САНЖИРОВКИ - ВИТАМИННЫЙ КОНЦЕНТРАТ ТУРНИСТА 4 страница
Лекции.Орг

Поиск:


САНЖИРОВКИ - ВИТАМИННЫЙ КОНЦЕНТРАТ ТУРНИСТА 4 страница





98


_________ 39. Поворот сгибанием или разгибанием?

проскакивает прямое положение, сразу же переходя к собственно сгибанию (к.к. 4—6). Последнее субъективно воспринимается гим­настом как вполне естественное движение, поскольку нормальная поза в полете при сальто вперед — слегка «закрытая» или с явным сгибанием. Однако, в таком естественном ходе событий таятся не­приятности, так как нужное для отхода выталкивание от опоры сразу после прохождения прямого положения (к. 5) сменяется (при сохра­нении опоры!) притягиванием к ней (к. 6). Результатом такого запаз­дывания с переходом в полет является «задергивание» сальто с опас­ностью прихода ногами на гриф.

Как избежать этой неприятной ошибки?

Главное, наиболее радикальное здесь средство это повышение культуры броскового движения, воспитание навыков тонкой диф-ференцировки основных элементов движения — по времени «удара пятками» при броске, по высоте и направлению маха, по степени прогибания тела и его последующего выпрямления и др. В качестве же более конкретного средства предупреждения или исправления «задернутого» движения может быть рекомендовано исполнение неоформленного сальто вперед (в поролон) в положении прогнув­шись или с осознанным поздним сгибанием тела в полете. Впрочем, на рис. 27-6 показан еще один характерный отход на сальто вперед прогнувшись. Он характерен тем, что гимнаст переходит в полет пря­мо «с броска», без выпрямления тела. Такое действие аналогично от­ходу на сальто назад с активизирующим бросковым движением «на курбете» (20,31). Оно сопровождается более интенсивным вращени­ем вперед (что совсем нелишне в сальто прогнувшись), но при нор­мальном, то есть у горизонтали, отходе в полет также может привести кдвижениюнагриф, фактически — к тому же «задергиванию», толь­ко не на сгибании, а на прогибании тела. Поэтому здесь требуется корректировка времени отхода с несколько более ранним исполне­нием всех опорных движений, начиная от подготовительных дей­ствий (19). Наконец, от столкновения с грифом можно уйти и за счет ухода от него не назад, а вверх (как на рис. 27-6), но это «темп» не столько для соскока, сколько для сальто в вис (37).

39. ПОВОРОТ СГИБАНИЕМ ИЛИ РАЗГИБАНИЕМ ?

Мы уже отмечали, что по биомеханическим условиям наиболее естественным и традиционным для гимнаста началом исполнения поворотов как на опоре, так и в полете обычно является разгибание тела в тазобедренных суставах. Вместе с тем, хорошо «обкрученный»

99


ПЕРЕКЛАДИНА


40. Питомцев - Якунин - Ткачев - Люкин - Маринич - Георгадзе ...


 


спортсмен может делать поворот практически из любого (предвари­тельно слегка изогнутого) положения, то есть начинать его не только разгибанием, но и сгибанием тела и даже его боковым изгибом.

Интересно преломляются эти моменты в технике сальто вперед с поворотами.

Наиболее доступной технической формой поворота в этом сальто является именно поворот «от разгибания». Поскольку наиболее рас­хожей , удобной техникой этого сальто является движение в полете со сгибанием тела, то здесь есть и все условия для исполнения такого поворота. При этом простейший полпируэт может делаться в этом случае различными темпами: ранним разгибанием, «ударом» ног кверху (с последующим возможным вращением по сальто назад), «поздним темпом» с разгибанием и поворотом перед самым призем­лением и целым рядом промежуточных между ними способов (187).

Более сложная картина имеет место при исполнениях сальто вперед прогнувшись, хотя и здесь поворот может исполняться по-разному.

Наиболее архаичная и технически грубая форма — бланш, при котором гимнаст, сохраняя прогнутое положение, при отходе оттал­кивается от опоры асимметричными действиями рук. При этом часто возникает печально известное движение «вертолетом», когда враще­ния «по сальто» и «по винту» пофазно совмещаются таким образом, что возникает впечатление будто гимнаст не переворачивается через голову, а поворачивается в горизонтальной плоскости боком вокруг плеча или как бы лежа на животе (подчеркнем, что это лишь впечат­ление, обусловленное специфической кинематикой подобного дви­жения). Картина эта особенно усугубляется, если поворот делается замедленно и растянут на всё безопорное движение, как в этих случа­ях обычно и бывает. Впрочем, такая техника теперь весьма редка, так как гимнасты лучше «обкручены» и владеют быстрым безопорным «винтом», при котором сальто выглядит уже совершенно иначе.

Одна из причин, по которой гимнасты были вынуждены в давние времена обращаться к «вертолетной» форме поворота, была та, что при бросковой технике сальто вперед, переходя в полет, нужно вып­рямляться сгибанием, а сгибание, как мы уже отмечали, менее удоб­ный координационный фон для запуска поворота, чем разгибание; для гимнастов недавнего прошлого это было существенное различие. По этой же причине и доныне используется техника, когда сальто «прогнувшись» делается по следующей схеме (рис. 27-г): вслед за бросковым отходом с выпрямлением тела гимнаст в полете несколь­ко «закрывается» (что не мешает воспринимать движение как сальто


выпрямившись) и лишь после этого, разгибаясь, начинает быстрый безопорный поворот. Биомеханически эта техника довольно удобна и эффективна, хотя и тут, в известном смысле, отдается дань недоста­точной вращательной подготовленности гимнаста.

Внимательный читатель резонно заметит: зачем, собственно, спе­циально организовывать какое-то сгибание перед поворотом, если есть вариант отхода накатом (рис. 27-а), при котором гимнаст и так переходит в полет согнувшись (38)? Зачем лишние движения? Ответ не менее резонный: отход накатом, какуже говорилось, плох потерей крутки, опасен возможностью задергивания на перекладину, но главное даже не это. Техника, типа показанной нарис. 27-г, позволя­ет прекрасно организовать отход с люфтпаузой (32), четко отделяю­щей опорные действия от начала поворота в полете, не говоря уже о том, что здесь создаются удобные условия для запуска поворота.

Но в принципе наиболее рациональна для сальто вперед техника поворота, начинающегося сгибанием тела с последующим конусооб­разным движением звеньев. В этом случае не надо ни отталкивания от опоры, провоцирующего утрированный выход тела из основной плоскости сальто, ни искусственной организации разгибания в поле­те , от которого был о бы удобнее делать винтообразующие действия. Как и всякий чисто безопорный поворот, это движение прекрасно управляется: оно может быть интенсифицировано благодаря более активным действиям в полете и, напротив, мгновенно и полностью остановлено, если нужно, еще до начала входа в фазу приземления. Причем на основе этой техники можно делать повороты любой слож- ности!Единственным недостатком этой техники является то, что она координационно сложнее и поэтому не всеми и не всегда бывает пол­ноценно освоена. Но это — как недостатки, присущие молодости. Они, как известно, проходят.





Дата добавления: 2018-10-18; просмотров: 68 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов


Читайте также:


Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:



© 2015-2020 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.003 с.