1. Взгляды Э. Тайлора на первобытную культуру человечества.
2. Культурно-исторические предпосылки появления человека.
3. Периодизация развития первобытной культуры.
4. Образ жизни первобытного человека. Хозяйственная культура первобытного общества.
5. Проблемы духовного становления первобытного человечества.
6. Первобытный синкретизм и его отличительные черты.
7. Работы Дж. Фрезера о древней магии, мифах, сказаниях.
8. Ранние формы религии в первобытном обществе.
9. Наскальная живопись и пиктография древних.
10. Первобытные мифы в контексте современной культуры.
Культура складывается постепенно, вместе с формированием самого человека и человеческого общества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности, который длился много сотен лет. Для древнейшего человека характерно мифологическое сознание. Первобытные люди были ещё не способны воспринимать творения своей фантазии как творческий вымысел, но видели в них правдивое описание "высшей" реальности. И всё же мифологические образы, представления отчасти проверялись практикой, опытом. Человеческое сознание было двухуровневым; реалистическим – "снизу" и мифологическим – "сверху".
Первобытная культура – ранняя форма человеческой культуры. Основными её свойствами были синкретизм и традиционность.
Синкретизм (гр. synkretismos соединение) выразился прежде всего в нерасчленённости, единстве трёх форм бытия – культуры, общества и человека. Здесь каждый член родоплеменного коллектива равен целому: у всех одно имя, одна раскраска тела, одна причёска, одни украшения, пляски, мифы, обряды. Иными словами, " я " полностью растворено в " мы " и точно так же культура этого родоплеменного " мы " тождественна с " мы – обществом" и с каждым входящим в него " я ". Нерасчленённое, целостное мышление первобытного человека, как и сознание ребёнка, давало волю мощной фантазии, которая превосходила во всех сферах его деятельности силы аналитического мышления.
Второй существенный признак первобытной культуры – её традиционность. Все особенности структуры бытия и быта каждой родоплеменной общности, мифы, обряды, нормы вкуса оказались стабильными, жёсткими, нерушимыми и передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освящённый мифологическими представлениями. Власть традиции была абсолютной именно благодаря её способности выступать мощным социальным регулятором поведения людей, средством их сплочения. Это качество первобытной культуры, оставленное в наследство следующим эпохам, неразрывно связано с её мифологической доминантой, ибо мифология по самой своей природе претендует на абсолютность утверждённого ею миропонимания, а значит, требует от каждого индивида безусловного принятия данной системы идей, чувствований и их передачи в неприкосновенном виде из поколения в поколение.
В силу прочного единства всех видов деятельности первобытная культура, в отличие от эпохи цивилизации, является синкретическим культурным комплексом, где все виды культурной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство.
Функции первобытного искусства: познание, самоутверждение человека, систематизация картины мира, колдовство, формирование эстетического чувства. При этом социальная функция тесно переплетается с магико-религиозной. Различные инструменты, оружие, сосуды украшаются изображениями, имеющими магическое и социальное значение.
В первобытную эпоху зарождаются все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты), живопись (цветные изображения, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры из камня, глины). Появляется декоративное искусство – резьба по камню, кости, рельефы.
Верования древних людей были языческими, основанными на многобожии. Главные религиозные культы, обряды повсеместно связывались с религиозными видами искусства. Однако необходимо специально отметить, что целью первобытного искусства являлось не эстетическое наслаждение, хотя оно неотъемлемое качество любого художественного произведения, а решение практических задач. Отсутствие предметов чистого искусства не означает равнодушия к декоративным элементам. Последние в качестве геометрических знаков, орнамента становились выражением чувства ритма, симметрии, правильной формы.
Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового художественного творчества. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.
Темы контрольных работ
От обезьяны к Homo sapiens. «Путь» первобытного человека [3, 5, 6, 15, 16, 19].
Игра и культура в первобытном обществе [1, 4, 16].
Теория первобытного общества Э. Тайлора [12].
Труды Дж. Фрезера, их значение для понимания духовной культуры древних [14].
Первобытная магия [3, 6, 8].
Первобытное искусство [1, 8, 9, 10].
Первая письменность (пиктография, идеография, фонография) [7, 10].
"Человек – символическое животное" [8, 13, 17].
Красота – высшее из искусств (на материале первобытной культуры) [1, 4, 5, 6].
Контрольные вопросы и задания
1. Опишите периоды первобытной эпохи?
2. Назовите особенности первобытных верований и религии.
3. Расскажите о наскальной живописи первобытных людей.
4. Каковы музыкальные формы первобытного искусства?
5. Охарактеризуйте виды поселений первобытной эпохи.
Литература
Абрамова З. А. Древнейшие формы изобразительного творчества // Ранние формы искусства. М., 1972.
Аверинцев С. С. и др. Древние цивилизации. М., 1989.
Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М., 1986.
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.
Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. М., 1980.
Матвеев К. П., Сазонов А. А. Когда заговорила клинопись. М., 1979.
Мифологический словарь. М., 1990.
Неклюдов С. Ю. Ранние формы искусства. М., 1972.
Первобытное искусство. Новосибирск, 1992.
Розин В. М. Новая концепция происхождения человека и сознания // Социально-политический журнал. 1993. №5-6.
Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ // Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.
Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследования магии и религии. М., 1986.
Фрейд З. Тотем и табу. М., 1992.
Хейзинга В. Homo Ludens. М., 1992.
Чернокозов А. И. История мировой культуры. Р/на Д. 1997.
Элиаде М. Космос и история. М., 1987.
Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.