Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Классические социологические теории




  Школы Авторы Идеи

1

Географическая школа

Ш. Л. Монтескье признает природные условия решающим фактором общественного развития
И. Мечников основными факторами, предопределяющими становление цивилизации являются: водные ресурсы (на первом этапе – реки, на втором – моря, на третьем – океаны, на четвертом – космос)
2 Политическая Платон, Аристотель, Т. Гоббс, И. Кант, Г. Гегель основным фактором является, прежде всего, государство
3 Экономическая К. Маркс В основу разделения общественных формаций К. Маркс положил… Критерий доминирующих производственных отношений  Согласно марксовой концепции социальных изменений, конечной причиной социального развития является… Противоречие между производительными силами и производственными отношениями. К. Маркс считал, что экономическая организация каждой формации определяется… Способом производства  
4 Классический тип научности представлен О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм  
5      
       
       
       
       
  Концепции Авторы Идеи
1 Теория аномии Э. Дюркгейм Общественное состояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения людей
2 Социологическая концепция Э. Дюркгейм целью общественного развития является нарастание солидарности
3 Структурно-функциональная концепция Т. Парсонс  
4 «теории структурации» Э. Гидденс Объединял структуру и действие. Выступал против теории постиндустриального общества
5 Теории «среднего радиуса Р. Мертон  
5 Теории постиндустриального общества Р. Арон, Д. Белл  
6 Всеохватывающая теория Толкотт Парсонс За создание в социологии всеохватывающей теории, опирающиеся на теории социального действия и структурно-функциональный метод ратовал
7 Этнометодология   индексичные выражения представляют собой выражения обыденной речи, наиболее полно отражающие специфику социальных событий и процессов
8 Символический интеракционизм Дж. Г. Мид Взаимодействие между людьми в обществе – это взаимодействие с помощью символов
9   Ж. Гобино выступал против всех видов равенства и утверждал, что социальные институты и культура (цивилизация) детерминируются расами
10 Позитивизм О. Конт Позитивность у Огюста Конта относится к познанию и социальному устройству
       
       

Социологию К. Маркса можно отнести ____________ типу парадигм    Конфликтная

В основу разделения общественных формаций К. Маркс положил критерий доминирующих производственных отношений

Назовите американского социолога, разработчика ряда математических методов и моделей в социологии; панельный анализ, метод кросс-табуляции, метод латентно-структурного анализа и т. д. П. Лазарсфельд

Каковы основные задачи новых (альтернативных) социальных движений? Самоопределение личности, контрпотребительство, экологический императив, контртехницизм

Американский социолог Т. Парсонс ввел в научный оборот следующую систему координат: Человек – общество

Работа «Самоубийство» написана Э. Дюркгейм

В классической социологии большое значение имели идеи, предложенные следующими авторами.

Огюст Конт (1798–1857) дал имя социологии. Он выразил в своем творчестве идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, какой является естествознание. Новая наука называется «социология». Конт во всеобщей классификации наук поставил ее на первое место, а преобразующую роль социологии в обществе считал столь же важной, как и роль религии. Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества. Социология по Конту: единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общества. Свои открытия она совершает при помощи 4 методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом.

Конт определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от не решаемых вопросов, например, от философских суждений, т.к. их нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Конт преклонялся не только перед созданной им социологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный индивид – почти ничто, абстракция. Общество же есть высшая реальность.

Учение Конта состояло из 2 частей:

1. Социальная статика: описывает законы существования общества.

2. Социальная динамика: описывает законы изменения общества.

Под обществом он понимал все человечество или какую-то его часть, связанную консенсусом.

Карл Маркс (1818–1883) выдвинул иной подход к пониманию общества. Его считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта и Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Он выступал за революционный путь изменения общества.

Карл Маркс придавал аномалиям, т. е. негативным сторонам капитализма (эксплуатации, обнищанию, преступности) не относительное, а абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм – непримиримое противоречие основных классов любого общества. Везде, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой. Его нельзя разрешить в рамках существующего строя, т.к. эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное. Даже если 2 класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

Герберт Спенсер (1820–1903), английский философ и социолог, разделял представления Конта о социальной статике и динамике. Он придерживался мнения, что общество похоже на биологический организм, и описывал его как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Как человеческое тело состоит из органов, так и общество состоит из социальных институтов (семья, религия, право). Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социальную функцию. Разница только в том, что в организме части служат для целого, а в обществе – целое для частей.

Что касается социальной динамики, Спенсер сформулировал эволюционную теорию исторического развития, основанную на теории прогресса. Заинтересовавшись дарвинской теорией, он применил понятие выживания сильнейшего к социальному миру.

Этот подход получил название «социального дарвинизма». Спенсер был противником вмешательства государства в экономическую и частную жизнь. Только в таких условиях люди приспособленные будут выживать, а неприспособленные – вымирать.

В социальном организме Герберт Спенсер выделяет внутреннюю и внешнюю подсистемы. Внутренняя подсистема ведает сохранением организма и адаптацией к условиям окружающей среды. Внешняя регулирует и контролирует взаимоотношения организма с внешней средой.

Типы обществ по Г. Спенсеру:

1. По степени интеграции: простые, сложные, вдвойне сложные.

2. По уровням развития: военные (наличие единой системы веры, доминирование коллективных целей, жесткая организация и система принуждения), индустриальные (доминирование экономической системы, многообразие систем веры, демократические принципы).

Социальное развитие Г. Спенсер мыслит как движение от военных к индустриальным обществам.

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Под ними он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Главным, что сплачивает общество, он считал социальную солидарность, а силой, создающей общественное целое, – разделение труда. Солидарность покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые отражает характер народа, его идеалы и традиции.

Разделение труда вносит разнообразие, и чем оно больше, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символ обмена – договор. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация.

В примитивном обществе, основанном на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. В развитом обществе, основанном на органической солидарности, личность и коллектив дополняют друг друга.

Макс Вебер (1864–1920) превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно М. Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием.

Методы социологического исследования по М. Веберу:

1. Статистика.

2. Поиск и изучение мотивов, которые могут раскрыть содержательную часть явлений.

Но как выявить мотивы? Надо поставить себя на место изучаемого объекта. Так Макс Вебер подошел к теории социального действия, выделив 4 его типа:

1) целерациональное;

2) ценностно-рациональное;

3) традиционное;

4) эффективное.

Только первые два М. Вебер относил к социологии и называл осознанными. Идеи М. Вебера пронизывают всю современную социологию, составляя ее фундамент.

Теория социального действия тесно связана с науками Антропология, культурология, психология

Представителем социально-психологического направления в социологии является … Г. Тард





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 876 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2308 - | 2259 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.