Глава 3. Проблемы социокультурной динамики
1. Формы приобщения к культуре
2. Материальная и духовная культура
3. Диалог культур и национальная ментальность
4. Массовая и элитарная культура
История мировых цивилизаций в самом общем виде и представляется историей развития человечества. Взаимосвязь культуры и цивилизации, по мнению ряда исследователей (И.Е. Козновой), и определяет социодинамику культуры. Социодинамика культуры изучает развитие культуры в зависимости от особенностей развития общества. Исследование социальных процессов, истории идей и их реализации в культуре – одна из наиболее сложных задач современной культурологи.
Задачи культурологи во многом сходны с задачами самой культуры. Заключаются они, прежде всего, в освоении людьми каждого последующего поколения положительного исторического опыта. Он же, в свою очередь, должен обеспечить прогрессивное развитие человечества, благополучие слагающих его стран и народов. Кроме того, все более важной задачей культуры становится сохранение на земле условий, достаточно благоприятных для жизни будущих поколений. Изучение данной дисциплины обычно начинается со знакомства с системой классификации культуры.
Культуру принято делить на материальную и духовную. Под материальной культурой понимают все то, что создается людьми в утилитарных целях. Это также способы, технологии производственной деятельности, необходимые для ее осуществления знания и уменья. К материальной культуре относится и физическая культура, отношение к собственному здоровью, к месту своего обитания.
Понятие духовная культура более сложное, многогранное. Это познавательная (в широком смысле слова) и интеллектуальная деятельность, этические нормы и эстетические представления, религиозные убеждения. К духовной культуре относится также ряд аспектов педагогической деятельности, правовых представлений. В целом же провести четкую границу между материальной и духовной культурой нельзя. Например, одни и те же предметы могут играть роль утилитарных и эстетически ценных, являясь, по сути, произведениями искусства (например, ковры, посуда, архитектурные сооружения). Очевидно, в одних случаях такие предметы будут удовлетворять преимущественно утилитарные, в других – преимущество духовные (эстетические) потребности. Интеллектуальная деятельность также может направляться как на решение сугубо практических задач, так и на философское осмысление мира.
Культуру можно делить по временному (историческому), территориальному (этническому) или социальному принципам. Так изучается культура античного периода, средневековья и т.д. Есть культура Востока, европейская культура, арабская культура, процесс освоения ценностей других культур и называется диалогом культур. Можно говорить о культуре майя, культуре инков или других народов. Внутри национальной культуры выделяют субкультуры отдельных социальных групп. Существует народная культура, элитарная культура, массовая культура.
Массовая культура – особый способ производства культурных ценностей, рассчитанный на массовое потребление, на потребности «массового человека».
Элитарная культура создается высокими профессионалами, ориентированана определенный круг просвещенной элиты, требует подготовки, достаточно высокого уровня образования, в том числе художественного.
Все эти разделения в той или иной мере условны, и четкую границу между разными категориями бывает провести сложно. Понятие культура может носить и технологический характер или характеризовать какую-либо иную деятельность. Так, есть культура земледелия, физическая культура, культура межличностных отношений и т.п.
Темы контрольных работ
1. Субкультура и контркультура в современном мире.
2. Роль мифа в массовой культуре.
3. Глобализация и проблема культурного многообразия.
4. Европейская идентичность и российская ментальность.
Контрольные вопросы
1. Составьте перечень объектов и явлений, к которым можно применить понятие «культурный».
2. Какие деяния человеческие Вам представляются несовместимыми с понятием «культурные»?
3. Черты отличия элитарной и массовой культур, массовой и народной?
4. Назовите известные Вам субкультуры.
5. Как Вы оцениваете господство в современном обществе идеалов массовой культуры?
Литература
1. Культурология / Сост. А.А. Радугин. М., 1996.
2. Ерасов Б. С. Социальная культурология. Ч. I-2. М., 1994.
3. Актуальные проблемы культуры ХХ века. М., 1993.
4. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е. В. Попов. М., 1995.
5. Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. М., 1967.
6. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
7. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. М., 1990, №.3. С. 134-155.
Глава 4. Функции культуры в обществе
(механизмы приобщения к культуре)
1. Семиотика и культура
2. Социализация личности
3. Культура как игра
4. Практическое значение культурологических знаний
Функции культуры в жизни общества многообразны. Их трудно расположить в иерархическом порядке, поскольку каждая из этих функций имеет кардинальное значение для жизни человеческого общества. Их рассмотрение мы начнем с передачи социального опыта, накопленных человечеством знаний и умений. Указанным свойством - передавать полезный опыт от поколения к поколению - обладают не только люди, но и многие животные. Но если у животных существует только один способ передачи - путем непосредственного контакта, то люди узнают о накопленных в прошлом знаниях, верованиях, умениях и с помощью специальных носителей информации (текстов, схем, формул и т.п.); знакомясь с орудиями труда, жилищами, предметами бытового назначения, художественной культурой.
Тесно связана с передачей социального опыта оценочная функция культуры. В области производственной деятельности в оценке ведущее место занимает бесстрастный научный анализ, а в отношении духовных ценностей, нравственных убеждений положение оказывается гораздо более сложным. Подобная оценка затрагивает представления о справедливости, человеческих правах и достоинствах. Именно благодаря культуре люди учатся использовать то лучшее, что сумели создать за долгие годы своего исторического развития.
Принципиально важна регулятивная функция культуры, позволяющая людям успешно взаимодействовать друг с другом. Она смыкается с оценочной функцией в тех аспектах, которые затрагивают моральные стороны контактов и взаимодействий. Однако кроме моральных норм есть традиции, обряды, ритуалы, условные правила вежливости (этикета). Их знание и соблюдение играют существенную роль в обеспечении успешных контактов между людьми.
Еще одна важная функция культуры - знаковая (семиотическая). С этой функцией связан язык, устный и письменный, позволяющий передавать и распространять приобретаемые знания, сообщать текущую информацию, реализовывать так называемое игровое (развлекательное) поведение.
Перечисленные выше функции культуры, взаимодействуя между собой, обеспечивают социализацию личности (ее приспособление к жизни в конкретных социальных условиях). Это понятие шире воспитания, под которым обычно подразумевают воздействия, направленные на формирование у личности определенного поведения, тех или иных убеждений, представлений. Социализация же обеспечивается всем образом жизни общества, она в значительной степени стихийна. От того, как произойдет формирование личности, какие моральные принципы она усвоит, на какие ценности будет ориентироваться, зависят ее человеческие качества. Именно они являются важнейшим условием благополучия того или иного общества.
Затрагивая все аспекты жизни, культура выполняет и другие функции (рекреационную, валеологическую, познавательную и пр.). В зависимости от того, насколько успешно происходит выполнение указанных функций, общество или благополучно развивается, или деградирует, разрушается. История знает немало примеров исчезновения некогда могущественных, процветающих цивилизаций.
Естественно, сама цивилизация осознанно не стремится к гибели. Более того, члены соответствующего общества могут отдавать себе отчет в том, почему в нем ухудшается положение дел. Так, для современной России именно недостатки ее культурного развития стали главной причиной кризиса. Но знание причин еще не гарантирует их устранения. Основной задачей культурологии является, таким образом, не только изучение функций культуры, но и выяснение тех причин, которые вызывают сбои в реализации данных функций. Более того, важно выяснить, с помощью каких действий можно обеспечить выполнение культурой ее функций. Чтобы это сделать, необходимо располагать не только культурологическими знаниями, но использовать все гуманитарные науки, апеллировать к исследованиям в других областях (например, правильно оценить состояние ресурсной базы, позволяющей функционировать экономике, уметь избегать кризисных ситуаций в экологии, поддерживать справедливые, добрососедские отношения с другими народами). Естественно, все перечисленные проблемы культурологии решать не под силу, но с помощью культурологических знаний можно понять, почему некоторые люди направляют свои усилия на достижение сугубо эгоистических целей. Именно культура в ее гуманистических проявлениях дает возможность перейти от общества, в котором, по меткому выражению английского философа Т. Гоббса, идет «война каждого против всех», к более благополучному, гармоничному социальному устройству.
Культура в одном из ее важнейших проявлений - художественном творчестве - позволяет силой примера убедить людей в преимуществах позиции доброжелательности и любви в противовес позиции силы. Она позволяет видеть отталкивающие проявления зла во всем его разнообразии, вызывает его отрицательную эмоциональную оценку.
Темы контрольных работ
1. Культура и проблема духовной свободы
2. Гуманистические основания культуры
3. Символизм культуры
4. Культурные традиции и модернизация культуры
Контрольные вопросы
1. Попытайтесь расшифровать словосочетание «культурная социализация».
2. Какие механизмы (правила) взаимодействий между людьми способствуют улучшению этих взаимодействий?
3. Назовите основные функции культуры.
Литература
Боголюбова Е. В. Культура и общество. М., 1978.
Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1994.
Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.
Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.
Мангейм К. Проблема интеллигенции. Демократизация культуры. М., 1993.
Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
Маркуш Д. Общество культуры: культурный состав современности // Вопросы философии. 1993. № 11.
Межуев В. М. Культура и история. М., 1977.
Морфология культуры. Структура и динамика. / Сост. Э. А. Орлова. М., 1994.
Немировская Л. З. Культурология. История и теория культуры. М., 1992.
Сильвестров В. В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.
Соколов Э. В. Культура и общество. Л., 1972.
Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории и философии культуры. М., 1991.
Флоренский П. А. Культ, религия, культура. // Богословские труды. М., 1977.
Фрейд З. Будущее одной иллюзии. // Сумерки богов. М., 1992.
Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов. / Отв. ред. Е. В. Попов. М., 1995.
Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
Раздел 3. Мировое сообщество. Культурная парадигма (истоки и смыслы)
Глава 5. Возникновение культуры.