Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные философские школы и направления




Предпосылки русской философии уходят в глубь славян­ской истории. Ценными источниками русской средневеко­вой мысли являются "Слово о законе и благодати" (XI в.), "Слово о полку Игореве" (XII в.), "Повесть временных лет" (XI-XII вв.) и др.

Во времена формирования и укрепления московского го­сударства вызревает идея "Москва — третий Рим". Этот иде­ал православного царства впоследствии будет постоянно до­минировать в русской мысли. Несовпадение же его с реаль­ной практикой социально-государственной жизни послужит источником многих драматических противоречий в общест­венном сознании, включая современность.

В XVII в. философскую мысль России захватывают новые интересы. Если раньше господство в ней принадлежало тече­ниям византийского типа, то в XVII в. на смену приходит за­падноевропейская схоластика. Ее очагами были Киево-Могилянская и Московская духовные академии. Наиболее вид­ные представители — братья Иоаникий и Софроний Лихуды.

В XVIII в. в России заявляет о себе материализм как фи­лософское течение (М. Ломоносов, А. Радищев). Философ­ские взгляды этих мыслителей формировались под влияни­ем идей европейского Просвещения. Если достоинство мате­риалистических воззрений М. Ломоносова в том, что они опирались на естественнонаучный материализм, то в центре философии А. Радищева была проблема человека. Философ намечал подходы не к абстрактному индивиду, а к живому, конкретному человеку, искал пути его освобождения.

У истоков оригинальной русской философии XIX в. стоял П. Чаадаев (1794-1856), завершивший свой знаменитый цикл из восьми "Философических писем" к началу 30-х гг. XX в. В них главенствующей идеей предстает идея единства религии и философии. В конечном счете П. Чаадаев строит свою систему, в которой сочетает элементы "философии то­тальности" с установками "философии индивидуальности", т.е. религиозного и личностного начал. Первой историче­ской разновидностью "философии тотальности" была фило­софия славянофилов (И. Киреевский, А. Хомяков, И. Акса­ков и др.). Православие трактовалось ими как фундамент мировоззрения и познания, монархия — как идеальная фор­ма социума, крестьянская община — как идеальный нрав­ственный мир.

В полемике со славянофильством складывалось западничество (разновидность "философии индивидуальности"). Его представители ориентировались на западноевропейскую цивилизацию, тяготели к материализму и атеизму. Филосо­фию Г. Гегеля М. Бакунин, В. Белинский, А. Герцен воспри­няли как "алгебру революции".

Западниками было положено начало традиции русского Просвещения. Философия русских просветителей 40-60-х гг. строилась как альтернатива славянофильской "философии тотальности". Наиболее полно материалистическую филосо­фию просветителей представлял Н. Чернышевский (1828-1889). В статье "Антропологический принцип в философии" обоснование единства и целостности человеческого организ­ма осуществляется автором как результат трактовки всего бытия в виде многообразия форм материи.

Неизгладимое впечатление в идейном развитии России конца XIX-XX вв. оставил Ф. Достоевский (1821-1881). В набросках «О системе истинной философии» он развил аргу­ментацию в пользу бессмертия души и построил концепцию, делящую историю человечества на три стадии: патриархаль­ность, цивилизацию, христианство. С позиций этой схемы он полемизировал по поводу социализма, считая его внеш­ним устройством человечества. Ф. Достоевский предельно обнажил истину, выстраданную опытом многих поколений: нет на земле и не может быть такой цели, ради достижения которой была бы допустима жертва.

Отправной точкой философско-религиозного учения Л. Толстого (1828-1910) была идея создания "новой рели­гии", соответствующей развитию человечества, религии Хрис­та. "Камень веры" Л. Толстого — принцип непротивления злу насилием, истоки которого он видел в системах буддиз­ма, даосизма, конфуцианства.

Тема подлинного и мнимого прогресса стала главной в учении Н.Данилевского (1822-1885). В труде "Россия и Ев­ропа" (1869) он продолжил начатую славянофилами идею ев­ропоцентризма. Отличительная черта выводов книги состоя­ла в открытом провозглашении русской, славянской точки зрения и выдвинутом на первый план критерии всех пози­ций и решений — политическом интересе русских и всех славян.

Философия В. Соловьева (1853-1900) явилась заверша­ющим синтезом русской религиозной философии XIX в. За­падному "рационализму" он противопоставил идеал "свобод­ной теософии", совмещающей эмпиризм, рационализм и мистику. Социальный идеал В. Соловьева — "вселенская церковь", объединяющая православие, католицизм и про­тестантизм. Реализация этого идеала предполагает созида­ние "богочеловечества" — конечной стадии истории. В богочеловеческом организме обретают свое единство вера в Бога и вера в Человека.

Ярким продолжателем русской религиозной философии был С. Булгаков (1871-1944). Он ставил в центр проблему Софии — Божественной Премудрости. Строить софиологию С. Булгаков начинает с экономической проблематики. Этому посвящен труд "Философия хозяйства" (1912). С. Булгаков последовательно вскрывает "софийные корни" хозяйствен­ной деятельности в труде, производстве, потреблении и др. Мыслитель затрагивает также вопрос о "корнях" науки, ис­кусства, других форм деятельности человека и приходит к выводу, что человеческое творчество в знании, хозяйстве, культуре, искусстве софийно.

Свое завершение идеи С. Булгакова получили в книге "Философия имени" (1953). В ней автор представил своеоб­разную философию слова, соединившую неоплатоническую, патристическую, гегелевскую традицию с идеями В. Гум­больдта и других известных исследователей языка.

Один из самых оригинальных философских умов Рос­сии — Н. Бердяев (1874-1948). В начале творчества целью мыслителя является образ христианской философии, при­званной выразить целостно и универсально человеческий опыт. Итогом творческих поисков явилась работа «Филосо­фия свободы» (1911). В ней Н. Бердяев выступает как про­должатель традиций русской философии. В 1916 г. вышла его работа "Смысл творчества". Центральный стержень этого труда — идея творчества как откровения человека, как со­вместного с Богом продолжающегося творения. С 1922 г. Н. Бердяев живет за границей, где публикует работы "Фило­софия неравенства" (1923), "Смысл истории. Опыт челове­ческой судьбы" (1923), "О назначении человека. Опыт пара­доксальной этики" (1931). Последнюю мыслитель считал наи­более совершенной своей книгой. Один из основных ее тези­сов гласит: творчество возможно при допущении свободы, не детерминированной бытием, не выводимой из бытия.

Итак, рациональному знанию просвещенной и цивилизо­ванной Европы русскими мыслителями были противопо­ставлены фундаментальные и вечные нравственные поня­тия — любви, свободы, сострадания, совести и др.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 196 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2282 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.