Территориальные обозначения Руси, как основа этнонимики восточнославянских народов. Итак, в результате этнической консолидации восточнославянских племен со второй половины IX в. начинается процесс сложения древнерусской народности, который завершается, видимо, к концу XI-началу XII в. Применительно к завершающему этапу древнерусского периода можно говорить о совпадении трех понятий в названии «Русь» – этнического, политического и территориального.
Политические события XIII в. и последующего времени предопределили ход процессов, кардинально изменивших этническую карту восточнославянского мира. В 30-х годах XIII в. на русские земли обрушивается монголо-татарское нашествие, после чего они делятся на западную часть, вошедшую в состав Великого княжества Литовского и восточную, подчинявшуюся Золотой орде.
Это стимулировало процесс распада древнерусской народности и формирования на ее основе трех новых восточнославянских этносов – русских (великоросов), украинцев (малоросов) и белорусов. Новые этнонимы образовались от территориального членения Руси, которое отразилось в существовании ряда ее региональных обозначений, в их состав обычно входило название «Русь»: Червонная Русь, Галицкая Русь, Угорская Русь и другие, в том числе и те, которые дали названия восточнославянским народам – Белая Русь, Малая Русь, Великая Русь, а также название Украина.
Название Украина (в форме «украйна») впервые фиксируется в 1187 г. в Ипатьевской летописи, когда автор, сообщая о смерти переяславского князя Владимира Глебовича написал: «…плакала о нем вся украина». Еще до монголо-татарского нашествия оно быстро распространяется, охватывая, кроме Переяславских, Галицко-Волынские, Киевские и Черниговские земли. Этимология этого слова восходит к понятиям либо «окраина», либо «край», «земля». Значение «окраина» имеет исторический смысл: ко второй половине XII в. среднеднепровские земли, когда-то бывшие центром Киевской Руси, из-за давления кочевников приходят в упадок и становятся окраиной русских земель. В более позднее время понятие «украйна» входит в состав названий некоторых окраинных территорий русских земель (новгородская немецкая украйна, сибирская украйна, украйна за Окою и др.)
Понятие Белая Русь на протяжении исторического развития применялось к различным территориям. В XII в. так назывались земли Владимиро-Суздальского княжества, в XIII-XIV – Московские, Смоленские и Псковские земли, в XV-начале XVII в. Белая Русь локализовалась, главным образом, на востоке современной Белоруссии, на территории Верхнего и отчасти Среднего Поднепровья.
Были и другие «цветовые» обозначения Руси. Название Черная Русь также имело несколько территориальных привязок, в XIV-XV – псковско-новгородские земли, северо-запад современной Белоруссии и даже Среднее Поволжье, в более позднее время оно применялось только к западной части Белоруссии. Червонная Русь локализовалась на северо-западе современной Украины в прикарпатских землях.
Попытки объяснения происхождения хроматических (цветовых) территориальных названий до сих пор удовлетворительного решения не нашли. Противопоставления Белой и Черной Руси по цвету одежды жителей, по степени пигментированности их кожи, по их конфессиональной принадлежности (Белая – крещенная, Черная – языческая) дилетантичны. Что же касается версии о соотношении этих названий с цветовыми обозначениями сторон света тюрко-монгольских народов (север – черный, запад – белый, юг – красный), то верификация этого предположения дает отрицательный ответ (Черная и Белая Русь находятся не на «своих» местах).
Название Малая Русь впервые встречается в письменных источниках под 1305 г., так именовалась Галицкая митрополия. Своим возникновением она обязана тому, что в 1299 г. из переживавшего упадок после монголо-татарского нашествия Киева резиденция русского митрополита была перенесена во Владимир. Но управлять из Владимира православными церквями, находившимися на территории Великого княжества Литовского было сложно, что и вызвало появление митрополичьей кафедры в Галиче.
Противопоставление названий «Великая»/«Малая» часто встречается на протяжении истории, но отнюдь не означает возвеличивание одного и принижение другого. Суть этих различий иная: понятие «Малая» применяется к исходной территории, метрополии, а «Большая» - к колонизуемой территории (в античности Малой Грецией называлась собственно Греция юга Балканского полуострова, а Великой Грецией – территория распространения древнегреческих колоний).
На Руси XIV в. помнили о том, что северо-восточная Русь, куда переместилась кафедра дотоле киевского митрополита, не была исконно русской землей, каковой была в сознании населения Русь юго-западная. Что же касается названия Великая Русь, то оно появляется гораздо позже - в середине XVI в. Довольно быстро название «Малая Русь» из сугубо церковного приобретало и политическо-территориальное значение. В грамоте 1335 г. галицко-волынского правителя Юрия II используется титул «Князь всей Малой Руссии» (в латинских грамотах Dux totius Rutenia minorum). Со временем обозначение «Малая Русь» начинает отождествляться с понятием «Украина», и оба названия становятся территориальными синонимами.
Начал о распада древнерусской народности. Этнические процессы всегда идут рука об руку с политическими событиями, так что не всегда есть возможность определить, какие из них было причиной, а какие следствием. Во всяком случае, формирование Древнерусского государства безусловно ускоряло процесс консолидации восточнославянских племен в единую народность, а утрата Древней Русью политической целостности способствовала ее распаду.
Со второй половины XI в. берет свое начало дробление Руси на самостоятельные земли – Ростово-Суздальскую, Черниговскую, Рязанскую, Новгородскую и др. Сначала их было около полутора десятков, затем количество их значительно возросло. Вражда часто определяла характер взаимоотношений этих политических образований - вражда со взаимными походами, разорениями, с приглашением тюрок-кочевников в союзники во время усобиц. «И раздрася вся Русская земля» - так охарактеризовала эту ситуацию одна из летописных хроник. Но «раздралася» не земля, раздрай прошел среди людей.
Политический процесс дробления Руси вел к ее дроблению этническому. Черниговцы, рязанцы, новгородцы, владимирцы, которые были дотоле лишь жителями различных земель единой Руси, теперь воевали друг с другом как враждующие народы. Политическое различие стало приобретать характер этнического, и можно предположить, что, по меньшей мере, к XIII в. начался обусловленный причинами внутреннего характера процесс распада древнерусской народности на новые этносы.
Но в 30-х годах XIII в. в этот процесс вмешался внешний фактор – на Русь обрушилось монголо-татарское нашествие. В 1242 г. из захваченных Батыем земель образуется государство Золотая Орда. Русские земли не вошли в ее состав, здесь татары сохранили существовавшую политическую систему, но Русь должна была выплачивать Орде тяжелую дань, в том числе и людьми для монголо-татарского войска. А процесс политического дробления Руси продолжался и в этих условиях, к концу XIII в. число русских княжений достигло семидесяти.
Образование русской (великорусской) народности. Не все русские земли стали данниками Золотой Орды, западные ее территории после монголо-татарского нашествия вошли в состав Великого княжества Литовского. Восточная же часть Руси испытывала все тяготы иноземного ига. Свержение его становилось идеей, объединявшей население этой части русских земель, идеей политической, однако в ходе реализации приобретавшей национальный характер. Уже в начале XIV в. процесс дробления Руси пошел вспять. Новый политический центр – Москва - объединял не только территории отдельных княжеств, но их население в этнически единое целое. Так начинает формироваться русский (великорусский) этнос, обретая свой этносоциальный организм в лице Московского/Русского государства.
Огромную роль в этом процессе сыграла Куликовская битва 1380 г., имевшая не только военное и политическое, но и этногенетическое значение. По образному выражению Д.С.Лихачева, пришедшие на Куликово поле представители разных земель уходили с него уже русскими людьми. Впрочем, не следует и преувеличивать значения этого события – с одной стороны, в битве не участвовали оба Новгорода, Смоленск, Тверь – важнейшие земли Руси, а с другой стороны, не разорвалась еще пуповина, связывавшая Русь Московскую с русскими землями Великого княжества Литовского, о чем свидетельствует прибытие на помощь Дмитрию Донскому отрядов из Брянской и Полоцкой земель.
Новый народ унаследовал в измененной форме название «русь», но это был уже иной этнос, нежели «русь» Киевской государства – с другой территорией, другими языковыми и культурными особенностями, с иным политическим центром – Москвой. Осознание значимости этих событий приходит не сразу. Так, высший иерарх Русской православной церкви в 1328-1353 гг. Феогност именовался «митрополит Киевский и всея Руси», но резиденцией его была уже Москва.
Решающее значение в формировании русского этноса имели события второй половины XV-нач.XVI в. Они определялись и внешнеполитическими факторами – «Стояние на реке Угре» в 1480 г. завершило длительный процесс свержения ордынского ига, и внутриполитическими изменениями – к Москве были присоединены ее главные противники в лице Новгорода (1478) и Твери (1485), окончательно были присоединены Псков (1510) и Рязань (1521), был отвоеван у Литвы Смоленск (1514). Таким образом, определилась исходная этническая территория русского этноса.
Московские князья стали осознавать себя общерусскими правителями, что отражается в их титулатуре. Уже не название города, а этноним становится основой названия государства, когда на монете Василия Темного 1447 г. чеканится «Господарь всея земли Русския». Его преемник Иван III в конце XV в. принимает титул «Государя и самодержца всея Руси», этот титул воспроизводится на монетах того времени.
Но не сразу формируется общерусское самосознание. Как на чужую страну и на чужой народ совершали походы на Новгород Иван III, а потом Иван IV, сами же новгородские земли долгое время назывались «немецкой украйной». Возможно, что, если бы новгородцы отстояли свою независимость, они образовали еще один восточнославянский этнос. Но история, как известно, не знает сослагательного наклонения.
Образование украинской и белорусской народностей. Другие этнические процессы проходили в западной части древнерусских земель. В XIII в. в Прибалтике образуется Литовское княжество, оно быстро увеличивает свою территорию, в том числе и за счет русских земель. Эти земли входят в его состав, чтобы избежать ордынских «тягостей», предпочитая быть частью государства, в котором официальным языком была «руська мова», юриспруденция основывалась на Русской Правде и которое поддерживало тесные отношения с остальными русскими землями. В Литовское княжество входят Полоцкие, Витебские, Минские, Киевские и многие другие русские земли, уже в конце XIV в. территория его простирается «от моря до моря» (от Балтийского до Черного). Так судьба населения западной части русских земель оказалась оторванной от судьбы населения ее восточной части.
С конца XIV в. во внешней политике Великого княжества Литовского акцент перемещается на отношения с Польшей. С Кревской унии 1385 г. идет процесс интеграции двух государств, он усиливается в соответствии со статьями Городельского соглашения 1413 г. По нему государственной религией Литвы становится католицизм, а те, кто сохраняет приверженность православию, а это, в первую очередь, русское население, лишается многих прав. Осознание своей обособленности как от остального населения Великого княжества Литовского, не восточнославянского и не православного, так от населения восточной части Руси, иной в политическом отношении, приводит к оформлению здесь новых восточнославянских этносов.
Самое наглядное выражение раскол древнерусской народности и формирование на ее основе новых этносов нашел в новых этнонимических обозначениях. Восточнославянское население Великого княжества Литовского начинает именовать жителей формирующегося Русского государства москалями (этнонимом, до сих пор сохраняющимся в языке украинцев и белорусов), но себя еще некоторое время называет русскими. Так, Николай Угодник, поскольку он «породы московской», украинцами противопоставлялся «русскому Юрке» (Георгию Победосносцу) как их этническому патрону-покровителю.
Однако с течением времени в западной части русских земель происходит вытеснение названия «русские» другими этнонимами. Понятия Украина, или Малая Русь сначала было обозначением территорий, а название их жителей – украинцы, или малоросы – топонимом, т. е. названием населения по его региональной принадлежности. Но с рубежа XV-XVI топонимические обозначения приобретают этнический характер, становясь названиями народа. Что же касается территории современной Белоруссии, то здесь названия восточнославянского населения долгое время определялись различными факторами: регионом, социальным положением, конфессиональной принадлежностью, языком и т.д., белорусами называлось только население восточной части региона. Довольно поздно, только с конца XVIII в. это название начинает распространяться на запад и переноситься на остальное население, говорившее на восточнославянских диалектах. Но в целом, применительно к рубежу XV-XVI вв., процесс распада древнерусской народности был уже свершившимся фактом.
Глава 2.