Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 6. Культура древнего Востока




 

1. Общая характеристика культуры речных цивилизаций.

2. Эпохи древнеегипетской культуры. Эллинистический Египет. Египет – римская провинция.

3. Культура Древней Месопотамии: культура древних Шумера и Аккада, Старовавилонское царство; культура Ассирии: своеобразие искусства Сасанидского Ирана.

4. Индо-буддийский тип культуры. Система ценностей и художественная практика.

5. Философско-религиозные системы Китая. Система ценностей. Нормы повседневной жизни. Художественная практика.

6. Современные взгляды на традиции конфуцианства.

7. Буддизм в системе сегодняшней культуры.

 

История культуры народов Древнего Востока связывается многими учёными с переходом человечества от стадии первобытности к цивилизации. В IV – III тысячелетиях до н. э. в поймах рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы возникают великие культуры древности – речные цивилизации. Важнейшим отличительным признаком этих культур можно считать сакрализацию власти. В правителе видели Бога, его воля считалась священной, абсолютной, что не только объединяло людей, но и позволяло сосредоточить ресурсы на приоритетных направлениях деятельности: строительство городов, дворцов, храмов – там, где требовались массовые усилия.

Вся культура древневосточных обществ тесным образом связывалась с религиозным культом, обслуживала его. Архитектура, скульптура и живопись подчинялись строгим религиозным канонам. Для искусства Древнего Востока характерно стремление к реализму при сохранении условности, плоскостности изображения, неумение передавать светотень и перспективу. Но каждый регион имел свою специфику культурного развития. Древний Восток знает четыре основных очага городской культуры: Двуречье (Месопотамия), Египет, Индия, Китай.

В IV – III тысячелетиях до н. э. на территории Двуречья возникла цивилизация высочайшей культуры. При этом в Месопотамии достаточно быстро сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран, перемешивались, торговали и воевали различные народы, воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города.

Динамичной, разнообразной была история и культура Двуречья. Старейшая культура на этой территории – шумеро-аккадская. Шумерам принадлежит древнейшая на Земле письменность - шумерская клинопись. Во II тысячелетии до н. э. на смену шумерской цивилизации приходит цивилизация Вавилонии. При царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) здесь создаётся знаменитый "Свод законов", где отразилась хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья.

Ассирийское искусство I тысячелетия до н. э. – искусство завоевателей, где важен культ силы, мощи. Поклонение воле царя было абсолютным. Он обязательно представлялся грозным, могущественным, беспощадным. Ассирийское искусство не знает себе равного по изображению сцен царской жестокости. Жестокость нравов общества, видимо, сочеталась с его невысокой религиозностью. В городах Ассирии преобладают дворцы, светские постройки, а не культовые сооружения. В Вавилоне насчитывалось 24 больших проспекта, а знаменитая Вавилонская башня вошла в число семи "чудес света". Это был грандиозный семиярусный зиккурат (храм) высотой 90 м. Озеленённые террасы Вавилонской башни известны как "висячие сады" Семирамиды – ассирийской царицы, жившей в IX в. до н. э.

На смену Вавилонии и Ассирии пришла в VI в. до н. э. Иранская империя. Искусство Ирана было ещё более светским, придворным, но и более спокойным: в нем почти нет той жестокой силы, что характерна для ассирийцев. Государственной религией в Иране считался зороастризм (по имени основателя Заратуштра – Зороастра в европейской транскрипции). Исходными положениями зороастризма были поклонение огню и вера в борьбу света (добра) с тьмой (злом), лежащую в основе мироздания. В IX в. до н. э. Иран, как и Египет, был завоёван Александром Македонским и включён в сферу эллинистической культуры.

Древний Египет – первое государство на Земле, первая великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Египетская культура значительно возвышалась среди родственных ей культур Африки. От первых полунадписей-полурисунков – до обстоятельных декретов фараона;от первых упоминаний имени усопшего – до сложных религиозных текстов различных жреческих школ ("Тексты пирамид"); от первых кирпичных гробниц – к пирамидам Джосера, Хеопса; от скромных святилищ богов – к храмовым комплексам во славу Солнца; от первых схематических изображений на стенах, ремесленных изделиях – до сложных композиций, украшающих гробницы, статуй-портретов и каменных сфинксов.

Основными принципами, на которых покоилась верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость. Боги и цари считались владыками и покровителями Египта, они же выступали как создатели религии, искусств, письма и счёта.

Культура Древней Индии (середина IV тыс. до н. э. – VI в. н. э.) – одна из самых оригинальных и величественных культур, когда-либо существовавших на нашей планете. Сохранившиеся памятники культуры свидетельствуют о высоком уровне развития литературы, архитектуры, скульптуры, ремесла и градостроительства. В Древней Индии сформулирована десятичная система счисления, заложены основы тригонометрии, алгебры, астрономии, медицины. Прославили Древнюю Индию выдающиеся литературные произведения – веды, поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна". В процессе культурной эволюции здесь родились различные религиозные течения: брахманизм, джайнизм, индуизм, буддизм – самая ранняя из трёх мировых религий, у которой ныне 700 млн. последователей. Глубоко своеобразным был общественный строй Индии: социальное неравенство сформировало варны, а разделение людей по профессиям – касты.

Китай – самая большая из обособленных цивилизаций и самая обособленная из больших. Государственность в Китае возникла во II тыс. до н. э. Особенностью духовной жизни Древнего Китая было наличие в ней нескольких философско-религиозных систем – конфуцианства, даосизма, возникших в Китае, и буддизма, пришедшего из Индии. В религиозных взглядах отразились особенности мировоззрения древних китайцев: терпимость, послушание, отказ от активных действий, культ повиновения старшим. Национальный характер сказался и на развитии письменности в Китае. Китайская иероглифическая письменность, возникшая во II тыс. до н.э., сохраняется до сих пор и в современном мире остаётся единственной иероглифической письменностью. В литературе Китая особое место занимала поэзия, её древнейшими памятниками стали "Книга песен" и "Книга перемен". Высокого уровня достигла китайская медицина (иглоукалывание, практика прижиганий, лечение наркотиками). В Древнем Китае знали более двадцати музыкальных инструментов, сочиняли трактаты о музыке, готовили профессиональных музыкантов, обслуживающих церемониалы. Китайцы были поклонниками театра, любили акробатику, выступления мимов, театр кукол и теней.

 

Темы контрольных работ

 

1. Шумерско-Аккадская культура [2, 8, 15].

2. Мифомистериальная традиция в искусстве первого государства на Земле [2, 4, 5, 6, 18].

3. Миф в транскрипции сегодняшней культуры [5, 13, 19, 21].

4. Художественная культура Древнего Египта [4, 6, 7, 17, 18].

5. Особенности культуры Вавилона [2, 7, 14, 15].

6. Быт древних японцев. Регламентация, её истоки и результаты [2, 9, 10, 15, 17].

7. Этическое наследие Древней Индии [11, 13, 15, 20, 23].

8. Архитектура и изобразительное искусство Древней Индии [2, 6, 7, 11, 17, 22, 23].

9. Конфуцианство в свете современной культуры [1, 13, 23].

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. В чем состоит отличие вавилонской архитектуры и изобразительного искусства от египетского?

2. Каковы важнейшие достижения и первооткрытия в области научного знания Древнего Двуречья?

3. Какие отрасли знания развивались в Древнем Египте наиболее эффективно и почему?

4. Расскажите о наиболее важных видах архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта, их особенностях.

5. Как египтяне относились к смерти и бессмертию, культу фараона?

6. Расскажите об основных религиозно-философских системах и их влиянии на жизнь древнекитайского общества.

7. В чём заключалась регламентация быта древних китайцев, каковы её истоки и результаты?

8. Назовите основные достижения в культуре, искусстве Древнего Китая.

9. Расскажите о философии индуизма, её формировании. Как религия использовалась для оправдания общественного неравенства?

10. Дайте характеристику особенностям материальной, духовной, художественной культуры Древней Индии.

 

Литература

 

1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. М., 1989.

2. Аверинцев С. С. и др. Древние цивилизации. М., 1989

3. Буддизм: Словарь. М., 1992.

4. Гомбрих Э. История искусства. М., 1998.

5. Голосковер Я. Э. Логика мифа. М., 1987.

6. Грибина Н. Г. История мировой художественной культуры. В 4 ч. Тверь. 1993.

7. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. I – IV. М., 1993.\

8. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей теории. М., 1991.

9. Иофан Н. А. Культура древней Японии. М, 1974.

10. Конрад Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии. М., 1980.

11. Косамби Э. Культура и цивилизация древней Индии. М., 1968.

12. Луконин В. Г. Искусство древнего Ирана. М., 1977.

13. Кулаков А. Е. Религии мира. М., 1996.

14. Культура народов Востока. Старовавилонская культура. М., 1988.

15. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А. Н. Марковой. М., 1995.

16. Культурология / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М., 1996.

17. Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1971.

18. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.

19. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

20. Неру Д. Открытие Индии. М., 1989.

21. Нарайан Р. К. Боги, демоны и другие. М., 1974.

22. Ольденбург С. Ф. Культура Индии. М., 1991.

23. Фрай Р. Н. Наследие Ирана. М., 1972.

 

Глава 7. Античность

 

1. Истоки античной культуры.

2. Культура эллинской античности. Этапы развития древнегреческой культуры.

3. Эпоха великого Гомера. «Илиада» и «Одиссея». Образ главного героя.

4. Классическая культура античного полиса. Особенности греческой «цивилизации».

5. Духовная культура античности. Миф в структуре древнегреческого сознания.

6. Философия в Древней Греции.

7. Искусство древних греков. Роль театра. Древнегреческая традиция и понятие «катарсиса».

8. Древнегреческая комедия. Творчество Аристофана.

9. Поэзия древних. Великая Сафо.

10. Проблемы воспитания и образования в Древней Греции: Академия, Ликей, Мусеион.

 

Культуры Древней Греции и Древнего Рима при всём своеобразии каждой обладают рядом общих чёрт и имеют общее название – античная культура. Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от латинского antiquus – древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. На развитие современной европейской цивилизации культура античной Греции и Рима оказали определяющее влияние. Ее начало относится к Ш-П тысячелетиям до н.э. и территориально приурочено к острову Крит и городу Микены на материковой Греции (крито-микенская культура).

 

Крито-микенский период

Пережив периоды подъема и упадка, критская (или минойская - по имени царя Крита - Миноса) культура просуществовала до 1200г. до н.э. Правители острова по временам достигали такого могущества и богатства, что снаряжали посольства в Египет, а искусство Крита производило большое впечатление на египтян. Жизнь на острове сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов, которые были очень похожи на лабиринты. Они состояли из множества различных по стилю, назначению комнат, расположенных достаточно хаотично. Единство такому архитектурному комплексу придавал прямоугольный двор, занимавший центральную часть дворца, с которым связывались все помещения. Дворцы постоянно перестраивались, становились все более пышными, но чтобы ориентироваться во множестве комнат, действительно, нужна была ²нить Ариадны². Внутренние помещения украшались настенной живописью, фресками с изображением животных, цветов, ритуальных сцен.

  Религия играла огромную роль в жизни Крита. Главными сакральными культами были: культ бога-быка, символизирующего разрушительные природные силы, и Владычицы - богини, олицетворившей материнство, женственность. Особая форма царской власти, сложившаяся на острове, теократия, при которой светская и духовная власть принадлежат одному лицу.

  Стиль критского искусства проник и на материковую Грецию, в Микены. Наиболее ранний памятник микенской (или ахейской) культуры - шахтные гробницы, открытые в 1876г. Г. Шлиманом. В захоронениях были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски великолепной работы. Центрами культуры здесь, как и ранее, были дворцы, но сейчас все они укреплены, мощные стены сделаны из каменных глыб без всякого связующего материала. Меняется и убранство дворцов, всюду чувствуется воинственный дух: фрески отображают фрагменты сражений, охоты; керамика расписывается простым, строгим узлом. Письменность ахейцев, захвативших Крит, заимствована у минойцев (линейное слоговое письмо А) и приспособлено для передачи своего языка (линейное слоговое письмо Б). И если письмо Б было расшифровано в 1953г. англичанином М. Вентрисом, то письмо А до сих пор загадка.

В конце XIII в. до н.э происходит так называемое переселение народов, северобалканские варварские племена устремляются на юг. Наиболее заметную роль в этом процессе играет племя дорийцев. С приходом дорийцев в XII – XI вв. до н.э. в Греции начинается железный век и прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

 

Гомеровский период

Гомеровское время – одно из самых загадочных в истории Древней Греции. Фактически единственным источником информации о данном периоде выступают знаменитые поэмы слепого аэда - Гомера: "Илиада" и "Одиссея". Гомер описывает события крито-микенской эпохи (Троянская война), но переносит их в более позднюю историческую среду. Гомеровский эпос отражает довольно примитивную культуру, где дворцы заменены деревянными домами. Наиболее яркие памятники искусства гомеровского периода – вазы и бронзовые статуэтки. Это время не знало письменности, ее возрождение связано с культурой архаического периода.

 

Архаический период

Греческая архаика обычно датируется VIII – VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация – освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате чего греческий мир ассимилировал культуры других народов, обогатился за счет них. Одним из важнейших результатов такого переплетения цивилизаций стало изобретение греками письменности. Алфавитное письмо греки заимствуют у финикийцев, но вводят обозначения не только согласных, но и гласных.

В архаический период происходит разрушение родовой общины и формирование античного полиса - города-государства. Наиболее крупные полисы: Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Именно в полисах были поставлены под сомнение старые традиции и представления о богах, появились люди, которые, отбросив предубеждения, погрузились в изучение природы вещей. В это время мир узнал философию и науку в нынешнем их понимании. В эпоху архаики греки почувствовали свое единство, появляются понятия ‘Эллины’, ‘Эллада’, охватившие греческий мир в целом. Единению способствует и создание общегероического пантеона богов в результате слияния местных культов. Верховным богом стал Зевс-громовержец, главные владения делят между собой его братья: Посейдон – море, Аид - подземное царство, сестра и жена Гера - владычица неба. Олимп почитается священным обиталищем богов (Афродиты, Гефеста, Ареса, Афины, Диониса, Гермеса...), чьи функции заключаются в гармонизации Вселенной.

К периоду архаики относится зарождение Олимпийских игр (776г. до н.э.), которые устраивались в честь знаменитых богов. В области художественного творчества следует отметить труды Гесиода: поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни», поэзию Алкея, Анакреонта, Сафо. К этому времени относится и возникновение театра, родившегося из ритуальных празднеств в честь бога Диониса.

К VI в. до н.э. создается архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, строгому дорическому (по названию племени дорийцев) стилю соответствует геометрически правильная капитель колонны. Ионический стиль (по названию места возникновения – области Греции - Ионии) более пышный, где колонна не только опора, но и декоративный элемент; храмы украшаются рельефами, становятся более изящны. Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета искусства в классический период.

Классический период

Как раз в период утверждения арийской демократии искусство Греции достигло своих вершин. Отразив нашествие персов (греко-персидские войны 500 – 49 гг. до н.э.), Афины под руководством Перикла принялись восстанавливать разрушенное. В 480г. до н. э. храмы Акрополя, священного холма афинян, были сожжены дотла и разорены персами. Теперь решено было отстроить их в мраморе с невиданным дотоле великолепием. Перикл не был снобом. Писатели древности рассказывают, что он обращался с художниками как с равными. Архитектору Иктину было поручено проектирование храмов, а их скульптором стал Фидий. Произведений, составляющих славу Фидия, более не существует, но даже по поздним копиям можно представить магическую красоту его скульптур: "Зевс", "Афина-Воительница", "Афина Парфенос". Не менее замечательны произведения современника Фидия – афинского скульптора Мирона: "Дискобол" и творения Поликлета: статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, "Дорифор" ("Копьеносец"), "Раненая амазонка".

В классический период науке, искусству придают серьезное значение в воспитании полноценного гражданина. Ученые пересматривают прежние представления о материи, Демокрит вводит понятие атома, признает объективный характер познания. Одновременно формируется философское направление, утверждавшее, что истин может быть столько, сколько существует людей. Представители этого направления – софисты – считали возможным доказать любое положение. Своеобразным продолжателем идей софистов стал знаменитый Сократ.

В литературе V в. до н.э. утверждаются жанры трагедии и комедии. Основоположником классической трагедии принято считать Эсхила, но ее расцвет обычно соотносят с именем Софокла. Творцом психологической драмы был Еврипид; великолепным комедиографом – Аристофан. Произведения последнего отличали политическая острота, злободневность, автор старался отразить реальную жизнь аттического крестьянства. В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. "Отцом истории" древние называли Геродота ("История" о греко-персидских войнах), величайшим историком античности был Фукидид ("История Пелопоннесской войны").

   В основе всей культуры классической Греции лежат категории меры, гармонии, симметрии, ритма. Именно они определят представления о красоте и совершенстве в более позднем европейском искусстве. В конце классического периода к уже известным дорическому и коринфскому ордерам присоединяется коринфский орден, тяготеющий к украшательству, пышности (для него характерна капитель, убранная цветами, листвой, завитками). Неким архитектурным памятником всему искусству классической Греции стал уже упомянутый ансамбль Акрополя со знаменитым храмом – Парфенон, выдержанным в дорических формах. Недалеко от главного храма Афин высился уникальный Эрехтейон – храм, решенный более в ионическом стиле. К концу V столетия античные художники, а вслед за ними и публика, осознают новые возможности, которые появляются в связи с одновременным применением различных стилей (ордеров). Уже Эрехтейон поражает своим изяществом, лёгкостью, неоднозначностью архитектурных подходов. Однако дальнейшему культурному процветанию Афин препятствует жестокая война со Спартой. Это время обернется гибельными последствиями и для всей Греции. Страна постепенно утрачивает былое могущество, в её дела все чаще вмешиваются другие государства: Персия, Македония. В 338 г. до н.э. после битвы при Херонее Греция лишается политической независимости и подчиняется македонскому царю Филиппу II.

   Эпоха кризиса отмечена работами двух выдающихся философов античности: Платона и Аристотеля. Если первый мечтал реформировать полис, создать идеальное, справедливое государство («Государство»), то последний пытался связать объективный идеализм учителя с материалистическими выводами натурфилософов, особенно Демокрита. И Платон и Аристотель утверждали особую систему образования. Платон открыл в Афинах собственную школу – Академию; Аристотель в 335 г. до н.э. – Ликей.

    Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями благородного, прекрасного гражданина, характерное для искусства V в. до н.э., сменилось интересом к человеческой личности. Наиболее известные мастера IV в. до н.э. – Пракситель, Скопас, Лисипп. Замечательный скульптор Пракситель получил признание как творец пленительных образов, покоряющих своей мягкой тональностью, неуловимостью настроения. У него уже нет и следа былого схематизма, напротив, в его созданиях чувствуется некое небрежение достоинством “государственного человека” или божества (“Гермес с младенцем”). Именно во времена великого мастера метод “идеализации натуры”, принятый греками, приносит самые выдающиеся результаты. В руках талантливых скульпторов прежние отвлеченные схемы обрели дыхание, предстали в виде прекрасных живых существ. Красота ожила, заговорила. Но образы, созданные Праксителем (“Афродита Книдская”, “Аполлон, убивающий ящерицу”), Лисиппом (“Геракл”,“Гермес”), Скопасом (“Геракл”, “Вакханка”) все-таки оставались существами иного, лучшего мира. Связано это отнюдь не с природной красотой греков, а с тем, что их искусство достигло в своем развитии такой точки, где типическое и индивидуальное прибывает в удивительной гармонии, тонком соответствии.

 

Период эллинизиа

   Новым рубежом в истории и культуре Греции становится поход на восток Александра Македонского (356 – 323 гг. до н.э.) – сына Филиппа II, подчинившего себе Грецию. В результате похода (334–324 гг. до н.э.) была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта – до современной средней Азии. Созданная Александром империя сыграла исключительную роль в истории греческого искусства, поскольку изобразительный язык, ранее бывший достоянием нескольких малых городов, теперь распространяется на полмира. Новые столицы – Александрия в Египте, Пергам в Малой Азии – предъявляли художникам иные требования, нежели в Греции. Даже в архитектуре заказчики предпочитали более пышный коринфский (получивший название от богатого купеческого города Коринфа) стиль. В эллинистических городах Востока возводились крупномасштабные, импозантные, богато украшенные сооружения. Лишь немногие из них дошли до нас, но и они впечатляют своей внушительностью и роскошью. Стилевые особенности греческого искусства, его открытия применялись к восточным традициям грандиозной монументальности.

Греческое искусство в эллинистический период серьезно меняется; художников влекут сильные драматические эффекты, динамизм сюжетов, они хотят впечатлять и добиваются в этом поразительных успехов (скульптурная группа Лаокоон). В сложившейся атмосфере богатые люди стали собирать художественные произведения, оплачивая огромными суммами добытые оригиналы, заказывая копии недоступных шедевров. Интерес к искусству проявляют писатели, составляют жизнеописания великих мастеров.

  Для эллинизма характерен и другой тип науки, теперь сокращается разрыв между теорией и практикой, изобретения должны иметь непосредственные результаты. В этом смысле очень показательна фигура Архимеда: ученого и мастера, создавшего винтовой насос, множество боевых и оборонительных сооружений. Строительство новых городов, завоевания новых земель делают актуальным изучение математики, механики, географии, естествознания и медицины.

  Развитие научных знаний ставит проблему их накопления и систематизации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них – в Александрии и Пергаме. В Александрии при дворе Птолемеев был создан так называемый Мусейон (храм муз), служивший научным центром. Придворный быт эллинистических монархий, жизнь больших городов подарили особый вид поэзии – идиллию. Наиболее ярким представителем жанра был Феокрит. В эллинистический период развивается и совершенно новая отрасль знания – философия в широком смысле слова: грамматика, литературная критика. В театре на смену политической комедии приходит реалистическая бытовая комедия (творчество Менандра), становятся очень популярны мимы – короткие сценки из жизни горожан.

Философы пытаются отгородиться от бурно меняющейся действительности; занимаются проблемами личного усовершенствования. Характерными для эллинистической эпохи стали учения Эпикура – эпикурейство и Зенона – стоицизм. Основа первого – утверждение, что цель человеческого бытия – личное блаженство, высшей точкой которого является атараксия – невозмутимость. Второе основано на вере в независимость человеческих желаний и поступков от чувств. Тогда высшей нормой поведения признается апатия, бесстрастие. Мудрец должен повиноваться голосу разума, но не чувства. Мировой разум стоики отождествляли с огнем.

  Претерпевает изменения и религия: складывается культ монархов, выросший на почве отождествления личности царя, и культ судьбы, которая приобретает вид случая, удачи, но наиболее типичным для эллинистической религии является синкретизм – смешение различных элементов греческих и восточных религиозных верований.

Культура Древней Греции предопределила многое в философии средних веков и Нового времени. На учения Платона и Аристотеля опиралась теология. До наших дней в своих основных чертах дошла греческая система образования. К ведущим принципам этой культурыотносится еесостязательность. Сочетание разнообразия и взаимной лояльности породило благородное соревнование отдельных личностей, групп и полисов (городов-государств) в целом за достижение выдающихся результатов во всех сферах жизни, но особенно в спортивных играх. Эллинские государства, возникшие в IV в. до н.э., существовали сравнительно недолго. Во II–I вв. до н.э. большинство из них было завоевано Римом. С этого времени центром античной культуры становится территория современной Италии.

Отличалась от греческой и мифология Рима. Греческие мифы – о богах и героях, римские – о самом Риме, его победах и славе. Вся римская действительность с постоянными войнами делала наиболее ценными в обществе такие качества, как мужество, верность, стойкость, гордое достоинство, суровая сдержанность. Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. До сих пор он используется в медицине, биологии, юриспруденции, в естественных и общественных науках. На основе латинского языка возникла обширная группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли, и, наконец, именно Древний Рим является колыбелью христианства – религии, объединившей все европейские народы, и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

 

Темы контрольных работ

 

 Как вы оцениваете значение античной культуры для современности [1, 4, 6, 15, 16].

 Периоды античной культуры. Сравнительный анализ [1, 3, 22].

 Хитроумен ли Одиссей? [5, 6, 8].

 Мифы Древней Греции [7, 9, 10, 11, 12, 16, 19, 20].

 Античный пантеон богов [6, 10, 15, 18, 19].

 Идеал человека в древнегреческой культуре [2, 3, 4, 5, 11].

 Древнегреческий театр [1, 2, 3, 4, 18].

 «Золотое сечение» в культуре древних греков [1, 6, 13].

 Фатальна ли античность? [5, 7, 14].

 Знаменитый греческий философ (писатель). Жизнь и творчество [3, 5, 17].

 Идеал женщины в Древней Греции [2, 3, 9].

 Философия любви древних греков [2, 3, 9, 18].

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Перечислите этапы развития древнегреческой культуры.

2. Расскажите об основных философских системах античности.

3. Назовите выдающихся деятелей литературы, скульптуры, архитектуры Древней Греции. Расскажите об их творчестве.

4. В чём заключается роль и значение театра для древнегреческой культуры?

5. Расскажите о науке и образовании в античных государствах.

 

Литература

 

1. Античная культура и современная наука. М., 1985.

2. Античность и Византия. М., 1975.

3. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. Т.1. М., 1992.

4. Бычков В. В. Античность в культуре и искусстве последующих веков. М., 1984.

5. Вернан Ж. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.

6. Гаспаров М. Занимательная Греция // Наука и религия. 1991. № 1–3.

7. Голосковер Я. Э. Логика мифа. М., 1987.

8. Джойс Д. Улисс. М., 1993.

9. Женщина в мифах и легендах. Энциклопедический словарь. Ташкент, 1992.

10. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А. А. Нейхардт. М., 1990.

11. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

12. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

13. Менар Р. Об античной и современной скульптуре.

14. Миронов В. Б. Пир мудрецов. М., 1994.

15. Мифы в искусстве старом и новом. Историко-художественная монография (по Рене Менару) СПб., 1993.

16. Пивовоев В. М. Миф в системе культуры. Петрозаводск, 1991.

17. Плутарх. Жизнеописания. М., 1993.

18. Словарь Античности. М., 1994.

19. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М.,1989.

20. Штоль Г. Мифы классической древности: В 2 т. Т. 1–2. М., 1993.

21. Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1971.

22. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А. Н. Марковой. М., 1998.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 354 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2242 - | 2051 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.