Понятие природы
"...Природа есть идея в форме инобытия" [50]. До некоторой степени был прав Шеллинг, отмечает Гегель, определивший природу как окаменевшую мысль.
Идея в своем развитии проходит три ступени: Всеобщее (логика), Особенное (природа), Единичное (дух). Природа занимает промежуточное место между логикой и духом. Шеллингово определение природы Гегель считал ошибочным в том отношении, что в природе идея продолжает свое развитие, но не в собственно ее материальной оболочке, а в ее внутреннем содержании, в понятии. Это развитие имеет направление, которое Гегель определяет как движение от низших ступеней к высшим (в противоположность восточной концепции развития как эманации), как процесс становления природы духом: "природа есть в самой себе процесс становления духом, процесс снятия своего инобытия" (26).
Развитие природы имеет цель - мыслящий индивид, с которым идея вступит в область духа.
Процесс развития понятия природы протекает вне времени и пространства. Гегель поэтому решительно отвергает мысль о том, что из неорганической природы реально, во времени и пространстве, возникает органика, а последняя проходит во времени ступени от простейших организмов до высших, включая человека. Гегель, таким образом, вступает в полное противоречие с идеей эволюции в биологии, превращая действительный процесс эволюции живых организмом во вневременной и внепространственный "процесс" понятия.
Природа есть "система ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из другой и является ближайшей истиной той, из которой она проистекала, причем, однако, здесь нет естественного процесса порождения, а есть лишь порождение в лоне внутренней идеи, составляющей основания природы. Метаморфозе подвергается лишь понятие как таковое, так как лишь его изменения суть развитие" (33). Эти ступени образуют три царства природы, которые Гегель определяет теперь (в отличие от "Логики") как механику, физику и органику.
Каждая ступень кажется самостоятельно существующей. Однако последнее царство природы есть конкретное единство предыдущих, "как и вообще каждая последующая ступень содержит в себе низшие ступени и вместе с тем противопоставляет их себе как свою неорганическую природу. Одна ступень есть власть над другой ступенью, и это - взаимно..." (43).
В трактовке трех ступеней природы и их взаимодействия Гегель замечательно метко схватил связи, которые обнаруживало современное ему естествознание. В этом несомненная заслуга философа перед будущей наукой и философией науки, в которой теория соотношения высших и низших ступеней развития - физической, химической, биологической и социальной - занимает весьма важное место в эпоху современной научно-технической революции. Однако Гегель представил сущность и взаимосвязи природы как связи и движение понятия, а не действительной материальной реальности, в чем резко отошел от духа естествознания.
Это двойственное отношение к действительной науке – характерная черта нового типа интеллекта, вводимого философией Гегеля.
Три важнейшие ступени природы, представляющие собой реализацию трех ступеней понятия (объекта), суть движение от всеобщей к особенной и единичной телесности. Последняя дает начало развитию духа, возвращению идеи к себе и для себя. Развитие идеи имеет, таким образом, многоплановый, многоструйный характер, при этом направление этих логических "струй" - от всеобщего к особенному и единичному. Наиболее фундаментальный уровень или "струю" составляют три основные ступени логической идеи - логика (всеобщее), природа (особенное), дух (единичное). Второе направление - в рамках природы - от всеобщей к особенной и единичной телесности. Позднее к этим направлениям к единичному, индивидуальному прибавятся новые. Подготовка понятия человеческого индивидуума, личности, духа идет у Гегеля, таким образом, весьма широким фронтом развития идеи. При этом следует учесть, что единичное и индивидуальное у Гегеля - не чистая и формальная индивидуальность, а индивидуальность, несущая в себе всеобщее и особенное. Единичное и индивидуальное в философии Гегеля - это индивидуализированная всеобщность - весьма впечатляющая конструкция.
МЕХАНИКА
Механика, как первая ступень природы, есть область агрегата, составленного из индифферентных друг другу элементов. Механика, как исходный раздел философии природы, включает три части: А. Пространство и время. Абсолютная механика; В. Материя и движение. Конечная механика; С. Абсолютная механика.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
Первое или непосредственное определение природы - абстрактная всеобщность ее вне-себя-бытия - пространство. Оно есть идеальная рядоположенность. Пространство - вообще чистое количество. Природа начинается поэтому с количественного, а не с качественного, в отличие от логики. Пространство дискретно и непрерывно. Оно никогда не бывает самостоятельным пространством, "оно есть всегда наполненное пространство" (47). Пространство трехмерно.
Элементом пространства является точка, которая одновременно пространственна и непространственна. Противоречие точки разрешается в линии, которая далее образует плоскость, становящуюся затем трехмерным пространством.
Действительным отрицанием пространства выступает точка во времени, или время. Время есть "бытие, которое, существуя, не существует и, не существуя, существует, - оно есть созерцаемое становление" (52). Измерения времени – настоящее, будущее и прошедшее. Лишь настоящее существует, истинным же настоящим является вечность.
12.2.2. МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ.
КОНЕЧНАЯ МЕХАНИКА
Пространство и время предстают перед нами как первые и абстрактные определения природы. Их "истиной является материя" (64). Материя существует только в движении. "Точно так же как нет движения без материи, так не существует материи без движения" (64).
Материя - не просто единство пространства и времени, она есть то, что наполняет пространство и время. Материя есть единство притяжения и отталкивания, материя обладает тяжестью, "по своему существу сама тяжела" (66). Тяжесть - не внешнее свойство материи, она "составляет субстанциальность материи" (66). В тяжести как самой субстанциальности материи Гегель усматривает глубинную сущность материи, строя на этом свою принципиальную концепцию материи и, в конечном счете, мира как логической идеи.
Благодаря тяжести материя обнаруживает падение, стремление к некоторому центру. "Можно сказать, что материя притягивается центром" (66). При этом "мы не должны мыслить центр материальным" (66). В том и состоит суть материи, что она "полагает свой центр вне себя" (66).
Тяжесть есть так сказать признание ничтожества материи, ее несамостоятельности и противоречивости. Противоречие материи состоит в том, что в ее для-себя-бытии она заключает вне-себя-бытие. Материя есть самость, находящаяся вне себя. Косность материи обнаруживается в том, что она находится в состоянии покоя или движения, пока внешняя причина не выведет ее из этого состояния.
Концепция материи - один из ключевых моментов системы философии Гегеля, "фокус" этой философии, в котором в концентрированном виде выражены основные идеи Гегелевой системы, ее основная суть, квинтэссенция вводимого философом типа интеллекта.
Гегелево понятие материи - продукт своеобразного переплетения предвзятости, изобретательности и наивности мысли. Начать с того, что макромеханика не может служить тем преимущественным научным основанием, на базе которого может быть создано научное понятие материи. В своей концепции материи Гегель полностью проигнорировал физику, химию, биологию, науки об обществе. Ошибочной была и уверенность философа в том, что механика - наипростейший уровень объективной реальности. От философа ускользнула физическая суть "тяжести", или тяготения, даже в том виде, в каком она трактовалась Ньютоном. Физические представления о тяготении, массе, свободном падении не давали никаких оснований для утверждения, что центр, к которому стремится тяжелая материя, находится вне материи. В теории Ньютона тяготение выступает как свойство самих тяготеющих масс. Истолкование тяготения как стремления материи вовне, к некоему идеальному центру, выглядит весьма наивно, представляет собой яркий образец "грезящего" мышления.
Пассивность материи, ее фактически почти полная бессодержательность в трактовке Гегеля - результат не научных обобщений эмпирического материала, а предвзятой мысли о первичности идеи, логического, духовного по отношению к материальному миру. Фантазирование с указанных позиций, иногда - "грезящее" фантазирование, в сочетании с определенной проницательностью и изобретательностью характерно для всего последующего изложения "Философии природы".
АБСОЛЮТНАЯ МЕХАНИКА
Высшей ступенью развития механического Гегель считает солнечную систему как проявление разума во вселенной. Планеты - наиболее совершенные тела. Земля - совершеннейшая из планет. Лунообразные и кометообразные тела представляют собой менее совершенную телесность, лишенную центра.
Гегель отмечает великие заслуги Кеплера, открывшего законы движения планет, и Ньютона, построившего теорию тяготения - всеобщего притяжения, или тяжести.
В истолковании солнечной системы как высшего выражения разума явственно проступает наивный геоцентризм философии природы Гегеля.
ФИЗИКА
В механике преобладающее значение имели категории количества и меры. В физике на первый план выходят качество и сущность. В физике речь идет об общих и частных свойствах материи, сочетание которых обусловливает индивидуализацию материи. Физическое проходит ступени всеобщей, особенной и цельной (тотальной) индивидуальности. В физике, таким образом, Гегель вводит третью мощную тенденцию индивидуализации, движения от всеобщего к индивидуальному.
12.3.1. ФИЗИКА ВСЕОБЩЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
В механике материя выступает как тяжелая, стремящаяся к находящемуся вне ее центру. Когда она достигает центра как своей цели, материя становится абсолютно легкой. Теперь материя не замкнута в себе и не темна, а раскрывается и распространяется. Это обнаружение материи есть свет, абсолютно легкий и экспансивный. Свет - всеобщая самость материи.
"Эта существующая всеобщая самость материи есть свет, как индивидуальность она есть звезда, а последняя как момент некой тотальности есть Солнце" (120). "Свет как налично существующее тождество есть чистая линия, соотносящаяся лишь с со6ой" (121). "Свет приводят нас в сферу всеобщей связи. Благодаря тому, что все находится в свете, все существует для нас теоретически, не сопротивляется нам" (122).
Свет, с точки зрения Гегеля, есть царство рефлексии материи. В учении о сущности свет служил средством пояснения того, что есть рефлексия: отражение в другом, существование в другом. На уровне природы свет выступает теперь как область рефлективного отношения. Свет, делающий вещи видимыми и обнаруживающий их, есть царство рефлексии. Свет выступает поэтому выражением духа в природе.
Трактовка Гегелем перехода от "тяжелой" материи к "легкой" и "светлой" поражает своей наивностью, родом "грезящей" фантазии. Все более явственно обнаруживается коренной недостаток философии Гегеля, его метода, способа мышления, присущего вводимому им типу интеллекта. Гегель не следует непосредственному смыслу физических явлений и открытий, а ищет в них подтверждения заранее принятых представлений об идее, мышлении как сущности мира. Игнорируя прямой реалистический смысл физических открытий, Гегель изначально нарушает требования здравого смысла, составляющего первооснову парадигмы реалистического мышления: рассматривать мир таким, каков он на самом деле, без всяких посторонних прибавлений.