С древних времён человека интересовали не только загадки природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей.
Истоки социологии можно найти в рассуждениях философов
Школы | Идеи | |
1 | Даосская школа | v делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодёжи, v а также условия для деятельности с наибольшей пользой. |
2 | Индийские древние тексты | определяли порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех людей. |
3 | Античная мысль | · Платон, работа «Государство и законы», · а также работа Аристотеля «Политика» положили начало отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи и права. · Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Социально-политическое учение Платона. Идеальное государство должно соответствовать строению человеческой души, это соответствие есть средство гармонизации взаимоотношений человека и государства, как душа состоит из трёх частей: разумный, чувствительный, вожделенный, так и государство должно состоять из трёх классов. Высший класс – правители, второй – воины, третий – земледельцы, ремесленники, торговцы. Платону принадлежит первая классификация государственного устройства. Социально-политическое учение Аристотеля. Аристотель считал политику лучшей формой, так как граждане выбирают из своей среды лучших, которые правят. Социально-политическое учение Августина Блаженного. В средние века господствующей культурой стала религия. Верховная власть принадлежала церкви. А. Блаженный трансформировал представления Платона о двух мирах – мире идей и мире чувств, в представлении трансформации о двух градах – граде Божьем и граде земном. Градом Божьим является католическая церковь. Необходимость светской власти повиноваться церковной Августин обосновал тем, что высшая власть – это власть Бога, а церковь её представляет. Главная идея Августина заключалась в обосновании необходимости церкви и её господствующего положения в крестьянском мире. Данная концепция господствовала на Западе до эпохи Возрождения и реформации. |
4 | Эпоха Возрождения | Эразм Роттердамский, Томас Мор, Николло Макиавелли, Мишель Монтень подняли проблемы человеческих отношений в обществе, напоминающих общину, где моральные устои и порядок регулировались волей Бога и традициями, человек в такой системе мироздания играл не значительную роль. Социально-политическое учение Николы Макиавелли. Обосновывал способы удержания власти в государстве. Взгляды Макиавелли немало способствовали отношениям к политике как к грязному делу. Социально-политическое учение Томаса Мора. Автор сочинения «Утопия», в котором он решал проблему построения идеального общества. Мор отталкивался в своих конструкциях от платоновского государства. В идеальном обществе Мора нет частной собственности, как и личной. Всё принадлежит всем и все трудятся. |
5 | Эпоха Просвещения | В корне изменился взгляд на общество и место человека в нём. Клод Гельвеций, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородного общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Социально-политическое учение Жан-Жака Руссо. В эпоху Просвещения изменилось отношение к человеку. Руссо считал, что человек добр по природе и его поведение не сводится к удовлетворению эгоистических желаний, а включает в себя жажду свободы и осуществление «естественных прав», к которым Руссо относил свободу слова, печати, собраний, демонстраций и объединений. Стремлением политических концепций является представление о народном суверенитете как претворении жизнь общей воли. В политическом организме Руссо различает силу и волю – исполнительной и законодательной власти. Последняя должна принадлежать народу. По его мнению, верным признаком хорошего (плохого) правления является численность населения и её рост. Социально-политическое учение Ш. Монтескье. Он сформулировал практические рекомендации, которые помешали бы государству узурпировать неотъемлемые права личности, также он сформулировал зависимость формы правления от величины территории государства. Разделяя все государства на республиканские, монархические, деспотические Монтескье считал, что Республика по своей природе требует небольшой территории, иначе возникают трудности с управлением. Монархия – средней величины. Обширные размеры империи – для деспотического правления. По мнению Монтескье, республика ведёт к равенству людей. Для Монтескье была важна идея равновесия социальных сил в качестве условия политической свободы. Мешают нормальному развитию общества: 1) эгоизм собственников; 2) ригоризм экстремистов; 3) воля к власти деспотов. Социально-политическое учение А. Токвиля. Его называют отцом политологии. Токвиль исследовал взаимовлияние политики и социума. Он полагал, что цель демократии как власти большинства – благосостояние населения. Залогом свободы является свобода выбора. Токвиль находит много недостатков в демократической системе, но считает, что она лучшая из существующих. |
6 | 19 век | Социально-политическое учение К. Маркса. В марксистском учении большую роль играет диалектика, взятая Марксом у Гегеля. Как и в диалектной системе Гегеля развитие есть результат действия закона, единства и борьбы противоположности. Так в историческом материализме двумя противоположностями выступают два антагонистических класса. К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. |