Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Несколько блюд арабской кухни 1 страница




Холодные блюда  

Салат из помидоров по‑арабски. Помидоры нарезают дольками, укладывают горкой в салатник, солят, поливают лимонной кислотой, по бокам кладут маслины и зеленый лук. Поливают оливковым маслом. Сверху кладут дольку лимона.

Перец сладкий стручковый по‑алжирски. Печеные стручки очищают и нарезают крупной лапшой, смешивают с нарезанным кольцами репчатым луком, заправляют по вкусу солью, черным перцем, оливковым маслом и уксусом.

Салат по‑египетски. Бананы моют, разрезают вдоль на две половинки, аккуратно вынимают мякоть и режут ее соломкой. Сельдерей, яблоки, салат очищают, нарезают соломкой. Помидоры нарезают ломтиками. Все продукты перемешивают, добавляют майонез. Салат укладывают в салатник или в шкурки от бананов, украшают салатом, ломтиками помидоров.

Паштет из фасоли. Перебранную, промытую фасоль отваривают в кипящей воде, откидывают, протирают, смешивают с пассерованным луком, добавляют соль, уксус, перец. Оформляют в виде рулета и охлаждают. При подаче нарезают по 2 – 3 кусочка на порцию.

Первые блюда  

Большинство супов арабской кухни готовится на мясном бульоне. Особенность их приготовления заключается в том, что вначале мясо обжаривают крупным куском без жира, затем заливают его холодной водой и варят до готовности. В процеженный бульон закладывают овощи, горох, фасоль и др. При подаче во многие супы добавляют чеснок и посыпают зеленью. Мясо кладут обычно два кусочка.

Суп фасолевый с мясом по‑арабски. Крупные куски мяса обжаривают без жира и готовят бульон. Затем бульон процеживают, засыпают в него перебранную, промытую, но не замоченную красную фасоль и варят до полуготовности. После этого заправляют пассерованным томатом, мелко нашинкованным пассерованным луком и доводят до готовности. При подаче добавляют толченый чеснок и посыпают зеленью. В тарелку кладут два кусочка мяса.

Суп гороховый с вермишелью по‑арабски. В процеженный бульон закладываютперебранный целый горох и варят до готовности. Затем добавляют вермишель, картофель, а после закипания – пассерованный лук с томатом. При подаче добавляют толченый чеснок и посыпают зеленью.

Вторые блюда  

Мясо тушеное по‑арабски. Мясо (чаще всего баранину) нарезают крупными кусками, не отбивая, солят, перчат, маринуют один‑два часа с добавлением лимонной кислоты и мелко нарубленной зелени. Маринованное мясо обжаривают вначале на раскаленной сковороде без жира, а затем перекладывают на раскаленную сковороду с жиром.

Обжаренное мясо перекладывают в сотейник, добавляют пассерованный томат, мелкорубленый пассерованный репчатый лук, нарезанные дольками помидоры, чеснок, лимонную кислоту, соль, перец молотый. Сотейник накрывают крышкой и тушат мясо на слабом огне до готовности. Подают с припущенным рисом, заправленным томатом или шафраном и пассерованным луком, или с картофелем. При подаче посыпают зеленью.

 

Баранина по‑каирски. Зеленый горошек обжаривают, добавляют томат, соединяют с обжаренными кусочками баранины и тушат с добавлением небольшого количества бульона. Перед окончанием тушения вводят пассерованные морковь и муку, перемешивают и доводят до готовности.

Куры по‑арабски. Курицу отваривают, нарубают на порционные куски, маринуют в течение 1 – 2 часов в чесночном растворе с добавлением лимонной кислоты и мелкорубленной зелени. Во взбитое яйцо добавляют мелкорубленный пассерованный лук, зелень, лимонную кислоту, соль. Маринованные куски курицы панируют в муке, обмакивают в яйцо и кладут на раскаленную сковороду. Оставшимся яйцом заливают курицу и запекают в жаровочном шкафу. Подают с припущенным рисом, заправленным томатом и пассерованным луком.

Плов по‑арабски (мак‑любе). Мясо нарезают по два куска на порцию, отбивают, солят, перчат и обжаривают до образования румяной корочки. Обработанную цветную или белокочанную капусту обжаривают по фритюре и солят.

Обжаренное мясо кладут в сотейник, на него кладут обжаренную капусту, сверху кладут замоченный в течение 1 – 2 часов рис и заливают холодной водой или бульоном (норма воды такая же, как для обычного плова), солят, перчат.

Накрывают крышкой и тушат на среднем огне до готовности. Затем плов перекладывают на раскаленную сковороду и с жиром или противень и обжаривают.

Десерт  

Крем банановый. Яйца взбивают и вводят их в послащенное молоко, добавляют бананы, нарезанные кружочками или кубиками, мелконарезанную цедру лимона, изюм без семечек и варят смесь на водяной бане. Подают охлажденным.

 

Исламское искусство

 

Арабский халифат, возникший в VII веке, постепенно стал огромным государством, территория которого на западе включала Северную Африку и Испанию, на востоке доходила до границ Индии и Китая, на севере – до степей Казахстана. Вошедшие в состав Халифата народы – арабы, берберы, иранцы, таджики, азербайджанцы и другие – имели древние культурные и художественные традиции. Однако в условиях Халифата и распространения новой религии – ислама в искусстве этих народов произошли значительные изменения, возникли общие для всех черты, обусловленные новыми экономическими и культурными связями. Немалое влияние на развитие искусства оказал Коран, в котором сформулированы главные правила отображающего мира. Ислам признает только одного творца – Аллаха, поэтому задача художника, архитектора, гончара, мастерицы, ткущей ковры, – стать инструментом в божественной руке. Человек в руках Бога, как перо в руке писца, может создавать только по воле Бога. Сам он не может являться творцом. Искусство, литература, архитектура – все это части мира, сотворенного Богом, а руки человека способны лишь дополнить этот мир по воле Бога. Принято считать, что ислам запрещает изображать живые существа. В Коране говорится, что вырезать идолов и ваять образы человека – дело дьявола. В преданиях‑хадисах о жизни Пророка сказано, что несчастье ждет того, кто будет изображать живое существо. В день Последнего суда те, кого изобразил художник, сойдут с картин и будут требовать, чтобы он отдал им душу. Но художник не может наделить свои создания душой, поэтому ему суждено гореть в вечном пламени.

В старой мусульманской притче говорится о том, как художник спросил мудреца Ибн Аббаса: "Могу ли я рисовать животных?" Мудрец ответил: "Можешь, но лиши их головы, чтобы они не походили на живые существа, или старайся, чтобы они напоминали цветы". В Бенгалии и в наши дни можно увидеть исключительной красоты надписи на стенах мечетей или на посуде. Складываясь в узоры, они похожи на летящую птицу или других животных… но только похожи.

В арабских странах Ближнего Востока, Северной Африки и в Испании, как и во всем мусульманском мире, строились мечети – здания для молитвы. Образцом для мечети вослужил дом основателя ислама Пророка Мухаммада. Его дом имел двор, в глубине которого был устроен навес на столбах, сделанных из стволов пальм. Старинные мечети Багдада, Дамаска и Каира также имеют огромные прямоугольные или квадратные в плане дворы, окруженные со всех четырех сторон аркадами, которые опираются на каменные, чаще всего мраморные, колонны, расположенные в несколько рядов. В мечетях Северной Африки и Испании множество стоящих рядом колонн образуют огромные молитвенные залы. Особенно величественны построенная в VII–IX веках мечеть в Кайруане в Тунисе и мечеть в Кордове (Испания), воздвигнутые в VIII – Х веках.

Воздействие красоты архитектуры арабских мечетей особенно ощутимо в молитвенных залах, где бесконечное количество колонн напоминает густо разросшийся лес. В мечети Кордовы на колонны опираются два яруса арок, выложенных клинчатой кладкой из белого и красного камня. Уходящие во все стороны ряды колонн и оживленные игрой светотени, причудливо пересекающихся между собой разноцветные арки производят изумительное впечатление.

Пространство зала, в глубине которого мерцают узоры на стенах и роскошное убранство михраба – ниши, указывающей направление к священному городу мусульман Мекке, и максуры – место для халифа, кажется огромным, рождает ощущение бесконечности и необ'ятности. Таинственная красота интерьера контрастирует с внешним видом мечети – гладкими стенами, выходящими на залитые солнцем улицы города. Отличительным признаком снаружи мечети является минарет, который представляет собой многоярусную круглую или квадратную в плане башню порой высотой несколько десятков метров. С этой башни муэдзин прозывает мусульман к молитве. Оригинальную конусообразную форму имеет минарет в Самарканде.

Центр Халифата во времена правления династии Аббасидов (750 – 1258 годы) был перемещен в Ирак. Свое могущество династия этих халифов стремилась выразить в небывалом размахе градостроительства. Идея города как символа власти воплотилась в архитектуре новой столицы Багдада. Предполагалось, что в нем будут жить представители всех социальных и этнических групп государства. Халиф лично осмотрел намеченный золой на земле план будущего города и поручил выбрать время его закладки. Багдад в плане был круглым, укрепленный стенами и рвом, с четырьми золотыми куполами над городскими воротами, обращенными на четыре стороны света, с дворцом халифа в центре жилой застройки. План по существу являлся моделью Вселенной, посередине которой стоял трон повелителя мусульман. Видимый отовсюду зеленый купол дворца халифов украшала бронзовая фигура всадника с копьем. Говорили, что копье будет указывать, откуда к столице приближается враг. Зеленый купол как бы венчал и дворец, и столицу, и всю империю, символизируя своевластие халифа.

Монументальный стиль искусства Аббасидов окончательно сложился в архитектуре и оформлении постороенного в середине IX века города‑резеденции Самарры (ар. "приятная для глаз"), протянувшейся более чем на тридцать километров вдоль берега Тигра. Первый из дворцов города, Джаусак аль‑Хакани, занимал территорию, только ширина которой достигала около полутора километров. Во дворце были размещены правительственные, парадные и жилые наземные и подземные (летние) помещения, анфилады дворов, подземные водосборные цистерны, сады с бассейнами, конюшни, казармы. Не превзойденным по размерам считалась кирпичная колонная Большая мечеть Самарры площадью 156х240 метров. От нее сохранились стены, укрепленные бастионами и угловыми башнями и гигантский спиралевидный минарет Мальвия высотой более пятидесяти метров.

Дворцовая живопись Самарры с плоскостными контурными фигурами, которые скорее обозначали, чем изображали охоту, пир, танец, отчасти возрождала традиции искусства древневосточных империй. Рельефы, украшавшие мечети, дворцы и жилые дома Самарры свидетельствовали о том, что в тот период в мусульманском исскустве начал формироваться новый тип орнамента – арабеска, как назвали его европейцы.

В Каире находится прекрасно сохранившаяся мечеть Ибн Тулуна, возведенная в 80‑х годах IX столетия. Она успешно завершила ряд грандиозных аббасидских мечетей колонного типа. От иракских предшественниц ее отличали более компактная планировка и появление удивительно пропорциональных высоких стрельчатых арок, которые с этого времени стали характерной чертой произведений архитектуры в мусульманских странах.

Мечеть Куббат ас‑Сахра (Купол Скалы) в Иерусалиме является уникальной арабской купольной мечетью. Построена она в VII столетии над скалой. Традиция связывает сооружение Куббат ас‑Сахры с важнейшим событием Священной истории ислама – чудесным вневременным ночным путешествием Мухаммада из Мекки в Иерусалим, когда по преданию, со скалы Пророк вознесся на небо и взошел к престолу Бога. Тогда Пророку было дано наставление относительно обязательной ежедневной пятикратной молитвы и показаны древо, венчающее мир, небесная Кааба, Рай и Ад. Здание спланировано в виде двух обходов вокруг священной скалы, над которой возведен высокий полусферический купол. Выдающимся памятником арабской архитектуры является Большая мечеть в Дамаске, перестроенная в начале VIII века из византийской базилики. Большой двусветный молитвенный зал, а также превосходная мозаика, изображающая пейзаж и архитекурные сооружения, расположенные вдоль реки, производят величественное впечатление.

Значительными памятниками ранней арабской архитектуры в Каире являются так же построенная в X веке мечеть аль‑Азхар. Хорошо сохранились древние ворота Каира, сооруженные в XI веке в городской каменной стене.

Ислам запрещает изображать живые существа. Поэтому в искусстве, связанном с исламом (в убранстве культовых зданий и в украшении Корана, за редким исключением преобладает декоративный орнамент из геометрических и стилизованных растений, а также арабские надписи. В странах Ближнего и Среднего Востока получила распространение арабеска, представляющая собой характерный для средневековья декоративный орнамент в виде сложноплетеного, подобно кружеву, узора, который позволяет заполнять плоскости разного очертания и любой кривизны. Арабеска применялась для украшений и больших архитектурных плоскостей, и бытовых предметов. В ней мастера Востока талантливо сочетали строгие геометрические фигуры со стилизованным растительным узором, а иногда и с надписями. Разнообразие композиций, богатый ритм линий, разнообразие мотивов позволяют назвать арабеску музыкой для глаз.

При постройке светских зданий, например, дворцов халифа и домов богатых арабов, в их декоративном убранстве применялись арабески и надписи, которые выполняли резьбой по камню или искусственному мрамору – стуку. Такие арабески и надписи часто выкладывали из глазурованных кирпичиков или окрашивали яркими красками.

Дворец Альгамбра, построенный на окраине города Гранада в Испании в XIII–XIV веках, являлся укрепленной резиденцией гранадских эмиров. Он отличается особой красотой декоративного убранства. Это уникальный памятник искусства и вместе с тем типичный образец мусульманской "скрытой архитектуры". Массивные стены крепости, ее башни и ворота с бастионами, ловушками и потайными входами скрывают и защищают дворец, роскошный и удобный для жизни. В основе композиции дворцового ансамбля лежит система дворов, расположенных на разных уровнях. Изысканно строгий Дворик миртов с прямоугольным бассейном, обсаженный апельсиновыми деревьями и миртами с грациозными портиками на торцах был центром Дворца приемов. Под прямым углом к нему примыкает дворец с залами, утонченное убранство которых создает атмосферы роскоши и покоя. В центре дворца находится покоряющий соразмерностью с красотой форм Дворик львов с фонтаном, окруженным двенадцатью фигурами каменных львов.

Архитектура Альгамбры гармонична и возвышенна. Вознесенные на тонких, будто стебли тростника, мраморных колоннах, разнообразные по форме арки, словно парят, отделяя залитые солнцем дворики от затененных галерей, охраняющих прохладу и полумрак молитвенного зала или дворцового покоя. Необычайно изысканно убранство жилой части дворца. На изразцовых цоколях сверкают красками геометрические орнаменты. Густо‑коричневое кружево карнизов и изумрудно‑зеленые черепичные кровли завершают убранство здания.

Богатством орнаментального убранства поражали современников также дворцы в Марракеше, Микнесе и др.

Несмотря на запреты ислама светские постройки нередко украшались изображением людей и животных. Фрески, мозаика и круглые скульптуры обнаружены при раскопках во дворцах и замках VII–XI веков на территории Ирака, Сирии, Египта, Палестины.

Во времена первых арабских завоеваний и во времена правления династии Омейядов (661 – 750 годы), столицей которой был древний Дамаск (Сирия), новые поселения возникали вдали от столицы, на путях продвижения военных отрядов. Города Куфа и Басра на юге и Мосул на севере Ирака, Фустат в Египте и Кайруан в Тунисе скорее напоминали укрепленные военные лагери. Для защиты и расширения границ мусульманского мира на его окраинах сооружались крепости – рибаты, обители благочестивых воинов, борцов за веру.

В сельских районах Сирии и Палестины Омейяды строили свои поместья. С запустением этих мест они превратились в "замки пустыни". Самыми знаменитыми из них были Кусейр‑Амра (10‑е годы VIII века), Мшатта (первая половина VIII века) в Иордании и Хирбет аль‑Мафджар (40‑е годы VIII века в Израиле, Каср аль‑Хайр аш– Шарки (30‑е годы VIII века) в Сирии. Замки были украшены орнаментальными и сюжетными росписями, мозаиками, рельефами из камня и стука (искусственного мрамора). Эти замки в тунисских городах Сус и Монастир были сложены из тесаного камня. Внешние стены с башнями‑бастионами и единственным входом в центре главного фасада образовывали в плане квадрат. Все помещения выходили на мощеный внутренний двор.

Возведение мечетей и других культовых строений Халифата Омейядов в Сирии и Палестине началось, когда в Иерусалиме воздвигли знаменитую Куббат ас‑Сахру (Купол Скалы) – третью по значению после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине святыню мусульман.

Арабская книжная миниатюра также представляет собой большую художественную ценность. С особой любовью художники в Багдаде и других городах иллюстрировали популярные в то время рассказы – макамы, повествующие о различных приключениях энергичных и предприимчивых народных героев.

Красочные миниатюры XII–XIV веков примитивным, но выразительным языком рассказывают о жизни старинных арабских городов и селений. В эти же времена славились художественные изделия из металла, которые выполняли мастера иракского города Мосула. На поверхность кувшинов, чаш, блюд они наносили язящную сетку орнамента, а также изображения людей и животных, а порой и целые сцены придворного быта, приемов, охоты. На светлой поверхности бронзы рисунок выделяется не только чеканкой, но и тончайшей инкрустацией серебром, темной медью, иногда золотом. Богатством узора славились красочные арабские ткани, поливная керамика, художественные изделия из горного хрусталя и стекла, резьба по кости, дереву, а также предметы ювелирного искусства. Во времена средневековья арабские художественные изделия вместе с другими товарами попадали во многие страны Африки, Азии и Европы.

Большое влияние религия ислама оказала на искусство Ирана и Афганистана, Средней Азии и Азербайджана. Так, материалом для построек в Иране и Афганистане служил кирпич, что обусловило характер конструкций опор и перекрытий. Мечети, медресе, мавзолеи над могилами почитаемых мусульман выделялись среди городской застройки куполами и высокими входными порталами. Начиная с XIV века монументальная архитекутура Ирана и Афганистана становится многоцветной. Поверхность стен, куполов, порталов и минаретов покрывают облицовкой из ярких, сверкающих на солнце разноветных изразцов. Зодчие и художники Среднего Востока проявили огромную изобретательность в создании архитектурного узора. Он то предстает в виде кажущейся ажурной арабески, вырезанной на терракотовых или мраморных плитках, то искрится глазурью кирпичиков, составляющих огромные белые или бирюзовые буквы на терракотовой глади стены, то напоминает ковер, виртуозно сотканный из мельчайших кусочков разноцветной керамической мозаики или расписных изразцов. До сих пор монументальные красочные здания средневековья возвышаются над современными жилыми домами и служат украшением в старинных городах.

Настоящими жемчужинами средневекового искусства Ирана и Афганистана являются книжные миниатюры. Самая старая среди сохранившихся рукописей, украшенных рисунками, называется "Книга изображений неподвижных звезд" (начало XI века, юг Ирана). Но более значительные произведения миниатюрстов относятся к XIV веку и более поздним временам. Художники иллюстрировали сочинения по медицине, географии, истории, а также произведения великих поэтов средневекового Востока – Фирдоуси, Низами, Навои и других. Живопись миниатюр условна. Художник располагал предметы и фигуры в одной плоскости снизу вверх по мере их удаления – так он пытался передать пространство. Главными выразительными средствами восточной миниатюры являются контур и свет. Композиция создавалась на основе тончайшего линейного рисунка и сочетания звучных, чистых по цвету красочных пятен. Декоративность миниатюры обусловило ее стилистическое единство с другими элементами оформления рукописной книги – орнаментом и каллиграфией. Однако миниатюра никогда не растворяется в них. Она всегда изображает реальное событие и передает определенные чувства художника.

В XV–XVIII веках миниатюра достигла своих вершин. Художник Кемаледдин Бехзад, работавший во второй половине XV столетия в придворной мастерской Герата, создал поразительные по красоте и жизненности миниатюры к поэтическому произведению Саади «Бустан», к произведению Шараф ад‑Дина «Зафар‑наме» и др. В XVI веке выдающиеся художники‑миниатюристы работали в Тебризе, Мешхеде, Ширазе, Казвине. В их произведениях повествовательность сочеталась с очень высоким декоративным мастерством. В XVII веке большой известностью пользовались миниатюры художника Реза Аббаси – мастера изящных по рисунку фигурных сцен и портретных изображений, работавший в Исфахане.

 

Ислам в России

 

 

Приход ислама в Россию

 

Ислам является второй по значению и массовости после христианства религией в России.

На территории европейской России ислам начал распространяться в XIII–X веках. К этому времени в Хазарский каганат входили обширные территории Нижнего Поволжья, Приазовья, Предкавказья, Дона, степного Крыма. В VIII веке Хазарский каганат был самой северной точкой арабских завоеваний. В первой половине VIII века арабский полководец Мерван ибн Мухаммад разгромил хазарское войско на берегах Волги и в качестве условия заключения мира потребовал принятия Хазарией ислама. К кагану из Халифата для утверждения новой религии были присланы два факиха‑законоучителя. К этому времени ислам уже широко бытовал в Хазарии. Распространяли его в основном купцы из Бухары, которые торговали в низовьях Волги. В конце VIII века в Хазарской столице Итиле действовали большая соборная мечеть и тридцать квартальных мечетей. Однако в качестве государственной религии в Хазарии ислам не утвердилcя, так как правители государства рассматривали ислам как религию своих врагов‑арабов и в противовес ему пытались опереться на иудаизм. Вскоре иудаизм был принят в качестве официальной религии, начались преследования мусульман.

Несмотря на враждебные отношения Хазарии с Халифатом ислам начал широко распространяться среди волжских булгар, которые являлись данниками Хазарского государства. Волжско‑Камская Булгария в X–XIII веках занимала территории нынешнего Татарстана, Чувашии, Ульяновской и Самарских областей. К тому времени булгары были знакомы с суннитским исламом ханифитского мазбаха, который распространился в Среднем Поволжье благодаря торговле со Средней Азией. Булгарский царь Шилки был хорошо знаком с исламом и понимал пользу его распространения на своих землях. Вскоре он вступил в союз с Багдадским Халифатом и попросил через своего посла Абдаллаха аббасидского халифа Джаффара аль‑Муктадира прислать в Булгарию наставников исламской веры и строителей мечети. На следующий год прибыло ответное посольство багдадского халифа, в составе которого находились мусульманские богословы, проповедники, инженеры и архитекторы. На с'езде булгарских князей и представителей племен, ислам был принят в качестве государственной религии. Сам царь принял мусульманское имя Джаффар ибн Абдаллах и об'явил себя наместником багдадского халифа в делах веры.

Обмен посольствами положил начало культурно‑религиозным связям Среднего Поволжья с исламским миром. Эти связи активно развивались почти шестьсот лет, до середины XVI века. Май 922 года признан официальной датой принятия ислама тюркскими народами России. Булгары приняли мусульманскую религию и стали ее активными распространителями. Мусульманские священнослужители из Булгара были в Киеве в 986 году в связи с проведением князем Владимиром перед крещением "испытания вер" и пытались склонить его к принятию ислама. Отвечая на вопрос Владимира, в чем особенности их веры, священнослужители раз'яснили, что им как мусульманам возбраняется употреблять в пищу свинину, пить вино, а также необходимо проходить обряд обрезания. По утверждению летописцев, Владимир сказал, что обрезание и запрет на свинину ему не подходят, а относительно потребления вина выразился так: "Руси есть веселие пити, не можем без того быти". Какими бы ни были истинные причины отклонения ислама, выбранное христианство через два года стало официальной религией Киевской Руси.

В Булгарии после утверждения ислама начинается культурный расцвет государства, в городах начинают строить многочисленные мечети. Так в Биляре – столице Булгарии была построена деревянная мечеть, вмещавшая 5 тысяч человек. Волжско‑Камская Булгария осталась центром мусульманской культуры и после разгрома ее татаро‑монголами в 1226 году. Многие ее города вошли в состав нового государства – Золотой Орды. Ханы Золотой Орды обязали булгарских князей платить дань, но во внутреннюю жизнь покоренной области не вмешивались.

Продолжая исламские традиции, в Волжско‑Камской Булгарии развивалась наука, образование, литературное творчество, строились мечети. Постройки "Ханской мечети" сохранились до наших дней, а развалины древних булгарских столиц впоследствии приобрели характер мусульманских святынь, ставших местами паломничества. В X–XIII веках Булгария становится одним из центров подготовки мусульманских ученых и священнослужителей. Выходец из Поволжья известный мусульманский ученый Эш‑шейх Ходжа Ахмет аль‑Булгари был учителем султана Махмуда Газневи (967 – 1030) создателя Делийского султаната – одного из крупнейших государств средневекового Востока.

 

Золотая Орда

 

В результате татаро‑монгольских завоеваний и последующего распада империи Чингисхана к середине XIII века на территории Евразии складывается новое государство – «Улус Джу‑чи», названное впоследствии Золотой Ордой. В Золотой Орде утвердилась династия потомков сына Чингисхана – Джучи, которая владела землями Причерноморья, степного Крыма, Предкавказья, Нижнего Поволжья, Южного Урала, Западной Сибири, Северного Казахстана и землями Волжско‑Камской Булгарии. Доминирование булгарских земель в составе нового государства способствовало распространению ислама по всей территории Золотой Орды. Вскоре брат первого хана Золотой Орды Бату Берке, заключив договор с одним из могущественных мусульманских владык того времени султаном Египта Бейбарсом, принимает ислам. Одной из причин принятия такого решения является борьба с иранскими Хулагидами в Закавказье. Нигде в других государствах Монголо‑татарской империи мусульманские купцы не получали такого признания, как в Золотой Орде при Берке и его наследниках. В XIII веке ислам становится господствующей религией Золотой Орды, а при хане Узбеке, который правил в 1312 – 1342 годах, ислам становится государственной религией Золотой Орды. Начинается строительство большого количества мечетей и медресе. При этом возведение мечетей и медресе в г. Сарай‑Берке – второй столице Золотой Орды ведутся мастерами из Хорезма и строителями из Египта.

Вскоре Сарай‑Берке, насчитывающий почти 100 тысяч населения, становится крупнейшим центром мусульманского Востока. Только одних соборных мечетей в городе насчитывалось более тридцати, а квартальных – во много раз больше. В медресе золотоордынской столицы начинают преподавать видные мусульманские ученые.

Одной из причин распространения ислама в Золотой Орде являлся устный свод законов, составленный при Чингисхане, по которому за оскорбление веры, в том числе – непочтение к священнослужителю любой религии, полагалась смерть. Христианские, мусульманские, буддийский священнослужители находились под ханским покровительством и были осбождены от уплаты дани.

 

Казанское ханство

 

После распада Золотой Орды центр мусульманской культуры во второй половине XV века переместился в город Казань, основанный булгарами в 1177 году. Казань после бегства туда претендента на золотоордынский престол Улу‑Мухаммада становится столицей самостоятельного Казанского ханства. Из всех городов Восточной Европы того времени Казань уступала по величине и численности населения лишь Москве, Новгороду и Вильне. В XV веке только в ограде Казанского кремля насчитывалось пять больших соборных мечетей, в том числе и самая значительная в Казанском ханстве мечеть Нур‑Али. Здесь же находилось главное медресе. За пределами городских стен находились многочисленные деревянные мечети.

Почетное место в Казанском ханстве принадлежало мусульманскому духовенству. Глава духовенства избирался из лиц, принадлежавших к числу сеидов – потомков Пророка Мухаммада, и считался первым после хана лицом в государстве. Среди сохранившихся имен сеидов Бураш (умер в 1507 г.), Шах‑Хуссейн (умер в 1546 году). Последний духовный глава мусульман Казанского ханства сеид Кул‑Шериф руководил отрядом мулл, муэдзинов и шакирдов (учащихся медресе) и погиб среди защитников города в октябре 1552 года.

Очень большое влияние на мусульман в Казанском ханстве оказывали суфии, распространившиеся из Туркестана. Ими было образовано медресе, в числе преподавателей которого находился известный суфийский шейх Иш‑Мухаммад. Могилы известных суфиев того времени в течение нескольких столетий почитались мусульманами. В казанский период началось распространение ислама среди финских народов Волжско‑Уральского региона – марийцев и удмурдов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 171 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2213 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.