При рассмотрении принципов кодирования информации в органе слуха необходимо ответить на два вопроса: как происходит различение звуков по тонам, т. е. по частоте колебаний, и как происходит различение звуков по интенсивности. Для решения поставленной проблемы было предложено несколько теорий; резонансная теория Гельмгольца, телефонная теория Резерфорда, теория бегущей волны Бекеши и теория стоячих волн Эвальда,
Согласно телефонной теории Резерфорда, в улитке под действием звука генерируются электрические потен-циалы, частота которых соответствует частоте звуковых колебаний.Эти потенциалы отводятся по слуховому нерву в головной мозг. Дальше исследования, в частности открытин микрофонного эффекта улитки, подтвердили справедливость этой теорий. Однако эти же исследовании- показали, что улитка работает по этому принципу до частот звуковых колебаний порядка 1000 Гц. Телефонная теория легла в основу современных представлений о частотном характере кодирования звуковых колебаний на низких частотах.
Гельмгольц обратил внимание на то, что идущие в поперечном направлении плотные волокна основной
300
мембраны имеют разную длину. У основания улитки они наиболее коротки, а у вершины значительно длиннее. Гельмгольц считал, что волокна основной мембраны на-' тянуты подобно струнам арфы и имеют собственную частоту колебаний, на которую они способны резонировать. При действии звука в наибольшей степени начинает колебаться то волокно, которое настроено в резонанс с данной звуковой частотой. Колебания каждого
ИЗ ВОЛОКОН ОСНОВНОЙ мембраны служат раздражителем
для рецепторных клеток, расположенных именно на этом волокне. Таким образом, для тона каждой высоты существует свой индивидуальный рецептор.
Дальнейшие исследования заставили отказаться от теории Гельмгольца, хотя в своем основном пункте — в том, что различие высоты звука определяется локализацией места максимальной вибрации на основной мёмбране, —она оказалась верна. Вопреки представлению Гельмгольца об основной мембране как о совокупности натянутых струн, она не находится под натяжением. Если сделать надрез в натянутой мембране, то возникает широкое отверстие, между тем как в основной мембране края надреза смыкаются.
Согласно современным представлениям (Бекеши, Эвальд), в улитке имеют место явления резонанса. Однако резонирующим субстратом является не определенное волокно основной мембраны, как считал Гельмгольц, а столб жидкости (перилимфы и эндолимфы) определенной длины. Перилимфа вовлекается в колебания в результате вибрации мембраны овального окна. Колебания перилимфы возможны благодаря соответственным смещениям мембраны круглого окна. Если бы мембрана круглого окна была абсолютно жестким образованием, то такие колебания перилимфы были бы невозможны. Звуковые колебания очень быстро бы затухали и не распространялись по перилимфе. Длина столба жидкости, вовлекаемого в колебания мембраной овального окна, определяется частотой колебаний. При частотах до 1000 Гц колеблется весь столб жидкости, при увеличении частоты длина столба уменьшается и на высоких частотах колеолется лишь небольшая часть жид-
костит вблизи овального окна.
Колебания перилимфы и эндолимфы вызывают колебания основной мембраны. Бекеши предположил, что основная мембрана колеблется по типу бегущей волны,
301
а Эвальд считал, что она колеблется по типу стоячей волны. Впоследствии Бекеши показал, что между этими двумя взглядами нет принципиального противоречия — мембрана в зависимости от своей эластичности может колебаться по типу либо бегущей, либо стоячей волны.
Впервые физические преобразования в улитке различных животных и умерших людей под воздействием звуковых волн были прослежены Бекеши. Он наблюдал непосредственно под микроскопом колебания в различных областях улитки при воздействии на нее синусоидальных колебаний стремечка. Оказалось, что при частотах ниже 50 Гц основная мембрана колеблется в фазе со стремечком наподобие телефонной пластинки, при увеличении частоты примерно до 1000 Гц наблюдается бегущая волна вдоль всей мембраны. При этих частотах возбуждаются рецепторы на протяжении всей длины основной мембраны и имеется частотный характер кодирования высоты звука. При этом микрофонный генераторный потенциал вызывает в афферентных нервных волокнах нервные импульсы, частота которых соответствует частоте воздействующих звуковых колебаний. Приведенные положения нашли подтверждения в электрофизиологических исследованиях с отведением потенциалов от слуховых нервов. Верхний предел частотного кодирования высоты тона определяется рефрактерным периодом слухового нерва, который составляет примерно 0,001с.
При частотах выше 1000 Гц колеблятся лишь ограниченная часть мембраны. При этом локализация на мембране областей с максимальной амплитудой колебания определяется частотой колебаний. Максимум амплитуды перемещается вдоль основной мембраны от вершины улитки к основанию при увеличении частоты колебаний. Благодаря этому происходит локализация чистых тонов на определенных участках мембраны, т. е. осуществляется пространственное кодирование высоты звука. При этом каждой высоте тона соответствует определенное место на мембране и определенная группа рецепторов, сила возбуждения которых оказывается наибольшей при данной высоте звука. При пространственном кодировании в центральном отделе анализатора возбуждение возникает в месте проекции основной мембраны, на которое приходится максимум механической деформации. Величина смещения максимума колебаний
302
при изменении частоты определяет разрешающую способность периферического отдела слухового анализатора (разрешающая способность — минимально воспринимаемая разность в высоте звука). При пространственном кодировании у основания улитки локализуются рецепторные клетки, воспринимающие высокие частоты, на вершине улитки — низкие частоты.
Впоследствии данные Бекеши о пространственном кодировании высоты тона получили много убедительных экспериментальных подтверждений. Тасаки, Дэвис и Легуа показали, что максимальная амплитуда микрофонного потенциала улитки морской свинки локализуется в различных местах улитки в такой же зависимости от частоты звука, как и максимум механических колебаний по данным Бекеши. На. самые высокие тона реагиует только основной завиток улитки, на средние— два нижних завитка, на самые низкие частоты реагирует вся улитка.
Тасаки, отводя электрические потенциалы от отдельных волокон слухового нерва, обнаружил, что при низких частотах потенциалы действия наблюдаются в большом числе нервных волокон, а при высоких тонах — в небольшом. Наконец, очень ценные данные были получены Л. А. Андреевым. У собаки вырабатывали условные рефлексы на тона разной высоты, затем повреждали тонкой иглой разные участки кортиева органа. Если повреждали первый завиток улитки, то исчезали условные рефлексы на высокие тона; при повреждении вёршины улитки исчезали рефлексы на низкие тона; раз-рушение среднего завитка приводило к выпадению рефлексов на тона среднего диапазона.
Если вопрос о кодировании высоты тона в настоящее время близок к своему окончательному выяснению, то этого нельзя сказать о проблеме кодирования интенсивности звука. Интенсивность воздействующего стимула в рецепторном аппарате кодируется, как отмечалось, обычно частотой импульсов, передаваемых по афферентным нервам в центральную нервную систему. В слуховом анализаторе данный принцип кодирования может иметь лишь ограниченное значение, поскольку частота импульсов используется для кодирования частоты звуковых колебаний. Однако есть предположение, что на самых низких частотах (до 60—100 Гц) интенсивность звука кодируется количеством нервных импульсов. Это так назы-
303
|
|
ваемое частотноимпульс
ное кодирование. При
этом виде кодирования
частота звуковых колеба
ний кодируется частотой
нервных залпов, а ампли
туда колебаний — коли
чеством импульсов в
отдельных залпах
(рис. 58).
Два звука одинакового тона, но разной интенсивности будут создавать нервные залпы с одной
частотой, но с разным количеством импульсов в залпах. Понятно, что верхний предел частотно-импульсного кодирования находится ниже верхнего предела частотного кодирования и также определяется длительностью рефрактерного периода нервного аппарата.
На более высоких частотах предполагается другой механизм кодирования интенсивности звука. Известно, что порог возбуждения у рецепторных клеток внутреннего слоя выше, чем у рецепторных клеток наружного слоя. По-видимому, при действии звука одного тона, но разной интенсивности возбуждается различное количество рецепторных клеток на одном и том же участке основной мембраны, т. е. интенсивность звука кодируется количеством возбуждаемых рецепторов, настроенных на одинаковую частоту.
На частотах выше 1000 Гц, когда частота нервных импульсов уже не используется для кодирования высоты тона, может снова наблюдаться частотный принцип кодирования силы звука, отраженный уравнением (4).
ЗРЕНИЕ
Зрение имеет для животных очень большое значение, так как наибольшее количество информации от внешней среды поступает именно в зрительный анализатор.
Орган зрения — глаз — включает в себя рецепторный аппарат, находящийся в сетчатке, и оптическую систему. Оптическая система включает в свой состав роговую оболочу, хрусталик и стекловидное тело, имеющие раз-личные коэффициенты преломления
304
Оптическая система фокусирует световые лучи, идущие от объектов, и обеспечивает четкое изображение объектов на сетчатке в уменьшенном и обратном виде. Четкое изображение предметов на сетчатке, находящих-ся на различном расстоянии от глаза, возможно благо-даря явлению аккомодации, в основе которого лежит изменение кривизны хрусталика и, следовательно, его преломляющей способности. Оптическая сила глаза_че-ловека равна примерно 59 диоптриям при рассматрива-нии далеких предметов и 70,5 диоптриям при рассмат-
ривании близких предметов.







