Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 4. Словесность как научный термин и учебный предмет 5 страница




Не узнав горя, не узнаешь и радости.

Было бы счастье, да одолело ненастье.

Глупому счастье, а умному ненастье.

Где гнев, там и милость.

И стар, да весел, и молод, да угрюм.

И стар, да петух, и молод, да протух.

Старик, да лучше семерых молодых.

Отвяжись, худая жизнь, привяжись хорошая! и т.д.

Каждая из приведенных пословиц может стать материалом для развертывания дальнейшей речи и утверждения положительной идеи через ее противоположность.

Большинство сюжетов в художественной литературе построены на столкновении противоположностей, поскольку основу конфликта оставляют противоположные взгляды, концепции, столкновение противоположных характеров и интересов. Скажем более, отражая действительность, писатели как раз ищут такие конфликтные ситуации, столкновение противоположностей. Достаточно вспомнить контрастность характеров в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина, где о Ленском и Онегине сказано: «стихи и проза, лед и пламень»; о Татьяне: «она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Подчеркиванием противоположности выделяется личность данного человека, специфика явления или предмета.

Использование топоса противоположность блестяще подчеркнута парадоксальным высказыванием великого театрального режиссера К.С.Станиславского: «Если хочешь сыграть доброго, ищи, где он злой». Таким образом, анализируя то или иное явление, создатель речи использует в доказательстве или описании его противоположные свойства.

§ 7. Топос имя. Топос «имя» необходимо осмыслить исходя из теории именования. Согласно этой теории, имя отражает свойства вещи, а называние вещи определенным именем предполагает дальнейшие удачные или неудачные (в зависимости от того, как дано имя) действия. Если имя дано удачно, существование предмета и действия с ним будут благополучными, если – нет, существование именованного объекта (предмета или человека) и действия с ним будут неблагополучными и затруднительными.

Главная ответственность в этом процессе ложится на ономатотета – создателя имени, который должен выбрать (создать) удачное имя объекту именования. Создатель имени должен обладать не только интуицией, вкусом, аккумулировать предшествующий историко-культурный опыт, чтобы не ошибиться в создании имени, он должен представить наступающие последствия существования объекта с таким именем. Это относится не только к практике именования новорожденных (примеры «несчастного» существования людей с неудачными именами и фамилиями общеизвестны), но и к именованию новых терминов, нарождающихся явлений социальной жизни.

Создатель речи, обращающийся к имени предмета или явления, как бы вглядывается, всматривается в природу имени и комментирует сущность вещи исходя из свойств имени. В самом простом виде сущность вещи может быть комментирована через этимологию имени, что и делается в начале многих рассуждений.

С толкования имени начинается большинство многие вступительных объяснений к изучению разных наук. Например, филология означает «любовь к слову» (греч. filo люблю- + logos – слово), география – “ землеописание” (греч. geo – земля + grafo – пишу) и т.д. В художественных произведениях топос имени используется при создании говорящих имен и фамилий. Существуют достаточно убедительные исследования, ясно доказывающие связь имени с характером и судьбой человека – см. прежде всего замечательную работу П.А.Флоренского «Имена» [Тайна имени 1995: 8-135].

Топос имени особенно важен, когда требуется объяснение значения вещи (предмета, явления). Приведем несколько примеров, показывающих важность правильного и оптимального именования и действия с именем. Например, демократические преобразования в России середины 80-х – 90-х годов предполагали создание нового стиля мысли и жизни. Однако языковая неподготовленность, выразившаяся в риторической неспособности изобретать правильные имена и находить объяснения событий и поступков, привела ко многим культурным противоречиям.

При намечавшихся экономических преобразованиях в России как назвать человека, занимающегося делом, производством? Если это бизнесмен, то возникает образ предприимчивого американца, прагматичного, общительного, живущего по своим этическим и философским законам. Экономическая перестройка в России начиналась вне мыслительных новаций и эмоционального настроя сделать нечто национально самостоятельное. Русское слово «дело» несло слишком много отрицательных коннотаций. Однако невозможно начинать реформы, не будучи уверенными в том, что уточнены смыслы слов: ведь если не будет слова, не будет и дела, поскольку в слове выражен смысл дела. Однако русские понятия дело, деловой человек, предприниматель не были реабилитированы в глазах общественности и не реабилитированы до сих пор. По-прежнему в глазах обывателя деловой человек – это ловкий делец, думающий только о своих выгодах. В сознании общественности не сложился положительный образ русского предпринимателя в связи с общим недоверием к словам. Все предыдущие хорошие понятия были объявлены «мифическими», а новые положительные понятия, по мнению реформаторов, имеются только на Западе. Поэтому так властно вместе с ослаблением русского общественного сознания вошли в наш язык все западные именования.

Итак, Россия начала экономические реформы, но деловой человек у нас оставался (да и до сих пор остается) фигурой в некотором смысле сомнительной. Чтобы понять, что это так, достаточно посмотреть художественные сериалы, идущие по каналам российского телевидения. Значит, до тех пор, пока обществом не будет установлен новый положительный смысл и новое отношение к самому понятию дела, эффективные экономические реформы невозможны. Такова простая логика филологического анализа, воплощенная в практическом опыте человечества.

Как могут идти реформы в России, если мы боимся самого слова «дело» (оно у нас обычно заменено словом «бизнес»)? Отсюда наши «комплексы»: если «бизнес» в Америке – дело серьезное и законопослушное, для нас слово «бизнес» остается иностранным и сомнительным. Значит, пора реабилитировать слово «дело» – и действительно честно, старательно, энергично заниматься своими делами.

Другой выразительный пример – Чечня. Его приводит Ю.В.Рождественский в статье «Хорош ли русский язык?»: чеченцы, воевавшие против России, назывались в российской прессе то сепаратистами, то патриотами, то боевиками, то бандитами. Смысл перечисленных слов весьма различен – от именования зависела возможность действовать и решать политическую проблему. Когда было ясно заявлено, что воюющие против России за ее расчленение не кто иные, как «боевики» или «бандиты», террористы, появилась определенность в политике и проблема начала решаться.

Таким образом, вопрос правильного именования – основа развития словесного действия. Еще один пример: наше самоосознание связано с тем, как мы себя именуем. В середине 90-х годов председатель Государственной Думы Г.Н.Селезнев начал речь перед сотрудниками Дипломатической академии обращением: «Ну-с, дорогие господа, друзья, товарищи – не знаю уж, как и назвать вас…» Эта неопределенность показывала не просто неуверенность оратора в выборе слова, а неясность, шаткость, неопределенность в оценке людей и общественной ситуации в целом. Не отсюда ли ослабление политического влияния коммунистической партии? 

Значит, дело движется и решается в том случае, когда устанавливается правильный смысл и дается верное слово-именование.

§ 8. Топосы причина – следствие. Каждая высказанная мысль требует объяснения, обоснования. Развивая и доказывая ту или иную мысль, ищите ответа на вопрос «почему?» Ничто не бывает без причины. Поэтому в поисках продолжения ваших мыслей необходимо спрашивать или отвечать на вопрос: «Почему данное положение справедливо?»

Топос причины присутствует в сущности во всякой речи, поскольку выдвижение любого тезиса требует его обоснования. Некоторые области деятельности строятся целиком на топосах причина – следствие. Так, само выяснение обстоятельств судебного дела или преступления неслучайно называется «следствием». Это значит, что выясняются причины происшедшего. Хорошим «следователем» считается тот, кто способен найти, вскрыть причины преступления, которые скрыты от непрофессионального взгляда.

Поэтому с таким интересом читаются рассказы Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе, который неожиданно для слушателей называет сразу выводы-следствия: «этот человек левша, хромает на левую ногу, носит в кармане тупой перочинный нож». Холмс видит причины событий: «потерпевший получил удар по голове с левой стороны, следы на земле от левой ноги более глубокие, а конец сигары отрезан неровно…»

Риторика причинно-следственного объяснения предполагает и оригинальность вопроса, и необычайность ответа, из которого добывается для слушателя новое знание.

§ 9. Топос условие. Топос условие применяется для того, чтобы показать, при каких условиях данное утверждение верно. Вопрос «при каком условии?» как бы мысленно задается во время подготовки речи. Ритор словно отвечает на вопрос: при каком условии данное утверждение верно?

Пример:

«Учеба приносит радость (при каком условии?), если учиться старательно и видеть результаты своих трудов»;

«Мир вокруг вас будет изменяться к лучшему (при каком условии?), если вы начнете это изменение с самого себя»;

Топос условие в старинных учебниках назывался основанием вашему утверждению. Он может употребляться не только в высоких текстах, но и в самых обыденных ситуациях:

«Завтра пойдем на экскурсию, если будет хорошая погода».

Или в поздравительной речи:

«Вы будете счастливы и благополучны, если будете любить друг друга и прощать мелкие обиды».

Топос условие может стать основой для развития какой-либо новой ситуации, в известном смысле фантастической. В то же время именно новое условие становится эдаким мысленным побудителем к созданию новой действительности:

Кабы я была царица, -

Говорит одна девица,

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир и т.д.

§ 10. Топос уступление. Ярким средством, оттеняющим основное утверждение, является так называемое уступление, или уступка. Дело в том, что всякое положение вовсе не обязательно утверждать прямо и безапелляционно. Напротив, доказываемое положение засверкает ярче, если оно будет показано в разнообразных, противоборствующих красках, а ритор сам укажет на то, что может мешать его утверждению. Так, произнося похвалу знанию, делающему человека счастливым, он добавляет: «хотя знания добываются тяжким трудом». Всякое поздравление становится более живым и естественным, если показывая положительные свойства именинника, на него наводится шутливая критика: «несмотря на то, что именинник обладает многими недостатками…» (далее недостатки шутливо перечисляются – и через это более выпуклыми выглядят достоинства).

Таким образом, утверждение действует сильнее, если показываются причины или условия, мешающие его осуществлению: «Труд приносит много радости, хотя любой труд требует терпения и усилий воли». – «Весна – мое любимое время года, несмотря на то, что весной и слякотно, и грязно. Но весной светит солнце, а вместе с солнцем расцветает природа и распускается, как цветок, душа».

Итак, создавая то или иное положение, оратору лучше самому назвать обстоятельства, мешающие или противоречащие положению, которое он отстаивает. Тогда его утверждение звучит и более честно, и более выпукло, и более разнообразно.

§ 11. Топос время. Рассмотрение большинства предметов, явлений, людей можно представить в определенном времени и месте. Всякий предмет имеет свою историю, поэтому речь может быть построена на основе фактов прошлого (история, биография, мемуары), их отражения в настоящем и проекции жизни предмета в будущем.

Таков любой объект: Москва, дом, семья, какой-либо человек, наука… Всякий объект развивается во времени – так, все объекты гуманитарных дисциплин имеют свою историю. Тем более, это касается всякого человека, жизнь которого представляет последовательную цепь событий. Описание этих событий и есть биография (в переводе с греческого - жизнеописание).

Таким образом, топос время становится важнейшим мысленным приемом для построения любого рассуждения. Например, реклама любого учреждения так или иначе включает сведения об истории учреждения, его сегодняшнем состоянии и планах на будущее. Точно также осмысляется образ любого человека – создатель речи может говорить о прошлом, настоящем и будущем человека. Поэтому необходимо напряженное размышление о прошлом, настоящем и будущем предмета речи, а затем выбор фактов и умелое их описание.

§ 12. Топос место. Топос место предполагает описание бытия предмета в определенном месте (пространстве). Использование этого топоса возможно через вопрос «где?», т.е. где существует, проявляет себя предмет вашей речи? Скажем, описание путешествия или биографии может иметь длительное перечисление мест, в которых побывал тот или иной человек. В таком случае текст ограничен только количеством тех мест, которые избирает автор – по воле автора такое описание может быть достаточно пространным или ограниченным.

Например, М.В.Ломоносов с помощью топосов время и место создает похвалу науке (это переложение отрывка из речи Цицерона в защиту поэта Архия). В нем Ломоносов перечисляет и «время» человеческой жизни, и «места», когда и где бывают полезны науки:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут.

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха,

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и труде.

Перечисление «мест» – излюбленный прием развития содержания многих ораторских речей или лирических стихотворений. Когда А.С.Пушкин гадает о своем будущем («Долго ль мне гулять на свете?»), он строит весь текст на бесконечном перечислении «мест»:

Долго ль мне гулять на свете:

То в кибитке, то верхом,

То в коляске, то в карете,

То в телеге, то пешком?

 

Не в наследственной берлоге,

Не средь отческих могил, -

На большой мне, знать, дороге

Умереть Господь сулил…

И далее все стихотворение построено на гадании относительно «мест», где поэту «умереть Господь сулил». Перечень и избрание этих мест диктуются поэтическим вкусом, чувствами меры и гармонии, которые являются как следствием таланта, так и кропотливой работы над текстом стихотворения.

Пожалуй, самый выразительный пример использования топоса «место» находим в начале одного из лучших стихотворений в русской поэзии – оды Г.Р.Державина «Бог». О существовании Бога поэт-мыслитель говорит так:

О ты, пространством бесконечный,

Живый в движеньи вещества,

Теченьем времени превечный,

Без лиц, в трех лицах божества.

Дух, всюду сущий и единый,

Кому нет места и причины…»

Это значит, что Господом «исполнены небеса и земля», местопребывание Бога – «везде и нигде», Он – «видимый и невидимый» в каждом предмете и человеке. Топос характеристики или атрибутов Бога может перерасти в топос места: «Иже (Который) везде сый (есть)…» и бесконечность дальнейшего повествования.

§ 13. Топос «свидетельство». Одним из самых распространенных и удобных способов развития речи, подкрепления своего мнения или доказываемой истины является приведение слов авторитетного лица (знаменитого человека, писателя, политика, ученого). Это может быть цитата из известной книги, народная мудрость, чей-то удачный афоризм, который может быть оценен вашими слушателями. Этот прием распространения речи называется «свидетельством», поскольку вся речь или ее часть может быть построена, отталкиваясь от ссылки на авторитетное лицо: «N. (некто) свидетельствует, что …

Имеется множество советов как в классических риториках, так и в современных разработках начинать речь от понравившейся цитаты, афоризма, краткой мысли-сентенции, а затем ее развивать в дальнейшем рассуждении (см., например, характерное название пособия, посвященного построению речи только на основе данного топоса: «Как раскрываются афоризмы?» [Маркелова, Колесникова 2003].

Примеры использования топоса свидетельство:

«Как сказано в Библии, чти отца и матерь твою, и благо ти (тебе) будет, и долголетен будеши на земли»;

Или: «Тургенев писал: «Берегите наш язык, этот дар, это достояние, переданное нам нашими потомками…»;

Или: «Как говаривала бабушка моего друга: «Глаза боятся, а руки делают».

Польза топоса свидетельство состоит в том, что ссылка на авторитетное лицо позволяет опереться на мнение авторитетного источника, которому можно доверять. «Свидетельство» показывает и самого оратора с выгодной стороны, поскольку являет его эрудицию и образованность. Для ораторского образования или в помощь ораторам и писателям традиционно создавались сборники афоризмов и крылатых выражений. Имеются они и сейчас: всякому оратору и писателю рекомендуется находить, записывать, запоминать и вовремя употреблять афористические высказывания, пословицы, мудрые мысли.

14. Топос «пример». Важнейшим способом добиться яркого воздействия на аудиторию, объяснить непонятное и пробудить угасающее внимание является пример. Пример привлекает прежде всего своей яркой конкретикой; кроме того, слушатель по аналогии будет предпринимать те же самые действия, которые внушаются ему силой примера. Современные СМИ, по-видимому, даже злоупотребляют примерами, поскольку примеры от «тети Паши» и «дяди Саши», Лени Голубкова стали слишком вульгарными. Однако всякий ритор должен иметь в запасе ряд выразительных примеров в подкрепление своих положений, поскольку именно примеры запоминаются и позволяют развернуть оригинальные и выразительные доказательства.

Пример является обязательным топосом в научном рассуждении. Иногда ими злоупотребляют, когда хотят показать бесконечность и убедительность доказываемого положения.

Примеры делятся на литературные (взятые из художественной литературы), фактические (жизненные факты), авторитетные (из жизни великих или известных людей).

Классический пример из старинного учебника:

Ученье и труд преодолевают все препятствия. Так Демосфен, родившись косноязычным, победил природную скованность и стал лучшим оратором Греции [Кошанский 1829: 20].

Любопытно, что пример может не только последовать тезису, но нередко начинать речь. Американские риторики часто советуют начинать речь с примера. Впрочем, количество конкретных примеров, которые любят приводить некоторые западные разработки, что называется, «зашкаливает» за необходимую норму, становясь как бы свидетельством возможной бесконечности примеров в силу данного аргумента.

Пример является самым выразительным топосом в учебном диалоге. Ведь пример используется в том случае, когда объяснение затруднено по тем или иным обстоятельствам. Вот почему каждый ритор-преподаватель должен уметь живо ориентироваться в учебной ситуации и находить подходящие примеры для своей аудитории. Такие примеры могут продумываться в домашней подготовке, а затем откладываться в копилку преподавательской памяти, но извлекаются примеры всякий раз в новой обстановке, поэтому существует требование сиюминутной импровизации заготовленного примера (или примера, хранящегося в памяти), когда действует правило К.С.Станиславского: «каждый раз – как в первый раз».

Вопросы и задания

1. Что такое изобретение? Какие синонимы вы подберете к этому слову? Насколько точно оно показывает характер нашего поиска мысли?

2. Что такое тема? Когда тема предлагается ситуацией, а когда приходится придумывать тему самим?

3. Попробуйте перечислить темы ваших разговоров с друзьями, с родителями, с тем или иным человеком. Насколько широки будут ваши темы? Сопоставьте их с темами ваших друзей.

4. Что такое тезис?

5. Что такое силлогизм и энтимема? Потренируйтесь в их составлении.

6. Что такое общие места (топы, источники изобретения)? Из какого языка слово «топ» («топос»)? Как общие места связаны с общественной моралью?

7. Как вы думаете: насколько изменились общие места после периода демократических преобразований в нашей стране? В каких суждениях и смене общественных ориентиров это проявляется?

8. Как общие места связаны с техникой изобретения мысли и развитием содержания речи?

9. Какие существуют топосы - виды общих мест?

10. Попробуйте развернуть доказательство по топосам, выбрав одну из тем (понятий, ключевых слов):

· Вдохновение

· Справедливость

· Мужество

· Красота

· Решительность

· Деловитость

11. Попробуйте развернуть доказательство по топосам, выбрав один из афоризмов (можете предложить свой афоризм):

· Что бы ни случилось, не теряй бодрости (Л.Н.Толстой).

· Жизнь дается один раз, и прожить ее надо бодро, осмысленно, красиво. (А.П.Чехов).

· Веселость – главная черта человечества. (Ф.М.Достоевский)

· Чтобы сделать невозможное, нужно прежде всего отказаться от рутинных приемов (Л.И.Шестов).






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 561 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2557 - | 2402 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.