В ряду известных отечественных хирургов первой половины XIX в. выделялся Петр Александрович Дубовицкий (1815-1868). После окончания Московского университета молодой врач Дубовицкий, уже тогда проявлявший особую склонность к хирургии, отправился в зарубежную поездку. Во Франции он изучил практику ведущих французских хирургов Лисфранка, Дюпюитрена и других, плодотворно работал в клинике профессора Амюсса. В клинике Амюсса Дубовицкий, вполне овладевший к тому времени оперативной техникой, выполнил свою первую научную работу по хирургии - подробно описал произведенную им операцию ринопластики (ассистировал ему сам руководитель клиники). Операция длилась 75 мин и была сделана по новому, так называемому фронтальному методу. Положительный результат операции был продемонстрирован во Французской медицинской академии доктором Пинель-Граншаном, присутствовавшим при операции, и описан в парижском больничном журнале.
Будучи в Париже, Дубовицкий стал очевидцем дискуссии, которая проходила во Французской медицинской академии и была посвящена различным способам лечения «каменной болезни». Эта проблема заинтересовала Дубовицкого. После детального анализа достоинств и недостатков хорошо знакомых ему методов лечения этого заболевания он в 1835 г. опубликовал на французском языке
свою книгу (диссертацию) «Reproduction fidele des discussions, qui ont eu lieu sur la lithotripsie et la taille a l'academie royal de medecine en 1835 annee» («Точное воспроизведение дискуссии о камнедроблении и камнесечении, имевшей место в королевской медицинской академии в 1835 г.»). Главная мысль в книге Дубовицкого была выражена предельно точно: вопреки мнению ряда участников дискуссии он считал, что «камни в организме есть болезнь, обусловленная нарушением физиологических закономерностей, которая может вызывать образование камней и после операций и которую, следовательно, надо лечить, а не кромсать мочевой пузырь, пока от него останется один шов».
Труд молодого русского хирурга получил высокую оценку специалистов. Так, в рецензии, напечатанной в немецком медицинском журнале «Zeitschrift fuer Medizin» (1836,? 40), отмечалось, что «приложение к изданию практических замечаний и правил доктора Дубовицкого заставляет судить о нем как о специалисте вопроса, вполне им владеющим». Парижский больничный журнал «Gazette des hopitaux civils et militaries» (1835,? 146) оценивал собственные соображения автора и приложенные в конце книги правила как «совершенно правильные и обнаруживающие в авторе человека, понимающего суть дела, что и увеличивает ценность всего труда».
В 1836 г. Дубовицкий возвратился в Россию и в Московском университете, сдав экзамен, получил звание медико-хирурга. В следующем 1837 г. в Петербургской медико-хирургической академии 22-летний Дубовицкий защитил подготовленную еще в Париже диссертацию и стал доктором медицины и хирургии. Способного и образованного хирурга заметили и оценили: через два месяца после защиты диссертации его назначили профессором общей и частной хирургии Казанского университета. В Казани быстро и в полной мере раскрылись таланты молодого 22-летнего профессора.
Уже в самом начале своей профессорской деятельности Дубовицкий показал себя отличным хирургом. Об этом свидетельствовал отчет хирургического отделения клиники Казанского университета за 1837-1838 академический год. За это время Дубовицкий произвел 112 операций, в то время как за три предыдущих академических года в клинике (ее возглавлял тогда известный хирург, профессор Ф.О. Елачич) было сделано только 102 операции. Среди произведенных Дубовицким оперативных вмешательств были
самые разнообразные - «вырезывание» опухолей, операция при водянке яичка, вырезывание скиррозных опухолей верхней и нижней губ, удаление секвестров нижней челюсти, ампутации бедра и голени, литотомия, литотрипсия, вырезывание камней в мочевом канале, операция катаракты, образование зрачка, операции при неправильном положении ресниц и прочие глазные операции, ряд других вмешательств. Что очень важно, результаты оперативной деятельности Дубовицкого (смертность, осложнения и т.д.) были гораздо лучше, чем у его предшественника профессора Ф.О. Елачича.
Дубовицкий зарекомендовал себя пытливым исследователем. Обобщая результаты научно-практической деятельности, он уже в первые годы своего профессорства написал ряд ценных научных работ по хирургии. Предметом одной из них он избрал «изложение разных способов, употребленных или предложенных хирургами для остановления или предупреждения кровотечений». Основываясь на собственном опыте, он считал необходимым разделять кровотечения по силе («капание кровяное», «течение кровяное», «стремительное истечение крови»). Кроме того, следовало различать динамические (артериальные и венозные) кровотечения, возникающие как следствие болезни, и органические (тоже артериальные и венозные), зависящие от органического изменения самих сосудов. Особое внимание он уделил распознаванию источника кровотечения, описал «способы, коими натура останавливает или стремится остановить кровотечения», и перешел к самому главному - вопросу «об искусственном лечении кровотечений». Здесь он советовал применять холод, вяжущие и другие химические средства (креозот), а «в крайних случаях перевязку или скручивание артерий выше раны».
Полезные рекомендации содержались и в работе Дубовицкого «Камнекрушение» (1837). Хирургическая практика, операции, проведенные им в Париже и в Казани (в Казани он только за один академический год сделал 10 операций по поводу каменной болезни), позволили ему рекомендовать как наиболее рациональный новый тогда метод литотрипсии.
Дубовицкий написал интересную работу «Автопластика», или, как он назвал ее иначе, «Рассуждение об автопластике вообще и важнейших ее операциях в особенности» (1839). Говоря о принципах производства пластических операций, Дубовицкий подчерки-
вал важность выбора места образования кожного лоскута, который должен быть сосудистым, подвижным, без рубцов, определенных размеров и толщины. При образовании ножки лоскута следовало соблюдать два условия: по возможности избегать скручивания ножки или корня лоскута, так как при этом скручивается артериальный сосуд, «но еще более здесь принесет вреда скручивание вены», и избегать перевязывания артерии и вены, чем пренебрегали некоторые хирурги.
Вероятно, Дубовицкий смог бы сделать еще очень многое в хирургической науке и практике, если бы не случившееся несчастье: он упал и сломал левую руку в области локтя. Результатом стало завершение практической деятельности хирурга, что не означало, однако, его полного отлучения от хирургии. Завоевавшего известность профессора пригласили на кафедру теоретической хирургии Петербургской медико-хирургической академии. Естественно, что диапазон его научных интересов сузился, ограничившись проблемами, связанными главным образом с преподаванием. Он составил программу теоретической хирургии, в которой особое внимание уделялось диагностике хирургических болезней, а также классификации и лечению часто встречавшихся заболеваний. Вышли в свет его интересные книги «Теоретическая хирургия» (1848) - литографированные записки, составленные по его лекциям; «Учение о ранах» (1850) - поучительные лекции, прочитанные студентам; «Учение о глазных болезнях» (1852) - литографированные лекции и др. Многое удалось ему и на посту президента медико-хирургической академии: он сумел сделать ее признанным центром отечественной медицины и хирургии, хотя в хирургии ему так и не удалось реализовать свои возможности.