При изучении процессов детерминации организованной преступ ности (включая причинность) важно учитывать, что изменения данной преступности, ее продуцирование в изменяющихся условиях определяется взаимосвязанными процессами: а) детерминации внешними для данной преступности обстоятельствами; б) ее са модетерминации.
Деятельность преступных организаций и сообществ характе ризует активное стремление «приспособить», преобразовать об щественные условия в своих целях. В случаях просчетов в управ лении делами государства и общества указанным организациям и сообществам удается опережать события, влиять на важные для них экономические, политические, социальные и иные решения, в том числе законодательного плана.
Весьма точным является утверждение о том, что, если обычная преступность наступает на общество, действуя против его инсти тутов, в том числе против государства, то организованная пре ступность в этом наступлении старается опираться на структуры государства, гражданского общества (общественные организации, фонды и т. п.), легальные экономические и иные структуры.
Данные структуры криминализируются за счет использования следующих механизмов: коррупции; дискредитации3, шантажа, угроз; физического устранения неугодных лиц.
1 См.: Гриб В. Г., Макиенко А. В. Организованная преступность и средства массовой информации. М., 1999. С. 13—21. См. также: Клейме нов И. М. Легализация организованной преступности // Новые криминальные реалии и реагирование па них. М., 2005.
2 См.: Скобликов П. А. Критерии оценки эффективности борьбы с ли дерами и авторитетами преступной среды // Новые криминальные реа лии и реагирование на них. М., 2005. С. 50.
3 А. Я. Тсрсшопок писал, что в результате неудавшихся кампаний борьбы с коррупцией и взяточничеством в начале 80-х гг. были обес-
Глава 17. Организованная преступность | 527 |
В результате создается новая социальная ситуация: общество начинает характеризоваться повышенной криминогенностью многих его структур и характеристик1. При этом организованная преступность, внедрившая или контролирующая функционеров в политике, экономике, социальной и духовной сферах жизни об щества, активно противодействует процессам декриминализации жизни общества.
Организованная преступность:
вовлекает значительную часть населения в организованную криминальную деятельность и обслуживающую ее сферу2;
обеспечивает специфическое структурирование общества с вы делением такой его подструктуры, как «криминальное общество», которое оказывает влияние на широкие социальные отношения (в разные периоды с разной степенью интенсивности и эффекта); структурирует криминальное общество, определяет экономи ческую, социальную, властно-политическую и духовную его ос новы. Создает свои системы управления, безопасности, форми рования молодого поколения, суды, осуществляет свою внутрен
нюю и внешнюю политику.
Под «криминальным обществом» понимают ту подструктуру«большого общества», которая существует наряду и во взаимодейст-
кровлсны, в частности, органы МВД в Узбекистане, подорван в целом их авторитет, «с 1982 года каждое третье уголовное дело на сотрудника милиции или других правоохранительных органов, хозяйственников к 1990 году было пересмотрено: либо отменен приговор, либо в иной форме предоставлена полная реабилитация» (Организованная преступ-ность-2. М., 1993. С. 30).
1 Организованная преступность осуществляет захват целых отраслей: особенно прочными были позиции организованной преступности в метал лургии, угольной, лесной и лесообрабатывающей промышленности (Из выступления на итоговой коллегии МВД России 21 января 2000 г. // Меж дународный информационный бюллетень. Проблемы борьбы с террориз мом, оргпреступностыо и коррупцией. Пилотный номер, апр. 2000. С. 2).
2 В Москве, по оперативным данным, под эгидой организованных преступных сообществ регулярно занимаются профессиональным по прошайничеством более 100 тыс. человек, многие из них — несовершен нолетние беспризорные. За 2000—2001 гг. число беспризорных детей в Москве, по данным ВНИИ МВД России, выросло до 33 тыс. человек, подавляющее большинство из них бродяжничает, занимается попрошай ничеством, «работает» на организованные преступные группы (Комсо мольская правда. 2002. 11 апр.). Контролируют в Москве этот вид кри минального бизнеса, нравственно, духовно развращающего несовершен нолетних, крупные преступные сообщества. На каждое из них работают десятки тысяч человек, в том числе несовершеннолетних, всецело при надлежащих своим хозяевам.
528 Раздел V. Отдельные виды преступное™
вин с так называемым легалистским (официальным) обществом, однако структурируется и функционирует на основе тех противоре чащих Конституции, закону отношений, норм, систем социального контроля, которые создаются лидерами организованной преступно сти в процессе развития организованной криминальной деятельно сти и криминализации различных социальных структур.
Криминальное общество является органической частью «большо го общества», общества в целом, и постоянно взаимодействует с так называемым легалистским обществом, члены которого ориентирова ны' на Конституцию, право, конституционные органы власти, за конную систему управления. «Легалистское» общество располагает «государственной машиной», в нем функционируют предусмотрен ные законом официальные институты гражданского общества.
Легалистское общество при просчетах социального управле ния и борьбы с преступностью «поставляет» криминальному об ществу своих членов. Соответственно, последнему удается в кри тические для цивилизации периоды криминализировать широкие общественные отношения.
В зарубежной специальной литературе употребляется понятие «преступное общество» для обозначения глубокой криминогенно-сти того или иного общества, обусловленной его сущностью вцелом, а не отдельными социальными пороками или просчетами в управлении делами общества2. Преступность в преступном об ществе связывается с самой сутью господствующих там отноше ний, а борьба — с радикальным социальным переустройством общества. На этом, в частности, основана радикальная или кри тическая криминология. Однако в данном случае речь идет не о криминогенное™ существующих общественных отношений во обще, а об определенном результате такой криминогенное™ — создании в обществе устойчивой криминальной (именно крими нальной, а не криминогенной) обстановки.
Начальник палермской полиции Чезаре Мори писал: «Мафия, по-моему, это определенные взгляды и действия, притом такие, что в духовном и материальном отношении создают решительное и нездоровое согласие между людьми особого поведения, а затем изолируют их от окружения и формируют касту. Так образуется
1 Когда речь идет о характеристике членов «легалистского» общест ва, важно подчеркивать, что они именно «ориентированы» на закон, так как речь идет лишь об определенной ценностно-нормативной системе и правовой установке человека. Реальное поведение таких людей под дав лением внешних для них обстоятельств может отличаться от сформиро ванной позитивной установки.
2 См.: Шур Эдвин М. Наше преступное общество. М., 1977.
Глава 17. Организованная преступность | 529 |
потенциальное государство в государстве, воплощающееся в ме стных олигархиях, которые тесно взаимосвязаны друг с другом, оставаясь при этом автономными в своей области»1.
Характерно, что и лидеры преступной среды называют свой «мир» «государством».
Сотрудниками исправительных учреждений регулярно изыма ются разного рода письма, записки, документы, пересылаемые осужденными нелегально. В переписке осужденных большое зна чение имеют так называемые воровские прогоны, содержащие ин струкции по поведению осужденных. Они передаются в том числе и с помощью так называемого переписывания «на транзите», но при этом переписывающий указывает себя, когда и где именно он переписал документ, и отмечает, что «переписал дословно». Нали цо своеобразный письменный источник, содержащий нормативно-правовые предписания для членов криминального общества.
Вот выдержки из одного из таких документов с полным со хранением орфографии:
«Воровской прогон!
Приветствую Всех порядочных Арестантов! Мужиков, и всю молодеж кто в первые попал в неволю, всех тех, кто в нашей жиз ни живет воповским, свято блюдя традиции и придерживаются всех основ Воровского, от имени всей Воровской семьи обраща юсь ко всем Вам Бродяги с настоящими воровскими прогонами. Все изложенное касается уклада Арестантской жизни в неволе, в целом Бродяг. Преступный мир есть собственное государство, в котором такое как честь, совесть, порядочность являются самым главным законом жизни людей в нем».
Криминальное общество — это не криминальное государство. Их было бы неверно отождествлять, как нельзя вообще ставить знак равенства между понятиями «общество» и «государство». Как уже отмечалось, в криминальном обществе выделяются экономи ческая, социальная, политическая и духовная сферы жизнедея тельности; в нем имеются криминальная «политическая власть» и ее криминальная оппозиция; идет жестокая борьба за власть, ко го-то из «воров в законе» «развенчивают», кого-то признают и т. п.
Криминальное общество имеет свою социальную структуру, верхние этажи которой занимают, как показано на схеме на с. 513 настоящего учебника, «воры в законе», разного рода «кри минальные авторитеты».
По оценке сотрудников правоохранительных органов, осуще ствляющих борьбу с преступностью, криминальная «карьера» связана с большими жертвами и усилиями. Лицо, занимающее
1 Цит. по: Геллерт Г. Мафия. М., 1983. С. 10, 182.
530 Раздел V. Отдельные виды преступности
высшие этажи в социальной иерархии криминального общества, дорожит этим, понимая, что при отказе от преступной деятельно сти и своих позиций в криминальной среде в легалистском обще стве оно окажется на нижних этажах социальной иерархии. Это — один из важных мотивов приверженности криминальному миру и активного противостояния государственно-правовой системе.
Криминальное общество также имеет свою политическую систему: властные структуры, принимающие и одобряющие оп ределенные нормы поведения в криминальной среде, устанавли вающие санкции за их нарушение, обеспечивающие применение указанных санкций. Есть «третейские суды», рассматривающие разного рода дела. Периоды эскалации и наступления крими нального общества на легалистское характеризуются особенно активным использованием политической системы легалистского общества, лоббированием криминального интереса в органах го сударственной власти. Большое значение придается поддержа нию, распространению и развитию криминальной идеологии и психологии, в том числе через институты легалистского общест ва, средства массовой информации.
«Криминальное общество» — особый, криминальный мир, и немалая часть представителей этого мира бывает социализирова на именно в рамках его норм, традиций, ценностей, стереотипов поведения, находится в системе специфических социальных свя зей внутри указанного мира, а также связей данного и внешнего для него мира.
Криминальное общество, будучи по своей сути альтернатив ным официально признаваемому, базирующемуся на одобряемой государством, официальными институтами гражданского общест ва, религией системе отношений и ценностей, фактически явля ется одной из подструктур человеческого общества вообще и на ходится в постоянном взаимодействии с легалистским или «офи циальным» обществом (см. схему криминологической структуры общества).
Две выделенные подструктуры окружены и подпитываются ли бо, наоборот, подтачиваются маргинальной средой. Речь идет о лицах с маргинальными установками и маргинальным поведени ем. Они, в зависимости от ситуации, включаются либо в легалист ское, либо в криминальное общество в зависимости от того, какое из них «одерживает победу» в противостоянии, принадлежность к какому в конкретный период оказывается наиболее выгодной.
Между легалистским, криминальным обществом и маргиналь ной средой нет какой-то «нейтральной полосы»: они взаимно пере плетаются, взаимодействуют друг с другом, характеризуются «пере теканием» их членов из одной подструктуры в другую и обратно.
Глава 17. Организованная преступность | 531 |