' См.: Овчинский В. С. Криминальные, уголовно-правовые и органи зационные основы борьбы с организованной преступностью в Россий ской Федерации.
524
Раздел V. Отдельные виды преступности
Таблица 82
Число раскрытых заказных убийств в России в 1997—2001 гг.
(по экспертным оценкам)
1997 г.
1998 г.
1999 г.
2000 г.
2001 г.
132
152
155
146
142
Таблица 83
Число сотрудников органов внутренних дел, раненных и погибших при исполнении служебных обязанностей
В России в 1997-2000 гг.
Категория
1997
г.
1998
г.
1999
г.
2000 г.
Погибли
256
255
327
456
Ранены
515
474
707
1225
По данным М. И. Слинько1, в структуре заказных убийств треть составляли убийства преступных «авторитетов», и только 10% потерпевших составляют государственные и общественные деятели2 (табл. 83).
Итак, исходя из рассмотрения статистических данных, можно сказать, что организованные преступные формирования и харак тер их взаимодействия находятся в постоянном развитии.
Исследования С. В. Ванюшкина показали, что организован ная преступность действует в сегменте, который включает около 56% общего количества всех зарегистрированных преступлений, 50% числа всех выявленных лиц, совершивших преступления, более 97% от общего числа лиц, осужденных за совершение пре ступлений в группе, 100% лиц, осужденных за преступления, со вершенные в составе организованной группы3.
1 См.: Слинько М. И. Заказные убийства. М, 1997. С. 11.
2 Схема поведения выглядит следующим образом. Исходя из ориен тации в криминальной среде, решается, кто будет контролировать поли тические институты общества. При этом среди погибших все больше было сотрудников органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей.
3 См.: Ванюшкин С. В. Организованная преступность в реформируе мой России и направления борьбы с ней. С. 10, 47—50.
Глава 17. Организованная преступность
525
Криминальные лидеры выходили на международную арену1. Часть крупных преступных сообществ в России приобрела хоро шо налаженные связи с эмигрантами новой волны, зарубежными преступными формированиями. Вывоз капитала из России — од но из значимых направлений в деятельности организованной преступности.
Одновременно расширялся криминальный рынок2, где «кру тились» и «делались» «большие деньги». Пришлось криминали зировать похищение человека, торговлю людьми, принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, ряд других деяний. Как точно отметил Э. А. Иванов, «криминальный рынок не существует обособленно от легального... Криминаль ный рынок, так же, как и легальный, развивается под влиянием всех факторов жизни»3.
На рубеже веков стала отчетливо проявлять себя так называемая олигархическая модель организованной преступности, которая максимально стремится себя легализовать. В. Г. Гриб и А. В. Маки-енко к «верхнему» ее уровню отнесли: финансовый, экономиче ский, информационно-политический, детективно-охранный сег менты деятельности; к «нижнему» — криминализированные под контрольные банки, коррумпированных представителей власти и
1 Она распространялась в конце 90-х гг., по оценкам сотрудников МВД, на 44 страны. На оперативном учете состояли и разрабатывались более 200 группировок, имеющих транснациональный характер, причем около 160 из них — совершали преступления на территории РФ, стран СНГ, Балтии; более 60 — в США, европейских и ближневосточных странах, а также в Китае (см.: Ванюшкин С. В. Организованная преступ ность в России и проблемы борьбы с ней // Организованный терроризм и организованная преступность. М., 2002. С. 103—107).
2 Имеется в виду совокупность преступлений, объединяемых сле дующим общим признаком: оборот товаров и услуг, запрещенных к открытому обороту. Это — товары, услуги, которые по действующим законам или вообще не должны становиться товаром (дети, сексуаль ные услуги и др.), или могут становиться таковым только в строго оп ределенных пределах и, как правило, при целевом их использовании (наркотики, оружие и т. п.) ограниченным кругом лиц. Часть преступ лений, входящих в данную группу, предусматривается гл. 25 Особен ной части УК РФ, по, например, торговля несовершеннолетними законодателем оценивается как преступление против семьи и несовер шеннолетних. При изучении «криминального рынка» важно учиты вать, что уголовное законодательство может неполно и неточно отра жать его реалии. Необходим также учет латептности соответствующей преступности.
Исследование П. А. Скобликова показало, что (по мнению опрошенных им сотрудников подразделений борьбы с организо ванной преступностью) наибольшую общественную опасность представляют «воры в законе», контролирующие экономическую преступность и стремящиеся влиять на политические процессы (таковых в целом по России насчитывается- 10—15 чел.)2.