У СВИНОМАТОК
В связи с переводом свиноводства на промышленную основу и с трудной адаптацией животных к необычным условиям содержания участились случаи патологического течения послеродового периода у свиноматок. Одной из наиболее частых патологий является синдром метрит-мастит-агалактия (синдром ММА). Его называют также послеродовой лихорадкой, молочной лихорадкой, послеродовой токсемией и септицемией, токсической агалактией, агалактическим синдромом. Эта болезнь, связанная с опоросами, характеризуется комплексом признаков с частичным или полным прекращением лактации.
Синдром ММА наблюдается как у взрослых, так и у молодых свиноматок, часто у нормально опоросившихся. Заболевание может появиться внезапно и поразить в стаде до 30—50% (по некотоырм данным до 90%) опоросившихся свиноматок или только отдельных животных.
Экономический ущерб от болезни складывается из падежа свиноматок, их вынужденного убоя, бесплодия и потерь поросят (Н. Н. Михайлов, В. А. Зудилин). По данным болгарских специалистов, при синдроме ММА смертность молодых и взрослых свиноматок в целом низкая, основной формой экономического ущерба от этого заболевания является отход новорожденных поросят. Потери поросят могут достигать 70—80%, в тяжелых случаях заболевания—100%.
Этиология синдрома ММА недостаточно ясна. Среди факторов, предрасполагающих к возникновению этого заболевания, называют неправильное кормление (высокое содержание концентратов в рационе, резкая смена кормов, низкое их качество, недостаток лизина и метионина и др.), отсутствие активных движений животных, воздействие стресс-факторов (транспортировка супоросных маток, климатические и другие стрессы), бактериальные инфекции, наследственную предрасположенность, гормональные нарушения, затрагивающие гипофиз, кору надпочечников и яичники. Предполагается, что увеличение случаев агалактии у свиноматок связано с селекцией животных на ускорение роста, в результате которой увеличиваетсся секреция гормонов роста, тормозящих выделение адренокортикотроп-ного гормона и молокообразование.
Большую роль в этиологии синдрома ММА играет инфицирование организма (через половые органы, гематогенным или галактогенным путем) условно-патогенными микробами — кишечной палочкой, стрептококками, стафилококками, коринебак-териями и др. Высказывается предположение, что около 90% всех послеродовых заболеваний у свиноматок возникает в результате инфицирования в период супоросности, преимущественно возбудителями из группы кишечной палочки.
Многие ученые считают более обоснованным предположение о том, что в основе возникновения синдрома ММА лежит не один, а комплекс этиологических факторов — обменного, гормонального и инфекционного характера. Нарушение обмена веществ и развитие гормонально обусловленной дисфункции кишечника, матки (атония) и молочных желез приводит к ослаблению сопротивляемости организма, что создает благоприятные условия для размножения патогенных микроорганизмов и всасывания токсинов (В. П. Урбан и др., 1983).
Симптомы. Болезнь проявляется во время опороса или через 24—28 ч после него. Клинические признаки могут сильно варьировать. Обычно у животного поднимается температура тела до 40,5°, отмечаются общая слабость, сердцебиение, дрожь, свиноматка много лежит, не заботится о поросятах, не зовет их. Отказ от корма наблюдается у 55—60% и от воды—у 25—35% больных животных, запоры отмечаются у 15— 20% маток. При тяжелом и продолжительном течении болезни у свиноматок можно наблюдать одышку, цианоз кожи и слизистых оболочек.
Некоторые ученые выделяют четыре формы проявления синдрома ММА: тяжелый острый мастит; быстро развивающийся метрит, сопровождающийся маститом; продолжительный метрит при отсутствии мастита; бессимптомную агалактию.
Метрит протекает обычно в форме гнойно-катарального воспаления и сопровождается скудными или обильными выделениями из наружных половых органов лохий серо-желтого цвета. Подмечено, что в случаях развития тяжелых форм метрита до 60% поросят в опоросах рождаются мумифицированными или нежизнеспособными и погибают в течение 24 ч после рождения.
Мастит в синдроме ММА обычно проявляется в серозной или в гнойно-катаральной форме и может протекать остро, субклинически или хронически, причем в последнем случае в тканях молочной железы образуются трудноизлечимые абсцессы. Взаимосвязь между метритом и маститом не вызывает сомнения, но не совсем ясно, какое из этих заболеваний является первичным, какое вторичным.
У всех заболевших свиноматок в той или иной степени снижается или полностью прекращается лактация, что отражается на здоровье поросят. Они беспокоятся, визжат, становятся слабыми, коматозными и быстро погибают вследствие развития гипогликемии.
Течение и прогноз. Синдром ММА протекает в спорадической или энзоотической форме. Прогноз в отношении сохранения жизни свиноматки при легком течении болезни в общем относительно благоприятный. Однако лечебные меры необходимо принимать обязательно и незамедлительно, так как вследствие подавленного материнского инстинкта у свиноматки и имеющейся гипо- или агалактии в течение 24 ч прогноз для поросят становится неблагоприятным, они погибают от голода (гипогликемия). Кроме того, без лечения могут возникать осложнения у свиноматки: нередко развиваются индурация вымени, а также необратимые изменения в слизистой оболочке матки, обусловливающие бесплодие самки.
Диагноз ставят на основании учета общей патогномо-ничной картины болезни.
Лечение. При появлении в стаде синдрома ММА необходимо прежде всего выявить и устранить предрасполагающий фактор или причину возникновения заболевания. Однако нередко этиологический фактор бывает выражен неярко и определить его с уверенностью не удается. Усилия ветеринарных и других специалистов и работников животноводства должны быть направлены на исправление имеющихся в хозяйстве ошибок в кормлении, уходе и содержании животных.
Свиноматку лечат комплексно, с учетом этиологии и симптомов болезни, а также условий кормления и содержания животных. В основном применяют те же методы и средства терапии, что и при послеродовом остром гнойно-катаральном эндометрите и маститах.
Специалистами разных стран для лечения синдрома ММА у свиней предложено большое число разнообразных комбинаций и сочетаний лекарственных средств. Чаще всего используют антибиотики и химиотерапевтические препараты с широким спектром действия в сочетании с кортикостероидными препаратами и окситоцином или питуитрином. Например, для внутримышечного введения применяют хлорамфеникол (7,5—10 мг/кг), ампициллин (8—14 мг/кг), пенициллин со стрептомицином (по 10—12,5 тыс. ЕД/кг того и другого), пенициллин (10 тыс. ЕД/кг) в комбинации с неомицином (5 мг/кг). В полость матки при метрите вводят неомицин с тетрациклином или хлорамфенико-
лом, сульфадимезин с неомицином или пенициллином и др. в виде масляных или водных суспензий или в форме микрокапсул.
Из кортикостероидных препаратов используют преднизолон в виде 3%-ного раствора из расчета 0,5 мг сухого вещества на 1 кг массы свиноматки (80—100 мг на голову) или 0,4%-ный раствор дексаметазона в дозе 5—10 мг на голову внутримышечно 1—2 раза в день.
Применение окситоцина в дозе 20—30 ЕД подкожно 2—3 раза в день способствует выведению молока лишь тогда, когда оно есть в молочной железе.
• Для очищения желудочно-кишечного тракта свиноматке дают одну столовую ложку глауберовой соли в день или 500 г льняного шрота.
В зависимости от тяжести заболевания назначают средства, поддерживающие деятельность сердечно-сосудистой системы (кофеин — подкожно) и антитоксическую функцию печени (ме-тионин с глюкозой — внутривенно), полезны инъекции витаминов A, D, Е.
Одновременно с лечением свиноматки необходимо до восстановления у нее лактации принять срочные меры по предупреждению гибели поросят. Их подсаживают к другой свиноматке (одновременного опороса) или выпаивают им заменитель мЪлока или свежее коровье молозиво или молоко, в первые 2 дня —6 раз в сутки, на 3—4-й день —4, на 5—7-й день —3 раза. На одно кормление дают столько молока, сколько поросята могут выпить в течение 10 мин. Перед выпаиванием молоко или его заменитель подогревают до 37—38°С. При развитии у поросят гипогликемии инъецируют им внутрибрюшинно через каждые 4—6 ч по 10—20 мл теплого 5%-ного раствора глюкозы, а если поросята еще способны сосать, глюкозу дают внутрь.
Профилактика. Решающее значение для профилактики синдрома ММА имеют меры общего характера: обеспечение животных полноценным кормлением с достаточным содержанием в рационе кальция, фосфора, витаминов A, D, Е, С, Bi2, соблюдение гигиенических условий и оптимального микроклимата в помещении, где содержатся супоросные матки. В частности, рекомендуется:
не перекармливать свиноматок в период супоросности и в первые дни после опороса, содержать их на хорошо сбалансированном рационе (15% протеина). За несколько дней до и в течение 2—3 дней после опороса уменьшить рацион, добавляя в него слабительные соли при переводе маток в отделение для опороса;
предоставлять достаточный моцион;
оберегать от стрессов в период супоросности, опороса и лактации. Для ремонта стада отбирать наиболее способных особей;
своевременно и тщательно очищать и дезинфицировать помещения для опороса, станки, инвентарь;
оказывать акушерскую помощь в чистых станках, перед родовспоможением тщательно мыть и дезинфицировать руки или надевать стерильные перчатки, немедленно убирать из станка последы и мертвые плоды;
при слабых схватках и потугах своевременно применять средства, усиливающие сокращения матки, или делать кесарево сечение;
регулярно наблюдать за аппетитом свиноматки, а также за поведением и общим состоянием поросят: в первые 3 дня после опороса ежедневно 2 раза в день измерять у свиноматки температуру тела; в течение первых 24 ч после опороса производить осмотр влагалища; ежедневно по нескольку раз в день осматривать молочную железу, обращая внимание на местную температуру, консистенцию тканей железы, секрецию;
своевременно выявлять и выбраковывать хронически больных животных, которые могут длительное время выделять возбудителей инфекции, особенно с мочой.
С профилактической целью применяют также медикаменты — антибиотики, сульфаниламиды, окситоцин и др. Например, за 385 дней до опороса свиноматке 1 раз в день дают с кормом смесь биомицина (1 г) и фуразолидона (0,5 г). Некоторые специалисты рекомендуют назначать внутрь ампициллин, эритромицин, сульфадимезин или норсульфазол за 10 дней до опороса и на протяжении 7 дней после родового периода или вводить антибиотики (эритромицин) внутримышечно за 1—2 дня до опороса и через неделю после него. В Швейцарии для профилактики ММА свиноматкам в последний период беременности применяют внутримышечно простагландин по 12,5 мг.
В неблагополучных хозяйствах здоровым свиноматкам через 6—18 ч после опороса вводят в полость матки антимикробные препараты, а подкожно или внутримышечно в течение первых 2—3 дней ежедневно инъецируют окситоцин, эргометрин или другие сокращающие матку средства.