Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Дуга - сальто. Прерванная песня...




Соскокдугой и сальто вперед делал еще корифей мировой гимна­стики Виктор Иванович Чукарин. Соскок мог бы развиваться и дальше, но...наступила эра «больших махов», сальтовых движений с больших оборотов и подлетов-перелетов. «Дуги» из рук мужчин пе­решли на время в распоряжение гимнасток (187,188), а потом и у них вышли из моды.

Однако, сами движения — как обороты в висах сзади, как соскоки лётом и др. упражнения — остаются и вполне могут представлять ин-

127


ПЕРЕКЛАДИНА _______________________________________

терес для хороших исполнителей, ибо, как уже не раз говорилось, нет неинтересных движений, а есть только их плохие исполнения!

Чукарин делал наиболее простой вариант дуги-сальто — в груп­пировке. Но двигательный потенциал современного мастера позво­ляет достичь много большего. Достаточно сказать, что еще в конце 70-х годов даже гимнастки успели выйти на уровень соскока дугой и сальто вперед прогнувшись или (что энергетически сопоставимо) со­скок дугой —двойное сальто вперед.

Наиболее эффективен, как известно, вариант дуги, выполняемой из упора-виса стоя (рис. 44).Это и понятно: действия спада (к.к. 1—2) координационно наиболее просты и, вместе с тем, мышцы-разгиба­тели, выполняющие основные действия упражнения (к.к. 2—5) ока­зываются достаточно хорошо подготовленными благодаря предвари­тельной растяжке.


_____________ 50. Дуга - сальто. Прерванная песня...

Отметим несколько деталей, характерных для этого движения.

Первая из них связана со спадом. Сгибание тела в положении упо­ра стоя (к.к. 1—2) здесь близко к пределу, но если в ходе спада поза совершенно не меняется, предварительное натяжение мышц задней поверхности тела будет носить статический, фиксированный харак­тер и не даст максимальной мощности в фазе последующего разгиба­ния. Поэтому, стремясь увеличить активность действий при разги­бании, гимнаст может использовать дополнительный прием, позво­ляющий сделать подготовительную стадию более конструктивной. Он заключается в усилении «складки» на спаде посредством опреде­ленного приема, о котором более подробно мы говорим в главе, по­священной брусьям разной высоты (188).

Другая деталь имеет отношение к высоте движения ног при разги­бании. Формальная логика вроде бы подсказывает, что чем выше бу­дет движение, тем лучше. На самом деле нетрудно догадаться, что здесь нужен не максимум, а оптимум. Ведь чрезмерно высокое дви­жение, даже если бы гимнаст с ним справился физически, дает слиш­ком крутую траекторию вылета с неприятно коротким отходом впе­ред от опоры (рис. 45-а). Но дело не только в траектории.

Чрезмерно позднее и, следовательно, высокое движение невы­годно для вращения в полете, об этом мы уже не раз говорили в связи с другими контрвращениями: чем выше гимнаст при соскоке дугой поднимается на опоре (именно на опоре, а не в полете!), тем больший угловой путь ему придется проходить при контрвращении вперед в полете. Может показаться, что эта трудность компенсируется хоро­шей высотой подъема, но и здесь нас ждет разочарование: тело гимна-

ста, высоко «забравшееся» вверх на опоре, из-за дей­ствия сил тяжести и трения резко теряет в скорости и после перехода в полет прак­тически не имеет свободного вылета вверх; это означает резкое уменьшение реаль­ного времени в полете.

Но и ранний, отлогий отход также неудовлетвори­телен (рис. 45-в). Условия контрвращения здесь благо­приятны, но полученную быструю «крутку» вперед не


 


128


129


                     
 
 
     
 



ПЕРЕКЛАДИНА ______________________________________

удастся реализовать из-за угрожающе низкого и кратковременного полета.

Итак, наилучшие результаты должно дать только умеренно-вы­сокое движение. Ориентиром здесь может быть направление началь­ного «срывного» движения стопами при разгибании. Как видно из рис. 45-6, этот угол не более, чем 15—20° к горизонту.

Третья, важнейшая деталь — конечная поза разгибания на опоре. Сама фаза разгибания обычно протекает как последовательное дви­жение, начинающееся ногами и завершающееся сильным отталкива­нием руками за голову (ср. с действиями отхода на «ткачевский», рис. 28). Показательна финальная поза на/я/с. 44, к. 5с предельным прогибанием тела. Впрочем, важно помнить, что выход в такое поло­жение оправдывает себя только в том случае, если гимнаст способен до самого перехода в полет активно наращивать скорость разгибания; если же она начинает к финалу разгибания затухать, то лучше перехо­дить в полет пораньше, не дожидаясь предельного прогибания тела! Поза на к.5 показательна тем, что все суставные движения в этом время работают на усиление контртемпа; даже сгибание ног назад в коленях (к. 5-а) помогает решению этой задачи. И напротив, ранняя (еще на опоре!) группировка как на рис. 5-6 — ошибочна, так как вызывает вращение периферических звеньев тела назад, то есть в на­правлении, противоположном сальто. Группироваться, если это не­обходимо, нужно, но — только после полного перехода в безопорное положение (еще раз вспомним о «люфтпаузе», 32).

И последнее. При верных действиях на опоре последующее вра­щение по сальто выглядит как активное продвижение плечами вперед- вниз, особенно при сгибании (к.к.5—7). Если же движение такое как на к. 7-а и выглядит как подтягивание ног к плечам, это означает, что мощность контртемпа была явно недостаточной (43).

СРЫВ БЕЗ СРЫВА

Движения «срывом» из упора давно вышли из моды, даже у жен­щин (186). Но из истории гимнастики они не выпали, а историю, как известно, нужно знать, так как она позволяет многое понять в совре­менности.

Мужской соскок «срывом», то есть — махом вперед из упора про­дольно соскок сальто назад прогнувшись, существовал издавна. Его название восходит к тем временам, когда движение делалось так, как это показано на рис. 46-а: начиная движение как обычный «пере-шмыг» (к.к. 1—4), гимнаст должен был уже вскоре после прохожде-

130


Срыв без срыва

ния плечами отвесного положения покинуть опору (к.-5); только в этом случае (при старой технике) можно уйти вперед от грифа, не задев его ногами и сохранив вращение назад в полете (к.к. 5— 7). При­чем, в этой фазе движения гриф еще находится под значительным давлением, он натянут как тетива лука, и его внезапное освобожде­ние дает неприятный эффект срыва с характерными вибрациями пе­рекладины (22); да и полетные параметры старого «срыва» были бо­лее, чем скромными.

131


Соскок этот, справедливо квалифицированный как архаический, долго находился в забвении, пока остроумные деятели из ФИЖ не вспомнили о нем и не ввели в обязательную комбинацию для масте­ров на период 1968—1972 г.г. Вспомним в связи с этим одну занят­ную историю.


ПЕРЕКЛАДИНА

Тем, кто должен был браться за «срыв», с самого начала было ясно, что делать соскок по-старому, собственно срывом, нельзя, не солид­но. Начались поиски более современной формы движения, более высокого и, конечно, не «срывного». И вот пошли приключения: члены сборной СССР, мастера высокого класса, стремясь добиться высокого и мягкого отхода, один за другим... вставали на голову (благо можно было работать на низкой перекладине, обложенной матами). Почему? — Вполне понятно (рис. 46-6): начиная спад привычным движением (к.к. 1—5), гимнаст пытался мощным толч­ком прямыми руками вывести себя повыше и подальше от опоры (к.к. 5—6). Но что же реально получалось? Быстрое увеличение пря­мого угла при отходе означает здесь не что иное, как контртемп, ко­торый в данном случае может не только резко снизить активность исходного вращения, но и вообще свести его к нулю: начиная работу руками на отход от перекладины в положении виса «не касаясь» вниз головой (рис. 46-6, к. 5), гимнаст гасит этим начальную круткутелаи, вместо того, чтобы продолжать вращение по сальто назад, идет пря­мёхонько головой вниз на маты (к.к. 5—8).

Какое-то время положение оставалось тупиковым: плохо делать стыдно, а хорошо — не получается.

Но, как неоднократно отмечалось, любое упражнение можно сде­лать достойно, если только оно в принципе выполнимо.

Пробные «срывы» не пошли потому, что, обновляя движение, нужно было менять его технику не частично, а целиком, начиная со спада, который является здесь главным энергообеспечивающим действием. Раз в результате отхода с вынужденным «контртемпом» гимнаст теряет исходное вращение, нужно, не ослабляя действий отхода, дополнительно нарастить, форсировать именно исходное вра­ щение!

Одним из первых новую форму соскока показал молодой еще тог­да и дерзкий Николай Андрианов. Его «срыв» — высокий, мягкий, нормально «прокрученный» — выглядел так (рис. 46-в): из положе­ния замаха в упоре (к. 1), не обязательно высокого, но непременно оттянутого, делается спад с быстрым отведением плеч назад и на зна­чительном удалении от опоры (к.к. 1—2). Такое движение резко уси­ливает вращение тела, а к нижней вертикали (к. 4), когда гимнаст, наконец, сближается с опорой, оно достигает максимума. На этом фоне и делается в дальнейшем (к.к. 4—6) отход с мощным, но мяг­ким, без срыва, выталкиванием руками вперед-вверх (мягкость от­хода обеспечивается здесь именно выталкиванием, которое позволя­ет еще до перехода в полет снять механическую нагрузку с деформи-


_____________________________ 52. Когда инерция - помеха

рованного при вращении грифа). Выталкивание, как мы уже знаем, заметно «съедает» начальное вращение, но того, что в этих условиях остается, оказывается вполне достаточно для нормального вращения в полете (к.к. 6— 8). К этому нужно добавить, что общее повышение мощности действий в упражнении находит свое выражение и в высо­те полета, которая в этом случае гораздо больше, чем в старинном прототипе соскока «срывом».

Любопытно, что на том этапе возрождения «срыва» все же встре­чались исполнители, в технике которых нет-нет, да и отражались трудности освоения нового стиля соскока. Так, иногда можно было видеть в произвольных упражнениях соскок «домиком», то есть — полет со сгибанием тела, к которому гимнаста понуждала недостаточ­ная «крутка». Внешне это выглядело как «оригинальный» соскок, хотя в действительности гимнаст просто не справлялся с энергообес­печением движения (к.к. 6—8, пунктир).

Заметим, что необычность соскока «домиком» также в том, что том случае, когда и если гимнаст начнет сгибаться еще на опоре (к.к. 5—6), это будет означать, что здесь используется и дополнитель­ная активная «подкрутка» по типу «курбета» (20). Это особенно инте­ресно тем, что свидетельствует об использовании здесь редкой в гим­настике структуры с дублирующим циклом действий, когда нужное вращение достигается двукратной «подпиткой» (97). В описываемом соскоке это мах вперед в упоре продольно и курбет перед отходом.

Что же касается тех исполнителей, кто мог делать движение мощ­но, уверенно и не пользовался дополнительным сгибанием, то они имели возможность развивать мотив этого соскока и дальше за счет поворотов и даже дополнительных вращений по сальто, но... Но это требовало гораздо больших усилий и работы, чем при освоении об­щепринятых соскоков из виса, и это предопределило нынешнее заб­вение «срывов»... А жаль.

КОГДА ИНЕРЦИЯ - ПОМЕХА

Свободное инерционное движение тела (как перемещение, так и вращение) — огромное природное благо, дарованное гимнасту. Оно, как известно, позволяет выстраивать непрерывно текущее, слитное, энергетически экономное движение. Оно обеспечивает точность, предсказуемость, устойчивость перемещения (52,84,170). Но есть и обратная сторона этой медали: иногда инерционность движения со­здает гимнасту неожиданные проблемы. Рассмотрим два поучитель­ных случая.


 


132


133


ПЕРЕКЛАДИНА _____________________________________

Случай первый — переворот в упор стоя согнувшись перед оборо­том «поставить — снять» (рис. 47). Это старое, совсем несложное уп­ражнение пригодится нам как любопытный пример. Обычно гим­наст, обращающийся к этому элементу, осваивает его на базе боль­шого оборота назад и порой сталкивается с досадным затруднением: сделав оборот и идя вторым движением в упор стоя, он почему-то не может поставить ноги на гриф; что-то странным образом ему мешает. И чем активнее оборот, тем больше возникающие трудности. Адело здесь в том, что если гимнаст идет в переворот так же, как на оборот (а), то это значит, что после броскового движения (к.к. 1—3) следует разгибание тела, которое заставляет ноги гимнаст двигаться в на­правлении, противоположном тому, в котором они должны двигать­ся при постановке на опору (к.к. 3—4). Чем активнее гимнаств этой фазе разгибается, тем труднее ему будет послать ноги в обратном на­правлении, к грифу. Конечно, согнуться все-таки удастся, но — позже, чем нужно, и можно промахнуться стопами мимо грифа. «Ле­чится» эта ошибка просто: для того, чтобы поставить ноги, нужно делать практически пассивный переворот назад, довольствуясь толь­ко той скоростью, которая была получена при спаде (б). Впрочем, это

134


_____________________________ 52. Когда инерция - помеха

рецепт для новичков. Опытный гимнаст просто сделает оборот в пол­ную оттяжку и, пройдя за стойку, поздним темпом поставит ноги на гриф.

Случай второй — вход одной с поворотом кругом в упор ноги врозь вне. Когда-то это движение было очень модно, но разными гимнастами и в разное время делалось по-разному.

Существует наиболее простая техническая форма такого входа, при которой гимнаст, сделав переворот вперед из стойки, практичес­ки без всякой активизации маха назад, на чистой инерции поднима­ется к упору, просто разводит ноги и, делая всё необходимое для по­ворота со смещением в сторону, выполняет вход по образу и подобию махов на коне. Высота движения разноименной ногой при этом мо­жет получаться различной, но никогда не бывает особенной.

Однако, раз вход делается, то должны быть и исполнители-вир­туозы. И такие мастера были. В свое время в СССР, да и в мире, не было лучшего исполнителя входа одной, чем многократный чемпион страны по упражнениям на перекладине Павел Столбов. Это был в высшей степени элегантный гимнаст, блиставший растяжкой и кра­сивой «линией». Он выполнял вход предельно высоким движением, как бы броском одной ногой, тогда как другая, благодаря высокой растянутости исполнителя, оставалась внизу (рис. 48-6 нъ с. 136). Делая свой «фирменный» вход, П. Столбов проходил положение стойки на руках и уже оттуда эффектно выходил в высокий, подтя­нутый упор ноги врозь вне.

Конечно, тотчас появились подражатели. Но странное дело! У других исполнителей вход не только не получался по-столбовски, но часто, еще на тренировках, не получался вообще: стремясь выйти в высокое положение, гимнаст делал бросок, выводил после него раз­ноименную повороту ногу вверх и... не мог повернуться! Всякие попытки «загрузить» одноименную руку и сместиться в сторону по­ворота наталкивались на неприятное движение с завалом в сторону маховой ноги; гимнаст садился или падал на перекладину, не дотя­нувшись свободной ногой до грифа. Но почему?

Здесь мы опять сталкиваемся с эффектом инерционно-устойчи­вого движения. Делая активный бросок обеими или хотя бы одной ногой в плоскости начального (по обороту) движения, гимнаст задает им в этом направлении стабильное перемещение, которое потом трудно преодолеть при повороте. А между тем гимнасту нужно (как и при любом поворотое кругом) смещаться в сторону поворота, так как в конце входа он должен занять положение, сдвинутое по грифу на ширину хвата (а).

135


ПЕРЕКЛАДИНА _________________________________________________

Не означает ли сказанное, что бросковое движение входу проти­вопоказано?

И да, и нет. «Да» потому, что многие мастера, действительно, дела­ли описанный круговой вход без броска, и это облегчало им задачу, хотя и не улучшало при этом движения. «Нет» потому, что ведь упо­мянутый нами В. Столбов делал вход именно броском. И как делал! Но вся хитрость в том, что в этом случае мах ведущей ногой строится по-особому. Во-первых, нога ведется не по широкому, почти гори­зонтальному кругу, как обычно, а как бы «через голову». Во-вторых, уже с самого начала бросок ведущей ногой выполняется с некоторым заведомым смещением в сторону поворота (а), то есть при повороте налево правая нога, выполняющая собственно вход, сразу посылает­ся отнюдь не вправо по кругу, а как бы к затылку и далее, в сторону левой, опорной руки. Собственно, круговой мах ногой есть и здесь, но делается он не по горизонтали (а точнее — по восходящей спира­ли), а в вертикальной плоскости движения всем телом. Только в этом


______________ 53. Подъем разгибом - без разгиба

случае возникающее при броске инерционное движение ноги не ста­новится препятствием в исполнении входа.

Итак, мы видим,что инерционное движение может быть и благом и — помехой, с которой нужно уметь бороться.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 213 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.