Марксистская философия эволюционировала под влиянием:
1. Развития естествознания. ВXXвозникла необходимость скорректировать некоторые положения материалистической философии под влиянием научной революции концаXIX– началаXXвека (открытие электрона, радиоактивности, радия). В связи с чем было дано Ленинское философское определение материи: «Материя есть категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях…»
2. Социально-культурного контекста. В начале XX века появились философы-марксисты, которые считали, что можно совместить марксизм с религией, прежде всего с христианством. Эрнст Блох (1885-1977) создал «философию надежды» (на будущее). В марксистской философии он выявил идею всеобщего равенства и социального прогресса. АнтониоГрамши (1891-1937). В условиях страны, где доминировал католицизм, итальянский философ утверждал, что марксистскую философию нужно включить в диалог с католицизмом.
3. Других философских концепций. В 60-е годы XXвека возникло такое течение как фрейдомарксизм, лидером которого в настоящее время является Хоркхеймер (Франкфуртская школа). Предтечей данного течения был Э. Фромм, который считал, что изменение общества невозможно без изменения сознания людей. Таким образом, марксизм нужно дополнить фрейдизмом.
Одним из самых значительных представителей фрейдомарксизма был Герберт Маркузе. На основании основного положения Фрейда, что основой человеческого поведения являются бессознательные влечения, он сделал вывод о том, что важнейшим фактором прогресса выступает сублимация (переключение энергии с низших целей на высшие). В новом постреволюционном обществе человек должен избавиться от отчуждения и обрести свою сущность.
Неомарксизм (марксистская философия в ХХ веке)
В XX веке неомарксистская философия развивалась под влиянием дискуссий о:
1. О трактовке материалистического понимания истории. Так, например, венгерский философ Дьердь Лукач (188519-71) в своюработу «История и классовое сознание» посвятил этому вопросу. Он утверждал, что материалистическое понимание истории – это и теория развития общества и метод познания общества. Ценность этого метода в том, он может охватить общество и историю в их целостности, тотальности, всеобщей универсальности. Но данный метод будет плодотворным только с позиции классового сознания пролетариата
2. О диалектике как методе и возможности ее применимости к природе (не все неомарксисты считали, что диалектика свойственна природе и как метод познания применима к исследованию природы).
О неокапитализме. Такие мыслители как Лефевр и Гольдман считали, что в 70-е годы ХХ века капитализм превратился в неокапитализм, потеряв свою эксплуататорскую сущность. На этом основании велась дискуссия о возможности дальнейшего развития марксистского социально-политического учения, ядром которого является положение о противостоянии эксплуатируемых и эксплуатирующих классов. Например, Роже Гароди (1918-?) полагал, что в условиях неокапитализма предметом философии должна стать повседневность. Это означает, что из борьбы классов политика превратилась в повседневную практику изобретения будущего. Философия должна сформировать модель потребного будущего.
3. О философии так называемого «молодого» Маркса и о необходимости возвращения к ней. Некоторые философы-марксисты, как западные, так и «восточные» в 60-70-х годах XX в. (под влиянием положений XX съезда партии) пытались противопоставить «молодого Маркса» - Маркса-гуманиста Марксу-экономисту времен написания «Капитала». Такие философы, как Поль Враницки или представители журнала «Праксис» полагали, что марксистскую философию следует «гуманизировать», вернувшись к антропологическим идеям «молодого Маркса». Например, Р. Гароди, для которого был характерен интерес к проблеме личности, сделал попытку синтезировать философию Фихте (человек – то, что он делает) и Маркса (человек – субъект истории). Р. Гароди трактует человека, прежде всего как человека-творца. Луи Альтюссер выступал против возвращения к «молодому» Карлу Марксу. По его мнению, марксистская философия – это, во-первых, «антигуманизм» (потому что в центре ее исследований не единичный человек, а «человек общественный», универсальный) и, во-вторых, «антиисторизм» (потому что понимает историю не как линейный процесс, а как процесс циклический, характеризующийся случайностями, отклонениями от магистрального пути и т.п.).
Исторические судьбы марксизма
Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют следующие положения: учение о прибавочной стоимости, материалистическое понимание истории (экономический детерминизм), теория отчуждения и учение о диктатуре пролетариата.
Часто принято разделять:
* Марксизм как философское учение (диалектический и исторический материализм);
* Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках;
* Марксизм как политическое течение, утверждающего неизбежность классовой борьбы и ведущую роль пролетариата в развитии капиталистического общества.
Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния
В творчестве Маркса выделяют два периода:
* Р анний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.
* Поздний Маркс — в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.
Диалектический материализм.
Следует отметить, что ни Маркс, ни Энгельс свое учение диалектическим материализмом не называли. Они пользовались понятиями «современный» или «новый» материализм, чтобы отличить свои взгляды от механистического материализма французских просветителей. Термин диалектический материализм введен русским марксистом Георгием Валентиновичем Плехановым (1856–1918) и закреплен Лениным как официальное название философского компонента советской системы марксизма-ленинизма.
Выражение «диалектический материализм» часто используется как синоним марксистской философии. Однако оно не встречается у Маркса и Энгельса, которые гово-рили о «материалистической диалектике». Выражение «диалектический материализм» ввел в научный оборот И. Дицген в работе «Экскурсии социалиста в область теории познания».
Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процес-се является понятие всеобщности развития. В «Антидюринге» Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в «Диалектике природы» под-черкивается, что «диалектические законы являются действительными законами разви-тия природы».
Марксистские и постмарксистские школы и направления
Теория и идеология Маркса породила множество последователей как в научной сфере, так и в политике.
Российский марксизм XIX — нач. XX в.в.
* Плеханов Г. В.
* Ленин В. И.
* Богданов А. А.
* Троцкий Л. Д.
* Мартов Ю. О.
* Дан Ф. И.
* Чхеидзе Н. С.
* Аскельрод П. Б.
Российский марксизм XX в.
* Ильенков Э. В.
* Выготский Л. С.
* Лифшиц М. А.
Российский постмарксизм в конце XX — начале XXI в.
* Кагарлицкий Б. Ю.
* Тарасов А. Н.
Западный марксизм XIX — начале XX в.
* Карл Каутский
* Роза Люксембург
* Рюле, Отто
Западный марксизм и неомарксизм XX в.
* Дьёрдь Лукач — проблемы отчуждения, товарного фетишизма.
* Луи Альтюссер — структуралистский марксизм.
* Эрнст Блох — философия надежды, марксизм как религия — как открытость будущему.
* Жан Бодрийяр — от политэкономии денег к политэкономии знака и символа.
* Карл Манхейм — разработка концепции идеологии.
* Вильгельм Райх — фрейдо-марксизм, разработка идеи «Сексуальной револю-ции».
Франкфуртская школа.
* Жан Поль Сартр — марксизм-экзистенциализм, проблемы отчуждения, свободы.
* Антонио Грамши — гражданское общество, интеллигенция, культура.
* Эрнест Мандель — изучение анатомии бюрократии в Советском Союзе и при капитализме; исследование перспектив её отмирания при переходе общества на качественно новую ступень развития.
* Бертелл Оллман — отчуждение.
* Перри Андерсон — британско-американский историк, теоретик движения «но-вых левых».
* Рюбель, Максимилиан — марксистский историк и теоретик либертарного ком-мунизма.
Западный постмарксизм в конце XX — начале XXI в.
* Иштван Месарош — критика капитализма, проблемы отчуждения.
* Эрнесто Лакло
* Шанталь Муфф
Сущность и исторические судьбы марксизма как философской системы.
Маркс обратился к низам общ-ва, кот должны освободить себя и весь мир от частной собственности. Центр-й идеей марксизма явл. материалистическое понимание истории: люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих, люди — актеры и авторы собственной драмы.Не сознание людей определяет их бытие, а бытие опр. сознание. Развитие общ-ва есть естественный ист. процесс. Общ-е пр-во — пр-во мат и дух ценностей. Пр-во выступает определяющим. Марксизм не отрицает роль идей, роль духовного. Маркс сформулировал краеугольные положения учения о коммунизме. Коммунизм кладет конец предыстории человечества и открывает его подлинную историю, которая свободна от антагонизмов м/у людьми и природой. Коммунизм уничтожает отчуждение ч-ка от об-ва. Богатство Коммунистического об-ва — свободное время.
Абсолютизация марксистской теории, не учит опыта истор. развития, привели в 20в к существованию тоталитарного об-ва. Это нельзя ставить в вину Марксу. М различал соц-фил и соц-полит стороны своего учения. Соц-полит теория, писал М,будет зависеть от характера эволюции европейского капитализма, от соц расслоения европейского общ-ва.
Русский марксизм и эволюция философии в послереволюционной России
Плеханов (1856-1918) в своих трудах развивал историю Ф, гносеологические и социологические аспекты материального понимания истории. Ленин (1870-1924) счи-тал, что марксизм состоит из 3 частей: Ф, политэкмии, соцполит теории. Особую актуальность философские вопросы приобретают в годы застоя. В работе <Материа-лизм и империализм> (Л) рассм. вопросы теории познания, связывает их с развитием естествознания. Но даже в этих отдельных вопросах он требует видеть столкновение классов, партийных классовых интересов. Он оценивает любую идеалистическую и религиозную мысль как политическую реакцию. С этого начиналась идеологизация и политизация Ф. После смерти (Л) произошла канонизация марксизма и догматизация его принципов. Развитие Ф стало уделом отдельных личностей и съездов партии. Сталин взял на себя право единственного и неповторимого толкователя марксизма. Борьба против идеализма была возведена в ранг гос. политики.
Исторические судьбы марксизма определены его составными частями. Известно ленинское деление марксизма на “составные части”. Но обычно марксисты не обраща-ют внимание на то обстоятельство, что это деление противоречит методологии марк-сизма, по которой идеология есть выражение интересов определённой социальной группы и, если идеология имеет “составные части”, то это означает, что она выра-жает интересы нескольких социальных групп.
Марксизм зарождался как идеология класса культуры, о чём свидетельствует гуманистическая направленность философии молодого Маркса. В исторических услови-ях середины XIX века данный класс ещё не мог иметь свою собственную классовую идеологию. А любая развитая форма создаваемой им идеологии должна была включать, и включила, в себя интересы трёх классов нового типа общественного товарообмена и интересы их “материального орудия”, т.е., класса прежнего типа общественного товарообмена — пролетариата.
Когда гуманистическая философия «находит в пролетариате своё материальное оружие» /Маркс/, тогда процесс создания «четырёхклассовой» идеологии в основном завершён, ибо всё остальное — это детали, обеспечивающие конкурентоспособность данной идеологии среди других.
Стержнем марксовой идеологии стала идея, которая уже несколько веков проду-цировалась “интеллигенцией” при разработке проектов рационального социального переустройства, — идея уничтожения частной собственности.
С этой идеей «шустрые интеллигенты» (М. Восленский) «шли в народ», сначала к крестьянству, а потом и к пролетариату, пытаясь убедить их в том, что именно она (идея уничтожения частной собственности) выражает их интересы. («И вдруг к рабочему являются интеллигенты, только что провозгласившие марксизм неприкосно-венной догмой, и заявляют: „Твоя точка зрения — вовсе не твоего класса. Мы, интеллигенты, научим тебя твоему классовому интересу“. Не странно ли? Не только странно, но и подозрительно. И чем дальше вслушиваешься в рассуждения шустрых интеллигентов, тем подозрительней становится»)