Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) характеризуется все более интенсивным развитием нового, буржуазного уклада. Новые производительные силы и производственные отношения нуждались в интеллекте нового типа. Этот тип интеллекта должен быть основан на новой, реалистической парадигме. Эпоха Возрождения является, таким образом, эпохой возрождения реалистической парадигмы в некоторой ее переходной, не порывающей окончательно со средневековым мышлением, форме.
Реалистическая парадигма нового интеллекта нашла три наиболее ярких своих выражения: в естествознании, гуманистической культуре, пантеистической философии.
Возникновение естествознания в современном смысле слова принято связывать со второй половиной XV в. Оно обусловлено тем, что новые производительные силы не могли развиваться только на основе эмпирического опыта людей, они нуждались в развитии механики, математики, все более сложных разделов физики и химии. Крупнейшим достижением естествознания этой эпохи явилась гелиоцентрическая система Н. Коперника (1473-1543), подорвавшая религиозное представление о человеке как центре сотворенного богом мира и составившая целую революцию в естествознании, получившую название коперниканской. Система Коперника была первым крупным шагом становящегося научного способа объяснения природы из нее самой, а не из искусственных и предвзятых догматов религии.
Эпоха Возрождения породила в странах Западной Европы величайший подъем искусства (Данте, Брунеллески, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Брейгель, Дюрер и др.). Хотя это искусство широко использовало мифологическую и религиозную тематику, оно было наполнено глубоким земным гуманистическим содержанием, ставило в центр внимания живого телесного и духовного человека. Культура эпохи Возрождения носила яркий антифеодальный характер.
В философии возрождение реалистической парадигмы началось с появлением пантеизма как переходной от идеализма и религии к материализму формы мышления. С точки зрения пантеизма бог не является неким абсолютно самостоятельно существующим, бог разлит в природе, природа и есть бог. Одна из важнейших идей пантеизма — единство формы и природы, возвращение формы, некогда оторванной Платоном от материи и полагаемой первичной, в материальный, вещественный мир.
Один из крупнейших философов-пантеистов, Николай Кузанский (1401-1464), утверждал, что природа бесконечна, а земля не является центром мира. Человеческое познание, с его точки зрения, достигается на основе чувственного опыта (включая эксперимент), а не путем схоластических рассуждений. В философии Кузанского возникают элементы диалектического способа мышления, прежде всего учение о “совпадении противоположностей”, которое философ обосновывал преимущественно на материале математики. Так, в бесконечности отождествляются многоугольник и круг (бесконечный многоугольник стремится к кругу), наименьшее и наибольшее, поскольку каждое из них не конечно, а уводит в бесконечность и т.д.
Кузанский считал, однако, что совпадение противоположностей постигается человеком не логическим, а интуитивным путем. Зачатки диалектики у Кузанца еще не получили вполне рациональную форму. Задача дальнейшего развития реалистической парадигмы заключалась в том, чтобы понять логическую природу реалистического и диалектическою мышления.
Глубокое материалистическое содержание имела философия Джордано Бруно (1548-1600), основывающаяся на учении Коперника. Бруно решительно выступил против принципа подчинения разума вере, считал неприемлемой идею “двойственности истины”, т. е. признание существования религиозной и научной “истин”. Он полагал, что право на существование имеет только научная истина, опирающаяся на научный опыт. Бруно, таким образом, с полной определенностью отстаивал парадигму реалистического мышления. Согласно Бруно, материальная Вселенная едина и бесконечна. Солнечная система — один из бесконечного множества миров. Бруно пошел дальше Коперника, считавшего Вселенную конечной. Бруно рассматривал Вселенную как единую материальную, но одушевленную субстанцию. Субстанция объединяет в себе причину и начало вещей, является активной, включая в себя форму. Субстанция обладает “душой”, проявляющейся во “всеобщем уме мира”. Формы вещей — это их “души”. Однако Бруно уточнял, что все вещи одушевлены лишь в возможности, актуальной одушевленностью обладают лишь некоторые природные существа.
С идеей всеобщей одушевленности, которая является источником активности материи, связаны элементы диалектики в воззрениях Бруно, прежде всего идея “совпадения противоположностей”.
В 1600 г. Д. Бруно был сожжен церковью в Риме на Площади Цветов. Такова была цена, уплаченная за возрождение интеллекта. Весьма характерной чертой реалистической парадигмы является ее гуманистическая направленность и суть. Реализм, правда отвечают действительной природе человека и являются глубоким источником гуманистических идей, гуманистической культуры и практики.