознано его место в целостной картине. Для частных наук, занятых каждая своей областью исследования с присущими ей методами, это невыполнимая задача. Философия же вносит весомый вклад в ее решение, способствуя правильной постановке проблем.
Интеграция, универсальный синтез знаний сопряжены также с разрешением характерных трудностей, противоречий, возникающих на границах различных областей, уровней, разделов науки при их «стыковке», согласовании. Речь идет о всевозможных парадоксах, апориях (логических затруднениях), антиномиях (противоречиях в логически доказуемых положениях), познавательных дилеммах, кризисных ситуациях в науке, в осмыслении и преодолении которых философской мысли принадлежит весьма существенная роль. В конечном счете такие затруднения связаны с проблемами соотнесения мысли (языка) и реальности, то есть принадлежит к извечно философской проблематике.
Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Достаточно широко, глубинно и масштабно сама наука себя не уясняет, не обосновывает.
Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях, о мире, о принципах его «устройства», общих закономерностях и.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания). Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, обрабатываются в сфере философии.
Наконец, наука не обосновывает сама себя в ценностном отношении. Зададимся вопросом, можно ли отнести науку к положительным, полезным или же отрицательным, вредным для людей явлениям? Однозначный ответ дать трудно, ибо наука – что нож, который в руках хирурга-целителя творит добро, а в руках убийцы – страшное зло. Наука не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Задача уяснения ценностных оснований науки и общественно-исторической жизни людей вообще решается в широком контексте истории, культуры в целом и носит философский характер. Помимо науки важнейшее прямое действие на философию оказывают политические, юридические, моральные и другие представления. В свою очередь философия призвана осмысливать весь сложный комплекс общественно-исторического бытия людей или культуры.