Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение публичной власти, способы взаимоотношений составных частей государства, а равно способы межгосударственного единения. Она зависит, главным образом, от двух факторов. Во-первых, от того, из каких административно-территориальных и национально-территориальных образований состоит государство, каково положение этих образований и в каких взаимоотношениях они находятся между собой и с центральными органами власти. Во-вторых, от того, находится ли данное государство в том или ином единении с другими государствами.
С учетом этих факторов различают: унитарные государства, федерации и иные формы государственного единения. Каждая из этих форм имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.
Унитарным является единое (цельное) государство, состоящее из административно-территориальных и национально-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти. Такое государство неделимо: его составные части (департаменты, области, края, губернии, графства, округа и др.) являются исключительно административно-территориальными или национально - территориальными образованьями, не обладают ни суверенитетом, ни другими признаками государства.
Унитарное государство может быть централизованным или децентрализованным, т.е. допускающим значительную самостоятельность тех или иных составных частей. В его составе возможны автономии в виде, например, Уйгурского автономного района в Китае, Баян-Ульгейского аймака в Монголии, Южного региона в Судане, Каракалпакской республики в Узбекистане. Но такие образования, по сути, не являются государствами, остаются своеобразными территориальными единицами в составе единого, унитарного государства.
Это - наиболее простая и экономичная форма государственного устройства, применяемая в Англии, Бельгии, Италии, Испании, Китае, Финляндии, Японии и во многих других странах современного мира. В унитарном государстве единые системы: органов законодательной, исполнительной и судебной власти без множества президентов, парламентов, правительств, министерств и ведомств на разных уровнях; правового регулирования без деления его на федеральные и республиканские; нормативно-правового массива, действующего одинаково на всей территории страны; налогов и других обязательных платежей и т.д. Все это имеет ряд положительных сторон.
Федерация [222] есть союз двух и более государств, объединяющий их в союзное государство. Она представляет собой наиболее прочную форму глубокого единения двух и более государств с образованием нового, союзного государства, призванного осуществлять полномочия совместного (общего) характера, делегированные ему объединившимися государствами. Такое единение в принципе происходит добровольно, чаще всего в многонациональных странах с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить национальную государственность своих народов, с другой - объединить их ресурсы и усилия для совместной внутренней и внешней деятельности.
Федерация - сложное государство, в котором внутри союзного государства функционируют государства - члены федерации. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная, судебная и контрольно-надзорная власть осуществляется федеральными органами. Пределы полномочий последних определяются в федеративном договоре между государствами, вступившими в федеративный союз. Такой федеративный договор считается учредительным документом государства со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Иначе говоря, в федерации не союзное государство наделяет субъектов федерации теми или иными полномочиями, а, наоборот, субъекты федерации делегируют ему часть своих полномочий. И это закрепляется именно в федеративном договоре или в другом равнозначном юридическом документе. Конституции и иные законы, не говоря уже о всевозможных соглашениях между центром и регионами, основываются именно на учредительном документе федерации.
Территория федеративного государства состоит: а) из территорий субъектов федерации; б) из федеральной территории, принадлежащей исключительно союзному государству. На федеральную территорию (например, федеральный округ в США, федеральный округ в Соединенных штатах Бразилии) распространяется юрисдикция только союзного государства.
Субъекты федерации, известные под разными названиями (штаты в США и Бразилии, земли в Германии, провинции в Аргентине, провинции и княжества в Пакистане и т.д.) сохраняют свою территорию и самостоятельность. На их территориях федеральные органы строго ограничены юрисдикцией, делегированной по федеративному договору и Конституцией. Во всем остальном законодательная, исполнительная, судебная и иная власть принадлежит самому субъекту федерации, осуществляется ее собственными органами. В США, к примеру, каждый штат имеет обширное гражданское, налоговое, земельное, уголовное и иное законодательство, свою судебную систему, свои силовые структуры. По Конституции Соединенных Штатов Бразилии каждый штат имеет свою Конституцию, сохраняет за собой все полномочия, которые не переданы Союзу (ст. ст. 8, 18-19).
Как сложное государство, федерация предполагает функционирование законодательных, исполнительных, судебных и контрольно-надзорных учреждений на нескольких уровнях - на союзном, республиканском (земельном, провинциальном и др.), на административно-территориальном. Здесь многослойный характер носит и действующий в стране нормативно-правовой массив, причем на уровне субъектов федерации он может быть и «разношерстным», т.е. содержащим разные по содержанию правовые акты. Все это требует не только согласованности усилий государственных структур, но и значительных дополнительных затрат финансовых и иных материальных ресурсов страны. Тем не менее, ныне федеративными являются государства многих стран, таких, как Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Германия, Пакистан, северная Америка и т.д.
Под конфедерацией [223] понимается союз двух и более государств, который объединяет их для совместного обеспечения некоторых общих интересов без создания нового, союзного государства. Эта форма государственного единения отличается от федерации тем, что: во-первых, не предполагает создание союзного государства и, стало быть, не отражается на суверенитете объединяющихся государств; во-вторых, союз заключается для совместного достижения определенных, ограниченных целей в ту или иную историческую эпоху и, следовательно, носит временный характер; в- третьих, все участники союза считаются полнокровными субъектами международных отношений; в-четвертых, если даже создаются некоторые межгосударственные структуры, то они не имеют своей, «союзной» территории. Конфедерация не имеет единого законодательства, единой армии, единой налоговой системы, единого бюджета, а равно собственной территории, находящейся в ее исключительной юрисдикции. Ее члены на своих территориях осуществляют власть самостоятельно: имеют свое гражданство, национальное законодательство, собственные налоговую и банковскую систему. Акты, принимаемые на конфедеративном уровне, нуждаются в одобрении высшими органами власти членов конфедерации. Вооруженные силы конфедерации состоят из воинских контингентов, направляемых ее членами в распоряжение объединенного командования.
Возможно создание конфедеративных органов по внешнеполитическим, оборонным и иным общим делам, призванных координировать усилия объединившихся государств в соответствующих областях. Конфедеративные органы могут выполнять функции по единению денежных систем, таможенных правил и кредитной политики. На эти цели создается специальный общеконфедеративный бюджет.
Как показывает история, конфедерации недолговечны. Они либо по достижении общих целей распадаются, как это случилось с Австро-Венгерским союзом в 1867-1918 г.г., либо превращаются в федерацию, как это произошло в Северной Америке (США) и ныне происходит в Швейцарии.
Кроме федерации и конфедерации, мировой цивилизации известны иные формы государственного единения - различные содружества, региональные союзы и т.д. Давно существует Британское содружество, образовавшееся при распаде Британской империи. На базе осколков бывшего Советского Союза несколько лет тому назад возникло СНГ, набирающее постепенно жизненную силу. Ныне функционирует Европейский Союз, объединяющий европейские государства во всевозрастающем количестве. Возможно появление новых способов единения суверенных государств. Все это имеет несомненное историческое и практическое значение.