Политико-правовые режимы подразделяются, прежде всего, на демократические и недемократические. Демократические политико-правовые режимы бывают там, где публичная власть согласовывает и выражает интересы широких масс населения, стремится создать надежный правовой фундамент для развития общества, признает и обеспечивает права, свободы и законные интересы личности, берет на себя определенные обязанности так же, как возлагает их на других.
В древних аристократических республиках публичная власть выражала интересы «свободных» сословий (например, патриции[226] и плебеи[227] в Риме после реформ Сервия Туллия[228]), опиралась на их поддержку, заботилась об их правах, свободах и имущественных интересах. В современных демократических государствах публичная власть не проводит юридически значимых различий между разными слоями населения, устанавливает для своих граждан одинаковый политико-правовой режим, защищает права и свободы каждой личности на своей территории, а в некоторых ситуациях - права и свободы людей даже на чужих территориях, если там они попираются в такой степени, что это приобретают негативное международно-правовое значение (к примеру, в Боснии).
Демократические политико-правовые режимы сориентированы на плюрализм мнений, на свободу средств массовой информации, на защиту граждан от произвола и беззакония и на функционирование в стране реального механизма воздействия населения на властные структуры.
Недемократические политико-правовые режимы были и остаются в государствах, где власть сосредоточена в руках узкой социальной группы, ее органы формируются по назначению или путем сугубо формальных выборов, распределение между ними властных функций носит условный характер, власть опирается преимущественно на силовые структуры, личность подавляется, ее права, свободы и естественные интересы ущемляются, средства массовой информации, профсоюзы и многие общественно-политические образования огосударствляются или иным образом лишаются свободы, государство имеет примат над правом, его органы связаны не столько с законами, сколько с указаниями сверху.
Такие режимы могут существенно отличаться друг от друга.
Авторитаризм [229], например, позволяет сосредоточивать власть главным образом в руках одного лица, элитаризм [230] - возвышать над обществом клановую, политическую, техническую, криминальную или иную элиту, тоталитаризм [231] - беспредельно вмешиваться в жизнедеятельность людей, регламентировать ее даже в частностях, охлократизм [232] - перехватить власть на некоторое время митингующей, восставшей толпой, расизм [233] - возвести в публичный ранг деление рас на высшие и низшие, фашизм [234] - использовать открыто шовинистические, «национал-социалистические» идеи для оправдания тирании.
Однако все это - разновидности недемократического политико-правового режима с той или иной спецификой, подавляющего личность, ограничивающего возможности населения страны реально участвовать в формировании властных структур и реально воздействовать на их деятельность.
Природа политико-правового режима проявляется во всех основных сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической (включая государственно-правовые институты), духовной. К примеру, для тоталитарного режима в сфере экономики свойственны: преобладание государственной формы собственности на основные природные ресурсы и средства производства; командно-административная, плановая система управления ею; искусственная социальная система, сориентированная на достижение некой социальной однородности (сближение города и деревни, умственного и физического труда и т.п.); государственная идеология; слияние государственного и партийного аппарата; уголовная ответственность за инакомыслие и т.п. Авторитарный режим, имея много общего с тоталитарным в сфере политической, в то же время допускает развитие частной и иных форм собственности в сфере производства товаров народного потребления, оказания потребительских услуг; предполагает рыночный тип экономических отношений, конкуренцию. Однако в сфере производства группы «А» (производство основных средств производства) продолжает доминировать государственная собственность, функционирующая на плановой основе. В сфере социальных отношений действуют противоположные (порой взаимоисключающие) тенденции: с одной стороны, объективно стихийно формируются многообразные отличные естественные сегменты населения, с другой – господствующая идеология и официальная политика «желают» установления социального единства. В духовной сфере также присутствуют анклавы, неконтролируемые чиновничьим аппаратом до тех пор, пока это не касается основ господствующей идеологии. В демократическом режиме экономика опирается на равенство и плюрализм форм собственности, антимонопольное законодательство; рыночные отношения; переход от администрирования ею к правовым формам регулирования поведения субъектов экономической деятельности; социальная структура общества многосегментна и выражает естественные тенденции ее формирования; преобладает саморегуляции между институтами гражданского общества; государственный механизм правового государства строится на принципах самоограничения, подконтрольности обществу, защите прав человека и гражданина и т.п. Следует заметить, что порой границы между режимами носят аморфный характер, во многом они зависят от харизмы[235] политического руководства страны, имеют заметную подвижность.