Теория мишени. Для объяснения механизма действия радиоактивных излучений на организм был создан ряд теорий. Одной из первых теорий, пытавшихся объяс-нить, почему ничтожное в энергетическом отношении действие излучения дает большой биологический эф- фект, была теория мишени (Гровтер). Согласно этой теории, в живой клетке имеется определенный чувствительный объем (мишень), попадание в который частицы или поглощение которым кванта излучения приводит к гибели клетки. Попадание в мишень подчинено закону вероятностей. Математические расчеты позволяют получать зависимость эффекта от дозы облучения, которая в некоторых случаях хорошо совпадает с экспериментальной кривой. Сторонники теории мишени пытались связать чувствительный объем с какой-либо частью клетки: с ядром, ядрышком, геном. Первое время получали хорошее совпадение величины мишени с величиной гена и давали хорошее объяснение количественным зависимостям хромосомных аберраций и других видов мутаций от величины дозы. Но затем, по мере расширения исследований по генетике и радиобиологии, вычисленный объем мишени перестал совпадать с объемом, отводимым под генетический аппарат клетки. Кроме того, с позиций теории мишени трудно объяснять большинство особенностей процесса лучевого поражения: наличие фазы мнимого благополучия, влияние температуры, влияние кислорода, защитное действие химических веществ и т. д. Таким образом, теория мишени является чисто формальной теорией, не вскрывающей природы, физических и физико-химических процессов, ведущих к поражению, и не объясняющей особенностей и закономерностей лучевого поражения.
Теория непрямого действия (Вейс, Дейл). Согласно згой теории, в водной фазе живого организма возникают
Медицинская биофизика
241
реакции радиолиза воды, приводящие к образованию ионов, радикалов, перекисей. Эти продукты вступают во взаимодействие с органическими молекулами, что и приводит к развитию лучевого поражения. В подтверждение теории приводят так называемый эффект разведения. Этот эффект заключается в том, что при одной дозе облучения количество инактивированного вещества не зависит от концентрации этого вещества в растворе. Например, было показано, что при разведении фермента в 60 раз количество инактивированных молекул не меняется. Это объясняется тем, что при одной дозе облучения в водной фазе образуется одинаковое количество продуктов радиолиза, которые инактивируют одно и то же количество молекул фермента независимо от их концентрации.
Теория непрямого действия может объяснить ряд закономерностей действия ионизирующей радиации: зависимость от температуры, наличие инкубационного периода (фазы мнимого благополучия), влияние кислорода и т. д. Однако в настоящее время теория непрямого действия не в состоянии объяснить ряд известных фактов. Например, оказалось, что нет прямой зависимости между содержанием воды в объектах и их радиочувствительностью. Возникли также затруднения при попытке определить, какие радикалы и перекиси ответственны за развитие поражения. Основной недостаток этой теории — объяснение биологического действия излучения только процессами в водной фазе и игнорирование процессов, возникающих под действием излучения в органическом субстрате.
Теории прямого действия. Существует ряд попыток объяснить причину поражающего действия излучения прямым действием его на органические молекулы живого объекта. Одна из таких теорий — теория Баррона. Исходя из опытов по облучению сульфгидрильных ферментов вне организма, Баррон высказал предположение, что и при действии излучения на целостный организм в первую очередь происходит повреждение ферментов, содержащих сульфгидрильные группы, которые подвергаются окислению. С этого, по его мнению, начинается нарушение обмена веществ, приводящее в конечном счете к развитию лучевой болезни. Однако, хотя теория Баррона удовлетворительно объясняет довольно много фактов, за последнее время накопилось много
242
данных, противоречащих ей. Так, тотчас после облучения не удалось обнаружить снижения количества сульф-гидрильных групп в крови и органах.
Баком и Александером была предложена теория высвобождения ферментов. Согласно этой теории действие излучения приводит к увеличению проницаемости клеточных и цитоплазматических мембран. Вследствие этого освобождаются ферменты, ранее фиксированные на мембранах или заключенные в ограничиваемые ими полости. Освобождение ферментов вызывает дезинтеграцию биохимических процессов, а также аутолиз клеток. Недостаток данной теории заключается в том, что она не объясняет первичных процессов действия излучения, приводящих к изменению проницаемости, которое, несомненно, играет существенную роль в развитии лучевого поражения.
Теория цепных процессов. Из всех теорий лучевого поражения наиболее разработана теория цепных процессов (Б. Н. Тарусов). Согласно представлениям этой теории, биологическое действие излучения определяется возникновением и развитием в живом субстрате особых химических реакций аутокаталитического типа. При действии излучения на ткани, как отмечалось, происходит возбуждение и ионизация атомов и молекул. При этом возникают ионы, радикалы и перекиси, которые в дальнейшем вызывают развитие лучевого поражения. Возникновение этих соединений может происходить как в водной фазе, так и в органическом субстрате. Для дальнейшего развития процесса принципиального значения не имеет, в каком месте возникают первичные продукты.
Свободные радикалы в различных субстратах определяются методом электронного парамагнитного резонанса, методом сополимерной прививки и методом хе-милюминесценции — сверхслабого свечения. Пользуясь указанными методами, многие авторы установили значительное увеличение количества свободных радикалов при действии излучения на различные биологические объекты, а также на растворы органических веществ. Кроме того, существует большое количество работ, в которых отмечается увеличение количества перекисей в облученных тканях.
Ионы, радикалы и перекиси обладают высокой химической активностью и вызывают ряд химических реакций, в том числе и цепных окислительных реакций.
16*
243
Цепные реакции, постепенно развиваясь, приводят к на рушению нормальных биохимических процессов, нормальных функций и обусловливают развитие лучевой болезни.
Цепные окислительные реакции легче всего могут возникать в субстратах, богатых двойными связями. Есть основания полагать, что цепные процессы возникают в липидах. Имеются данные об увеличении количества липоперекисей, непредельных жирных кислот и продуктов их окисления в облученных тканях.
Липиды, как известно, являются составным компонентом элементарной структурной единицы — мембраны. Поэтому при возникновении в липидной части окислительных процессов структура мембран нарушается и увеличивается их проницаемость. Особенно убедительные данные об увеличении проницаемости и разрушении структуры клеток были получены с помощью метода электропроводности. Было показано уменьшение величины дисперсии сопротивления и емкости при действии излучения на мышечную ткань, ткань печени, подкожную клетчатку и т. д. Данные электропроводности подтверждаются электронно-микроскопическими исследованиями.
Разрушение структуры клеточных мембран приводит к освобождению ферментов и развитию аутолитических процессов. Таким образом, теория Бака и Александера о высвобождении ферментов входит как следствие в теорию цепных процессов.
Известные в настоящее время основные закономерности развития лучевого поражения могут быть хорошо объяснены с позиций теории цепных процессов (частично это описано в главе 4).
Радиочувствительность различных живых тканей будет зависеть от физико-химических условий, обеспечивающих возможность возникновения и развития цепных процессов: от реакционной способности биохимической системы клеток и от наличия в ней ингибиторов — антиокислителей, которые реагируют с радикалами, перекисями и вызывают обрыв цепей. Искусственно введенные вещества, обладающие радиозащитными свойствами, также являются ингибиторами радикалов и тормозят цепные процессы.
Период мнимого благополучия при развитии лучевого поражения объясняется наличием инкубационного
244
периода цепных реакций. Вначале цепные реакций, имеющие большую энергию активации, развиваются медленно. После того как они начинают развиваться с ускорением, наступает фаза острой лучевой болезни.
Температурные зависимости эффекта лучевого поражения также хорошо объясняются теорией цепных процессов. Небольшой температурный коэффициент во время облучения объясняется наличием в данное время реакций физической природы — поглощением энергии излучения. Большая величина температурного коэффициента после облучения обусловлена химической природой цепных реакций, имеющих большую энергию активации и, следовательно, сильно выраженную температурную зависимость.
Следует, однако, отметить, что и теория цепных процессов также имеет недостаток, так как не в состоянии объяснить изменения, возникающие в организме через большой промежуток времени (месяцы, годы) после облучения.






