Биоптат микроскопически проверяют на присутствие характерных эозинофильных интроцитоплазматических включений поксвирусов. Однако их не всегда легко найти, поэтому для уточнения иногда требуется иммуногистохимическая окраска мазков.
Выделение вируса
Вирус выделяют из сухих нефиксированных струпьев. Их можно посылать по почте без каких-либо транспортных сред. Электронная микроскопия позволяет быстро диагностировать три из четырех случаев, но выделение вируса — более чувствительная проба. Анализ может занять до 10 дней.
Сыворотка крови
Сыворотка может быть проверена на присутствие титров антител с использованием нескольких методов. Иммунофлюоресцентный (ИФ) анализ обычно используется из-за своей чувствительности и быстроты исполнения. В связи с тем, что поксвирус не вызывает у кошек энзоотического заболевания, определение титров антител с большой вероятностью говорит о присутствии инфекции. Однако, используя специфические моноклональные антитела, ИФ-анализ можно модифицировать для выявления только иммуноглобулинов класса IgM, доказывающих присутствие инфекции.
ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА
Для оспы не существует какого-либо специального лечения, поэтому применяются антибиотики широкого спектра для контроля вторичных и сопутствующих бактериальных инфекций. Большие поражения кожи необходимо промывать антисептиком, на животное нужно надеть защитный (елизаветинский) воротник во избежание расчесов.
Кортикостероиды не назначают, потому что они могут только ухудшить состояние.
Против оспы кошек нет вакцины, потому что это заболевание не считается настолько распространенным и тяжелым, чтобы ее разрабатывать.
Контроль заболеваемости вакцинным вирусом у крупных кошек Вакциния плохо развивается у крупных кошек, и у гепардов при анализах не выявляют антител. Контроль за распространением инфекции в зоопарках осуществляют путем быстрой диагностики и изоляции пораженных животных. |
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ
• Кошки могут стать источником поксвирусной инфекции людей (более половины всех случаев).
• Инфекция у людей в большинстве случаев ограничивается единственными поражениями кожи на руках или лице, но может распространяться и на другие части тела, например, с рук на лицо.
• Обширная инфекция и тяжелое заболевание может развиться у людей с пониженным иммунным ответом и у тех, кто перенес кожное заболевание. Поксвирус у человека может вызывать и более тяжелое течение болезни с симптомами ОРЗ, для лечения которой требуется госпитализация.
• Иногда отмечаются смертельные случаи.
• Вакцинация осповакциной, даже недавняя, может не дать полной защиты против первичной поксвирусной инфекции, хотя может предотвратить развитие более тяжелого заболевания.
Заболевания людей оспой коров редки: в Великобритании наблюдается всего два или три случая в год. Исследователи считают, что при соблюдении правил гигиены передача заболевания от кошек к человеку маловероятна.
Ветеринары и люди, связанные с уходом за инфицированными кошками, должны носить резиновые перчатки и следить, чтобы инфицированный материал не попал в открытые раны или глаза. Маленькие дети и люди старшего возраста, перенесшие кожные заболевания, иммуносупрессивные и ослабленные должны избегать контактов с кошками, пока у тех остаются струпья.
Вирус очень устойчив и может сохраняться в сухой и холодной среде несколько месяцев и даже лет. Однако он очень чувствителен к большинству дезинфектантов, особенно к гипохлориту.
ГУБЧАТАЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ КОШЕК
ЭТИОЛОГИЯ
О патогенном агенте, вызывающем ГЭК, известно очень мало. Хотя о природе инфекционного агента, вызывающего губчатую энцефалопатию у других видов животных скрепи (почесуху) у овец, губчатую энцефалопатию крупного рогатого скота, болезни Крейтцфельдта-Якоба и куру у людей) также известно не много.
Теоретически считается, что структура патогенного агента включает либо белок ("прион"), либо комбинацию белков и нуклеиновых кислот ("вирино"). Заразительность скрепи связана с белковыми фибриллами (почесуха, обусловленная фибриллами — ПОФ), в которых невозможно определить относящиеся к почесухе нуклеиновые кислоты. Патогенные агенты, вызывающие губчатую энцефалопатию, крайне устойчивы: они выживают при высокой температуре и ультрафиолетовом излучении, которое обычно разрушает нуклеиновые кислоты. Однако возможно, что белковый компонент каким-то образом способен защищать очень маленький нуклеотидный геном (возможно, РНК), а небольшие частицы защищенного клеточного РНК были найдены в ПОФ. В дополнение можно сказать, что не доказано никаких способных к репликации "жизненных форм", которые бы не содержали нуклеиновых кислот, поэтому очень трудно представить, как белок может передавать такие вариации специфических штаммов (штаммы могут быть типизированы по патогенности в испытаниях на лабораторных мышах), которые проявляют себя как полностью различные штаммы почесухи. С другой стороны, белковые фибриллы, связанные с губчатой энцефалопатией, кодированы генами и найдены в нормальных тканях, а сами фибриллы состоят из белка клеток хозяина (белка Р), который аномально изменяется (модифицированный белок Р) во время инфекции. Одни считают, что этот патогенный агент просто имеет аномальную структуру белка ("приона"), который катализирует (кристаллизует?) аномальную структуру других белков, производимых в ЦНС и других тканях, таким образом оказывая влияние на репликацию.
ПАТОГЕНЕЗ
• Путь инфекции у кошек неизвестен, у других видов животных заражение происходит через проглатывание инфицированной пищи, трансплацентарным путем и посредством кожной инокуляции.
• У кошек наиболее вероятным путем распространения инфекции является оральный, при пропитывании пищи, которая является источником инфекции.
• У кошек также неизвестен ни тот отрезок времени, который проходит между заражением и развитием инфекции, ни в каких тканях, кроме ЦНС, может быть найден патогенный агент. Неизвестны пути передачи инфекции между кошками.
ЭПИЗООТОЛОГИЯ
ГЭК встречается достаточно редко и до сих пор наблюдалась только у кошек в Великобритании или вывезенных из нее. Большинство случаев (более 60) отмечено у домашних кошек, но встречались и заболевания ГЭК у других кошачьих (гепардов, оцелотов и пум) в зоопарках.
Ретроспективные исследования аутопсийных материалов ЦНС показали, что ГЭК относительно новое заболевание кошек. Первые случаи были отмечены в 1990 году, вскоре после вспышки ГЭ крупного рогатого скота.
Домашние кошки, заболевшие губчатой энцефалопатией, ели широкий спектр кормов и объедки со стола, поэтому точно определить источник инфекции чрезвычайно трудно. Некоторые могут считать, что ГЭК может вызывать патогенный агент губчатой энцефалопатии крупного рогатого скота либо подобный ему.
За время написания этой книги не появилось новых данных о результативных попытках заразить кошек мясом коров, больных ГЭ. Однако последние эксперименты на мышах показали, что возбудитель ГЭ крупного рогатого скота отличается от известных штаммов скрепи, но ГЭ крупного рогатого скота и ГЭК неотличимы друг от Друга.
КЛИНИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ
Атаксия и дискоординация. Гиперчувствительность. Гиперметрия. Сильное слюнотечение. Мышечный тремор. Поведенческие изменения.
ДИАГНОСТИКА
Диагноз можно поставить только после аутопсии.
Диагноз ставится на основе характерных результатов гистопатологического исследования головного мозга на вскрытии и наличия фибрилл в тканях ЦНС при электронной микроскопии, а также обнаружения белка Р при окраске с использованием иммунной метки.
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ
Степень риска заражения человека при контактах с инфицированной кошкой неизвестна, так же как и идентичность патогенных агентов и их связь с причинами губчатой энцефалопатии у других видов животных. Даже если этот агент опасен для человека, то маловероятно, что живая кошка может быть источником инфекции для человека. Однако при вскрытии пораженных животных нужно соблюдать предельную осторожность.
В Великобритании губчатая энцефалопатия кошек является заболеванием, подлежащим обязательной регистрации.
Прочие вирусные инфекции
БОЛЕЗНЬ АУЕСКИ / ПСЕВДОБЕШЕНСТВО
ЭТИОЛОГИЯ
Болезнь Ауески (известная также как псевдобешенство или сумасшедший зуд) обусловлена герпесвирусом, Herpesvirus suis. Хотя резервуарным хозяином являются свиньи, но могут быть инфицированы и другие виды животных (крупный рогатый скот, овцы, собаки, кошки и крысы). Эти виды животных являются конечными хозяевами и в основном не могут быть переносчиками инфекции, хотя у кошек и собак вирус может выделяться в назальных и оральных секретах.
Заражение собак и кошек происходит при контакте с инфицированными свиньями или при поедании непроваренного инфицированного свиного мяса. Заметим, что в некоторых странах резервуарными хозяевами могут быть дикие свиньи.
КЛИНИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ
• Почти всегда болезнь заканчивается быстрой смертью.
• Первыми клиническими симптомами, наблюдаемыми как у собак, так и у кошек, являются поведенческие изменения: беспокойство, анорексия и сильное слюнотечение.
• У некоторых собак наблюдаются повышенная возбудимость и постоянный лай.
• У кошек при скрытом начале болезни часто не наблюдается клинических симптомов.
• Сильный зуд в области морды вокруг рта часто описывается как характерное проявление болезни Ауески у собак.
• Собаки могут стать полностью неуправляемыми в своих попытках уменьшить нестерпимый зуд, результатом чего является сильное самотравмирование. В этой форме заболевание может быть ошибочно принято за бешенство, но в отличие от бешеных животных собаки и кошки с болезнью Ауески редко бывают агрессивными.
• Но у многих инфицированных животных зуда не наблюдается.
• Симптомы конечной стадии болезни (паралич и кома) обычно появляются в течение 48 часов после проявления начальных симптомов.
• Некоторые собаки и кошки погибают внезапно без каких-либо клинических симптомов.
ДИАГНОСТИКА
Диагноз обычно ставится по результатам аутопсии, потому что болезнь прогрессирует настолько быстро, что антитела не успевают развиться к моменту смерти
Иногда вирус можно выделить из миндалин, селезенки и головного мозга. Более показательными для обнаружения вируса являются замороженные срезы миндалин и головного мозга.
ХАНТАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ
Хантавирус является энзоотичным для популяций грызунов в дикой природе и в лабораторных условиях, но часто он может становиться зоонотичным. Штаммы Hantavirus отличаются по своей вирулентности от гантавирусов человека. Хантавирусный легочный синдром в Северной Америке и геморрагическая лихорадка с почечным синдромом в Азии имеют очень высокую смертность. Однако большинство европейских штаммов могут вызывать только легкое или субклиническое заболевание.
Впервые антитела к гантавирусу у лабораторных собак и кошек были выделены в Бельгии, а вирус был выделен у кошек в Китае. Недавно ученые в Британии и Австрии более чем у 10% кошек с различными заболеваниями и живущих в разных условиях нашли антитела, реактивные к хантавирусам, но подобные исследования в Нидерландах не подтвердили эти данные.
Клиническое значение хантавирусной инфекции кошек неизвестно, существует минимальная вероятность, что они могли быть источником инфекции для людей на Дальнем Востоке, в Великобритании антитела к этому вирусу были найдены только у 0,5% населения, причем в основном это были люди, работающие с грызунами или заразившиеся от окружающих предметов, инфицированных ими.