Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Задания для практической работы




Задание 1. Назовите средства фонетической выразительности, используемые в данных предложениях, укажите их стилистическую функцию.

1. Между тучами и морем гордо реет Буревестник... (М. Горький). 2. От ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови уведи меня в стан погибающих за великое дело любви. 3. Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток. 4. У меня не жена, а весна-красна: взор лукавый, румяные щёки. Тает снег, тает лёд, где проходит она — приближаются летние сроки. Из-под ножки её в синь синички летят, из перчатки порхают голубки. Тонкоклювые пеночки строятся в ряд песне в лад, что поют её губки (С. Сметанин).

Задание 2. Произнесите фразу «Проходите, садитесь», используя разнообразие интонационного рисунка, выражая различные чувства.

 

Задание 3. Прочитайте текст, попытавшись точно передать описанные автором изменения в состоянии природы, окружающей среды.

Звёзды сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошёлся сильный ветер. Лес ожил, зашумел. Свистящим шёпотом перекликнулись между собой сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженный ветвей (Б. Полевой).

 

Задание 4. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворного или прозаического произведения (по выбору читающего), постаравшись передать замысел автора, его чувства, настроение, свое отношение к описываемым событиям (картинам).

 

Задание 5. Определите стилистическую окраску выделенных слов, подберите к каждому из них стилистически нейтральный синоним. Сравните полученный вариант с исходным. Чего достигает автор использованием стилистически окрашенного слова?

1. Детский лик царевича был ясен, и свеж, и тих, как будто усыпленный (А. С. Пушкин). 2. Погоди трошки, я вот тебе что хочу сказать (М. А. Шолохов). 3. Ты знать должна, как сила гетмана грозна, как он врагов своих карает, как государь ему внимает (А. С. Пушкин). 4. Насколько он неблагообразен, настолько же пригожа была его жена (М. Е. Салтыков-Щедрин). 5. Очень я на тебя давеча рассердился, и ежели бы ты не упал, вздул бы я тебя, брат, за твою дерзость (А. М. Горький). 6. Я никогда не видывал более проницательных и умных глаз, как его крошечные лукавые гляделки (И. С. Тургенев).

 

Задание 6. Прочитайте отрывок из «Нобелевской лекции» А. И. Солженицына. Найдите окказионализмы, дайте оценку авторскому словообразованию, словоупотреблению и построению фраз.

Как тот дикарь, в недоумении подобравший странный выброс ли океана? захоронок песков? или с неба упавший непонятный предмет? — замысловатый в изгибах, отблёскивающий то смутно, то ярким ударом луча, — вертит его так и сяк, вертит, ищет, как приспособить к делу, ищет ему доступной низшей службы, никак не догадываясь о высшей.

Так и мы, держа в руках Искусство, самоуверенно почитаем себя хозяевами его, смело его направляем, обновляем, реформируем, манифестируем, продаем за деньги, угождаем сильным, обращаем то для развлечения, до эстрадных песенок и ночного бара, то — затычкою или палкою, как схватишь, для политических мимобежных нужд, для ограниченных социальных. А Искусство — не оскверняется нашими попытками, не теряет на том своего происхождения, всякий раз и во всяком употреблении уделяя нам часть своего тайного внутреннего света. (А. И. Солженицын).

 

Задание 7. Определите виды тропов, выделенных в следующих высказываниях (метафора, метонимия, гипербола и др.). Какова их функция в речи?

1. Ах, увял головы моей куст, засосал меня песенный плен, обречён я на каторге чувств вертеть жернова поэм (С. Есенин). 2. Не обгорят рябиновые кисти, от желтизны не пропадёт трава. Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова (С. Есенин). 3. И скоро ночь, по прошлому скорбя, опять раскинет звёзды как попало, закат осыплет облако малиной, дыханье ветра станет погрубей, и жалкий лист на ветке тополиной нахохлится, как старый воробей (С. Сметанин). 4. В смертельном обмороке бледная река чуть шевелит засохшими устами (Н. Заболоцкий). 5. И веет влажная прохлада вокруг неё, и каждый куст обрызган пылью водопада, смеётся тысячами уст (Н. Заболоцкий). 6. Согласно брякнули мудштуки, шумно скрипнули сёдла, и, колыхаясь в ночи, как огромная в омуте рыба, густая вереница людей поплыла туда, где из-за древних сихотэ-алиньских отрогов — такой же древний и молодой — вздымался рассвет (А. Фадеев). 7. Мужичок с ноготок шел рядом с конем. 8. На их горячие мольбы, на их сыновние просьбы, на их слёзы он [царь] ответил казацкими нагайками и солдатскими пулями (Из речи на митинге).

 

Задание 8. Прочитайте. При помощи каких языковых средств создается образ, изображается характер ветра в следующих предложениях?

1. Ветер торопливо шуршал и бежал, путаясь в кукурузе... 2. А когда ветер, как дух, как живой, убегает, кружась, в дальние аллеи, старые тополи чудят там так угрюмо, жутко... 3. Дождь стихал, холоднело, ветер гнал в холодном небе белесые космы туч. 4. — Ни души! — сказал ветер, облетев всю деревню и закрутив в бесцельном удальстве пыль на дороге. 5. Но ветер не унимался, он волновал сад, рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. 6. Она распахнула дверь, и ветер, как шалый, со стуком рванул к себе раму, с шелестом и шумом деревьев ворвался в комнату и мгновенно вырвал свет из лампы. 7. Я иду по ровной и плоской степи, ветер несёт туман длинными космами и валит меня с ног... 8. Шорох колёс и топот копыт по грязи на минуту стал явственнее, но скоро их заглушил приближающийся гул деревьев, в которых метался ветер, и шум моря. 9. — Ветер-то с ног сшибает. 10. Ветер бушует и рвет крышу. 11. Ветер по ночам жалобно перезванивал на колокольне. 12. Укор ли нам неся, прощальный ли привет, как дальний волн прибой, осенний ветер стонет. 13....и заливается, стонет ветер, гнёт в поле одинокую голую берёзку. 14. Слышишь, как дико завывает ветер в овраге (Из произведений И. Бунина).

 

Задание 9. Определите, какие стилистические фигуры используются в следующих высказываниях (антитеза, перифраза, сравнение, градация, повтор, параллелизм, бессоюзие, риторический вопрос, инверсия, парцелляция и т. д.).

1. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить (Ф. Тютчев). 2. Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон, и смерть, и ад со всех сторон (А. Пушкин). 3. Мне грустно от того, что весело тебе (М. Лермонтов). 4. Я за книжку, та — бежать... (К. Чуковский). 5. Прекрасный, чистый, учтивый извозчик повёз его мимо прекрасных, учтивых, чистых городовых по прекрасной, чистой, помытой мостовой, мимо прекрасных, чистых домов... (Л. Толстой). 6. В каждом слове — бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт (Н. Гоголь). 7. Повалился он на холодный снег, на холодный снег, будто сосенка, будто сосенка во сыром бору, под смолистый под корень подрубленная (М. Лермонтов). 8. Что им родители не привили любовь к труду — это неправильно, это не так. Это не так по их прежней жизни. Это не так из того, что мы сейчас вот видим в судебном заседании (Из речи адвоката). 9. Что характерно — руки как таковые есть. Только вместо баранки или мастерка за стакан всё больше держатся. Несмотря на то, что алкоголики как раз никому не нужны. Даже им самим. 10. Есть речи — значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. Как полны их звуки Безумством желанья! В них слёзы разлуки, В них трепет свиданья (М. Лермонтов). 11. Ваш покорный слуга еще совсем недавно придерживался примерно того же отношения к самодеятельности, считая её не более чем забавой для узкого круга друзей и знакомых. Пока не посмотрел детский этап фестиваля, проходивший уже за неделю до этапа взрослого. 12.... Вот тёмный, тёмный сад (А. Некрасов). 13. Умный научит, дурак наскучит. 14. Безнравственность, как радиация, постоянно убивает общество (А. Тулеев). 15. Неповторимость повторится (Н. Матвеева). 16. Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А. Пушкин). 17. — Поедем в деревню и... — Вот я тебе!... 18. И крепко-крепко наши спали России в роковую ночь... 19. Я только с благоговением смотрю на вас, когда, склонившись тихо, вы чёрные власы на мрамор бледный рассыпаете (А. Пушкин).

 

Задание 10. Замените данные слова описательными синонимами-перифразами.

а) Англия, Канада, Куба, Голландия, Россия, Япония, Санкт-Петербург, Тюмень;

б) детство, каникулы, сессия, лев, золото, картофель, нефть, сахар, соль, хлопок.

 

Задание 11. Установите особенности употребления формы будущего времени глаголов в предложения.

1. Тетерева всегда на чистое место слетаются. Им, как бойцам, площадка нужна. А здесь, в бору, не подерёшься (Е. Чарушин). 2. Притащили мы кошку к зайчатам, она как зафыркает на них, как заворчит басом! (Е. Чарушин). 3. Татьяна то вздохнёт, то охнет; письмо дрожит в её руке... (А. Пушкин). 4. Как царица отпрыгнёт, да как руку замахнёт, да по зеркальцу как хлопнет, каблучком-то как притопнет! (А. Пушкин). 5. Живёт в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю... (А. Островский). 6. Казаки вламывались в квартиры, брали всё, что приглянется (В. Вересаев). 7. У него всегда найдётся в карманах целый ассортимент туалетных принадлежностей (А. Куприн). 8. Потом мы увидели лебедя на воде. Он плыл как-то странно, — вывернув ногу... Лежит в воде. Одну ногу поднимает, второй гребёт. Потом на другой бок перевалится, другую ногу высунет и подставит солнцу и ветерку (Е. Чарушин).

 

Задание 12. Прочитайте. Определите, какие средств языка (лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические) создают у читателя ощущение напряжённости и тревоги.

Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, — никто не пришёл под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея (М. Булгаков).

 

Задание 13. Распространите предложения, используя имена прилагательные, наречия и другие слова. Оцените получившийся текст с точки зрения выразительности.

Наступила весна. Птицы прилетели с юга. Листва зазеленела на деревьях. Тает в полях снег.

 

Задание 14. Сделайте текст более выразительным, используя различные языковые средства.

Владислав Юрьевич Пирогов. Возраст двадцать пять лет. Рост 178 сантиметров, среднего телосложения. Волосы русые, слегка вьющиеся, лицо овальное, глаза светлые, брови дугообразные.

 

Задание 15. Какие средства выразительности используются в данном тексте, какова их стилистическая функция?

 

УВАЖАЕМЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬ!

16 декабря 2001 года — выборы в нашу Думу — Думу Ханты-Мансийского автономного округа

пр Иди на ВЫБОРЫ! И …

Защити детей и себя образованием!

Зная, что наше образование — уверенное будущее наших детей;

будущее качество жизни нашего округа;

будущее нашей России — нашей Родины.

Помня, что наше образование — ключ к решению проблем сегодняшнего и завтрашнего дня региона, страны;

магистральный путь возрождения России;

нетленное богатство,

надёжная защита каждого.

Выбери Назина Г. И. в Думу ХМАО!

Н А З И Н Г. И. — ректор СурГУ — организатор образования,

  • обладает большим жизненным опытом,
  • знает проблемы округа и пути их решения,
  • работает творчески, результативно!

Назин Г.И. — нужен в Думе — он защитит наше образование —

нас и наших детей!!!

про Голосуй за Назина Г. И.!

 

Задание 16. Определите, какие тропы, фигуры речи, графические средства использованы авторами, с какой целью.

1. …Деревенская улица лежали перед нами, круглая и желтая, как тыква, умирающее солнце испускало на небе свой розовый дух. […] Вечер завернул меня в живительную влагу сумеречных своих простынь, вечер приложил материнские ладони к пылающему моему лбу. […] …И потом мы пошли спать на сеновал. Мы спали шестеро там, согреваясь друг о друга, с перепутанными ногами, под дырявой крышей, пропускавшей звезды (И. Бабель).

2. Можно было начинать строить Петербург как порт — нет, он начал его строить как столицу. Упрёки, несогласие, возмущение, недовольство, обвинения — он ничего этого не боялся. Он обрубал привычные связи, скрепы, понятия…

«В Европу прорубить окно» — это окно надо было не открывать, а прорубить, и прорубить изнутри. Прорубить означало не только тяжесть строительства нового града на низких топких берегах, не только деньги, усилия, муки России, закреплённые военной победой над шведами. В этом слове перекликаются, отдаются и другие толкования, идущие с тех петровских лет, когда рубился российский флот. Рубили лес для новых дорог, рубили головы стрельцов, рубились канаты якорей, державших Россию у ветхих причалов, у старых рубежей. (Д. Гранин).

 

Задание 17. Прочитайте. Определите, какие средства выразительности используются в данных публичных высказываниях.

1. Черномырдин — глубокий специалист в той отрасли, из которой вышел, и муху не пропустит над Киевом, если она летит туда с каким-то экономическим интересом (Д. Рогозин). 2. Я профессиональный шофер и вырос, можно сказать, в машине. (В. Черномырдин) 3. Радость у меня теперь только одна — миллионный митинг. Я выступаю — и передние ряды плачут (В. Жириновский). 4. Властью, данной мне народом, я объявляю перерыв на 30 минут (Г. Селезнев). 5. Наш финансовый рынок, к сожалению, не поднялся до таких высот, с которых можно упасть. (Г. Греф). 6. Надо уйти от привычки перетягивать на себя одеяло. В данном случае, властное одеяло (В. Путин). 7. Когда делятся кресла, здесь работают локтями и ремнями (Д. Аяцков). 8. Ким Чен Ир — это гость из прошлого. Но это и наше прошлое. Поэтому с ним нужно говорить (А. Бовин). 9. К юбилею творца «Ромео и Джульеты». 10. Реальных шагов к тому, чтобы поток коррупции укротить, ввести его в неширокое русло, закрыть гранитными берегами закона, чтобы она не размывала устои общества, не делалось (В. Устинов). 11. Из достоверных источников стало известно…. 12. Каждый народ неповторим, у него своя уникальная культура. Её нужно знать и ценить. Чтобы полюбить — нужно знать, невозможно полюбить то, чего не знаешь, невозможно дорожить тем, чего не ценишь (П. Латышев). 13. Защита считает себя не вправе прибегнуть к такого рода приёму, потому что настоящее дело похоже на палку, которая имеет два конца (Из речи адвоката).

 

Задание 18. Подумайте, о каких качествах речи и говорящего свидетельствуют следующие пословицы и поговорки?

1. Велик звон, да не красен.

2. Звону много, да толку мало.

3. Глупым словам — глухое ухо.

4. Говорит до вечера, а слушать нечего.

5. Говорит, как горох к стене лепит.

6. Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит.

7. Говорит красиво — да слушать тоскливо.

8. Говорит, что плетень плетёт.

9. Длинный язык — короткие мысли.

10. Глупые речи — что пыль на ветру.

11. Из-за одного слова да вечная ссора.

12. Из пустого в порожнее переливает.

13. Кланяться горазд, а говорить не умеет.

14. Речи — что мёд, а дела — что полынь.

 

 

ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ

Логичность речи — следование законам логики, то есть соответствие течения мыслей, отраженных в речи, законам логики, согласованность с законами речевого поведения; последовательность, четкость построения речи. Логичность заключается

— в соответствии сказанного действительности, реальному миру (сказанное может быть истинным или ложным), в отражении реально существующих связей и отношений (логичность предметная);

— в отражении особенностей мышления — структуры мысли и её развития — через употребляемые для этого языковые единицы (логичность понятийная).

Составляющими логичности речи являются:

1) соответствие логики высказывания логике развития мысли;

2) обоснованность, доказательность сказанного;

3) отражение течения мысли наиболее точными, соответствующими замыслу языковыми средствами: а) лексическими (в том числе синонимами), б) грамматическими, среди которых служебные слова (предлоги, союзы, частицы), вводные компоненты, местоимения и т. д., порядок слов в высказывании, отдельных высказываний в составе текста и др.;

4) чёткая композиция развёрнутого высказывания:

а) зачин (вводная часть, вступление),

б) основная часть,

в) выводы (заключение);

5) умелые переходы от одной композиционной части к другой;

6) обоснованное деление текста на абзацы;

7) непротиворечивость высказывания в целом и отдельных его частей;

8) соблюдение единства стиля высказывания.

Чтобы логично говорить и писать, нужно,

во-первых, научиться логично мыслить, рассуждать;

во-вторых, хорошо владеть языковыми средствами, с помощью которых можно оформить любую мысль;

в-третьих, овладеть логикой изложения, логикой сообщения — умением чётко строить высказывание, оформлять переходы от одной мысли к другой.

 

Вопросы, контролирующие знания теоретического материала по данной теме:

    • Какие качества речи делают коммуникацию более эффективной?
    • В чем заключается логичность речи, логичность отдельной фразы и текста в целом?
    • Каковы причины логических ошибок в речи?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 781 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2178 - | 2129 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.026 с.