Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Автор и герой в эстетической деятельности 2 страница




 

Ars moriendi (1923–1925)

 

Публикуемый материал представляет собой выявленный А. Ф. Сиваком машинописный текст с авторскими правками, хранящийся в архиве Российского института искусствознания в Петербурге в небольшом фонде И. И. Лапшина (ф. 57, ед. хр. 13, 1944–1947 гг.). Происхождение и датировка этого текста предположительны. Печатается по первой публикации: Вопросы философии. М., 1994. № 3 (подготовка текста и примеч. А. Ф. Сивака). С. 115–126.

1. Ars moriendi –  искусство умирания (лат.).

2. … metabasis eis alio genos… –  переход рассуждения в другую область; ошибка, приводящая к смешению понятий и игре слов (др. – греч.).

3. … сознание вообще –  одно из основных понятий неокантианства, выводящего из «имманентных свойств» сознания основную предпосылку мира.

4. … людям вроде Андреевского… –  имеется в виду С. А. Андреевский, автор «Книги о смерти» (Ревель; Берлин. 1922. Т. 1–2).

5. … venit mors velociter, Rapit nos atrociter, nemini pacetur…

отрывок из третьего куплета «Гаудеамуса», средневековой студенческой песни:

 

Смерть идет стремительно,

Уносит нас безжалостно

И никого не щадит.

 

6. Гартман В. А.  – русский архитектор и художник-прикладник, академик архитектуры Академии художеств. Автор ряда известных архитектурных проектов: павильонов Всероссийской мануфактурной выставки в Петербурге (1870), дачи известного промышленника С. И. Мамонтова и др.

7. Мусоргский Модест Петрович  (1839–1881) – русский композитор, автор опер «Борис Годунов» и «Хованщина».

8. De rerum natura  – имеется в виду поэма «О природе вещей» древнеримского поэта и философа Тита Лукреция Кара (ок. 95–55 г. до н. э.), в которой излагается эпикурейское учение.

9. Майков Аполлон Николаевич  (1821–1897) – русский поэт, автор драматической поэмы «Три смерти», вошедшей позже в переработанном виде в трагедию «Два мира». И. И. Лапшин приводит отрывок из «Трех смертей». См.: Майков А. Н.  Избранные сочинения. Л., 1977. С. 445.

10. Лонг Эдуард Ноэл  (ок. 1788–1809) – школьный друг Байрона в Харроу и Кембридже. Ему посвящено стихотворение Байрона «Часы досуга». Служил в гвардии, погиб в кораблекрушении.

11. Ridens moriar  – умирать, смеясь (лат.).

12. Крукс Уильям  (1832–1919) – английский естествоиспытатель занимавшийся химией редкоземельных металлов и открывший таллий (1861), член (1863) и президент (1913–1915) Лондонского королевского общества Исследователь радиоактивности и первых методов ее измерения. Увлекался спиритической практикой.

13. Уоллес Альфред Рассел  (1823–1913) – английский естествоиспытатель. Известен тем, что оспаривал у Ч. Дарвина приоритет в формулировании общей теории естественного отбора. Известен как активный защитник спиритизма и реальности медиумов.

14. Целльнер Иоганн Карл Фридрих  (1834–1882) – немецкий астроном, исследовавший строение комет и занимавшийся фотометрическими опытами. Активный сторонник спиритизма, пытавшийся обосновать идею «четырехмерного» пространства.

15. Бутлеров Александр Михайлович  (1828–1886) – русский химик и общественный деятель, академик. Основатель петербургской школы органической химии.

16. Остроградский Михаил Васильевич  (1801–1861) – русский математик, академик. Специалист в области интегрального счисления.

17. … die Ewige Weiderkunft  – вечное возвращение (нем.).

18. … annus magnus  – великий год (лат.).

19. … natura naturans  – творящая, созидающая природа (лат.).

20. Шуппе Вильгельм  (1836–1913) – немецкий философ, представитель «имманентной философии».

21. Шпир Африкан Александрович  (1837–1890) – немецкий философ русского происхождения. С 1860-х годов жил в Германии. Сторонник феноменализма эклектического толка, сочетающего идеи юмизма с кантианским критицизмом. Лапшин интересовался его идеями.

22. … sentimus nos aeternus esse  – наши чувства вечны (лат.).

23. … in eo emim omnes vivimns, novemus et sumus  – ибо мы живем и движемся и существуем (Деян. 17, 28).

24. … insense qui crois que je ne suis pas toi  – безумный, считающий, что я – это не ты (фр.).

25. … субстанциальным деятелем…  – имеется в виду одно из основных понятий философского спиритуализма и интуитивизма. См.: Лосский Н. О.  Обоснование интуитивизма (Избранное, М., 1991).

26. … terminus ad quem  – конечный пункт (лат.).

27. Фехнер Густав Теодор  (1801–1887) – немецкий физик и философ, сторонник идей пантеизма и панпсихизма. Известен как защитник принципов психофизического монизма, критик Декарта и Спинозы.

28. Джеймс Уильям  (1842–1910) – американский философ и психолог. Сторонник прагматизма и основатель теории «радикального эмпиризма». И. Лапшин находился под сильным влиянием идей Джеймса.

29. … soma en dinamoi  – здесь: тело в силе, энергии (др. – греч.).

30. Симеон Полоцкий  (1629–1680) – деятель русской культуры XVII в.; писатель и публицист, автор многочисленных произведений церковно-просветительского направления. Непримиримый противник русского старообрядчества.

31. Из одноименного стихотворения М. Ю. Лермонтова (1831).

32. … Sehnsucht  – страстное желание чего-либо, стремление (нем.).

33. Бергсон Анри  (1859–1941) – французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Рассматривал человеческое бытие как космический «жизненный порыв». Лапшин имеет в виду работу Бергсона «Духовная энергия» (1919).

34. … refrain «Metaphysicam esse delendam»  – припев «Метафизику следует разрушить» (англ., лат.).

35. … amor Dei intellectualis  – интеллектуальная любовь к Богу (лат.).

36. … Vermächtnis  – завет (нем.). Далее Лапшин цитирует стихотворение Гёте «Завет».

37. См. Лапшин И. И.  Проблема чужого «я» в новейшей философии. СПб., 1911.

38. Стасов Владимир Васильевич  (1824–1906) – русский историк искусства, художественный и музыкальный критик, академик, общественный деятель. Сторонник принципов реалистической эстетики.

39. Унамуно Мигель де  (1864–1936) – испанский писатель и философ, представитель экзистенциализма. Одним из наиболее заметных мотивов его творчества и философских размышлений была тема смерти. Соч.:  Избранное: В 2 т. Л., 1981; О трагическом чувстве жизни. Киев, 1997.

40. Балакирев Милий Алексеевич  (1836–1910) – русский композитор, виртуозный пианист. Автор фортепианных пьес, романсов, симфонических произведений.

41. … mezzo di cammin si nostra vita  – в середине жизненного пути (ит.). Аллюзия на первую строчку «Божественной комедии» Данте.

42. Вольтер  (Аруэ Мари Франсуа, 1694–1778) – французский писатель-просветитель, философ, поэт, историк.

43. Грановский Тимофей Николаевич  (1813–1855) – профессор истории Московского университета, участник многих московских кружков, общественный деятель. Известен своими блестящими лекциями по истории западноевропейского средневековья, читанных в 1843–1846 гг.

44. … Euthanasia  (др. – греч.)  – тихая (безболезненная) смерть.

45. Пирогов Николай Иванович  (1810–1881) – русский хирург и общественный деятель. Участник обороны Севастополя во время Крымской войны.

46. … Bewusstsein überhaupt  (нем.)  – здесь: наиобщего.

47. … Geheimnis. Abeüteuer, Mysterium  – тайна, приключение, мистерия (нем.).

48. … perpetuum mobile  (лат.) – вечный двигатель.

49. Маритен Жак  (1882–1973) – французский религиозный философ, представитель неотомизма. Сторонник движения «христианской демократии».

50. … sclе́rose de l’inteliegence  (фр.) – здесь: интеллектуальный склероз.

51. … брик-а-брака  (фр.)  – название старинных, преимущественно мелких вещей и предметов, собираемых коллекционерами.

52. Самарин Юрий Федорович  (1819–1876) – русский религиозный философ, представитель славянофильства.

53. … melete thanatu  – приготовление к смерти (др. – греч.).

…meditatio mortis  – размышления о смерти (лат.).

54. Солон  (между 640 и 635-ок. 559 г. до н. э.) – афинский политический деятель и выдающийся античный государственный реформатор. Причислялся к «семи греческим мудрецам». Крез  (560–546) – последний мидийский царь из династии Мермиадов. Вел войны с греческими городами-колониями в Малой Азии. По преданию, дельфийский оракул предсказал ему победу над персидским царем Киром, но предсказание не сбылось, Крез потерпел поражение и вскоре погиб. Известен своим сказочным богатством.

55. Шаррон Пьер  (1541–1603) – французский священник, проповедник и философ. Известен своим сборником «Христианские размышления» (1660) и полемикой с гугенотами. Лапшин цитирует главное произведение Шаррона «Мудрость», написанное под влиянием М. Монтеня.

«De l’art de bien mourir»  – «Искусство хорошо умирать» (фр.). Ср.: Савонарола Дж.  Проповедь об искусстве хорошо умирать // Вестник РХД. Париж, 1981. № 135. С. 99–124. Анализ темы «ars moriendi» см. Хёйзинга Й.  Осень Средневековья. М., 1988. Гл. IX. С. 149–163.

56. Лафонтен Жан  (1621–1695) – французский баснописец. Лапшин цитирует отрывок из басни Лафонтена «Смерть и умирающий»:

 

Дожив до поздних дней, мне кажется, из мира

Так должно выходить, как гость отходит с пира,

Отдав за хлеб и соль хозяину поклон

 

(Перевод И. И. Дмитриева)

См.: Басни Лафонтена. Полное собрание. СПб., 1901. С. 348.

57. … idе́e fixe  – навязчивая идея (фр.).

58. Сурбаран Франсиско  (1598–1664) – испанский живописец, творчество которого отличалось повышенным интересом к художественной передаче состояний религиозного размышления, экстаза, сокрушения. Лапшин имеет в виду одну из многочисленных картин Сурбарана, изображающего св. Франциска как монаха, держащего в руках череп и напряженно думающего о предстоящей смерти.

59. Лапшин имеет в виду стихотворение Лермонтова «В полдневный зной в долине Дагестана…» – «Сон» (1841). См.: Лермонтов М. Ю.  Избранное. М., 1977. С. 108.

60. Смерть, где твое жало?  – Цитата из Первого послания св. апостола Павла к коринфянам (15, 55): «Смерть! где твое жало? ад, где твоя победа?»

61. Гааз Федор Петрович (Фридрих-Иосиф)  (1780–1853) – русский врач и общественный деятель, известный своими исключительными заслугами в благотворительной работе, помощи бедным и больным.

62. Речь идет о Бородине Александре Порфирьевиче (1833–1887) – русском композиторе, профессоре химии и докторе медицины, авторе оперы «Князь Игорь» (завершена Римским-Корсаковым и Глазуновым, 1890), симфонических произведений, популярных романсов.

 

 

Г. В. Флоровский

 

Флоровский Георгий Васильевич  (1893–1979) – русский историк культуры, богослов, церковный деятель. Родился в семье одесского протоиерея, ректора Одесской семинарии. Закончил историко-филологический факультет Новороссийского университета, изучал историю философии и естествознание. Экспериментальная работа по физиологии слюноотделения одобрена Павловым, опубликована в «Записках» Академии наук (1917). Зарабатывал на жизнь частными уроками; в 1919 г. стал приват-доцентом Новороссийского университета. С приходом к власти большевиков эмигрирует в Софию, в Праге защитил магистерскую диссертацию о молодом Герцене. С 1921 г. участвует в евразийском движении, печатается в сборниках евразийцев («Исход к «Востоку». Кн. I. «Россия и латинство», (1823); «Утверждения». Кн. 2. «На путях», (1923). В Праге Флоровский пробыл с 1922 по 1926 г. С переездом в Париж работает на кафедре петрологии Богословского института. В 1932 г. митрополит Евлогий (Георгиевский) рукополагает Флоровского в священство. Начало войны застало философа в Белграде (лето 1939 г.). В Югославии Флоровский провел годы войны, позднее оказался у брата в Праге, но затем вернулся в Париж, где преподает в Богословском институте нравственное богословие, а в 1948 г. по приглашению митрополита Феофила переехал в Нью-Йорк. В 1948–1955 г. – проректор, а затем декан Святовладимирской духовной академии в Нью-Йорке и профессор Колумбийского университета. Затем Флоровский возглавил кафедру Восточной Церкви в Гарвардском университете. Умер в Принстоне. В Америке вышло собрание сочинений Флоровского в шести томах.

Соч.:  Жил ли Христос? Париж, 1929; Вечное и преходящее в учении русских славянофилов (1921) // Начала. М., 1991. № 3. С. 30–50; Восточные отцы IV в. Париж. 1931 (1990); Восточные отцы V–VIII вв. Париж, 1933 (1990); Смерть на Кресте. Париж, 1930; Проблемы христианского объединения. Париж, 1933; Восточная традиция и христианство. Париж, 1949; статьи в «Пути» (Париж): Окамененное бесчувствие (1926. № 2. С. 128–133); Письмо в редакцию «Пути» (Там же. С. 134); Метафизические предпосылки утопизма (Там же. № 4. С. 27–53; Вопросы философии. М., 1990. № 10. С. 80–93); Дом Отчий (1927, № 7. С. 63–86); Филарет, митрополит Московский (1928. № 12. С. 3–31); Противоречия оригенизма (1929, № 18. С. 107–115); Евхаристия и соборность (1929. № 19. С. 3–22); Томление духа (1930. № 20. С. 102–107); Спор о немецком идеализме (1930. № 25. С. 51–80); Богословские отрывки (1931. № 31. С. 3–29); Трубецкой С. Н. (1931. № 26. С. 119–122); Проблематика христианского возрождения (Приложение к № 37); Тютчев и Вл. Соловьев (1933. № 41. С. 3–24); О границах Церкви (1934. № 44. С. 15–21); статьи в «Современных записках» (Париж): Евразийский соблазн (1928. Т. 33. С. 312–346; Новый мир. М., 1991. № 1); Искания молодого Герцена (1929. Т. 39. С. 274–305; Т. 40. С. 335–367); Проект мнимого дела (1935. Т. 59. С. 399–406); в «Русской мысли» (Прага, Берлин): Смысл истории и смысл жизни (1921. Кн. VIII–IX. С. 175–194); Письмо к П. Б. Струве о евразийстве (1921. Кн. X–XII С. 267–274); В мире исканий и блужданий. I. Знаменитый спор (1922. Кн. IV. С. 129–140); в «Вестнике РХД» (Париж): Политика и богословское напряжение (1950. № 3), Преподобный Серафим Саровский (1953. № 26. С. 4–5); Поступок и свидетельство (1963. № 68–69. С. 18–28); Пути русского богословия. Париж, 1937 (1981; 1983; Киев; Вильнюс, 1991 – два издания); Из прошлого русской мысли. М., 1998; Вера и культура: Избр. труды по богословию и философии / Сост., вступ. ст. И. И. Евлампиева; примеч. И. И. Евлампиева и В. Л. Селиверстова. СПб., 2002.

Лит.:  Биографическая справка // Вестник РХД. Париж, 1973. № 108–110. С. 92–97, 98–121; Лот-Бородина  М. Критика русского христианства // Путь. Париж, 1936–1937. № 52. С. 45–55; Зеньковский В. В. Рец. на кн.: Восточные отцы IV в. Париж, 1931 // Путь. Париж, 1931. № 28. С. 101–102; Бердяев Н. А.  Ортодоксия и человечность // Там же. 1937. № 53. С. 53–65; Из писем о. Георгия Флоровского Ю. Иваску // Вестник РХД. Париж, 1979. № 130; Мейендорф И.,  прот. Предисловие // Флоровский Г. В. Пути русского богословия. 2-е изд. Париж, 1981. С. I–X; Хоружий С. С. Россия, Европа и Отец Георгий Флоровский // Начала. М., 1991. № 3. С. 22–30; Сербиненко Н. М.  Предисловие к публикации // Вопросы философии. М., 1990. № 10. С. 78–79; Георгий Флоровский: Священнослужитель, богослов, философ / Общ. ред. Ю. П. Сенокосова. М., 1995 (библ.: 382 названия); Исупов К. Г.  Серебряный век в поисках смысла истории // Литература и история / Отв. ред. Ю. В. Стенник. СПб., 2001. Вып. 3. С. 294–359.

 

О воскресении мертвых (1935)

 

Печатается по первой публикации: Переселение душ: Проблема бессмертия в оккультизме и христианстве. Париж, 1935. С. 135–167; переизд.: М., 1994. С. 289–314. Статья перепечатана также в сб.: Флоровский Георгий, прот. Вера и культура. Избранные труды по богословию и философии / Сост., вступ. ст. и примеч. И. И. Евлампиева и В. Л. Селиверстова. СПб., 2002. С. 543–567; заимствуем из этого издания перевод двух иноязычных цитат; переводчик не указан. Публикуемая статья входит в состав танатологического цикла Г. Флоровского: «О смерти Крестной» (1930; Смерть на Кресте. Париж, 1930, «Смерть и жизнь» (1948), «Евангелие Воскресения» (1953).

1. Ибо эллинский мир телом  <…> гнушался. – Философическое презрение к телу нимало не противоречит тому общепризнанному факту, что античность воспринимало мир телесно, пластично и скульптурно, о чем говорит ниже и сам о. Георгий, ссылаясь на А. Ф. Лосева и О. Шпенглера.

2. …известный Цельс…  – Цельс (Кельс, II в. н. э.) – философ, эпикуреец и платоник, автор компиляции «Истинное слово» (ок. 150), в котором обличал христианское вероучение. Г. Флоровский ниже цитирует сочинение Оригена «Contra Celsum» (249 г.).

3. Игнатий Богоносец Антиохийский  (I–II вв.) – св., один из «мужей апостольских»; богослов, епископ Антиохии, замучен при императоре Траяне; автор 14 дошедших до нас посланий.

Ириней Лионский  (ок. 130–202) – св., отец Церкви, автор сочинения «Против ересей».

4. психофизический параллелизм. – Термин документирует то убеждение Спинозы, Мальбранша и Лейбница, что взаимодействие между душой и телом невозможно в силу их абсолютной гетерогенности. Популярность термина отразилась даже в теории литературы («психологический параллелизм», т. е. прием антропоморфизации образов природного мира, в трактовке акад. А. Н. Веселовского).

5. Мефодий Олимпийский  (ум. 311) – св., епископ в Ливии, мученик и отец Церкви, автор сочинений «О свободе воли, против валентиниан», «О воскресении».

6. Марк Аврелий Антонин  (121–180) – римский император (161–180) и философ-стоик, автор сочинений «Наедине с собой» и «Размышления».

Посидоний из Апамеи  (ок. 135 – 51 до н. э.) – др. – греч. философ, реформатор стоической философии, представитель платоно-пифагорейской традиции.

7. Блонский Павел Петрович  (1884–1941) – историк философии и научной мысли, затем психолог и педагог. Г. Флоровский цитирует его магистерскую диссертацию, которой предшествовала книга «Этюды по истории ранней греческой философии» (М., 1914).

8. Эрн Владимир Францевич  (1882–1917) – русский философ-софиолог и имяславец, историк итальянской и украинской мысли, публицист, автор трактата «Социализм и проблема свободы» (1907), насыщенного размышлениями о смерти: Эрн В. Ф.  Соч. М., 1991. С. 157–197.

9. Лосев Алексей Федорович  (1893–1988) – русский историк философии и мыслитель, писатель и педагог, последний свидетель и участник событий интеллектуальной жизни Серебряного века. Сочинения А. Ф. Лосева активно переиздаются; о нем существует обширная исследовательская литература.

10. Оксиюк Михаил Федорович  (1884–?) – богослов, доцент Киевской Духовной академии по 2-й кафедре патристики. Г. Флоровский цитирует его магистерскую диссертацию. Соч.:  Теопсхитиские споры. Киев, 1913; Учение св. ап. Павла об оправдании. Киев, 1914.

11. Дуран Сен-Пурсенский  (ум. 1334) – доминиканец, представитель схоластики. Титул doctor resolutissimus получил за ту решительной, с которой защищал авторитет человеческого разума, разрывая тем самым веру и знание. Выступил с критикой христианских догматов (в частности, Евхаристии), что подготовило почву для Реформации.

12. В этой обширной статье Г. Флоровский говорит: «Ранит и уродует смерть только человека. В родовой жизни «бессловесных» смерть есть только естественный момент в становлении рода, есть скорее, выражение рождающей силы жизни, нежели немощи.

И только с грехопадением человека и в природе смертность получает трагический и зловещий смысл, – природа как бы отравляется трупным ядом человеческого разложения… <…> Как ни таинственна связь души и тела, непосредственное сознание свидетельствует об органической цельности психофизического состава человека. И поэтому разлучение души и тела есть смерть самого человека, прекращение его целостного, собственно человеческого существования. Поэтому смерть и тление тела есть некое помрачение «образа Божия» в человеке» (Православная мысль. Париж, 1930. № 2. С. 158–159).

13. Публикацию статьи Г. Флоровского «Эволюция и эпигенез (К проблематике истории)» см.: Ступени. Философский журнал. СПб., 1994. № 2(9). С. 163–179; пер. В. П. Куракиной.

 

Смерть и жизнь (Иез. 37, 1–14) (1948)

 

Проповедь отца Георгия печатается по изданию: Флоровский Георгий, прот.  Вера и культура: Избранные труды по богословию и философии / Сост., вступ. статья и прим. И. И. Евлампиева и В. Л. Селиверстова. СПб., 2002. С. 786–790. Впервые: Церковный вестник Русского Западно-Европейского Православного Экзархата. 1948. № 14. С. 3–15. В сокращенных вариантах проповедь публиковалась на английском языке (O Ye Dry Bones… Ezekiel XXXVII // St. Vladimir’s Seminary Quarterly. 1952. Vol. 1. № 1. Fall. P. 3–5), а также на греческом (Православные богословские сочинения: Athens, 1973. P. 117–123). В «Собрании сочинений» Г. В. Флоровского текст озаглавлен «Долина смертной тени» (The Valley of Shadow of Death // Coll. Works. Vol. III. P. 11–18); под этим названием он размещен в Интернете и в переводе на русский язык (переводчик не указан).

 

 

Н. О. Лосский

 

Лосский Николай Онуфриевич  (1870–1965) русский философ-интуитивист, критик-публицист. Родился в деревне Креславка Витебской губернии. Окончил два факультета Петербургского университета (историко-филологический и естественный, 1891–1898). Защитил диссертации: магистерскую («Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма», 1903) и докторскую («Обоснование интуитивизма», 1907). Был профессором философии Петербургского университета (с 1916 г.) и Бестужевских женских курсов. В 1922 г. выслан из России, жил в Праге до 1942 г., где был профессором Русского университета. С 1942 по 1945 г. – профессор философии в Братиславе, в 1945 г. переехал в Париж, а с 1946 г. и до конца жизни жил и работал в Америке. В конце 1940-х – начале 1950-х годов – профессор философии в Русской Святовладимирской духовной семинарии в Нью-Йорке.

Соч.:  Мир как органическое целое. М., 1917; Основные вопросы гносеологии. Пг., 1919; Логика. Берлин, 1923; Обоснование интуитивизма. Берлин, 1924; Свобода воли. Париж, 1927; Типы мировоззрений. Париж, 1931; Ценность и бытие. Париж, 1931; Условия абсолютного добра. Париж, 1931; М., 1991; Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. Париж, 1938; М., 1995; Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк, 1953; Общедоступное введение в философию. Франкфурт-на-Майне, 1956; Характер русского народа. Франкфурт-на-Майне, 1957 (М., 1990); Воспоминания. Мюнхен, 1968. То же: Вопросы философии, М., 1991, № 10–12); Смысл истории // Записки русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1986. Т. XIX. На исторические темы. С. 95–105; О природе сатанинской (по Достоевскому) (1922) // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881–1931 годов. Сборник статей. М., 1990. С. 294–315; История русской философии (издана закрытым тиражом в 1954; воспроизведена со всеми ошибками перевода: М.: Советский писатель, 1991; ср.: М.: Просвещение, 1992; Идея конкретности в русской философии // Вопросы философии. М., 1991. № 2. С. 125–135; Избранное / Вступ. статья, сост. и подгот. текста В. П. Филатова. М., 1991; Учение о перевоплощении: Интуитивизм. М., 1992; Бог и мировое Зло. М., 1994; Библиографию работ Н. О. Лосского см.: Логос. М., 1991. № 1.

Лит.:   Аскольдов А.  1) Новая гносеологическая теория Н. О. Лосского // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1906. № 10. Отд. 2. С. 413–441; 2) К вопросу о гносеологическом интуитивизме // Вопросы философии и психологии. М., Т. XXXVII. С. 185–206; Поварнин С. И.  Об «интуитивизме» Н. О. Лосского. СПб., 1911; Зеньковский В. В.  История русской философии. 2-е изд. Париж, 1989. Т. II. (по указателю); Русская религиозно-философская мысль XX века. Питсбург, 1975; Старченко Н. Н.  Мир, интуиция и человек в философии Н. О. Лосского. М., 1991.

 

О воскресении во плоти (1931)

 

Печатается по первой публикации: Путь. Париж. 1931. № 26. С. 61–85.

1. См.: Штерн В.  О психологии индивидуальных различий: Сущность, задачи и методы дифференциации психологии // Вестник психологии, криминологии, антропологии и гипнотизма. М., 1905. № 7. С. 217–241. Уточнения штерновой терминологии см.: Франк С. Л.  Личность и вещь // Франк С. Л. Философия и жизнь: Этюды и наброски по философии культуры. СПб., 1910. С. 164–217.

2. В автоописательной главе XVII своей «Истории русской философии» Н. Лосский говорит: «В Царстве Божием нет эгоизма, а, следовательно, нет и актов отталкивания и материальных процессов. Члены Царства Божьего имеют пространственные тела и состоят исключительно из света, звука, теплоты и других чувственных качеств, воплощающих и выражающих абсолютно ценное и духовное содержание. Такое духовно-телесное целое получит ценность абсолютно совершенной, идеальной красоты. Преображенные тела небожителей не изолированы один от другого, но взаимно проникают друг в друга. Что же касается «родственного» тела, то каждый член Царства Божиего связан через посредство совершенной любви со всем миром и поэтому имеет космическое  тело: весь мир служит ему в качестве его тела. В своей статье «Воскресение тела» («Англиканское технологическое обозрение», 1949) Лосский стремится показать, что все трудности проблемы телесного воскресения разрешаются этой теорией космического тела. Нет смерти в Царстве Божием, потому что все его члены связаны вместе совершенной любовью и не совершают актов отталкивания. Таким образом, их преображенные пространственные тела недоступны никаким разрушительным влияниям (Лосский Н. О.  История русской философии. М., 1991. С. 300).

3. Иоанн Скотт Эриугена  (ок. 810 – ок. 877) – ср. – вековый философ и теолог, автор сочинения «О разделении природы».

4. Афинагор  (ум. ок. 165) – раннехристианский апологет, автор «Прошения по делам христиан».

5. Проблемы спасения падших духов детально поставлены в книге: Булгаков С. Н.  О Богочеловечестве. Париж, 1944. Ч. III. Невеста Агнца. (Разделы: 1. К вопросу об апокатастасисе падших духов (в связи с учением св. Григория Нисского); 2. Апокастасис и теодицея; 3. Искупление и апокастасис. (С. 561–586).

 

 

Г. П. Федотов

 

Федотов Георгий Петрович  (1886–1951) – русский философ, публицист, основоположник богословия культуры. Родился в Саратове, учился в Воронежской гимназии, в 1904 г. поступил в Петербургский Технологический институт, но в 1905 г. выслан в Саратов, а затем в Германию за участие в работе социал-демократических кружков. Успел поучиться в Йене (1907–1908), затем занимался медиевистикой в семинаре И. М. Гревса в Петербургском университете. После еще одной высылки сдал в Риге кандидатские экзамены и начал карьеру преподавателя приват-доцентом кафедры средних веков в Петербургском университете (1914–1918). Параллельно работал в Публичной библиотеке, в отделе искусств. В Петербурге вошел в число организаторов религиозно-философского кружка «Воскресение», публиковался в журнале «воскресенцев» «Свободные голоса» (1918). В 1920–1922 гг. работал на кафедре средних веков в Саратове. С 1925 г. скитался по основным центрам русской эмиграции в Европе и Америке. Работал в Парижском Богословском институте преподавателем истории Западной Церкви и латинского языка (1926–1940). Включился во Франции в движение Русского студенческого христианства, участвовал в экуменических съездах (1935, 1939), публиковался в «Пути», «Современных записках», «Православном деле», «Новой России». С 1931 г. вместе с И. И. Бунаковым (Фундаминским) и Ф. А. Степуном издавал журнал «Новый Град». Последние годы провел в Америке (с 1941).

Соч.:  Абеляр. Пг., 1924; Св. Филипп, митрополит Московский. Париж, 1928; И есть и будет. Париж, 1932; Социальное значение христианства. Париж, 1933; Стихи духовные. Париж, 1935 (М., 1991); Новый Град. Париж, 1952; Христианин в революции. Париж, 1957; Лицо России. Париж, 1967; Россия, Европа и мы. Париж, 1973; Тяжба о России. Париж, 1982; Защита России. Париж, 1988; Святые древней Руси. М., 1990; Стихи духовные. М., 1991; Судьба и грехи России: В 2 т. СПб., 1991–1992; О святости, интеллигентности и большевизме: Избр. статьи. СПб., 1994; с 1996 г. в Москве издается Собрание сочинений в 12 т.; отдельные подборки: Знамя. М., 1989. № 12. С. 197–214; Новый мир. М., 1989. № 4. С. 109–218; Вопросы литературы. М., 1990. № 2. 189–238; Философские науки. 1991. № 3. С. 71–98; О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 403–462.

Лит.:   Федотова Е.  Георгий Петрович Федотов // Федотов Г. П.  Лицо России. 2-е изд. Париж, 1988. С. I–XXXIV; Иваск Ю.  Молчание: Памяти Г. П. Федотова // Наше наследие. М., 1989. № 4; Топоров В. Н.  О русском мыслителе Георгии Федотове // Там же. С. 45–53; Исупов К. Г.  Георгий Федотов: Философия исторической свободы // Философские науки. М., 1991. № 3. С. 55–71; Сербиненко В. В. Оправдание культуры: Творческий выбор Г. Федотова // Вопросы философии. М., 1991. № 8. С. 41–53; Власкина О. Н.  Проблема человека в философии Г. П. Федотова. Автореферат дис. <…> канд. филос. наук. Саранск, 2000; Довгий Т. П.  Историософская концепция России в творчестве Г. П. Федотова: Автореф. дис. <…> канд. филос. наук М., 1996; Зайцева Н. В.  Логика любви: Россия в историософской концепции Г. П. Федотова. Самара, 2001; Морозова М. Ю.  Историософский анализ проблемы интеллигенции в трудах Г. П. Федотова. Автореф. дис. <…> канд. филос. наук. М., 1996; Морозова М. Ю.  Проблема самоопределения России и отечественной интеллигенции в религиозной философии Г. П. Федотова: Уч. пособие. Ковров, 1998; Рыбачук В. Б.  Философия культуры Г. П. Федотова: Уч. пособие. Тверь, 1996; Ивонина О.  Время свободы: Проблема направленности истории в христианской исторической мысли России XIX – сер. XX в. Новосиб., 2000; Шувалов В.  Проблема видов ментальности в работах Г. П. Федотова // Социальные науки. М., 2000. Вып. 2. С. 45–58.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 172 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2374 - | 2051 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.