Обыкновенно или по крайней мере часто бывает, что, если заметят, что кто‑нибудь из живописцев сделался знаменитым мастером и достиг почестей и богатства, родители начинают чаще, чем прежде, отдавать ему своих детей учиться рисованию. По этой причине Ян ван Эйк также мог бы иметь очень много учеников, но, кажется, он мало об этом заботился.
Все‑таки у него был один ученик по имени Гуго ван дер Гус[46], который, обладая значительным дарованием и большим умом, сделался выдающимся живописцем. У своего учителя он перенял искусство живописи масляными красками. Произведения его стали появляться около 1480 года.
В церкви Св. Иакова в Генте была очень милая и искусно написанная его картина, висевшая на колонне и служившая эпитафией некоего Вутера Гольтье. Средняя часть картины представляла сидящую анфас Богоматерь с Младенцем, фигура которой была около полутора футов высоты. Я часто с большим восхищением смотрел на то изящество, с каким была написана Мария, а также растения и маленькие камешки, рассеянные по земле. Особенно восхитительна милая скромность в чертах лица Марии. Впрочем, придавать лицам святых и духовных особ вид строгого благочестия было вообще присуще всем старинным мастерам. В той же церкви находился витраж «Снятие со креста»; произведение это исполнено так искусно, что я в сомнении, кто делал рисунок – он или его учитель Ян.
В монастыре Богоматери в Генте также была картина работы Гуго, содержание которой заимствовано из легенды о св. Екатерине. Это было очень красиво и искусно исполненное произведение, хотя и написанное им еще в молодости.
Сверх того, в Генте есть еще одно очень хорошее творение Гуго, которое справедливо хвалят все – и знатоки, и художники. Оно находится в доме Якоба Вейтенса, расположенном близ маленького мюйденского моста и окруженном со всех сторон водой. Картина написана масляными красками на стене, над каминным колпаком, и представляет встречу Авигеи с Давидом. Здесь особенно поражают необыкновенно скромный вид женщин и их целомудренные и милые лица. Их скромность настолько назидательна, что нашим современным художникам не мешало бы посылать в их школу учиться скромности тех женщин, которые им позируют. Что касается Давида, то он представлен величественно восседающим на коне – словом, это произведение одинаково замечательно и по рисунку, и по мысли, и по движению фигур, и по выражению лиц.
Как говорят, здесь участвовала любовь и кистью художника водил Купидон вместе со своей матерью и грациями, ибо, когда Гуго был холостым, он ухаживал за хозяйской дочерью и, сильно в нее влюбившись, нарисовал ее с натуры в своей картине.
В честь этого искусного произведения Лукас де Хере сочинил похвальные стихи, которые он влагает в уста одной из женщин, изображенных на картине. Вот их содержание:
Ода
Мы здесь представлены, как живые, знаменитым художником Гуго ван дер Гусом, который питал благоговейную любовь к одной из нас. Ее милое лицо показывает, как велика была любовь, управлявшая его рукой, подобно тому как образ Фрины свидетельствует о том, какую глубокую любовь питал к ней Пракситель, ибо возлюбленная живописца превосходит всех нас здесь своей красотой, будучи в его глазах первой. Впрочем, все, и мужчины и женщины, написаны безупречно и с большим искусством, равно как и осел, и лошадь; достойны также замечания весьма удачно подобранные красивые, прочные и чистые краски. В общем, все произведение прекрасно и хорошо выполнено, и нам только не дано, чтобы мы заговорили, – недостаток, каковой у женщин встречается очень редко.
В Брюгге, среди других прекрасных произведений этого искусного художника, может быть даже оставшихся мне и неизвестными, есть одна картина, которая относится к числу самых лучших и выдающихся его произведений. Это запрестольный образ в церкви Св. Иакова в Брюгге, представляющий Распятие с изображенными там разбойниками, Марией и другими фигурами. Все они написаны так живо и с таким большим старанием, что могут доставить величайшее наслаждение не только обыкновенным зрителям, но и всем знатокам нашего искусства. Упомянутая картина за ее высокие достоинства была пощажена иконоборцами, но когда эта самая церковь стала служить местом проповедей протестантов, ее сняли и одному живописцу по его же совету поручили написать на ней золотыми буквами по черному фону Десять заповедей. Об имени этого человека, принадлежащего искусству и тем не менее решившегося испортить такое совершенное произведение, я умолчу в интересах искусства, так как Живопись не может смотреть, не проливая слез, на этот поступок, составляющий для нее великий позор. К счастью, первый, старый фон был чрезвычайно крепок, и когда теперь золотые буквы и черный верхний слой, состоявший из жирной масляной краски, местами облупились, легко было счистить и все остальное, не повредив картины, и она осталась цела.
Вот все те сведения, которые мне удалось собрать о превосходном мастере Гуго. Когда он умер и где находится место его погребения, я не знаю. Но его имя, ради его высокого искусства, я поручаю супруге Геркулеса, Гебе, или, иными словами, бессмертию.
Примечания
Биография Гуго ван дер Гуса – одного из крупнейших представителей нидерландской школы XV века – известна мало. Он родился между 1435 и 1440 гг. Некоторые исследователи называют его родиной местечко Тер Гус в Зеландии. Однако, скорее всего, это был Гент, в архивах которого художник впервые упомянут в 1465 г. В 1467 г. Гус получил звание мастера. Судя по всему, он рано добился признания, стал ведущим художником Гента и пользовался известностью не только на родине, но и за ее пределами. В 1468 г. молодого мастера приглашали в Брюгге для праздничного украшения города по случаю бракосочетания герцога Карла Смелого и Маргариты Йоркской. В 1469 и 1472 гг. он руководил оформлением торжеств по случаю приезда в Гент герцогской четы. В 1473–1476 гг. избирался деканом гентской гильдии св. Луки. Около 1478 г., находясь в зените славы, Гус удалился в монастырь Рооде близ Брюсселя, где провел последние годы жизни, омраченные душевной болезнью. Он умер в 1482 г. В творческой биографии мастера также много пробелов. Судя по старинным записям, его деятельность была разнообразной: он писал не только алтари и портреты, но и создавал миниатюры, выполнял разного рода декоративные работы, в частности редкие для Нидерландов стенные росписи. Ни одна из подобных работ до нас не дошла. Сохранившиеся произведения Гуса немногочисленны. Единственная документированная работа, ставшая отправной точкой для исследования его творчества, – монументальный триптих «Поклонение Младенцу», известный как «Алтарь Портинари» (ок 1473–1476, Флоренция, Уффици), – самое значительное произведение нидерландского искусства второй половины XV в. На основании стилистической близости к нему Гусу приписывается еще ряд произведений: «Мадонна с Младенцем» (Филадельфия, собрание Джонсон; Брюссель, Королевский музей изящных искусств; Франкфурт‑на‑Майне, Штеделевский художественный институт); диптих «Грехопадение и Оплакивание Христа» (Вена, Художественноисторический музей); триптих «Поклонение волхвов, или Алтарь Монфорте» (конец 1460‑х), триптих «Поклонение пастухов» (начало 1480‑х, оба – Берлин, Государственные собрания); а также алтарное панно «Успение Марии» (Брюгге, Музей Грунинге), которое считается самой поздней работой мастера.
О незаурядном таланте Гуса‑портретиста позволяют судить «Портрет бенедиктинского монаха» (ок 1480, Нью‑Йорк, Музей Метрополитен), а также приписываемые ему овальный «Мужской портрет» (Нью‑Йорк, Музей Метрополитен) и картина «Иоанн Креститель и донатор» (Балтимор, Галерея Уолтерс), которые, скорее всего, являются фрагментами монументальных произведений.