1. Понятие личности в социологии: основные концептуальные подходы.
2. Сущность, этапы, механизмы и агенты социализации человека.
3. Типология личности.
4. Девиантное поведение и социальный контроль.
|
Рассматривая проблему человека социология взаимодействует, прежде всего, с другими общественными и гуманитарными науками. Социология личности рассматривает
взаимоотношения человека и общества, личности и группы. Каковы люди – таково и общество. По мнению югославского социолога Р. Лукича «Человек является продуктом общества, и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что в нем объединены люди, а не другие существа».
Под личностью в социологии понимается конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная в индивиде интеграция социально значимых черт и социальных отношений, относящихся к сущности данного общества. Личность – это понятие социальное. Она выражает все что есть в человеке надприродного, исторического, культурного. Личность – это социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Личностью человек становится под влиянием деятельности и общения, воспитания и обучения, т.е. в процессе социализации. Данное понятие используется для того, чтобы подчеркнуть не природную, а социальную сущность человека, служит для характеристики социального в человеке.
Понятие личность используется для характеристики духовного начала человека, совокупности духовных свойств человека, его внутреннего духовного содержания. Понятие «личности» богато по содержанию и включает не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека.
Личность – это социально функционирующий человек, не объект, а именно субъект общественной жизни, активный самостоятельный деятель, который в отличие от человека является продуктом не только природы, но и общества.
Говоря о личности, чаще всего, имеют в виду, отдельного человека. Но кроме слова «личность» есть ряд близких ему понятий: «человек», «индивид», «индивидуальность».
Понятие «человек» – родовое понятие, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду – высшей ступени развития живой природы. Человек существо биосоциальное. Как живое существо он подчиняется биологическим, физиологическим и социальным законам. Спецификой человека по сравнению с другими живыми существами заключается в том, что он обладает членораздельной речью, мышлением, сознанием, потребностью и способностью к практической деятельности. Следовательно, эти понятия различаются как свойство и субстрат. Известно, что человек как субстрат, с одной стороны, – предмет природы, а с другой – общественное явление, элемент общества. Эти две стороны сущности человека играют в определении понятия личности различную роль. Свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому, а как социальному существу, т.е. общественно-историческому человеку.
Понятия «человек» и «личность» находятся в определенном отношении, нередко отождествляются, употребляются как синонимы, однако между ними между ними есть глубокие смысловые различия. По своему содержанию эти понятия отнюдь не тождественны. Во-первых, человек есть целостность, а личность часть, компонент человека. Во-вторых, человек есть существо биосоциальное, тогда как понятие «личность» характеризует общественную сторону человека, поднявшегося до определенного уровня социализации. В- третьих, понятие личность указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства.
Понятие «индивид» характеризует отдельного человека. Это единичная особь, принадлежащая человеческому роду, конкретный носитель всех социальных, психологических и биологических качеств человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Индивид – это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» противоположны как по объему, так и по содержанию. Понятие “индивид” может употребляться для определения человека как единичного носителя общественных отношений и функций, для выделения единичного представителя какой-либо социальной группы. В этом случае конкретные качества и различия людей не фиксируются, отмечается лишь тот факт, что они являются “единицами”.
Более точно специфические особенности человека определяются понятием “индивидуальность”. Личность всегда индивидуальна, поскольку каждая личность неповторима. Индивидуальность – это проявление неповторимого, уникального единства унаследованных и приобретенных (природных, социальных, физиологических, психологических) особенностей, которые отличают одного человека от другого.
Важно подчеркнуть общественный, социальный характер деятельности личности в отличие от индивидуальности. Индивидуальность утверждает себя, а личность некие социальные идеалы; у индивидуальности – индивидуальная самодеятельность, а у личности – общественная, общественно-значимая. Однако становление индивидуальности не предполагает самоизоляции. Наоборот, осознавая свою незаменимость, индивидуальность осознает и свою полную идентичность с другими людьми: так как понять свою уникальность можно только в сравнении с другими индивидами, убедившись, что все другие люди в чем-то не такие. Мерой ответственности человеческой индивидуальности является осознание своих жизненных осуществлений как общечеловеческих. Когда чего-то достигает отдельная индивидуальность, это демонстрирует возможности человечества или человека, как представителя рода.
Таким образом, каждый индивид является человеком и только под влиянием общества он может сталь личностью. Личность является воплощением социально значимых черт. и особенностей данного общества, его культуры норм и ценностей. Личность – это субъект социальных групп, общностей и социальных процессов, которая может формировать новые социальные образования в соответствии со своими собственными интересами.
Человеком рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
Основные концептуальные подходы, позволяющие дать ответ на вопрос «каждый человек является личностью?».
Формально-логический подход признает личностью не каждого человека, а только такого, который имеет определенные позитивные качества. Таким образом, личностями нельзя признать феральных людей («изолянты», «детей маугли»). Неотъемлемыми признаками личности являются самосознание, ценностные ориентации, стремление к свободе, сила воли, ответственность за свои поступки, определенная автономность относительно общества. Индивид тем больше заслуживает право называться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии.
В рамках диалектико-логического подхода личность определяется через диалектику единичного, особенного и общего. Все люди имеют определенные общие черты – биологические и социальные. В то же время каждый человек имеет свои только ему присущие особенности, свою биографию, профессию, свои отношения с обществом. Если рассматривать общие характеристики человека, в соотношении с индивидуальными особенностями, то это и будет личность. С этой точки зрения понятие личность относится ко всем людям без исключения, т.к. каждый человек является носителем индивидуальных и общих признаков.
Многомерная и сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей обуславливает большое количество подходов к пониманию личности.
В научной литературе утвердилось мнение, что специальной социологической теорией личности является ролевая концепция.
Ролевая теория личности (Дюркгейм, Вебер, Парсонс, Шибутани, Кон, Ядов). Исследуя поведение человека, последователи ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли. при этом ссылаются на слова пьесы Шекспира «Как вам это нравится»:
Весь мир – театр
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль
Семь действий в пьесе той.
Младенец, школьник, юноша, любовник,
Солдат, судья, старик.
Каждая роль требует от актера определенного поведения, стало быть, это поведение может соответствовать или не соответствовать ожидаемому. Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – это часть процесса социализации. Это маска, в которую обличается человек, попадая в люди. Социальная роль – это совокупность обязательных для выполнения в данной сфере деятельности норм поведения, а также само это поведение связанное с его социальным статусом, которое не вызывает негативных реакций у окружающих. Основными ролями большинства личностей являются роли собственника, труженика, потребителя, гражданина, члена семьи. Социальная роль – это совокупность требований общества к людям, занимающим определенные социальные позиции. Это требования в виде приказов, желаний, ожиданий определенного поведения, которое регламентируется конкретными социальными нормами. Социальная роль определяется, главным образом существующими ожиданиями других людей относительно позиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками. Например, роль врача понимается обобщенно, как ожидаемое поведение независимо от личностных чувств конкретного человека.
Поскольку один и тот же индивид выполняет несколько социальных ролей, то между ними возможны как отношения гармонии, так и дисгармонии. В последнем случае на почве противоречивости между ролевыми требованиями и ожиданиями возникают внутренние межролевые конфликты (компетентный директор – малокомпетентный депутат, хороший семьянин – плохой специалист, способный инженер – неудачный менеджер).
Ученые И.С. Кон, М. Кон уверяют, что современный человек, отвергая любую роль, становится «актером», который способен к постоянным социальным перевоплощениям и играет множество ролей, не принимая их в серьез.
Исследователи Т. Адорно, К. Хорни и другие неомарксисты и неофрейдисты, в своих работах обосновали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества – это невротик. Давно распались системы общностей, где имелись общепринятые устойчивые ценности, и сейчас каждая социальная роль человека заставляет его «играть» в новой системе ценностей, предпочтений и стереотипов (выходя из дома, попадая в транспорт, на работу, забегая в клуб, кафе, все время менять амплуа и социальные «маски»). При этом его Супер-Эго (свер-Я, нормативная структура личности, совесть, мораль, значимая традиция, представления о должном) становится «размазанным», неопределенно-множественным, плюралистичным.
Несчастен тот, кто вживается в роль; он становится невротиком, ибо не может соответствовать меняющимся требованиям, выдвигаемым множеством общностей, в которые он вписан. Будучи даже очень хорошим руководителем, нельзя оставаться директором и дома, поскольку близкие ценят данного конкретного человека, возможно, совсем не за качество и эффективность управления; и наоборот: являясь в семье любимым избалованным ребенком, вряд ли стоить ожидать восторженной привязанности к себе в кругу коллег и друзей.
Множество ролей, исполняемых человеком в современном обществе, остро ставит проблему личностной и социальной идентификации. Исследователи подчеркивают разрушительное воздействие на личность неспособности без проблем идентифицировать себя с группой.
Статусная теория личности. Социальный статус – положение (позиция) индивида или группа в социальной системе в зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям.
Поведенческая теория личности. Обращается внимание на то, что своеобразие поведения человека зависит от характера его взаимоотношений с социальной группой или общностью, к которой он принадлежит. Неотъемлемый элемент поведения – общение. Определяющим социальную деятельность и социальное поведение является объективные условия жизни личности, порождающие объективные потребности и интересы. Последние выступают основой деятельности и поведения. Для того, чтобы человек предпринял конкретные действия он должен осознать потребности и интересы, сделав их внутренними стимулами и побудительными мотивами. Согласно этой теории каждый человек стремится избежать наказаний и получать поощрения, поэтому реагирует на внешние стимулы и социальные ожидания. Если поведение поощряется, положительно стимулируется, то человек будет лояльной, доброжелательной по отношению к окружающим и к обществу в целом, если он не получает признания со стороны общества, то будет вести себя агрессивно. В качестве стимула может использоваться любое «благо»: знание, власть, комфорт, уважение, деньги. Чем выше для человека вознаграждение, тем чаще он будет пытаться демонстрировать позитивное поведение. Дж.Хоманс делает акцент на том, как влияют на поведение людей вознаграждения и затраты. Он сформулировал следующие положения своей теории:
1) чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется;
2) если в прошлом получение вознаграждения происходило в определенной ситуации, то люди стремятся создать такую же ситуацию;
3) если вознаграждение велико, то люди, чтобы его получить, готовы платить больше, чем при малом вознаграждении;
4) когда потребности человека почти полностью удовлетворены, он меньше стремится прилагать усилия для их удовлетворения.
Теория «зеркального Я» (И. Кули, Дж. Мид). «Зеркальное Я» - это ощущение личностью определенности, которая формируется у человека в результате общения с другими людьми. Оно синтезирует в себе «представление других людей обо мне», «представление о том, как другой оценит мой образ», «чувство собственного я». Американский социолог Ч. Кули отрицал, что человеческая природа определяется биологическими факторами и отстаивал идею, что люди создают себя и свой мир благодаря участию в процессах социальных взаимодействий. По его мнению, человек создает себя, ориентируясь на то, как его воспринимают другие, присматриваясь к реакциям других так же, как мы всматриваемся в зеркало. Он выделял три фазы в процессе создания человеком своего «Я». Во-первых, мы представляем себе, как мы выглядим в глазах других (подходит ли мне эта прическа?). Во-вторых, мы представляем себе, как другие люди будут оценивать нашу внешность. В-третьих, на основании вышеуказанных представлений, мы производим определенный тип внутреннего самоощущения - чувство стыда или гордости. Процесс зеркального отображения собственного «Я» является субъективным процессом и не всегда соответствует объективной действительности. Например, толстый или лисый человек не обязательно считает себя некрасивым.
Теория "зеркального Я" была развита Дж.Мидом, который ввел понятие «обобщенного другого». Согласно его концепции, «обобщенный другой» - это любое организованное сообщество, которое, через выражение своего отношения к действиям индивида, обеспечивает тем самым формирование его самости. Однако в обществе существует несколько «обобщенных других», которые по-разному влияют на индивида. Среди большого количества людей, с которыми индивид осуществляет коммуникацию, он выделяет тех, чьи оценки являются для него более важными. Эти люди становятся для индивида «значимыми другими» и влияют на формирование его собственного «Я».
Ни одна из теорий личности не исчерпывает этого феномена полностью. Каждая из них рассматривает ее отдельные проявления, свойства. Но все эти теории, так или иначе, исходят из того, что личность формируется на почве отношения человека к миру, к другим людям.
|
Социализация не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые хорошо распознаваемые и прогнозируемые социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого «оттесывающего» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание. Социализация происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется, прежде всего, через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. При этом социализация осуществляется и в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человечества), и в онтогенезе (формирование конкретной личности).
Социализация как закономерный процесс формирования личности выполняет ряд общественно значимых функций:
1. Включение индивида в общество в целом, в разные типы социальных общностей, через усвоение им традиционных элементов культуры, господствующих норм и ценностей.
2. Обеспечение широкого взаимодействия людей благодаря выполнению ими конкретных социальных ролей.
3. Сохранение беспрерывного развития и целостности общества, дальнейшее воспроизводство и передача культурного наследия последующим поколениям с помощью воспитания и обучения.
Социализация это непрерывный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Выделяют первичный этап социализации (социализация ребенка) и вторичный (социализация взрослых).
Исходя из признания, что труд основа свей жизнедеятельности человека, в процессе социализации выделяют три стадии:
1) Дотрудовую. Охватывает весь период жизни человека, до начала трудовой деятельности;
2) Трудовую. Период зрелости человека его активного участия в рудовой деятельности;
3) Послетрудовую, т.е. период жизни человека, который совпадает с пенсионным возрастом.
Условия жизни зрелого человека постоянно изменяются, требуют вхождения в новые социальные роли и изменения статуса. Вместе с тем попадая в новую социальную среду, человек от чего-то отвыкает, а в чем то переучивается заново. Этот процесс обычно представляют двумя этапами:
1) Десоциализация – процесс обратный социализации, для которого характерно отучение от старых норм, ценностей, правил поведения и ролей. Это может быть обусловлено изоляцией человека, унификацией, ограничением общения и возможностей для повышения культурного уровня;
2) Ресоциализация – обучения заново нормам, ролям и ценностям. В переходных общества возникает необходимость личности приспосабливаться к новым социальным условиям. Этот процесс часто требует переоценки ценностей и своей жизни, изменения взглядов на общество, формирование качественно иного мировоззрения.
Основные механизмы социализации:
- социальная адаптация – обеспечивает приспособление индивида к объективным условиям жизни: социальной среде, к социальным нормам, ролевым функциям;
- интериоризация – процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества. Результатом интериоризации является формирование индивидуальности личности;
- экстериоризация – объективизация внутреннего мира человека в его поведении и деятельности.
Процесс социализации невозможен без идентификации. Социальная идентификация – способность индивида определить свою принадлежность к определенной социальной группе, отождествлять себя с социальной общностью (национальной, классовой, возрастной, профессиональной) по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям.
Личностная идентификация – это формирование и сохранение в себе постоянного и неизменного ядра личности, о которой человек может сказать: "Это я". В противном случае личность потеряется за множеством социальных ролей.
Центральное место в социальной идентификации принадлежит менталитету. По мнению Мукьелли, менталитет – это совокупность усвоенных знаний и навыков, присущих всем членам данной группы. У людей с одинаковым менталитетом часто совпадает мироощущения.
Конкретные группы и учреждения, которые служат своеобразными трансляторами социального опыта, отвечают за усвоение индивидами социально-культурных норм, называются агентами социализации. Выделяют агенты первичной социализации – это семья, родственники, воспитатели, учителя, друзья и т.д. Агенты вторичной социализации – дошкольные детские учреждения, учебные заведения, неформальные объединения, трудовые коллективы, официальные представители государства. Агенты социализации выполняют две функции – обучении и контроль.
Таким образом, социализация – это длительный процесс, качественный скачек, который обеспечивает преобразование индивида в социально значимую личность. Социализация есть творческий процесс постоянного познания, закрепления и освоения человеком законов, правил и норм поведения, которые диктуются ему обществом. В результате социализации личность приобретает такие качества, которые позволяют ей занять определенный социальный статус и выполнять определенный социальные роли. Одновременно социализация – важнейший фактор стабильности общества, его нормального функционирования, поступательности его развития.
|
Это основная характеристика личности, включающая самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, степень самостоятельности и ответственности за свои поступки. Социальный тип личности – это отражение того как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение. Тип человека складывается в зависимости от уровня экономического, культурного развития общества, от духа времени. Соответственно на формирование социального типа личности влияют историко-культурные, социально-экономические условия жизнедеятельности.
Р. Дарендорф, подчеркивая, что личность является продуктом развития культуры, социальных ролей, называет человека homo socilogicus, выделяя ее типичные подвиды:
homo faber - в традиционном обществе «человек, который работает» - крестьянин, ремесленник, купец, воин - человек, который «несет ярмо» (то есть обладает важной социальной функцией);
homo consumer - современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом;
homo universalis - человек, способный заниматься разными видами деятельности;
homo sovieticus - человек, который зависит от государства.
Дэвид Рисмен разработал концепцию одномерного человека. Под влиянием пропаганды, усваивая определенные стереотипы, которые навязываются ему средствами массовой информации, человек строит упрощенные схемы черно-белого, одномерного видения проблем. Современное общество делает людей примитивными особями с упрощенным социальным восприятием и интерпретацией социальных процессов. По мнению Рисмена, если в XIX в. доминирующим типом личности была личность «ориентирована изнутри», содержание стремлений которой могло быть разным, например, стремление разбогатеть или религиозный аскетизм. Но в любом случае такая личность характеризуется высокой устойчивостью жизненных целей. В современном обществе, считает Рисмен, преобладает другой тип личности - «ориентирован на других». Личность такого типа не имеет устойчивых жизненных целей и идеалов, а стремится, прежде всего, к гармонии с другими, стараясь быть «такой, как все». Этот Человек-конформист настолько поддается внешнему воздействию, что даже не знает, в чем же заключается его собственное «Я».
Российский ученый Л.Н. Гумилев, взяв за критерий степень социальной активности, выделил три типа личности:
1. Люди имеют достаточно энергии для удовлетворения собственных потребностей, продиктованных инстинктом самосохранения.
2. Пассионарный тип – люди имеют энергии значительно больше, чем необходимо им для нормальной жизни, поэтому они работают ради высших, часто идеальных целей.
3. Субпассионарный тип – люди, имеющие очень мало энергии, не стремятся к активной деятельности и живут за счет других.
Известный социальный антрополог Р. Линтон, ввел понятия модальной и нормативной личности.
Нормативная личность – это идеал личности данной культуры.
Модальная личность – более распространенный тип отклоняющегося от идеала личности. Чем нестабильнее общество, тем больше людей социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. Это преобладающий тип личности в современном обществе.
Так же выделяют идеальный тип - тип личности, оторванный непривязанный к конкретным условиям данного общества.
Базисный тип – максимально отвечающий потребностям современного общества.
Наиболее распространенной в современной социологии считается типология личности, основанная на ценностных ориентациях человека. В соответствие с ней выделяют следующие типы.
1. Традиционалисты ориентированы в основном на строгое соблюдение норм, ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания. Выраженность таких качеств как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность у этого типа личности весьма низкая.
2. Идеалисты. Наоборот, сильно выраженное критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетам, твердые установки на саморазвитие.
3. Гедонистические материалисты (гедонисты). Ориентированы в первую очередь на удовлетворение потребительских желание, получение удовольствия «здесь и сейчас», и эта погоня за наслаждениями жизни приобретает, прежде всего, форму удовлетворение потребительских желаний.
4. Реалисты. Сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.
5. Фрустрированный тип. Характерны низкая самооценка, угнетение подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.
Таким образом, изменение типов личностей происходит под влиянием изменения условий жизнедеятельности. Каждое общество заинтересовано в определенном типе личности, который наилучшим образом соответствует ему, поэтому предъявляет свои требования к формированию социального характера личности, ее сознания и поведения, в которой проявляется позиция, ожидания, ориентации.
|
Социальная деятельность и социальное поведение детерминируется объективными условиями жизни человека, которые порождают потребности и интересы.
Социальное поведение – внешнее проявление деятельности
человека, в которой проявляется его позиция, ожидания, ориентации. Склонность человека к определенной деятельности обусловлена установками. В процессе социального поведения установки выполняют две функции:
1) регулирования, определения общей направленности поведения;
2) отношения действующего индивида к окружающим людям и объектам внешнего мира.
Деятельность и поведение индивида контролируется со стороны общества с помощью норм ( общепринятых правил, стандартов поведения). Социальные нормы позволяют определить не только свое собственное поведение, но и предположить и оценить поведение других.
В социальной деятельности и поведении находят свое отражение и социальные ценности, т.е. общепринятая в данном обществе совокупность образцов, с помощью которых люди соотносят свою деятельность с деятельностью других.
Социальной ценностью может быть любой объект, если он совпадает с целью. Этот объект соответственно оценивается и тем самым регулирует поведение. Без ценностей не может обходиться ни одно общество, поскольку они упорядочивают человеческий опыт и регулируют поведение индивидов. Индивиды могут выбирать, принимать эти или другие ценности и следовать им. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие – ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других – моральная безупречность, для третьих – политическая карьера. Поведение, ориентированное на определенные ценности, позволяет выявить ценностные ориентации, которые характеризуют индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве норм поведения.
Иногда социальные ценности отдельных людей отличаются от общепринятых и становятся причиной отклонений (девиации) в их поведении.
Девиация – поведение индивида, отклоняющееся от принятых в данном обществе социальных норм, образцов поведения, стереотипов, не соответствующее ожиданиям группы или общества в целом.
Общество предлагает индивидам общезначимые символы жизненного успеха и при этом ограничивает реальный доступ к успеху для многих своих членов. Когда идеалы общества не совпадают с реальными возможностями их достижения, индивиды могут поддаться искушению использовать другие средства, чтобы добиться цели. Так формируется дилемма "цель - средство". Когда идеалы общества несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут поддаться соблазну использовать иные средства, чтобы добиться цели. Такой выбор часто связан с девиантным поведением. В погоне за иллюзорным успехом, богатством и властью индивиды выбирают социально запрещеные противозаконные средства. Они становятся либо правонарушителями или преступниками.
Другим видом нарушения норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей. Такая разновидность девиации свойственна революционерам, террористам, религиозным экстремистам, активно борющимся против общества внутри которого находятся.
Авторы В.И.Добреньков и А.И. Кравченко утверждают, что тклоняющееся поведение – это собирательный термин, включающий в себя три более конкретные формы нарушения социальных норм:
- девиантное в узком смысле слова. Такие поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания;
- деликвентное – противоправные поступки, не являющиеся преступлениями и наказуемы в административном порядке;
- криминальное – поступки, квалифицируемые как преступления.
Существует несколько биологических и психологических, социологических теорий, объясняющих причины девиации. (С ними студенты должны самостоятельно ознакомиться более подробно). Основы социологической теории девиации были заложены Э.Дюркгеймом. Аномия (термин Дюркгейма) –состояние социальной системы, при котором значительная часть граждан, зная о существовании обязательных норм, относится к ним негативно или равнодушно. Аномия возникает когда общество (политика и религия) не способно установить рамки социальных норм, что приводит к потере эффективности их влияния на индивидов. Американский социолог Р. Мертон, используя теорию аномии Дюркгейма, разработал собственную теорию, объясняющую причины девиантного поведения – теорию структурной напряжения. Он связал проблему девиации с несоответствием между целями и доступностью институциализированных средств их достижения. В зависимости от этих факторов ученый выделил пять типов поведенческой реакции, четыре из которых являются девиантным попытками адаптироваться к аномии.
1. Конформность – нормальная поведенческая реакция, когда индивиды принимают утвержденные обществом цели и средства их достижения (не путать с конформизмом). Конформность – антипод девиантному поведению, это подчинение индивида принятым в обществе нормам. Любое социальное поведение содержит минимум конформности как нормативный аспект социального действия.
2. Инновация – реакция, состоящая в том, что индивиды придерживаются установленных обществом целей, но избирают не общепринятые средства их достижения.
3. Ритуализм – форма социального поведения, когда провозглашенные обществом цели полностью или наполовину обесценены в глазах индивидов, но индивиды по-прежнему механически пользуются принятыми обществом средствами их достижения.
4. Ретритизм – поведение, основанное на отвержении и цели и средств, предложенных обществом, своеобразный социальный нигилизм. Так ведут себя изгои общества – бродяги, наркоманы ит.п.
5. Бунт – отвержение старых социально принятых ценностей и средств и замена их новыми. Такая форма поведения характерна для революционеров, радикалов, экстремистов.
Во всех случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям.
Социальные отношения между индивидами и обществом формируются в условиях социального контроля. Термин "социальный контроль" был введен в научный оборот французским социологом и социальным психологом Габриель Тардом, который рассматривал его как один из важнейших факторов социализации.
Социальный контроль – способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие ее элементов путем нормативного (в том числе правового) регулирования.
Важными инструментами и элементами социального контроля являются ценности, нормы, привычки, санкции, которые возникают и существуют как результат деятельности социальных институтов.
Санкция – способ регулирования сообществом поведения своих членов с целью стимулирования желаемого поведения и препятствия нежелательного для обеспечения упорядоченности, внутренней согласованности и непрерывности общественной жизни.
Поскольку социальный контроль бывает формальным или неформальным, то выделяют четыре основных типа санкций: формальные положительные, формальные негативные, неформальные положительные, неформальные негативные.
Формальные положительные – публичное одобрение со стороны властей, официальных организаций: вручение грамоты, награждение медалью, сооружение памятника.
Формальные негативные – это наказания, предусмотренные законом, правительственными постановлениями, административными инструкциями и распоряжениями (предупреждение, штраф, выговор, увольнение с работы, лишение гражданских прав, конфискация имущества).
Неформальные положительные – это публичное одобрение со стороны неофициальных лиц и организаций: публичная похвала, слава, уважение, признание авторитета, одобрение в СМИ. Этические санкции. Религиозные санкции – поощрение и наказание, предусмотренные системой догматов, верований любой религии.
Неформальные негативные – это наказание, не предусмотренные официальными инстанциями: общественное порицание, осквернение, отказ поддерживать дружеские отношения, злая шутка, пренебрежение, клевета и тому подобное.
Учитывая способ применения санкций выделяют актуальны, перспективные, репрессивные и превентивные санкции.
Актуальные санкции – это те, которые фактически немедленно применяются, если поведение индивида выходит за рамки существующих общественных норм.
Перспективные санкции связаны с обещанием применения наказания или поощрения. Иногда только угроза наказания или обещание вознаграждения является достаточным, чтобы удержать индивида в нормативных рамках.
Репрессивные санкции применяют после выполнения индивидом определенного действия. Размер наказания или вознаграждения определяется общественным убеждениям относительно вредности или полезности его действия.
Превентивные санкции – применяются перед осуществлением индивидом определенного действия, чтобы склонить его к такому типу поведения, который нужен обществу.
Шарль Монтескье в своей работе "Дух законов" отмечал, что "хороший законодатель не столько беспокоится о наказании за преступление, сколько о предупреждении его: он будет стараться не столько наказывать, сколько повышать мораль". Превентивные санкции улучшают социальные условия, создают более благоприятную атмосферу и уменьшают антигуманные действия. Идея превентивности является прогрессивной и перспективной в мировой криминологии и социологии девиации.
Таким образом, социальный контроль является механизмом социального регулирования поведения и поддержания общественного порядка.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
2. Охарактеризуйте основные подходы и теории личности.
3. Дайте определение понятия «социализация». Охарактеризуйте этапы и механизмы процесса социализации.
4. Раскройте сущность понятия «социальный тип личности». Какие условия влияют на формирование социального типа личности?
5. Охарактеризуйте классификацию социальных типов.
6. Какое поведение называют девиантным? В чем заключается относительность девиации?
7. Какое поведение называют делинквентным? Чем отличается деликвентное и девиантное поведение?
8. Охарактеризуйте социологические теории девиантного поведения и преступности. Что такое санкции? Какие их типы?
9. Назовите агентов формального и неформального контроля.