После того как Альбрехт украсил мир живописью и все было так полно прекрасным искусством, он сказал, что теперь ему остается только изобразить высокое небо.
И вслед за тем, покинув землю, он устремился к лучезарным звездам.
Вторая эпитафия
Здесь лежат зарытые в землю разум, честность, душевная чистота, благоразумие, добродетель, искусство, благочестие и верность.
Третья эпитафия, его же
Если бы жизнь могла быть возвращена слезами, Альбрехт, то твое тело не было бы сокрыто в этой земле.
Но так как слезами и плачем судьбы смягчить нельзя, то по крайней мере скорбью можно воздать должное уважение.
Памяти Альбрехта Дюрера, самого добродетельного и совершенного мужа своего времени, который не только первый между германцами довел до совершенства и прославил искусство живописи и ввел его в строгие правила, но и начал с помощью своих сочинений объяснять их преемникам. По этой причине и особенно за добрый нрав, благоразумие и необыкновенные дарования он был очень любим не только нюрнбергцами, но и чужестранцами и весьма ценим высокородным императором Максимилианом, его внуком Карлом, а также королем Венгрии и Богемии Фердинандом, милостиво пожаловавшим ему ежегодную пенсию и всегда удостаивавшим его своей благосклонностью.
Он умер, всеми оплакиваемый, б апреля 1528 года, пятидесяти семи лет от роду.
Эту хвалу воздал Виллибальд Пиркхеймер своему верному другу, поскольку он был того достоин.
Примечания
Альбрехт Дюрер (1471, Нюрнберг – 1528, там же) – живописец, гравер, рисовальщик, теоретик искусства, основоположник и величайший представитель искусства немецкого Возрождения. Учился у своего отца, золотых дел мастера, и у нюрнбергского живописца Михаэля Вольгемута; в 1490–1494 гг. странствовал по немецким землям. В 1494 г. посетил Италию, где испытал сильное воздействие гуманистических идей. В 1505–1507 гг. жил в Венеции. В 1520–1521 гг. Дюрер совершил поездку в Нидерланды, оставив подробный дневник путешествия. Работал он в основном в родном Нюрнберге, где со временем завоевал почетное положение и вошел в круг виднейших гуманистов города. Дюрер отличался поистине ренессансной широтой интересов и творческих проявлений, пробуя себя в разных видах искусства, в разных техниках и жанрах. Славу ему принесли в первую очередь гравюры. В этой сфере он проявил себя как истинный новатор, подняв печатную графику до уровня высокого искусства. Такие его творения, как серии ксилографий «Апокалипсис» (1498) и «Жизнь Марии» (ок 1502–1505), гравюры на меди «Блудный сын» (1496), «Морское чудо» (ок 1500), «Немезида» (нач. 1500‑х) и особенно три композиции «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Иероним в келье», «Меланхолия», объединенные под общим названием «Мастерские гравюры» (1513–1514), относятся к шедеврам искусства европейского Возрождения Живой интерес к природе отразился в знаменитых акварелях Дюрера «Заяц» (1502) и «Большой кусок дерна» (1503, обе – Вена, Альбертина), а также в многочисленных акварельных пейзажах – первых в немецком искусстве самостоятельных произведениях этого жанра. Не менее ярко талант Дюрера‑графика проявился в сотнях разнообразных по тематике рисунках пером и углем.
Первые живописные работы мастера относятся к концу 1490‑х гг. («Автопортрет», 1498, Мадрид, Прадо; «Алтарь Паумгартнеров», ок 1498, Мюнхен, Старая пинакотека), но подлинный расцвет Дюрера‑живописца наступил со времени второй поездки в Венецию. Помимо упомянутых К. ван Мандером работ о нем свидетельствуют большая алтарная картина для церкви Сан‑Бартоломео в Венеции «Праздник четок» (1506, ныне – Прага, Национальная галерея), «Мадонна с чижом» (1506, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с разрезанной грушей» (1512, Вена, Художественноисторический музей), а также поздние портреты: «Портрет молодого человека» (1521, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Портрет неизвестного мужчины» (1524, Мадрид, Прадо), «Иоганн Клебергер» (1526, Вена, Художественноисторический музей), «Иероним Хольцшуэр», «Якоб Муфель» (оба – 1526, Берлин Государственные собрания).
В последние годы жизни Дюрер написал ряд теоретических трактатов: «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (1525) – первый в Германии труд о перспективе, «Наставление к укреплению городов, замков и крепостей» (1527), «Четыре книги о пропорциях человека» (1528). За тридцать лет через нюрнбергскую мастерскую Дюрера прошло несколько поколений художников; он создал мощную школу граверов и живописцев, распространивших новые принципы искусства по всей Германии.