Если вышеназванный Корнелис Кунст, казалось, был наследником своего отца в искусстве, то и его брат Лукас не замедлил пойти по стопам своего знаменитого отца.
Лукас родился в Лейдене в 1495 году и, так же как и брат, обучался живописи у своего отца, Корнелиса Энгелбрехтсена. Он одновременно был и живописцем и поваром, так как живопись в его родном городе едва ли могла его прокормить. Несмотря на это, он был хорошим мастером и в водяной и в масляной живописи, в чем убеждают его картины, которых и теперь еще много в Лейдене, особенно в доме собирателя редкостей и живописца‑живописца‑любителягосподина Яна Адрианса Кноттера, где находится несколько написанных водяными красками полотен, замечательных по своему тщательному и прекрасному исполнению и передаче чувств, удивительно соответствующей содержанию картин. Самое лучшее из этих полотен изображает блудницу перед Христом.
Кроме того, в достоинствах его можно убедиться и в доме Якоба Верми, где также много его картин, написанных водяными красками.
Так как Лукас, живя в Лейдене, был в очень стесненных обстоятельствах и своей живописью едва мог зарабатывать себе пропитание, то, услыхав, что искусство в Англии, где в это время царствовал Генрих VIII, пользовалось высоким уважением и что произведения его находили большой сбыт, уехал туда вместе с женой и семью или восемью детьми. Со времени его отъезда ни о нем, ни о его судьбе нет никаких известий. Известно только, что в Лейдене, в доме одного купца, господина Ганса де Гартюга, есть картина, несколько лет назад привезенная из Англии, которая по характеру живописи представляет большое сходство с его произведениями, и еще, что когда граф Лейчестер был вызван из Англии для управления нашими провинциями, то приехавшие с ним несколько человек англичан очень охотно везде, где только могли, покупали его картины; из этого видно, что они были знакомы с произведениями Лукаса еще в своей стране. Это все, что я мог о нем сказать.
Примечания
Лукас Корнелисс по прозвищу Кунст, или де Кок (ок. 1495, Лейден – 1552, Англия?), – нидерландский художник, сын и ученик Корнелиса Энгелбрехтсена, младший брат Питера и Корнелиса Кунстов. Биографические сведения о нем, кроме тех, что приведены К. ван Мандером, отсутствуют. Упомянутая в тексте картина «Блудница перед Христом» не обнаружена. С именем этого художника связывают несколько портретов в частных английских собраниях.
Жизнеописание знаменитого живописца Яна ван Калькара (Jan van Calckar)
Из всех любимцев природы среди наших нидерландцев тем, которого она как бы прямо предназначила к тому, чтобы заставить умолкнуть Италию, хвалившуюся, будто ни один нидерландец не только не мог превзойти, но даже сравниться в изображении человеческих тел с ее знаменитыми мастерами, был, по моему мнению, необыкновенно искусный Ян ван Калькар. Значение его в искусстве я не в силах прославить настолько громко, насколько оно того заслуживает, и очень сожалею, что о таком выдающемся мастере я имею так мало сведений.
Он родился в городе Калькар, в округе Клеве, но я не знаю ни того, какие он нашел там произведения, которые могли пробудить в нем природную склонность к искусству, ни того, кто был его первым учителем. Я знаю только, что в 1536 или 1537 году он жил в Венеции вместе с одной девушкой из Дордрехта, которую он увез от родителей, державших в своем доме разбойничий притон, о чем будет рассказано в жизнеописании Хемскерка. В Венеции Калькар сделался достойным учеником великого Тициана и не только воспринял его манеру живописи, но и достиг того, что, наконец, невозможно было различать их произведения.
Когда Голциус, к суждениям которого я имею полное доверие, находился в Неаполе и ему показали там несколько портретов, то он сейчас же сказал: «Это рука Тициана». Но бывшие с ним живописцы на это ему заявили: «Вы правы и метко судите, и все‑таки картины не его руки, а Яна ван Калькара». Его манера живописи так схожа с манерой Тициана, что никакой знаток на свете не в состоянии отличить одну от другой. И Вазари, познакомившийся с ним в Неаполе, говорит, что не может признать его манеру живописи за нидерландскую.
В работах карандашом и пером он также проявлял необыкновенные способности и рисовал мощным штрихом; в этом его также нельзя было отличить от Тициана.
Именно он сделал рисунки к драгоценной книге анатома Везалиуса[123] и превосходно исполненные им здесь фигуры указывают, каким выдающимся мастером он был в нашем искусстве. Кроме того, он нарисовал все, или почти все, портреты итальянских живописцев, скульпторов и архитекторов, которые помещены в книге Джорджо Вазари[124]. Они были нарисованы так хорошо и с такой твердостью, что исполнить лучше человеческая рука не может.
К великому несчастью для живописи и для славы наших Нидерландов, он умер в Неаполе в лето от Рождества Христова 1546, еще молодым по годам, но зрелым по искусству.
Примечания
Ян Стевен ван Калькар (1499, Калькар – между 1546 и 1550, Неаполь) – нидерландский живописец и рисовальщик. Портретист, автор анатомических рисунков. Работал в Италии, в Неаполе, где в 1545 г. познакомился с Вазари, который упомянул его в своей книге как ученика Тициана и превосходного портретиста. Живописных работ Яна ван Калькара сохранилось крайне мало, в настоящее время к ним относят «Портрет бородатого мужчины» (Вена, Художественноисторический музей), «Мужской портрет» (Антверпен, собрание Кашиопен), «Портрет Мельхиора ван Браувейлера» (1540, Париж, Лувр).