Некогда в Верхней и Нижней Германии был целый ряд знаменитых художников и людей, обладавших даром живописи, от которых время и годы почти ничего не оставили нам, особенно в Нидерландах, кроме одних только имен, так как в трудах историков немного сохранилось о них воспоминаний.
Но все‑таки благодаря тому, что в старину почти все граверы были также и живописцами, мы и теперь еще можем видеть в разных местах реликвии или оставшиеся образцы их искусства и знаний в их гравюрах. Примером тому служат: Зебальд Бегам[47], родом из Швабии, Лукас Кранах[48] из Саксонии, Израель ван Мекенен[49] и Мартин Шонгауэр[50], гравюры которых и должны показать нам теперь, какие они были хорошие мастера по тому времени, ибо я не могу доказать этого их живописными произведениями[51].
Из нидерландцев, о произведениях и судьбе которых я осведомлен только отчасти, не зная даже в точности, когда они жили, я назову одного превосходного для того отдаленного времени мастера Ганса Мемлинга[52] из Брюгге. В госпитале Св. Иоанна в Брюгге был его работы поставец, или ларь, расписанный довольно маленькими, но исполненными с таким совершенством фигурами, что госпиталю взамен его много раз предлагали такой же ларь из чистого серебра[53].
Этот мастер жил и работал в Брюгге еще до того времени, когда вошел в славу Питер Поурбус. Этот последний всякий раз ходил смотреть его прекрасное произведение, открывавшееся в дни больших праздников, и при этом никогда не мог ни досыта насмотреться, ни в достаточной мере расхвалить его. Из этого можно заключить, каким необыкновенным человеком был Ганс Мемлинг.
Немного позднее Яна ван Эйка в Генте жил некий Герард ван дер Мейер[54], обладавший очень тонкой манерой живописи. Гентский любитель искусств Ливии Тайярт привез одно из его произведений в Голландию. Оно изображало Лукрецию и отличалось весьма тщательным исполнением. Впоследствии эта картина перешла в собственность Якоба Рауварта, известного любителя искусств в Амстердаме.
В Генте жил еще некий Герард Гербоут[55], сделавшийся впоследствии живописцем английского короля Генриха VIII. В церкви Св. Иоанна в Генте, на левой стороне высокого алтаря, были две створки его работы к запрестольному образу, средняя картина которого была резная, деревянная. Заказ на створки он получил от аббата церкви Св. Бавона Ливина Гугенусса. На одной створке было изображено Бичевание Христа, написанное с большим искусством. Здесь бросались в глаза злорадная жестокость бичующих, терпение Христа и важный вид человека на переднем плане, связывавшего в пучки прутья.
Другая створка представляла Снятие со креста. В этой картине приковывает внимание глубокая печаль Марии и Иоанна, стоящих у подножия креста. В глубине видны три Марии, идущие в темноте ко гробу с маленькими фонарями и светильниками, свет которых отражается на их лицах Через расщелину могильной пещеры видна даль. Во времена иконоборцев эти створки были выкуплены и спасены одним брюссельским любителем искусств, Мартином Бирманом, возвратившим их потом церкви за ту скромную сумму, какую он заплатил за них сам. Кроме того, в Генте был еще на Пятничном рынке, в полотняном ряду, работы того же Герарда круглый образ, написанный с обеих сторон. На одной стороне было изображено, как Христос в терновом венце сидит на камне и некий человек наносит ему удары палкой по голове. На другой стороне изображена Мария с Младенцем, окруженная ангелами.
Затем в Генте жил, но не в такое старое время, хороший мастер Ливен де Витте[56], особенно искусно умевший рисовать архитектуру и перспективные изображения, чем он по преимуществу и занимался. Его главным произведением была картина «Блудница перед Христом». В церкви Св. Иоанна в Генте есть также несколько прекрасных витражей, картоны к которым исполнены им. В старые годы в Брюгге жил некто Ланселот Блондель[57], который в юности был каменщиком и потому, когда сделался живописцем, всегда изображал на своих картинах в качестве своей марки мастерок каменщиков. Он необыкновенно был искусен в изображении зданий, древних развалин и пламени ночных пожаров. Его дочь была замужем за Питером Поурбусом.
В Брюгге жил также Ганс Верейке, по прозванию Маленький Гансик[58]. Он очень хорошо писал красивые пейзажи, которые исполнял очень старательно и близко к природе; иногда он в них помещал маленькую фигурку Марии. Он также довольно хорошо писал и портреты с натуры. Я, например, сам видел в окрестностях Брюгге, в Голубом замке, в доме моего дяди Клавдия ван Мандера, триптих его работы, на створках которого был изображен он сам с женой и детьми. На средней доске была представлена Мария на фоне пейзажа.
В старое время там жил еще Герард из Брюгге[59], о котором я ничего не знаю, кроме того, что слышал, как Питер Поурбус отзывался о нем с похвалой как о выдающемся мастере.
Еще раньше в Харлеме жил мастер Ян ван Хемессен[60], гражданин этого города, устарелая манера живописи которого сильно отличалась от манеры современных художников. Он обыкновенно писал большие фигуры, и иногда очень тонко и своеобразно. В Мидделбурге, в доме любителя искусств господина Корнелиса Монинкса, есть его картина, изображающая Христа, идущего в сопровождении многих апостолов по дороге в Иерусалим.
Был еще в Харлеме некий Ян Мандейн[61], прекрасно писавший, в духе Иеронима Босха, привидения и разные вещи шутливого содержания. Он умер в Антверпене, где получал от города пенсию.
Еще в Харлеме жил Фолкерт Клас[62], очень сведущий и в композиции, и в рисунке, и в живописи. Несколько его картин на полотне находятся в зале шеффенов в Харлеме. Они написаны смело, но скорее в старом, нежели новом вкусе. Он чрезвычайно много рисовал эскизов для витражистов по стеклу и для других, и притом за самую ничтожную плату.
В Антверпене жил в старину некий Ганс Немец, или Зингер, родом из Гессена[63]. Он расписал водяными красками в доме Карела Коккела на Императорской улице в Антверпене целую комнату, где изобразил большие деревья, между которыми легко было различить липы, дубы и другие породы. Он также делал рисунки для шпалерных мастеров. В 1543 году он был принят в антверпенскую гильдию живописцев.
В 1535 году в антверпенскую гильдию был принят некий Ганс из Элбурга, что близ Кампена, называвшийся также Маленьким Гансом[64]. В церкви Богоматери в Антверпене им был написан алтарь цеха торговцев рыбой. На нем была изображена рыбная ловля Петра, где на переднем плане были видны Христос и красивое дерево. Также очень хорошо была представлена буря на озере.
В прежнее время в Антверпене жил Арт де Бер[65], принятый в гильдию живописцев в 1529 году. Он много делал рисунков для живописцев по стеклу и был отличным мастером.
Там жил также и Ян Кране[66]. В церкви Богоматери, в капелле Св. Даров, находилась превосходная большая его картина на полотне «Омовение ног». Он вступил в антверпенскую гильдию в 1523 году.
Ламберт ван Норт[67] из Амерсфорта был хорошим живописцем и архитектором. В антверпенскую гильдию живописцев он был принят в 1547 году.
Михил де Гаст[68] вступил в ту же гильдию в 1558 году. Он усердно писал маслом, а также рисовал с натуры руины и город Рим. Но сверх того, он делал много рисунков и собственного измышления. Свои работы он обозначал вытесненным внизу клеймом. Был еще в Антверпене хороший пейзажист, писавший клеевыми красками, Питер Бом[69]. Он вступил в гильдию в 1560 году.
Сверх того, в 1556 году в антверпенскую гильдию был принят некий Корнелис ван Далем[70], очень искусный живописец пейзажей со скалами.
Всех этих выдающихся мастеров я поименовал здесь по очереди, поскольку знаю о них не больше того, что рассказал.