Период до конца XVIII ст. ознаменовался расцветом былого величия и великолепия Иерусалимского Патриархата. К сожалению, вторжение войск Наполеона в Палестину прервало его и принесло большие разрушения. В 1808 армянами был сожжен храм Гроба Господня, восстановленный в 1810 г. К 1821 г. отношения православных греков Палестины и турецких властей начали быстро ухудшаться. Греков все чаще обвиняли в шпионаже в пользу России, открыто преследовали. Братство Святого Гроба Господня турецкие власти все больше воспринимали как политическую организацию, арестовывали и пытали ее членов. Восстановление сгоревшего храма Воскресения привело к непомерным расходам и новым огромным долгам. Святому Граду в это время помогал весь православный мир.
Патриарх Герасим II (II пол. XIX в.) в годы управления Иерусалимской Церковью возродил семинарию Крестного монастыря, возобновил богослужения в нескольких древних храмах, важным делом для него было благоустройство Святогробского братства в материальном отношении, а также водворение здесь внутреннего мира и порядка.
Предпринял усилия, чтобы восстановить церковь в общине Мадаба, в которой была найдена мозаичная карту на полу старинного храма (ныне Церковь Святого Георгия). Понимая важность этого открытия, Патриарх Герасим принял меры, чтобы археологическая находка была надлежащим образом исследована и сохранена.
5. Поминовение усопших по уставу Православной Церкви.
Церковный устав о поминовении. На вечернем, утреннем и дневном богослужениях в той или иной форме, кратко или пространно, совершается поминовение усопших.
Вечернее богослужение. Поминовение усопших на ней совершается краткой общей формулой на сугубой ектении: «О всех прежде почивших отцех и братиях наших, зде лежащих и повсюду православных». Повечерие заканчивается ектеньей: «Помолимся...». На ней ублажаются и усопшие: благочестивые цари, православные архиереи, ктиторы, родители и все прежде отшедшие отцы братия наши, зде лежащие и повсюду православные. Утреннее богослужение. Начинается полунощницей: вся вторая ее половина, посвящает молению об усопших (особая заупокойная молитва и заключительная ектения «Помолимся»). На утрени, как и на вечерне – краткое прошение на сугубой ектенье «о всех преждепочивших отцех и братиях наших».
Дневное богослужение. На литургии – поминовения на ектениях великой, сугубой и заупокойной, на проскомидии, по освящении Святых Даров вторично совершается поминовение живых и усопших по именам, «Омый, Господи, грехи поминовавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».
Вселенские родительские субботы. На службах вселенских суббот Церковь поминает «всех прежде почивших православных христиан». Наиболее усиливаются заупокойные моления в субботы перед неделями Мясопустной и Пятидесятницей. эти две вселенские субботы по Церковному Уставу совсем оставляется служба Минеи, служба святым переносится на другой день (если Срентение или храмовый, то переносится суббота). Устав в эти две вселенские субботы назначает еще великую панихиду после вечерни в качестве непременной, наряду положенной, обязательной службы. Канон здесь – один из обычных субботних заупокойных канонов Октоиха, содержащий общее моление об упокоении и прощении грехов.
Субботы Великого поста (вторая, третья, четвертая). Это также «родительские» субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, они просто родительские. Устав не назначает в эти дни особой панихиды после вечерни, а рядовой заупокойный канон Октоиха переносит на повечерие. Усиленные заупокойные моления в субботы Великого поста установлены в возмещение не могущего быть в будние дни поста литургического поминовения. Прославление случившихся в эти субботы святых Минеи не отменяется, и рядом с заупокойными пениями Октоиха и Триоди поются и песнопения Минеи в честь празднуемого в этот день святого.
Субботы малых постов. 13 глава Типикона, излагающая субботнюю службу, «егда поется аллилуиа», имеет в виду субботы малых постов: Рождественского, Апостольского и Успенского. Если память малого святого случится в субботу, то в таком случае должна быть совершаема служба с аллилуйей, но субботняя, подобная заупокойной службе трех великопостных поминальных суббот. Заупокойная служба по 13-й главе Типикона может быть совершаема и в другие субботы в течение года, но при условии, что в тот день будет малый святой, не имеющий никакого праздничного знака. Все заупокойные песнопения не нарочитые и берутся из Октоиха рядового гласа. Служба Минеи не оставляется, но поется наряду с Октоихом.
Особенности субботней поминальной службы. а) употребление на вечерне, утрени, часах и Литургии тропаря и кондака за упокой взамен совсем опускаемых тропарей и кондаков Минеи; б)стихословие по особому чину непорочных на утрени; в) произнесение на утрени заупокойных ектений. Наша Русская Православная Церковь имеет и еще два особых поминальных дня: субботу перед днем святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября) и на Фоминой седмице, так называемой Радонице. Радоница совершается на Фоминой седмице, чаще всего во вторник – первый день когда может быть совершена не только полная литургия но и панихида. 3-й, 9-й, 40-й день и година. В эти дни с древности установилось обыкновение совершать поминовение о каждом усопшем в отдельности (и по Уставу).
6. Русская Православная Церковь в Патриаршество святого Тихона. Гонения на церковь в гражданскую войну. Убийство священномученика митрополита Владимира. Декрет об отделении Церкви от государства. Послания Патриарха Тихона. Изъятие церковных ценностей. Мученическая кончина митрополита Вениамина и вместе с ним убиенных. Обновленческий раскол. Арест и освобождение Патриарха Тихона. Кончина святителя Тихона.
Убийство Митрополита Владимира (Богоявленского) в Киеве в январе 1918 годастало первым в списке трагических смертей православного епископата на землях бывшей Российской империи в ходе большевистской революции и гражданской войны в России.
Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» вышел 23 января (5 февраля) 1918 года. В Декрете последовательно проводится принцип секуляризации государства. Православная Церковь теряла свой прежний привилегированный статус. «В основном эти нормы соответствовали конституционным основам светских государств нового времени». Принципиальная новизна, по мнению прот. В. Цыпина - только, в последних параграфах Декрета: «Никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущества существующих в России церквей и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются по особым постановлениям местной или центральной властью в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ».
Послания Патриарха Тихона. Послание святейшего патриарха Тихона от 19 января 1918 года (с анафемой безбожникам). Послание Патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров в 1918 г. В этом послании, по существу, формулировался один из важнейших выводов для понимания Православной Церковью всех тех событий, которым суждено было произойти в России впоследствии. Большевики не только разрушали страну, ее экономику, государственность, — они разрушали душу народа, по существу отбрасывая веками формировавшие ее религиозно-мировоззренческие ценности. С 1923 года из официальных заявлений Св. Патриарха Тихона исчезает критика большевистского режима даже с тех позиций, которые изначально были обозначены как им самим, так и Поместным Собором 1917–1918 гг. «Ранее свободно принятая св. Патриархом Тихоном позиция церковно-исторических обличений уступила место в его посланиях вынужденной позиции церковно-политических компромиссов, которую сам Первосвятитель будет определять одной, исполненной глубокого исторического трагизма фразой: «Пусть имя мое погибнет для истории, только бы Церковь была жива» (прот. Г. Митрофанов).
Изъятие церковных ценностей - (1922) - антицерковная кампания советских властей, организованная под предлогом сбора средств для оказания помощи голодающим; один из этапов гонений на РПЦ в советский период. Имело целями дискредитацию и разрушение РПЦ как организационной структуры, проведение массовых репрессий против духовенства и приходского актива, а также получение валютных средств на нужды властей.
Мученическая кончина митрополита Вениамина и вместе с ним убиенных. 24 марта 1922 года в "Петроградской правде" опубликовано письмо организаторов обновленческого раскола: они обвиняли все верное Святейшему Патриарху Тихону духовенство в сопротивлении изъятию церковных ценностей и в участии в контрреволюционном заговоре против советской власти. 29 мая 1922 года последовал арест митрополита Вениамина, а 10 июня того же года началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек. 5 июля 1922 года трибунал объявил приговор, а в ночь с 12 на 13 августа того же года митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были расстреляны на окраине Петрограда.
Арест и освобождение Патриарха Тихона. Арест – май 1922 года. Освобождение – июнь 1923 года. Почил 7 апреля 1925 года.
Обновленчество. Раскольническое движение в русском православии, возникшее официально после Февральской революции 1917 года. Декларировало цель «обновления Церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. Выступало против руководства Церковью патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований. Александр Введенский — один из главных идеологов и лидеров обновленчества.
Билет № 47
1. Книги пророков: Аггея, Захарии, Малахии: время служения пророков; основные темы пророческого провозвестия.
Книга пророка Аггея. Одна из самых коротких книг ВЗ. Короче нее – только книга пророка Авдия. 4 пророческие речи. Главный предмет речей - построение храма в Иерусалиме по возвращении из Вавилонского плена. Особенность – краткость и безыскусность, так как речи обращены к бедному народу.
Книга пророка Захарии. Делится на вступление, пророческие видения и пророческие речи. Всех видений восемь: они кратки и содержат обетования Божии о постепенном восстановлении благосостояния народа, возвратившегося из плена. Пророческих речей три: они гораздо обширнее вышеизложенных видений; а вторая речь соединена с символическим видением, дополняющим и как бы живописующим излагаемые в ней предметы. Книга вызывает в критической литературе сомнения в подлинности; от других пророческих книг отличается: 1) обилием символических видений, так что в этом отношении уподобляется книге Иезекииля; только видения Захарии короче, проще, удобнее для сохранения в памяти; - и 2) особенной ясностью предсказаний о последних днях земной жизни Спасителя, так что никакой другой пророк не представляет такого множества подробностей, и притом случайных, какие указывает Захария: о входе Иисуса Христа в Иерусалим на ослице и осленке, о предании за тридцать сребренников и окончательном употреблении сих денег), о прободении ребра, рассеянии или бегстве Апостолов из Гефсиманского сада и затмении солнца во время распятия Христова
Книга пророка Малахии. Слова Малахии обращены к людям, которые уже не верили обетованиям и не стремились жить соответственно им. Цель служения пророка - зажечь светильник веры в упавших духом людях, напоминая им об избравшей их любви Божией, и укрепить решимость тех, кто поистине знает Бога, выполнять свои обязанности в соответствии с заветом). Пророк с особой определенностью говорит, что явится сначала Предтеча, а потом Мессия. Предтечу пророк изображает: 1) под видом ангела или вестника, приготовляющего дорогу грядущему Господу); на исполнение сего пророчества указал Евангелист Марк 1:2 и Сам Господь); - и 2) под именем Илии Фесвитянина.
Одна из главных тем книги – Завет. Четыре явных указания на завет: завет с Левием, «завет отцов»), брачный завет и «Ангел завета».Сама книга начинается с темы заветной любви Божией. Можно отметить дискуссионный стиль как одну из характерных особенностей книги. Одна пророческая речь; по содержанию делится на 6 частей.
2. Христос как центральная фигура Апокалипсиса. Послания семи малоазийским Церквям (Откр.2-3). Варианты герменевтических подходов: исторический, символический, профетический.
Семь христианских общин (церквей), к которым св. Иоанн по поручению Сына Человеческого поочередно обращается, — это общины малоазийских (асийских) городов Ефеса, Смирны, Пергама, Фиатир, Сардиса, Филадельфии и Лаодикии. В I веке они были, по-видимому, известны в христианском мире, хотя сейчас от них не осталось ничего, или, точнее, остались только воспоминания о былом величии. Но и тогда эти семь церквей не исчерпывали всей многочисленности христианского мира.
Ясно, что число семь вновь выступает в символическом смысле — как описание полноты всей современной (на тот момент) церковной жизни. Иначе говоря, св. Иоанн обращается к Вселенской, т. е. ко всей Церкви. При этом говорится не о семи абстрактных церквах, а о вполне конкретных, исторических общинах с их специфическими особенностями. Таким образом, Иоанн обращается к Церкви в ее полноте, но в полноте, наполненной конкретными примерами. Он обращается к Церкви земной, исторической, воплощенной в общинах — не к Церкви в ее идеале, который будет описан в последующих главах, но «к Церкви в том ее человечестве, которое и нам хорошо знакомо и состоит из наших страхов, наших грехов и нашего скромного желания служить Господу».
Есть различные варианты герменевтических подходов: исторический, символический, профетический.
3. Таинство Покаяния. Епитимии. Таинство Священства. Безбрачие епископов.
Таинство Покаяния. Установлено Спасителем. «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». Власть «вязать и решить», о которой говорится в Евангелии, дана апостолам не каждому индивидуально, но всем вместе — во-первых, как представляющим первоначальную Церковь и, во-вторых, как основателям и предстоятелям местных Церквей. Эту власть получает и священник в Таинстве Рукоположения. Термин «покаяние» происходит от греческого глагола «μετανοέω», который означает: «изменяю свое мнение». Покаяние оказывается необходимым условием для достижения Царства Божия. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Таинство Покаяния имеет свое начало в Древней Церкви, но исповедь «постепенно оформилась как целостное чинопоследование лишь в V-VI веках. В конце VI века появился чин Иоанна Монаха.
Епитимия́ (от греч. «наказание») – духовное лекарство, способ врачевания кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником. Епитимия – духовно-исправительная мера, направленная на исправление человека, она – средство помощи кающемуся в борьбе с грехом. Под епитимией в православной аскетической литературе также принято понимать Божественные наказания в виде скорбей и болезней. Св. Василий Великий говорит, что цель епитимии состоит в том, чтобы согрешивших «извлечь из сети лукавого» (Василия Великого Правило 85).
Таинство Священства. В Святой Церкви с I века существует клир – лица, поставленные ею на особое служение. Первыми клириками были святые апостолы, которых поставил Глава Церкви – Господь Иисус Христос. Они, в свою очередь, поставили на служение других клириков Церкви. Действительными являются только те хиротонии, которые совершены с соблюдением этого условия апостольского преемства. В новозаветных книгах упоминаются названия всех трех степеней священства, существующих ныне: епископ, священник и диакон. «От начала Церковь знает три степени иерархического служения: епископскую, пресвитерскую и диаконскую». Число священных степеней не менялось с I века и изменено быть не может никогда. Этого нельзя сказать о низших степенях клира: многие из древних должностей ныне не существуют. Следует заметить, что четкие обязанности иерархических лиц в том виде, в котором они существуют сейчас, сформировались не сразу и с течением времени претерпевали изменения. Совершать хиротонии – только епископское право.
Безбрачие епископов. В Древней Церкви епископам дозволялось иметь семью.«Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен». 5-е Апостольское правило: «Епископ, или пресвитер, или диакон, да не изгонит своей жены под видом благовения. Если же изгонит, да будет отлучен от общения церковного; а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина». Вступление в брак не было обязательным. Церковная первохристианская практика допускала возможность существования в Церкви Божией брачного и безбрачного клира, в том числе брачных и безбрачных епископов. В IV веке церковно-каноническая точка зрения по вопросу о браке и безбрачии епископов существенно не изменилась, но общецерковное мнение определенно и решительно явно склонилось в сторону безбрачного епископата. Причина - исключительное и положительное влияние на Церковь и церковное общество монашества, которое к концу IV века получило уже свою полную, законченную организацию. Трулльский Собор (681-692) постановил как авторитетно-соборный закон для будущих времен жизни Церкви, чтобы всякое епископство православных было безбрачным
4. Создание новых национальных православных Церквей. Создание независимой Элладской Церкви. Отношение с Константинопольским патриархатом. Положение болгар под османским владычеством. Стремление к церковной автономии. Учреждение Болгарского Экзархата и противостояние Константинопольского патриархата.
Провозглашение независимости Элладской Церкви состоялось 27 июля 1833 года в торжественной обстановке. Но еще во время ее провозглашения многие греческие епископы и миряне выразили свое сомнение в том, может ли быть законной автокефалия, полученная без благословения Матери-Церкви, в данном случае — Церкви Константинопольской. После провозглашения автокефалии недовольные действиями правительства открыто выступили с протестами. Константинопольский престол также совершенно справедливо смотрел на провозглашение самостоятельности Элладской Церкви — части Константинопольского Патриархата — без его согласия как на дело антиканоническое. Греческое правительство вначале пыталось смирить непокорных строгими мерами, но в конце концов было вынуждено непосредственно обратиться в Константинополь за разрешением вопроса. В 1850 году оно направило Патриарху Константинопольскому послание, в котором, извещая о провозглашении самостоятельности Элладской Церкви и учреждении Синода, просило рассмотреть этот вопрос, признать Синод братом во Христе и благословить дело благочестивого греческого народа. Для решения церковных дел Эллады Патриарх Константинопольский Анфим IV в том же году созвал Собор, в деяниях которого, кроме постоянных членов Патриаршего Синода, приняли участие также бывшие на покое пятеро Константинопольских Патриархов и находившийся в Константинополе Патриарх Иерусалимский Кирилл. На Соборе прежде всего была выражена радость о том, что элладские епархии, находившиеся семнадцать лет вне церковного союза, проявили старание войти в общение со своим законным предстоятелем; затем было подтверждено положение, что право давать самостоятельность Церкви принадлежит тому Патриархату, в ведении которого находилась новоучрежденная Поместная Церковь; наконец, было постановлено, что элладские епархии, до сего времени подчинявшиеся Константинополю, освобождаются от всякой зависимости и Элладская Церковь провозглашается автокефальной. Вопреки регламенту 1833 года Собор постановил, чтобы постоянный Синод состоял только из епископов и решал церковные вопросы согласно божественным и священным правилам — без мирского вмешательства.
С конца XIV века до конца XIX века отсутствовало независимое болгарское государство, а земли болгар находились под владычеством Османской империи. Болгарский экзархат – учрежден в 1870 году. 10 мая 1953 года было провозглашено восстановление Болгарской Патриархии. Первым Патриархом Болгарским новейшего периода был избран наместник-председатель Священного Синода митрополит Кирилл (Марков).
5. Заупокойные субботы.
Вселенские родительские субботы. На службах вселенских суббот Церковь поминает «всех прежде почивших православных христиан». Наиболее усиливаются заупокойные моления в субботы перед неделями Мясопустной и Пятидесятницей. эти две вселенские субботы по Церковному Уставу совсем оставляется служба Минеи, служба святым переносится на другой день (если Срентение или храмовый, то переносится суббота). Устав в эти две вселенские субботы назначает еще великую панихиду после вечерни в качестве непременной, наряду положенной, обязательной службы. Канон здесь – один из обычных субботних заупокойных канонов Октоиха, содержащий общее моление об упокоении и прощении грехов.
Субботы Великого поста (вторая, третья, четвертая). Это также «родительские» субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, они просто родительские. Устав не назначает в эти дни особой панихиды после вечерни, а рядовой заупокойный канон Октоиха переносит на повечерие. Усиленные заупокойные моления в субботы Великого поста установлены в возмещение не могущего быть в будние дни поста литургического поминовения. Прославление случившихся в эти субботы святых Минеи не отменяется, и рядом с заупокойными пениями Октоиха и Триоди поются и песнопения Минеи в честь празднуемого в этот день святого.
Субботы малых постов. 13 глава Типикона, излагающая субботнюю службу, «егда поется аллилуиа», имеет в виду субботы малых постов: Рождественского, Апостольского и Успенского. Если память малого святого случится в субботу, то в таком случае должна быть совершаема служба с аллилуйей, но субботняя, подобная заупокойной службе трех великопостных поминальных суббот. Заупокойная служба по 13-й главе Типикона может быть совершаема и в другие субботы в течение года, но при условии, что в тот день будет малый святой, не имеющий никакого праздничного знака. Все заупокойные песнопения не нарочитые и берутся из Октоиха рядового гласа. Служба Минеи не оставляется, но поется наряду с Октоихом.
Особенности субботней поминальной службы. а) употребление на вечерне, утрени, часах и Литургии тропаря и кондака за упокой взамен совсем опускаемых тропарей и кондаков Минеи; б)стихословие по особому чину непорочных на утрени; в) произнесение на утрени заупокойных ектений.
Наша Церковь имеет и еще два особых поминальных дня: субботу перед днем святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября) и на Фоминой седмице, так называемой Радонице. Радоница совершается на Фоминой седмице, чаще всего во вторник – первый день когда может быть совершена не только полная литургия но и панихида. 3-й, 9-й, 40-й день и година. В эти дни с древности установилось обыкновение совершать поминовение о каждом усопшем в отдельности (и по Уставу).
6. Преемство Первосвятительского служения во II половине 20-х годов. Завещание Патриарха Тихона о местоблюстителе Патриаршего Престола. Митрополит Петр - Глава Русской Церкви. Арест митрополита Петра и вступление в права Заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия. Григорианский раскол. Арест митрополитаСергия. Митрополит Иосиф и архиепископ Серафим - во главе Церкви. Освобождение митрополита Сергия. Образование Временного Патриаршего Синода и издание Декларации 1927 года. Реакция на Декларацию. Оппозиция «непоминающих».
В погребения Патриарха Тихона, 12 апреля 1925 года, в Донском монастыре состоялось совещание архиереев, участвовавших в отпевании почившего. На совещании было вскрыто и оглашено завещание, составленное Патриархом на Рождество 1925 года: «В случае нашей кончины, наши Патриарший права и обязанности до законного выбора Патриарха предоставляем временно Высокопреосвященному митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей таковые переходят к Высокопреосвященному митрополиту Агафангелу. Если же и сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриарший права и обязанности переходят к Высокопреосвященному Петру, митрополиту Крутицкому...».
Поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел, находясь вне Москвы, не могли возглавить церковное управление, сонм архипастырей постановил, что «митрополит Петр не может уклониться от данного ему послушания и во исполнение воли почившего Патриарха должен вступить в обязанности Патриаршего Местоблюстителя».
Каноны не дозволяют епископам назначать себе преемников. Но ввиду исключительных условий, в которых жила тогда Русская Церковь, созыв Православного Собора был невозможен, поэтому лучшего способа сохранить преемство Первосвятительского возглавления, по завещанию Патриарха, не было.
В общении с людьми митрополит Петр отличался мягкостью и предупредительностью, но это не мешало ему проявлять настойчивость и твердость в проведении канонически строгой церковной политики. Непреклонную линию занял он в отношениях с обновленцами, расходясь в этом с другими, более уступчивыми членами Патриаршего Синода.
10 декабря 1925 года митрополит Петр был арестован. Его участь разделило еще несколько архиереев, проживавших в Москве: архиепископы Владимирский Николай и Черниговский Пахомий, епископы Херсонский Прокопий, Иркутский Гурий, Ананьевский Парфений, Глуховский Дамаскин, Гомельский Тихон, Каргопольский Варсонофий и другие. Распоряжение Патриаршего Местоблюстителя вступило в силу. 14 декабря митрополит Сергий сообщил из Нижнего Новгорода викарию Московской епархии епископу Клинскому Гавриилу (Красновскому) о своем вступлении в исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя.
Григорианский раскол в РПЦ (кон. 1925 - сер. 40-х гг. ХХ в.), назван по имени Свердловского архиеп. Григория (Яцковского) - инициатора создания и первого руководителя т. н. Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС). Так же, как и обновленчество, Григорианский раскол был инициирован ОГПУ, которое использовало в собственных целях устремления части епископата к высшей церковной власти, представляемых как восстановление в Церкви коллегиального управления. Особое недовольство этих епископов вызывала практика передачи полномочий Патриарха через назначение преемников. Такое право, не предусмотренное церковными канонами, в силу исключительно трудных условий церковной жизни было предоставлено Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Св. Патриарху Тихону.
Арест Митрополита Сергия. В ноябре 1926 года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий был арестован. После ареста митрополита Сергия временное управление Русской Церковью взял на себя Митрополит Иосиф (Петровых). В распоряжении митрополита Петра он был назван третьим после митрополита Сергия кандидатом в Заместители Местоблюстителя. Предвидя, что и его вскоре лишат возможности управлять Церковью, митрополит Иосиф 8 декабря издал акт, в котором назначил временных заместителей архиепископов Свердловского Корнилия (Соболева), Астраханского Фаддея (Успенского) и Угличского Серафима (Самойловича). Через несколько дней после издания этот документ вступил в силу. Поскольку архиепископы Корнилий и Фаддей не были на свободе, обязанности Заместителя взял на себя архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), викарный архиерей, состоявший в епископском сане с 1920 года.
В апреле 1927 года митрополит Сергий получил возможность вернуться к исполнению обязанностей Заместителя Местоблюстителя и даже переехать из Нижнего Новгорода в Москву. 18 мая митрополит Сергий созвал совещание епископов, на котором был образован Временный Патриарший Священный Синод.
29 июля 1927 года - «Декларация 1927 года». В ней сообщалось церковному народу, что «теперь... Православная Церковь в Союзе имеет не только каноническое, но и по гражданским законам вполне легальное центральное управление». В «Декларации» подчеркивалась патриотическая позиция Церкви в новых исторических условиях: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи». Важно: в заключение в документе говорится о неотложной необходимости подготовки Второго Поместного Собора.
Оппозиция «непоминающих» - обозначение архиереев РПЦ, которые не приняли «Декларацию» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского, впосл. Патриарх) и прекратили его поминовение за богослужением
Билет № 48
1. Книги пророков: Авдия, Иоиля, Ионы: обзор содержания, характерные особенности, основная тематика пророческого провозвестия.
Книга пророка Авдия: Четвертый в ряду 12 малых пророков. Имя означает: «раб, служитель Господа». Его книга - самое малое произведение ветхозаветной библейской письменности. О жизни и времени служения пророка Священное Писание ничего не сообщает. Позднее иудейское предание считает его обратившимся из идумеев и отождествляет с богобоязненным домоправителем правившего в IX в. до Р. Х. израильского царя Ахава. Краткая пророческая речь Авдия направлена против Идумеев, живших мечом своим (Быт. 27:40) и по причине неприступности своих жилищ в горах, укрепленных искусством человеческим, почти всегда остававшихся ненаказанными.
Предсказаны два опустошения Идумеи. Первое произведено Вавилонянами, в армии которых была смесь всех народов. об этом опустошении пророк говорит так: ибо, как вы пили на святой горе Моей, так все народы всегда будут пить, будут пить, проглотят и будут, как бы их не было (1:16), т.е. как ты исполнил определения Божии над Иерусалимом, так другие народы исполнят их над тобой и потом сами исчезнут с лица земли.
Второе и окончательное опустошение произведено Иоанном Гирканом за 130 лет до Рождества Христова, который принудил Идумеев к обрезанию и исполнению закона Моисеева, так что различие между Иудеем и Идумеем исчезло. «И дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа - пламенем, а дом Исавов - соломою: зажгут его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава (1:18). Предсказанное Авдием и исполненное Гирканом завоевание Идумеи можно понимать и как прообраз торжества Церкви Христовой над миром языческим; - и что поэтому пророчество Авдия следует понимать об утверждении царства Христова на земле.
Книга пророка Иоиля: означает «Господь есть Бог». Иоиль был сыном Вафуила (1,1). В книге нет иных сведений о личности пророка, о времени и обстоятельствах его жизни. Исследователи обыкновенно относят время жизни пророка и происхождение его книги ко времени после плена. На пророка Иоиля ссылается св. Лука в Деян. 2, 16. В нашей Библии состоит их трех глав, в еврейской – из четырех.
Содержание Вступление (1,1)
II Бедствия, порождающие необходимость покаяния (1,2 2,17)
А. Опустошения, произведенные саранчой и засухой (1,2—20)
Б. Будущее нашествие воинства Господня (2,1—17)
III. Деяния Бога, совершаемые Им в ответ на покаяние народа (2,18 3,21) А. Обновление земли (2,18—27)
Б. Возрождение народа Господня (2,28—32)
В. Суд над народами и благословение народа Божия (3,1—21)
Пророк Иоиль рассматривает ужасное нашествие саранчи как наказание Божие и обращается к народу с призывом к покаянию. Однако его пророческий взгляд распознает в этой катастрофе образ грядущего, еще более страшного Божиего суда, который пророк называет «день Господень». Это выражение использовали и другие пророки. Во второй части книги Иоиль описывает благословение Божие, на которое может надеяться народ, если покается.
Возвещение Иоиля исполнилось в день Пятидесятницы и отражено в проповеди Петра: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 38).
Особенность - Кроме Иоиля, никто из ветхозаветных священных писателей не упоминает о долине Иосафатовой.
Книга пророка Ионы. Один из 12 малых пророков.Вероятнее всего предположить, что книга написана была самим пророком Ионой, несмотря на то, что о нем говорится в третьем лице. Язык свидетельствует о том, что автор был израильтянином. Факт трехдневного пребывания пророка Ионы во чреве кита является средоточием книги, около которого группируется вое остальное ее содержание. Это – прообраз трехдневного пребывания Спасителя во гробе. Чудесное избавление пророка Ионы – прообраз Воскресения
2. Числовая символика Апокалипсиса, ее значение для правильной экзегезы текста. Седмеричные структуры: книга за семью печатями и Агнец (Откр.6.1-8.1), семь труб (Откр.8.2-11.19), семь бедствий и семь чаш (Откр.15 -16) и их значение для понимания историософии Откровения. Свидетели Христа (мученики за веру) и новые мученики русской церкви.
Откр. — единственная христианская апокалиптическая книга, вошедшая в Новый Завет. Остальные христианские или псевдохристианские апокалипсисы (Петра, Иакова, Павла, Пресвятой Богородицы, еще один Иоанна Богослова и др.) не были приняты в новозаветный канон. Апокалиптический язык — загадочный и сложный язык, с помощью которого пересказываются странные, «неописуемые» видения. Это язык символов, которые нужно правильно понять и истолковать. Многие символы получили общепринятое специально-апокалиптическое значение, выработанное в процессе развития традиции.
Наименование «Агнец» выражает тот парадокс, который для нас привычен благодаря апостолу Павлу: Агнец побеждает, потому что Он силен в Своей немощи. Этот парадокс справедлив и для всех христиан: они были очевидно слабы в Римской империи того времени, но они сильны со Христом, и могут, как и Он, достичь победы в самом смирении и кротости.
Число семь — один из ключевых символов Откр.Книга, которую никто не может раскрыть, кроме Агнца (Христа), есть Ветхий Завет или Священная история, смысл которой раскрывается только Христом и во Христе.
Видение семи печатей (6–7), а также семи труб, в которые трубят семь ангелов (8–11), открывает скрытый, «небесный» смысл событий, происходящих в истории.
Тема падения Вавилона и торжества Агнца и Его свидетелей (Церкви) продолжается в дальнейших главах. «Победившие зверя» поют песнь Моисея, как после перехода через Чермное море в Ветхом Завете