Каждая асана выполняется из какого‑то исходного положения. В основе даже самой необычной позы лежит обычное положение тела. Выделяют пять таких исходных положений, и с них начинается любая поза, которую только можно придумать:
Положение стоя опора на ступни ног (см. с. 47).
Положение сидя опора на основание таза (см. с. 95).
Положение стоя на коленях – опора на колени, голени и верхнюю часть стопы (см. с. 137).
Положение лежа на спине – опора на заднюю поверхность тела (см. с. 157).
Положение лежа на животе – опора на переднюю поверхность тела (см. с. 187).
В каждом из разделов приводится хотя бы по одной асане, в которых используются сгибания, вращение и осевое растягивание позвоночника.
Для этого отбирались наиболее распространенные позы.
С темой исходной позиции тесно связана концепция опоры. Под ней понимаются участки тела, которые находятся в соприкосновении с полом и несут на себе вес тела, оказывая давление на пол и получая взамен энергию поддержки. С точки зрения анатомии только стопы имеют конструкцию, позволяющую выполнять эту задачу. Вероятно, именно поэтому большинство школ йоги считают простые позы в положении стоя основой изучения асан. Уроки, которые вы можете почерпнуть в положении стоя, применимы к любой другой исходной позиции.
К числу структур организма, которые больше всего напоминают стопы, относятся, разумеется, кисти рук. Использование их в качестве опоры рассматривается в отдельной главе (см. с. 197).
ИНФОРМАЦИЯ ПО КАЖДОЙ ПОЗЕ
За редкими исключениями описание каждой позы содержит в себе следующие моменты:
• Классификация и уровень сложности. Позы классифицируются по характеру опоры, движениям позвоночника и уровню сложности.
• Ключевые структуры и аспекты. Для каждой асаны указываются минимум три ключевые структуры. Это могут быть анатомические аспекты, на которые в данной позе делается особый акцент, или менее очевидные моменты, которые, однако, играют более значительную роль в выполнении упражнения, чем может показаться на первый взгляд. Кроме того, описание данной конкретной асаны может содержать интересные анатомические наблюдения, которые подойдут и для других упражнений.
• Движения костей и суставов. Суставы и конечности, принимающие участие в выполнении асаны, классифицируются по производимым действиям: сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение и т. д.
• Работающие и растягивающиеся мышцы. При выполнении асан особое внимание должно уделяться ощущениям, которые возникают в сокращающихся и растягивающихся скелетных мышцах. Во многих случаях для принятия позы одни и те же мышцы должны работать и растягиваться одновременно. Отдельные элементы упражнений и участвующие в них мышцы подробно иллюстрируются и анализируются.
• Дыхание. В процессе дыхания происходит изменение (рормы полостей тела. Каждая поза в йоге создает особью условия для дыхания. Многие положения тела снабжены примечаниями и рекомендациями по использованию типа дыхания, позволяющего добиться максимального ЭцЬфекта.
• Препятствующие факторы и примечания. В некотором смысле йога представляет собой систему упражнений, цель которых состоит в выявлении изъянов человеческого тела и их устранении. Тренировки с использованием асан – это система, позволяющая подходить к препятствиям наилучшим способом, с учетом физических возможностей тела. Здесь описываются наиболее типичные препятствия, мешающие выполнить изображенную асану, и даются полезные советы по их преодолению.
• Меры предосторожности. Некоторые позы таят в себе потенциальный риск для отдельных частей тела или для организма в целом. При необходимости на них обращается особое внимание.
• Вариант. Для некоторых асан приводятся описания вариантов выполнения и их иллюстрации.
• Особые примечания. По мере необходимости даются примечания, не входящие ни в один из вышеперечисленных разделов. Это могут быть комментарии по поводу терминологии, истории, мифологии и другой информации, приводимой в конкретном контексте.
ТИПЫ МЫШЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
В разделах «Работающие мышцы» и «Растягивающиеся мышцы» будут постоянно делаться примечания о следующих типах работы мышц:
– Концентрическое действие – мышца работает, сокращаясь.
– Эксцентрическое действие – мышца работает, растягиваясь.
– Изометрическое действие – мышца пытается преодолеть сопротивление, но ее длина не меняется и при этом отсутствует намерение совершить движение.
– Изотоническое действие – мышца пытается преодолеть сопротивление, но ее длина не меняется и при этом присутствует намерение совершить движение.
Может возникнуть закономерный вопрос: «Поскольку все позы статичны, то не лучше ли считать действия всех мышц изометрическими?»
Вкратце на этот вопрос можно ответить следующим образом: мы приводим описание того, как прийти к данной позе из исходной позиции, а не как оставаться в ней. Другими словами, надо рассматривать асаны как процесс, а не как конечное состояние.
Чаще всего на иллюстрации изображена финальная стадия движения.
Даже если вы уже находитесь в какой‑то позе определенное время, мышечная активность, которая потребовалась, чтобы принять ее из исходного положения, все еще сохраняется. Кроме того, движение механизмов дыхания никогда не прекращается. Асана представляет собой моментальный срез непрерывного процесса движения и дыхания, простирающегося как в прошлое, так и в будущее[16]. До тех пор, пока мы существуем в пространстве и времени, мы никогда не будем находиться в полном покое.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Помещенные в книге рисунки основаны на фотографиях позировавших моделей. В некоторых случаях ракурс может показаться необычным, так как снимки делались снизу через большой лист плексигласа или сверху с использованием лестницы.
Наша художница брала эти фотографии за основу, устанавливала модель скелета в соответствующую позу и зарисовывала положение костей от руки. После внесения необходимых исправлений с помощью компьютерной программы к полученному изображению она добавляла мышцы и другие структуры тела, в результате чего после нескольких уточнений получалась окончательная иллюстрация.
В самом конце к рисункам добавлялись подписи с названиями мышц и других структур тела.
Съемки для книги «Анатомия йоги», проводившиеся в зале школы «Breathing Project» в Нью‑Йорке. Лесли Каминофф наблюдает за работой, а фотограф Лидия Манн осуществляет снизу через лист плексигласа съемку позы бакасана в исполнении Дерека. Джанет и Элизабет поддерживают лестницы. Окончательный вариант иллюстрации, сделанной на основе этой гротографии, вы можете увидеть на странице 212.