Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 11. Новое время. Западная культура




XVII – XVIII вв.

 

 Новые исторические условия в Европе XVII века.

 Научная революция XVII века.

 Рационализм – отличительная черта образа мысли и образа жизни человека нового времени.

 Идея гармонии – регулятивный принцип творчества.

 Этика и этикет Нового времени.

 Три направления в западноевропейской литературе XVII века: ренессанский реализм, классицизм, барокко.

 «Блеск и нищета» эпохи Просвещения.

 Философские искания этого времени. (Монтескье, Вольтер, Дидро, Гольбах, Руссо).

 Основные положения просветительской эстетики.

 Литературные направления XVIII века: классицизм, реализм, сентиментализм, предромантизм.

 Величайшие художники века: Бах, Гете, Моцарт, Свифт как выразители духа времени.

 

Классицизм, относимый исследователями к культуре Нового Времени, как стиль мировоззрения сформировался под эгидой идей, свойственных эпохе Возрождения, но сузив и несколько изменив основные критерии. Классицизм апеллировал не к античности в целом, а непосредственно к древнегреческой классике – наиболее гармоничному, соразмерному периоду в истории древнегреческой цивилизации. Классицизм более всего был взят "на вооружение" абсолютистскими государствами; им не могла не импонировать идея величавого порядка, строгой соподчиненности, внушительного единства; государство претендовало на "разумность", хотело, чтобы в нем видели объединяющее, героически-возвышенное начало. Идеи "долга", "служения" стали важнейшими в эстетике классицизма. Классицизм, в противовес барокко актуализировал другую сторону гуманистических идеалов – стремление к разумному, гармоническому строю жизни.

Барокко как художественному стилю, развившемуся в Европе в 1600 – 1750 гг., присущи выразительность, пышность, динамика. Искусство барокко стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей, подчеркивало драматичность душевных переживаний человека в современном мире. Высочайшими достижениями представлена барочная культура в изобразительном искусстве (Рубенс, Ван Дейк, Веласкес, Рибера, Рембрандт), в архитектуре (Бернини, Пюже, Куазевокс), в музыке (Кореяли, Вивальди).

В XIX в. первым ввёл термин "барокко" швейцарский историк Якоб Бурхардт. Он употребил его в пренебрежительном смысле как "вычурный", "причудливый", но слово прочно вошло в язык истории искусств.

Период конца XVII – XVIII вв. назван Веком разума,"Эпохой Просвещения. Просвещение –  идейное и общественное движение в странах Европы и Америке, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений.

Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689 – 1789 гг. В 1689 г. совершилась "славная революция" в Англии. Французская революция, начавшаяся в1789 г. воспринималась современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших её лозунгами. Просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике, но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения.

Главную свою задачу деятели Просвещения видели в воспитании, образовании народа, в приобщении к знаниям всех и каждого. Просветители мечтали о "царстве разума", прежде всего обеспечиваемого развитием наук. Ведущий принцип "царства разума" – "естественное равенство", а отсюда –  политическая свобода и гражданские права.

Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство, заключавшееся в особом умостроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Целями, идеалами Просвещения стали такие идеи, как свобода, благосостояние людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др. Просветители убеждали, что просвещением масс воспитанные монархи приведут свой народ к уничтожению бесправия, несправедливости, жестокости.

Основной литературный жанр этого времени – роман (Д. Дефо, Д. Свифт, Г. Филдинг, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье).

Во французском искусстве XVIII в. ведущим направлением стало рококо. Всё искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства –  игривого, насмешливого, вычурного, дразнящего чувства. Не случайно происхождение термина "рококо" возводят к слову "раковина" (фр. rocaille).

В конце XVII – XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были Бах и Гендель. Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа: Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом, верой в человека и его разум. По мнению некоторых исследователей итог Просвещению подводит И. В. Гете в трагедии "Фауст", оценивая новый исторический тип человека, напряженно ищущего Истину на основе Разума, верящего в свою созидательную деятельность, но при этом жестоко ошибающегося и пока что беспомощного пред им же самим вызванными к жизни могущественными силами. Век Просвещения –  век великих открытий и великих заблуждений. Не случайно конец данной эпохи приходится на начало Французской революции. Она похоронила веру просветителей в "золотой век" ненасильственного прогресса, усилила позиции критиков его целей и идеалов.

 

Темы контрольных работ

 

 Идеал человека в эпоху рационализма [1, 4, 10].

 Творчество Рембрандта [14, 15].

 Величайшие писатели XVIII века (Мильтон, Мольер) [4, 5, 6, 9, 13].

 Мировоззрение эпохи рационализма: пантеизм и деизм [4, 12, 15].

 Теория естественного права [5].

 Нигилизм эпохи Просвещения [7, 15].

 Эстетика рококо [7].

 Комедии Мольера [4, 5, 6, 9].

 «Потерянный рай» Мильтона. Библейская, античная, ренессанская традиции [4, 9, 20].

 Вольтер - создатель философских повестей [1, 4, 9].

 «Фауст» Гете – художественное обобщение европейской действительности XVIII – XIX вв. [2, 3, 4].

 

Контрольные вопросы  и задания

 

1. В чём состоит историческая обусловленность эпохи Нового времени?

2. Как, на Ваш взгляд, объясняются противоречия во взглядах представителей Нового времени европейских стран?

3. Назовите и охарактеризуйте основные направления в западноевропейской литературе XVII – XVIII веков.

4. Какие духовные противоречия были присущи эпохе Просвещения?

5. Расскажите о крупнейших представителях эпохи Просвещения в музыке, литературе, живописи.

 

Литература

 

 Акимова А. А. Вольтер. М., 1970.

 Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII–XVIII вв. М., 1978.

 Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

 Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М., 1985.

 Верцман И. Е. Ж. Ж. Руссо. М., 1976.

 Гвардини Р. Конец Нового времени// Вопросы философии, 1990. №4.

 Дубашинский И. А. «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта. М., 1969.

 Кальдерон и мировая культура / Отв. ред. Г. В. Степанов. Сб. ст. Л., 1986.

 Лосев А. Ф. Дерзание духа. М., 1988.

 Моруа А. Литературные портреты. М., 1971.

 Обломиевский Д. Д. Французский классицизм: Очерки. М., 1968.

 Сербенко Н. И., Соколов А. Э. Кризис культуры как исторический феномен // Вопросы философии. 1990. №7.

 Чамеев А. А. Дж. Мильтон и его «Потерянный рай». Л., 1986.

 Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993

 Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.

Глава 12. Культура Европы XIX века

 

 XIX век – эпоха технических революций.

 Социальные науки в новых условиях.

 Становление культуры романтизма.

 Образ романтического героя. Особенности конфликтов в романтической литературе (гений и толпа, гений и действительность).

 Романтическое течение, мифологическое течение в творчестве немецких романтиков (братья Шлегели, Новалис, Гофман).

 Байрон и мировая художественная культура.

 Реализм. Критический метод исследования действительности: натурализм среды, типизация характеров, история нравов (Стендаль, Теккерей, Диккенс).

 Творчество О. Бальзака.

 Основные характеристики эпохи модерна.

 Импрессионисты. Творчество К. Писсаро, А. Сислея, К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна).

 Кризис рационализма и его последствия для культуры конца XIX века. Философия экзистенционализма.

 Основные тенденции развития культуры рубежа XIX–XX веков.

 

В развитии западноевропейской литературы и искусства XIX век –  период появления произведений, ставших великим достоянием культуры и завоеванием человеческого гения, хотя условия развития были сложными и противоречивыми. Факторы, повлиявшие на основные процессы, направления художественного творчества, были разнообразны: изменения в базисных отношениях, в политической жизни, развитие наук, промышленная революция и ее результаты, религиозный аспект.

Ведущим идейно-художественным направлением этого времени стал романтизм. Романтизм (фр. romantisme) развивается во всех странах Европы и в Северной Америке, получает отражение в различных областях науки, литературы, искусства. Родиной романтизма принято считать Германию. Отличительные черты нового стиля видели в усилении воображения, эмоциональности и творческой одухотворенности художников. Эмоции, интуиция превалируют здесь над рационализмом, индивидуальные качества отдельного человека –  над обезличенным обществом; естественная природная непосредственность –  над классической строгостью и сдержанностью.

Главные темы романтического искусства, литературы –  любовь к величественным пространственным пейзажам, ностальгия по прошлому (особенно готическому), любовь ко всему простому (народная культура, традиции), культ героических личностей, романтические чувства, мистицизм, очарование смертью.

В литературе романтизм представлен произведениями Новалиса, Брентано, Айхендорфа, Тика; книгами Колриджа, Шелли, Байрона, Скотта (Англия); романами Виктора Гюго, Ламартина, Жорж Санд и Дюма-отца (Франция). В творчестве американских писателей По, Мелвилла, Лонгфелло, Уитмена ведущую роль также играют романтические сюжеты и образы.

В изобразительном искусстве романтическую традицию представляли выдающиеся художники: пейзажисты Фридрих, Тернер, Фюсли, Блейк, Делакруа.

В музыке термин "романтический" свободно применяется к большинству композиций XIX века, хотя в основном ассоциируется с понятиями программной музыки, такой как "Фантастическая симфония" Берлиоза, песенного цикла (Шуберт), оперы (Вагнер, Верди).

Кроме того, романтизм представлял собой форму идеологии: особое романтическое направление, сложившееся в области философско-эстетических идей, политической экономии, исторической науки.

Реализм утверждался в 30 – 40-е гг. XIX в., наряду с романтизмом, в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре. Реализм в литературе, искусстве –  это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Писатели, художники обратились к действительности во всех её проявлениях, обличая стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности реализм перерастает в критический реализм. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. Во Франции реализм приобретает политическую окраску. Впоследствии в живописи реализм постепенно вытесняется импрессионизмом, а в литературе –   натурализмом.

Представители натуралистического направления в искусстве исходили из положений о полной предопределённости судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. В 80-х гг. XIX в. натурализм становится влиятельным направлением во французской литературе: творчество Эмиля Золя, братьев Гонкур, Ги де Мопассана, Альфонса Доде. В Германии к художникам данного направления относят Герхарта Гауптманна, в США – Теодора Драйзера.

В конце XIX – начале XX вв. в Европе сложилось новое направление в искусстве – символизм. Основоположниками символизма считают французских поэтов: Поля Верлена, Стефана Малларме и Артюра Рембо. Они использовали слова в их символическом, а не конкретном значении. Художники-символисты отвергали реализм, стремились выразить настроение и психологическое состояние через цвет, линию, форму. Сюжеты их картин были чаще всего мифологические, мистические или фантастические. Ведущим художником-символистом считается Гюстав Моро.

Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось направление в искусстве –   импрессионизм (фр. impression впечатление). Его история сравнительно кратковременная –  всего двенадцать лет (от первой выставки картин в 1874 г. до восьмой в 1886 г.). Импрессионисты стремились запечатлеть природу в ее истинном виде, уловить тончайшую игру света. Стили импрессионистов различались между собой, но всех объединяло исследование эффектов света и движения, достигавшихся использованием крупных отчетливых мазков или красочных пятен, разбросанных по полотну, а не смешанных предварительно на палитре. В 1880-е годы направление распалось на несколько новых стилей, позднее оформившихся в постимпрессионизм. Яркими представителями этого направления были три художника: французы П. Сезанн, В. Ван Гог и П. Гоген. Они начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своём творчестве их влияние.

На рубеже XIX–XX вв. в Европе идет интенсивный поиск нового языка в искусстве, новых форм и возможностей. Первые три десятилетия нашего столетия открыли абсолютно новые направления в художественной культуре. Одно из главных – авангардизм. Его значимость – в призыве к полному обновлению художественных форм и выразительных средств, в категоричном отказе от каких-либо художественных традиций. Причем нередко авангардисты начинали вполне традиционно и лишь испытав все существующие приёмы, формы, уходили от них. Это произошло с П. Пикассо, который успел испробовать самые разные способы самовыражения в искусстве (реализм, кубизм, абстракционизм); с С. Дали, который пройдя через серьезный, основательный реалистический период, нашел себя в сюрреализме. Основой сюрреализма как авангардного направления стало стремление реально и точно показать совершенно нереальное, невозможное.

Несомненный интерес представляет экспрессионизм, сформировавшийся в начале века в Германии и призывавший к отражению в произведениях искусства не явлений и предметов реальной действительности, а чувств и переживаний автора в максимально соответствующей им форме. Естественно, что единых правил здесь быть не могло, т. к. всякий раз ощущения, переживания, эмоции имеют разную основу, а следовательно, и форму фиксации.

Группой художников-экспрессионистов "Голубой всадник" руководил В. Кандинский (1911). В литературе авангардизм также имел своих сторонников. Одним из первых стал знаменитый ирландец Джемс Джойс – автор,, романа "Улисс", написанного в жанре "потока сознания".

 

Темы рефератов

 

 Научные открытия XIX века (П. Лаплас, Д. Дальтон, Ч. Дарвин, Д. Максвелл) [1, 5, 14].

 Человек и «экзистенция». С. Кьеркегор о способе их существования [10, 12, 15].

 Теория сверхчеловека Ф. Ницше [12].

 З. Фрейд. Теория бессознательного и ее роль в культуре XIX–XX веков [7, 15].

 Творчество импрессионистов [2, 6, 11].

 Жизнь и творчество Д. Байрона [3, 9, 10, 15].

 Романтический герой. Художественные открытия немецких романтиков [3, 9, 10, 15].

 «Человеческая комедия» О. Бальзака – величайшая победа реализма [4, 8, 10].

 Символизм,  декаданство,  неонатурализм  в  культуре  XIX  века [10].

Контрольные вопросы и задания

 

1. Назовите и охарактеризуйте основные художественные стили XIX века.

2. Где зародился романтизм?

3. С какими именами Вы связываете явление английского, французского, венгерского романтизма?

4. Каковы основные характеристики романтического направления в искусстве?

5. Назовите представителей импрессионизма в живописи.

6. В чём заключаются основные тенденции развития постимпрессионизма? Назовите основных представителей этого направления.

7. Перечислите главные художественные принципы авангардизма. В чём на Ваш взгляд его значимость для развития культуры ХХ века?

 

Литература

 

 Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989. № 3.

 Андреев Л. Г. Импрессионизм. М., 1980.

 Бернал Д. Наука в истории общества. М., 1956.

 Богемская К. Г. Клод Моне. М., 1984.

 Додельцев Р. Ф. Концепция культуры З. Фрейда. М., 1989.

 Зарубежная литература XIX века. Реализм. М., 1990.

 Зарубежная литература XIX века. Романтизм. М., 1990.

 Импрессионисты, их современники, их соратники. Живопись. Графика. Литература. Музыка / Сб. ст., посвящённых первой выставке. М., 1976.

 Карцев Вл. Максвелл. М., 1974.

 Кьеркегор С. Страх и трепет. Л., 1991.

 Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1973.

 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1992.

 Перрюшо А. Жизнь Ренуара. М., 1986.

 Проблема человека в западноевропейской философии: Сб. переводов. М., 1988.

 Ревальд Д. История импрессионизма. М., 1994.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 193 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2298 - | 2047 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.