Среди диалогических жанров современной устной пропаганды и агитации следует назвать "беседу", "диспут", "дискуссию", "полемику", "интервью". Все они построены на диалоге или полилоге, что мотивирует синтаксическое оформление этих жанров, а именно: синтаксическую неполноту оформления реплик, эллиптичность, разрыхление синтаксических структур. Речь в них литературно-устная, т.е. не допускающая сниженной лексики, однако допускающая формулы устной речи (переспросы, умолчания, восклицания и т.д.).
Беседа — это вопросно-ответная форма обсуждения различных общественно-политических проблем с определенной политической или воспитательной целью. Она может быть групповой или индивидуальной. Распространенной формой беседы является "круглый стол", "вечер вопросов и ответов". Для переводчика очень важно уловить атмосферу беседы, которая определяет тональность разговора.
Диспут — разновидность публичного обсуждения происходящего в форме борьбы мнений между его участниками. При этом у участников диспута нет единой точки зрения и заранее подготовленного ответа.
Дискуссия — это обмен мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса. Сущность любой дискуссии состоит в
* См. подробней: M.P.Brandes "Stilistik der deutschen Sprache" -М.,1990.-S. 158.
82
публичной защите или опровержении какой-либо мысли (тезиса). Поэтому структуру дискуссии можно представить следующим образом:
а) выдвижение и защита тезиса первым оппонентом;
б) попытка опровергнуть выдвинутый тезис и аргументы
второго оппонента.
Первый оппонент пользуется логической операцией "доказательства", второй — "опровержения". Как только один из оппонентов согласится с другим, предмет дискуссии окажется исчерпанным. Дискуссии всегда свойственна та или иная степень остроты и эмоциональности, но тональность непримиримости в дискуссии отсутствует.
Полемика — это публичный речевой жанр, функция которого — защита своей точки зрения и опровержение мнения оппонента. Полемика предполагает противопоставление мнений двух сторон, конфликтность высказываемых суждений и взаимоисключающий характер выводов. Крайними точками полемики являются товарищеская полемика, близкая к дискуссии, и полемика обличительная, направленная на развенчание и разоблачение противника. В последнем случае критика носит решительный характер и нередко сопровождается гневом, насмешками, презрением, а отсюда и разящий, уничтожающий характер формулировок.
Интервью — одна из форм диалогов-расспросов. Различают:
а) интервью вопросно-ответного типа, в котором репор
тер добивается ряда конкретных реплик на кратко сформули
рованные вопросы;
б) интервью, в котором репортер более или менее развер
нутыми репликами-вопросами программирует, как правило,
еще более развернутые реплики-ответы интервьюируемого;
в) интервью-обсуждение, в котором затрагиваются какие-
либо довольно сложные общественно-политические проблемы.
В таких интервью репортер, побуждая интервьюируемого к
развернутым реакциям, сам выступает с развернутыми реп
ликами оценочно-аргументирующего характера.
В разделе о монологических публицистических речевых жанрах "интервью" уже упоминалось как чисто информационный письменный речевой жанр. В нем, однако, письменно изображенные интервью представляют собой монологические тексты, имитирующие интервью с целью оживления изложе-
83
ния содержания, придания ему публицистического звучания, т.е. звучания адресата.
Задание: Ниже приводятся подлинник и перевод одного интервью на уже упомянутом Российско-германском дискуссионном форуме. Опираясь на характеристики этого речевого жанра, приведенные выше, определите вид данного интервью, его функционально-стилистические характеристики. Проведите сопоставительный анализ двух текстов и дайте свою аргументированную оценку качества перевода