Философия существует три тысячелетия. В европейской культуре она возникла в конце VII века до нашей эры в Древней Греции. За двадцать шесть веков развития философского мировоззрения были созданы десятки философских школ, учений, теорий; сотни великих мыслителей внесли свой оригинальный и неповторимый вклад в копилку философского знания.
В истории философии принято выделять следующие периоды.
Эпоха Древнего мира | |||
Эпоха Средневековья | |||
Эпоха Возрождения | |||
Эпоха Нового времени | |||
Начало Нового времени | |||
Эпоха Просвещения 1688 – 1789 гг. | |||
Немецкая классическая философия ок. 1770 – 1850 гг. | |||
Современная философия XIX – XXI вв. |
Основные периоды в развитии философии
Поскольку в философии за ее длительную историю сформировалось множество разнообразных учений, то среди них (по различным основаниям) можно выделить определенные группы, школы или течения. Приведем некоторые из них.
Монизм – философское учение, в котором признается существование только одного первоначала бытия.
Дуализм – философское учение, в котором признается существование двух первоначал бытия (чаще всего — материального и идеального).
Плюрализм – философское учение, в котором признается существование многих (более двух) первоначал бытия.
Материализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается материя (природа).
Идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность.
Внутри идеализма существуют два крупных течения. Объективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т.п.). Субъективный идеализм – это течение в философии, признающее в качестве первоначала бытия человеческое сознание, человеческое «я».
В философии существует также и ряд важных направлений, которые, оставаясь в рамках монизма, занимают промежуточное положение между идеализмом и материализмом.
Гилозоизм – философское учение, утверждающее одушевленность как живой, так и неживой природы. Гилозоизм зародился еще в древности, например, он имел место в учении Фалеса, Гераклита, стоиков и др. Античный гилозоизм послужил теоретическим фундаментом для пантеизма.
Пантеизм – это течение в философии, в котором Бог (идеальное начало) и природа (материальное начало) отождествляются: нет Бога вне природы и нет природы вне Бога.
Деизм – это течение в философии, в котором Бог признается творцом мира, но, создав мир и вложив в него определенные законы, Бог более не вмешивается в его дела: мир существует по своим законам.
Диалектика и метафизика. Кроме вышевыделенных течений для онтологии существенны еще и представления о сути бытия: является ли бытие неизменным, постоянным, неподвижным или же оно подвижно и изменчиво? На основании решения этого вопроса выделяют метафизику и диалектику. Однако использование этих терминов осложняется тем, что каждый из них имеет, по крайней мере, два смысла: древнегреческий и современный. Поэтому при их использовании необходимо оговаривать, какой из смыслов имеется ввиду.
Диалектика.
· В буквальном пер. с др. греч. – «искусство вести беседу, спор»; в этом смысле термин употреблялся с древности и вплоть до Нового времени.
· В немецкой классической философии и особенно в философии марксизма термин приобретает второе значение, а именно: учение о наиболее общих закономерных связях и все общих законах развития бытия; две центральные идеи диалектики:
а) взаимосвязь всех явлений;
б) непрерывное, бесконечное, основанное на присущих самому бытию противоречиях развитие мира. В этом смысле диалектика противоположна метафизике. Крупнейшие представители: Шеллинг, Гегель, Маркс, Бергсон.
Метафизика.
· В буквальном пер. с др. греч. – «после физики». Первоначально метафизикой называлась философия Аристотеля, а начиная с эпохи Средневековья – и философия вообще. В этом же смысле данный термин часто употребляется и в настоящее время, т.е. метафизика = философия.
· В Новое время термин «метафизика» приобрел еще и значение философского учения, в котором отрицается развитие мира как бесконечное саморазвитие, т.е. учения, противоположного диалектике (во втором смысле последнего термина). Метафизика = антидиалектика.
Агностицизм – течение в философии, отрицающее познаваемость мира и объективное значение истины.
К древнейшим европейским формам агностицизма можно отнести софистику и скептицизм. В Новое время агностицизм развивали Беркли, Юм, Кант. Агностиками чаще всего были субъективные идеалисты, тогда как материалисты и объективные идеалисты обычно признавали познаваемость мира.
Релятивизм (от лат. relativus – «относительный») – направление в философии, возводящее в принцип относительность всякого знания, т.е. его неполноту и условность, и на этой основе отрицающее какую-либо возможность достижения объективной истины. Основы релятивизма были заложены еще софистами и скептиками, в Новое время релятивизм развивался в позитивизме.
Рационализм (от латинского ratio – «разум») – направление в философии, признающее разум основой познания, его главным орудием, а также критерием истины.
Основы рационализма были заложены еще в античной философии (Парменид, Платон и др.), но как философское направление рационализм сформировался в Новое время; его крупнейшие представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц.
Рационализм противостоит как иррационализму, так и эмпиризму (сенсуализму).
Иррационализм (от латинского irrationalis - «неразумный, бессознательный») – направление в философии, в котором ограничивается или вообще отрицается познавательная сила разума, сущность бытия при этом понимается как недоступная разуму, принципиально отличная от него. К иррационализму относятся субъективно-идеалистические учения, например философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон), экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер и др.) и ряд других философских направлений.
Эмпиризм (от греческого — опыт) — направление в философии, в котором основным источником познания признается чувственный опыт, он же считается критерием истины.
Суждения мыслителей:
«Философия дарует человеку презрение к смерти» (Зенон).
«Философия дала мне умение беседовать с самим собой» (Антисфен).
«Философия приносит ту пользу, что дает способность говорить с кем угодно» (Аристипп).
«Философам свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии» (Платон).
«Человека, не сроднившегося с философией, ни хорошие способности, ни память о ней сроднить не смогут, ибо в чуждых для себя душах она не пускает корней» (Платон).
«Философия прелестна, если заниматься ею умеренно и в молодом возрасте; но стоит задержаться на ней больше, чем следует, и она – погибель для человека. Если ты даже очень даровит, но посвящаешь философии более зрелые свои годы, ты неизбежно останешься без того опыта, какой нужен, чтобы стать человеком достойным и уважаемым. Ты останешься несведущ в законах своего города, в том, как вести с людьми деловые беседы, в радостях и желаниях, одним словом, совершенно не сведущ в человеческих нравах. И к чему бы тогда ни приступил, чем бы ни занялся – своим делом или государственным, – ты будешь смешон так же, вероятно, как будет смешон государственный муж, если вмешивается в философские рассуждения и беседы» (Платон).
«Философия, или любомудрие, включает в себя удовольствия, удивительные по чистоте и неколебимости, и, разумеется, обладающим знанием проводить время в созерцании доставляет больше удовольствия, нежели тем, кто знания ищет» (Аристотель).
«Философия, или любовь к мудрости, есть упражнение разума; путем размышления и собеседования она раскрывает смысл счастливой жизни и, в свою очередь, пользуется последней как своим источником. Ведь особенность философии по сравнению с другими науками состоит в том, что цель она видит в завершении своего труда и этим довольствуется» (Эпикур).
«Пусть никто не откладывает философию в юности и пусть не устает от нее в старости. Ведь никто не может быть недозрелым или перезрелым для здоровья души. И кто говорит, что час дляфилософии еще не наступил или уже отлетел, уподобляется говорящему, что час для счастья еще не пришел или уже не существует. Поэтому философия необходима и старцу, и юноше: первому, чтобы на склоне лет он обновлялся благами, радуясь прошлому; второму, чтобы он был юношей и вместе с тем пожилым по бесстрашию перед грядущим» (Эпикур).
«Философия похожа на фруктовый сад, полный различных плодов, в котором логика является оградой, физика – деревьями, а этика – плодами» (Зенон).
«Культура ума есть философия» (Цицерон).
«Философия учит делать, а не рассуждать. Она требует, чтобы каждый жил согласно ее закону, чтобы жизнь не расходилась с речью, она не терпит пустоты, расхождения в поведении» (Сенека).
«Философия и целебна, и приятна в одно время» (Сенека).
«Первой и важнейшей частью философии является применение к жизни, например жить без лжи в словах и действиях. Вторая часть содержит доказательства, например, почему человек не должен лгать. Третья часть служит первым двум и состоит в обосновании и исследовании этих доказательств, например, из чего видно, что это есть доказательство; что является вообще доказательством; что такое следствие, что такое противоречие, что является истиной и что ложью. Таким образом, третья часть нужна в силу второй, вторая – в силу первой. Однако необходимейшей остается первая, и о ней нужно непременно заботиться. Но мы обычно делаем обратное. Мы заботимся о третьей части, отдаем ей весь наш пыл и совсем упускаем из виду первую часть. И происходит так, что продолжаем лгать, а между тем всегда можем доказать, что человек не должен лгать» (Эпиктет).
«Но что же может вывести на путь? Ничего, кроме философии...» (Марк Аврелий).
«Нет блаженной жизни, кроме той, которая проводится в философии» (Августин Блаженный).
«Бегство от зла есть не что иное, как философия» (Давид Анахт).
«Сфера философии вращается вокруг вопросов «откуда?» и «каким образом?» (Аль-Фаради).
«Основа философии – геометрия и физика. Физические явления могут быть поняты лишь после того, как изучены движения мельчайших частиц тела, а движение последних, в свою очередь, может быть понято только тогда, когда познана сущность того, что производится движением одного тела в другом, и притом только тогда, когда знают, что производится простым движением» (Томас Гоббс).
«Философия – наука о причинах, или о «почему?» (Томас Гоббс).
«В философии ох как следует заботиться о словах, именно для того, чтобы не было вечного спора о смысле» (Пьер Гйссенди).
«Философия разрабатывалась в течение многих веков превосходнейшими умами и тем не менее не имеет ни одного пункта, который не вызывал бы споров, и, следовательно, не был бы сомнительным» (Дени Дидро).
«Может показаться удивительным, что великие мысли чаще всего встречаются в произведениях поэтов, чем в трудах философов. Это потому, что поэты пишут, движимые вдохновением, исходящим от воображения. Зародыши знания имеются в нас наподобие огня в кремне. Философы культивируют их с помощью разума, поэты же разжигают их посредством воображения, так что они воспламеняются скорее» (Рене Декарт).
«Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией» (Франсуа де Ларошфуко).
«Я вовсе не претендую на то, что открыл наилучшую философию, но я знаю, что постигаю истинную. Если же меня спросят: каким образом я знаю это? – то я отвечу: таким же образом, каким мы знаем, что три угла треугольника равняются двум прямым» (Бенедикт Спиноза).
«Для философии до некоторой степени оскорбительна необходимость постоянно извиняться за свои заключения и оправдываться перед каждым отдельным искусством, перед каждой отдельной наукой, которые могут считать себя обиженными ею. Это похоже на то, как если бы король обвинялся в государственной измене» (Дэвид Юм).
«Первый шаг к философии – неверие» (Дени Дидро).
«Поприще философии в этом отношении можно подвести под следующие вопросы.
1. Что я могу знать?
2. Что я могу делать?
3. На что я могу надеяться?
4. Что такое человек?» (Иммануил Кант).
«Философию вообще нельзя выучить. Математике, истории, физике можно обучиться, а философии нельзя, можно только научиться философствовать. Философии нельзя обучиться уже потому, что она еще не существует в форме готовой, признанной науки. Всякий философ строит свою систему на обломках предыдущей, но никогда не была построена еще система, которая сохранилась бы во всех своих частях. Итак, философии нельзя обучиться уже потому, что ее еще нет до сих пор» (Иммануил Кант).
«Сочетать снисходительное презрение с сарказмом веселья – вот лучшая философия для этого мира» (Никола Шамфор).
«Выбор философской системы определяется тем, что ты сам за человек, ибо философская система не мертвая утварь, которую можно было бы откладывать или брать по желанию; она одушевлена душой человека, обладающего ею» (Иоганн Фихте).
«Вся философия не имеет в виду никакой цели, как только ответ на поставленные вопросы, и в особенности на последний, высший: каково предназначение человека вообще и какими средствами он может вернее всего этого достигнуть?» (Иоганн Фихте).
«Всякая философия есть постижение абсолютного» (Георг Гегель).
«Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены» (Георг Гегель).
«Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении» (Георг Гегель).
«Когда какая-либо форма жизни стареет, философия начинает воспроизводить ее седину в серых тонах, и тогда ее уже нельзя омолодить, а можно только познать: сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек» (Георг Гегель).
«История философии должна быть сравниваема в своем результате не с галереей заблуждений человеческого духа, а скорее с пантеоном божественных образов, которые суть различные ступени идеи, как они выступают друг за другом в диалектическом развитии» (Георг Гегель).
«Философия есть нечто уединенное. Она, конечно, не дело улиц или рынков; она также далека от тех дел людей, в которые они вкладывают свои практические интересы, и от такого знания, в котором заключена их суетность» (Георг Гегель).
«Философия не есть мирская премудрость, но познание немирского» (Георг Гегель).
«Философия до сих пор терпела неудачи главным образом потому, что ее искали по пути науки, а не искусства. Философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука» (Артур Шопенгауэр).
«Едва ли люди стали бы философствовать, если бы не было смерти» (Артур Шопенгауэр).
«Философ не должен преследовать «почему». Осмысленная им «вещь в себе» находится вне пределов закона основания и тем самым вне всякой закономерности. Заблуждение всех философов состояло в том, что они считали философию наукой и искали ее, руководствуясь законом основания» (Артур Шопенгауэр).
«Мне моя философия ничего не дала, зато многое сохранила» (Артур Шопенгауэр).
«Я никогда не претендовал, чтобы моя философия все исчерпывала и не оставляла больше вопросов. В этом смысле философия действительно невозможна, – это была бы наука всезнания» (Артур Шопенгауэр).
«Но в философии, по существу, ее данная действительность есть именно то, что должно быть объяснено или выведено, – задача для разрешения, а никак не предположение» (Владимир Соловьев).
Приложение 2
Вариант проверочного теста
1. Кто был первым греческим философом?
а) Платон
б) Демокрит
в) Пифагор
г) Фалес
2. Переориентация античной философии с темы природы на тему человека связано с именем…
а) Парменида
б) Эпикура
в) Сократа
г) Демокрита
3. В эпоху античности наибольший вклад в исследование общества внесли….
а) Фалес и Анаксимен
б) Левкипп и Демокрит
в) Платон и Аристотель
г) Перменид и Зенон
4. В основе натурфилософии Возрождения лежит…
а) эстетизм
б) деизм
в) гуманизм
г) пантеизм
5. Философская антропология – это учение о….
а) природе
б) цивилизации
в) обществе
г) человеке
6. Как самостоятельное духовно-культурное образование фило-софия возникла …
а) в Древней Греции
б) в Древней Индии
в) в Древней Риме
г) в Древнем Китае
7. Основные положения философии Платона выражены в суждении …
а) «познание есть припоминание»
б) «источником познания является опыт»
в) «мир состоит из атомов»
г) «первичен мир идей»
8. Средневековая схоластика ориентирована на учение…
а) Протагора
б) Сократа
в) Платона
г) Аристотеля
9. Проблема метода научного познания была поставлена в философии…
а) Просвещения
б) Нового времени
в) Немецкой классики
г) Возрождения.
10. Какой закон является законом диалектики?
а) Закон Ома
б) Закон Ньютона
в) Закон единства и борьбы противоположностей.
г) Закон Гей-Люссака
11. Для средневековой философии характерен…
а) космоцетризм
б) теоцентризм
в) эстетизм
г) эмпиризм