Акушерские меры
Если щенок обнаружен в родовых путях во время обследования влагалища, то с точки зрения его выживания лучше сразу попытаться его вытащить, если, конечно, нет противопоказаний. Например, лучше сразу провести прямое кесарево сечение, если есть обструкция влагалища, неправильное положение плода или крупный мертвый плод, застрявший в родовых путях. Если же щенок жив и способен родиться через родовые пути, то нужно осторожно помочь ему, используя большое количество стерильной смазки. Мы предпочитаем использовать только пальцы, а не щипцы, которыми легко повредить родовые пути суки и щенка, когда работаешь вслепую в тесном пространстве. Если щенок идет вперед тазовыми конечностями, что является нормальным положением для собак примерно в 40% случаев, то захватывают пальцами оба скакательных сустава или накладывают пальцы на его таз. Если щенок идет головой, то согнутым пальцем подцепляют нижнюю челюсть, если это все, что можно достать пальцами. Если есть место, то накладывают ладонь на грудь щенка, располагая пальцы вокруг головы и плеч. Затем плотно и осторожно удерживая щенка, начинают медленную тракцию во время потуг, но не выпускают щенка во время отдыха суки, потому что щенок может вернуться в исходное положение. Направление тракции должно совпадать с ходом родовых путей, а значит, следует горизонтально через влагалище, а потом под прямым углом к влагалищу через мочеполовое преддверие. Если щенка нащупывают только кончиками пальцев, то можно поглаживанием дорсальной стенки влагалища или растяжением его стенок стимулировать суку к проталкиванию щенка каудально. Также помогает короткая прогулка или можно поднять грудные конечности и грудь суки, чтобы сдвинуть щенка вниз. С другой стороны, если проблема заключается в неправильном положении щенка или два щенка подошли одновременно, то, наоборот, суку поднимают за тазовые конечности и смещают щенков обратно в матку, давая им возможность принять правильное положение. В любом случае нужно избегать грубых и резких манипуляций, которые могут повредить и суке, и щенкам. Нужно дать время для растяжения родовых путей, особенно при прохождении первого щенка. Этого достигают, осторожно растягивая влагалищные стенки перед щенком. Если вульварное отверстие слишком узкое и не растягивается для пропуска щенка, тогда выполняют эпизиотомию.
Все эти манипуляции направлены на рождение щенков нормальным путем. Но не следует терять слишком много времени, когда роды затянулись или рождение щенка по каким-то причинам невозможно. Если за 10 минут вы не добились прогресса в родовой деятельности, то все манипуляции прекращают и проверяют состояние плодов (их гибель и ухудшение состояния) по частоте сердечных сокращений. Тогда принимают решение либо вновь начать манипуляции во влагалище, либо при плохом состоянии плодов выполнять кесарево сечение.
Окситоцин
В патологических случаях оправдано использование экзогенного окситоцина для стимуляции маточных сокращений и облегчения родовой деятельности. Однако в каждом случае патологических родов перед его применением следует оценить состояние суки. Перед назначением окситоцина нужно убедиться в открытии шейки матки. Любые обструктивные нарушения (у плодов или матери) являются абсолютным противопоказанием для его применения. Следовательно, каждую суку нужно обследовать путем абдоминальной и влагалищной пальпации и по абдоминальным рентгеновским снимкам. Оксито-цин вряд ли принесет пользу сукам с сильными абдоминальными/маточными сокращениями. Причину затруднений в родах у таких сук еще нужно выяснить. Замедленная частота сердечных сокращений у плодов говорит о том, что времени на применение окситоцина уже нет. В этом случае введение окситоцина может ухудшить состояние плодов или привести к их гибели путем ускорения отделения плаценты, поэтому здесь нужно срочно делать кесарево сечение. С другой стороны, если в матке находится только один щенок и нет обструкции для его прохождения по родовым путям, то введение окситоцина будет способствовать его рождению нормальным путем и быстрее, чем при кесаревом сечении. Если сука уже устала, но находится в нормальном для анестезии состоянии, а в матке еще много щенков, то единственным выходом является кесарево сечение.
Использование окситоцина и манульные манипуляции показаны в случае, когда при открытой шейке матки, отсутствии любой влагалищной обструкции и при стабильном состоянии суки и щенков наблюдается замедление родовой деятельности из-за слабых сокращений. Мы используем примерно три инъекции окситоцина в дозе 5-20 ME внутримышечно через 20-30 минут. Начальная доза зависит от веса тела суки (например, для суки весом 10-20 кг мы начинаем с единичной дозы 5-10 ME окситоцина внутримышечно). Если требуется вторая и третья инъекции, то дозу увеличивают в зависимости от действия первой инъекции. Мы предпочитаем добиваться рождения щенков при низких дозах окситоцина. У сук, не реагирующих на вторую инъекцию, наблюдается инерция матки, на них вряд ли подействуют другие инъекции окситоцина. В ожидании реакции на третью и последнюю инъекции живот суки подготавливают к кесареву сечению (выбривают шерстный покров и дезинфицируют кожу).
После успешного рождения щенка следует выяснить причину слабой родовой деятельности. Повторное трехкратное введение окситоцина на каждого щенка используют, только если сука сама не может родить оставшихся щенков. Из нашего опыта можем сказать, что избыток окситоцина может привести к вторичной инерции матки. Можно приложить уже родившихся щенков к соскам во время отдыха матери между потугами, чтобы их сосание вызвало секрецию эндогенного окситоцина.
При патологических родах нельзя оставлять суку без ветеринарной помощи, пока не родятся все щенки, даже если причина слабой родовой деятельности уже скорректирована. По нашему опыту, сук, отпущенных домой во время родов, вскоре снова привозили к ветеринарному врачу. Транспортировка и новое обследование занимают слишком много драгоценного времени и, самое главное, создают дополнительную стрессововую ситуацию для суки, находящейся в тяжелом состоянии.