Вопросы хронологии. Поскольку Кн. Ездры была создана уже после его смерти, многие эпизоды расположены в ней не в строгом хронологическом порядке. Экзегеты потратили немало усилий, чтобы уточнить последовательность событий, описанных в Кн. Ездры-Неемии.
В тексте они даны в следующем порядке: первым в Иудею пребывает Ездра-отделяет иудеев от иноплеменников. А затем,в 445 г., приезжает Неемия и строит иерусалимские стены. После этого Ездра публично читает Закон и объявляет об официальном основании Общины, управляемой нормами Торы.
Реформы Ездры и Неемии по искоренению смешанных браков. 1 делом Ездры по прибытии в Иерусалим было искоренение смешанных браков. Но не все см. браки были расторгнуты. Через 25-30 лет,прибыл в Иерусалим=обнаружил немало таких браков. Не настаивал на немедленном расторжении, но заклинал не заключать такие браки.С первосвященническим сыном -строже
2. Анализ проповедей апостолов в книге Деяний. Экзегеза ветхозаветных пророчеств в речах апостолов (1.6, 16-25; 2.14-36, 38-40; 3.12-26; 4.8-12, 19-20, 24-30; 5.3-4, 8-9, 29- 32; 6.2-4; 7.2-56; 8.20-23; 10.34-43; 11.4-17; 13.16-41; 14.15-17; 15.7-11, 13-21; 17.22-31; 20.18-35; 22.1-21; 24.10-21; 26.2-29).
Проповедь ап. Петра, обращение трех тысяч - полна великого дерзновения, она торжественна, ясна и вразумительна. В лице собравшихся святой Петр обращается ко всем жителям Иерусалима. Завершение речи – призыв к покаянию и Крещению. Обращение трех тысяч.
Проповедь ап. Петра после исцеления хромого. Эта речь распадается на две части: в первой части святой Апостол Петр указывает народу истинного Виновника совершения этого чуда и цель его совершения, поясняя, что не они, Апостолы, совершили это чудо, но Бог для прославления Господа Иисуса, отвергнутого и умерщвленного Израилем; во второй части увещевает народ покаяться и обратиться ко Христу, чтобы получить оставление грехов и стать участником в обетованных пророками мессианских благословениях.
Речь ап. Павла в Антиохии Писидийской. состояла в кратком, но сильном изображении истории еврейского народа от времен патриархов до Давида. Целью этого исторического обзора было, как это сделал раньше и святой Стефан, указать на имевшие место тогда великие благодеяния Божьи. Затем он непосредственно перешел к истории Господа Иисуса Христа и учению о прощении грехов через Него, с сильным предостережением против неверия в Него. Речь его обращена не только к природным иудеям ("мужие Израильтяне"), но и к прозелитам врат ("боящиеся Бога"), которые занимали особые места на собраниях синагоги. Речь эта разделяется на три части:
Вступление с 16 по 22 стих, носящее чисто исторический характер, которое говорит о попечении Божьем над Израильским народом от патриархов до Давида;
Главная часть речи с 23 по 37 стих, содержащая учение о Господе Иисусе Христе, как о Мессии, предсказанном в Ветхом Завете — здесь говорится о проповеди Иоанна Крестителя, об осуждении Господа Иисуса Христа, о смерти Его и воскресении; характерно, что и святой Павел, подобно Апостолу Петру, приводит те же самые слова Псалмопевца Давида из 15 псалма, утверждая, что невозможно приложить их к Давиду и что они могут быть приложены только ко Христу;
Заключение носит чисто-практический характер (стихи 38-41) — в нем Апостол возвещает о прощении грехов всем, кто уверует во Христа, и предостерегает от неверия словами пророка Аввакума (1:5).Эта речь имела большое значение. В. Певницкий упоминает ее в числе трех речей апостола Павла, которые, по его мнению, собственно имеют значение для истории возвещения христианского учения».
Остальные две речи, о которых говорит В. Певницкий - речь, сказанная Павлом в афинском ареопаге), и речь, сказанная в Милете ефесским пресвитерам. Евангелист Лука говорит, что после речи, произнесенной Павлом в синагоге Антиохии Писидийской, множество язычников обратилось к Христу.
Речь ап. Павла перед Агриппой (Деян.26:1-32). Важно: рассказывает подробно, как произошло его обращение ко Христу на пути в Дамаск со всеми подробностями, подобно тому, как это он сделал в своей речи перед народом в Иерусалиме (гл. 22). Здесь имеются некоторые особенности, отличающие этот рассказ и от первого рассказа самого Апостола и от повествования Дееписателя в 9 гл., но в общем и существенном все три рассказа совершенно одинаковы. Самой важной особенностью является более подробная передача содержания речи явившегося Господа Савлу, где Господь открывает ему цель Своего явления в том, что хочет сделать его Своим служителем и свидетелем наравне с прочими Апостолами. Далее важно то, что Господь, по словам Павла, Сам обещал являться Своему новоизбранному свидетелю и открывать ему волю Свою, что мы действительно и видим в его истории, как например, 22:17; 23:11 и др
3. Орос Халкидонского Собора. Образ соединения двух естеств во Христе. Христологическая терминология.
Четвёртый Вселенский Собор —созванный в 451 году императором Маркианом по согласию с папой Львом I в Халкидоне. Учение Евтихия осуждено. Затем отцы занялись определением вероучения. Им предстояло изложить такое учение о двух естествах в лице Иисуса Христа, которое было бы чуждо крайностей несторианства и монофизитства. Среднее между этими крайностями учение именно и было православным. Приняв за образец православного учения изложение веры Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского, а также послание Льва римского к Флавиану, они таким образом определили догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств.
Существует четыре термина, посредством которых описывается соединение двух природ. Они содержатся в оросе IV Вселенского собора, хотя они и не были изобретены отцами этого Собора. Эти термины встречаются уже в творениях свв. отцов III-V вв., в частности у свят. Кирилла Александрийского.
Неслитно. В результате соединения природы не слились между собою так, чтобы составилась из них новая природа, отличная от исходных. Обе пребывают в Лице Спасителя как две различные природы.
Неизменно, или непреложно:В результате соединения ни Божественная природа не изменилась в человеческую, ни человеческая не преложилась в Божескую, но и та и другая остались целыми в Лице Спасителя. Каждое из естеств сохранило тождественность своих качественных определений.
Нераздельно. Хотя две природы во Христе пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они тем не менее не существуют отдельно, не образуют двух особых лиц, соединенных только нравственно, а соединены в единой Ипостаси Бога Слова.
Неразлучно. Соединившись в единую Ипостась с момента зачатия Спасителя в утробе Пресвятой Девы, два естества никогда не разлучались и не разлучатся, т. е. имеет место непрерывное соединение
4. Имп. Юстиниан, его церковная политика и теория двух властей. Права и привилегии Церкви при христианском государстве: имущественные права, судебные привилегии, свобода от податей и повинностей. Влияние христианства на гражданское законодательство.
Правил в 527-565 гг. Во время его правления произошло разделение полномочий императорской и церковной власти. В предисловии к VI Новелле говорится: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое (священство, церковная власть) заботится о божественных делах, а второе (царство, государственная власть) руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни» - принцип симфонии священства и царства.
Согласно VII Новелле Юстиниана, запрещалось отчуждать недвижимое имущество, принадлежавшее церковным учреждениям: дома, поля, сады, а также занятых на обработке земли рабов и государственные хлебные выдачи. Запрет был наложен на все виды отчуждения: продажу, дарение, обмен, бессрочную аренду (эмфитевсис), отдачу имущества в залог кредиторам. Исключение было сделано только в пользу императора.
В его законодательстве местные церковные общины впервые признавались корпорациями; они наделялись правами юридического лица и могли обладать собственным имуществом. Духовенство добилось предоставления церковным организациям серьезных привилегий. По своим социально-экономическим последствиям важнейшей стала привилегия Церкви выступать наследником любого лица в соответствии с его завещанием. Срок давности для подачи судебных исков о возврате церковных земель увеличивался до 100 лет.
Церковь оказывала влияние на гражданское законодательство. Свод законов Юстиниана. Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система. Институции и Кодекс непосредственно открывались обращением императора к Христу, а в самих законодательных актах содержались многочисленные ссылки на священные книги. Некоторые правовые институты начинают трактоваться в чисто религиозном духе, так, брак уже рассматривается как "Божественная связь" (nexurn divinum). Под воздействием христианства в рационалистическую схему римского права вносятся и некоторые этические конструкции. В Дигестах Юстиниан наряду с понятием права (jus) использует традиционное понятие "правосудие" (justitia), но толкует последнее как "справедливость", причем в духе христианской морали. Он включает в свод законов конструкцию естественного права (jus naturale), но трактует ее не в том смысле, как ее понимали классические юристы III в., а как право, установленное божественным провидением
5. Богослужебный день. Службы суточного круга. Часослов.
Суточным кругом богослужений называются те богослужения, которые совершаются святой Православной Церковью на протяжении суток. День начинается с вечера.
Вечерня - служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службой мы благодарим Бога за проходящий день.
Повечерие - служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов, и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.
Полунощница - служба, совершаемая в полночь в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который придет внезапно, как "жених в полунощи" согласно притче о десяти девах.
Утреня - служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.
Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.
На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.
Изобразительны - краткая служба, называемая также обедницей. (Эта служба совершается в те дни, когда Божественная литургия по Уставу не служится. Изобразительны своими песнопениями и молитвословиями являются как бы изображением или подобием Литургии.)
На девятом часе, соответствующем нашему третьему пополудни, вспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.
Часослов - богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга (кроме священнических)
6. Русская Церковь от патриарха Филарета до патриарха Никона. Патриарх Иоасаф Первый. Борьба с церковным местничеством и бесчинием в храмах. «Лествица властем» и «Памятная записка». Патриарх Иосиф. Труды по исправлению богослужебных текстов. Критика особенностей русского богослужебно – обрядового строя представителями православного Востока. Поиски критериев унификации текстов и обрядов. Путешествия на Восток Арсения Суханова. Личность боярина Ф.М. Ртищева. Ртищевское учёное братство. Попытки устроения в Москверегулярного образования. Учреждение Монастырского Приказа в целях государственного контроля за церковными вотчинами.
Патриарх Иоасаф I — Патриарх Московский и всея Руси (1634—1640), преемник Филарета, до этого был архиепископом Пскова. Одним из первых его дел в качестве патриарха было жестокое наказание архиепископа суздальского Иосифа Курцевича, киевлянина по происхождению, за его недостойное сана поведение в епархии. Большое внимание уделял вопросам приведения в порядок богослужения Русской Церкви.
В 1636 году им издана обширная «память» поповским старостам о прекращении разных «нестроений», допускавшихся при богослужении и в жизни духовенства.
Для прекращения споров о местах между иерархами Иоасаф издал «Лествицу властям», в которой указывается, в каком порядке епископы, а за ними и архимандриты, должны занимать места при богослужении и на соборах. При Иоасафе энергически продолжалось исправление и издание богослужебных книг, которых им было напечатано 23 названия. За его короткое правление было основано три монастыря и восстановлено пять прежних, закрывшихся ранее. Скончался в 1640 году.
В 1642 году – Патриарх Иосиф. Лично был скромен, задачи свои определял как пастырские; властностью во главе Церкви не отличался. Принимал меры к насаждению школьного образования в Москве, для чего выписывал учёных из Киева. Он заботился о благоустройстве церквей и о благолепии церковной службы. Издал печатное «Поучение» к священникам, мирянам и иереям и ряд других посланий. Святительство Иосифа ознаменовано интенсивной издательской деятельностью и оживлением церковной мысли (московский кружок «ревнителей благочестия», начало деятельности будущих непримиримых противников Аввакума и Никона и др.). Церковные книги, изданные при Иосифе, были последними, отражающими дониконовские редакцию текстов и обрядность. При нём издано Соборное уложение (1649) и канонизировано много святых.
Иеромонах Арсений (Суханов) (1600-1668) - русский церковный и государственный деятель, дипломат, писатель и книжник, иеромонах, строитель (распорядитель) московского Богоявленского монастыря, келарь Троице-Сергиева монастыря. Совершил несколько путешествий на Восток. Автор «Прений с греками о вере» и «Проскинитария».
Ф.М. Рти́щев («Большой») — друг и фаворит царя Алексея Михайловича, окольничий, глава разных приказов, просветитель, меценат, основавший Андреевский монастырь, ряд больниц, школ и богаделен. Ученое братство при Андреевском монастыре (так называемое Ртищевское братство), которое занималось переводом книг, а с конца ноября 1652 года, когда открылось училище, обучением желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии
Монастырский приказ — учрежден в 1649 году, высший центральный судебный орган для духовенства в Московском Государстве: от митрополитов до церковных причётников, а также населения церковных вотчин. Был закрыт царским указом 19 (29) декабря 1677 года. Восстановлен в 1701 году.
Билет № 25
1. Книга Есфирь именование, структура и основное содержание. Основные богословские идеи.
Книга Есфирь называется так по имени главной героини своего повествования — евреянки Есфири, сделавшейся персидской царицей — супругой царя «Артаксеркса» и оказавшей в этом звании бессмертную услугу своему народу — спасением от покушения на его истребление царедворцем Аманом.
Время написания. Так как греческий текст был известен в Египте уже в 114 году до Р.Х., то книга не могла быть написана раньше. Вероятно, Есфирь была написана в период борьбы с языческой тиранией (первая половина II века до Р.Х.), но предание, положенное в ее основу, значительно древнее.
Проблема авторства. Предположительно, первоначальным писателем книги мог быть Мардохей, а современная редакция книги, возможно, составлена Ездрой. Однако отсутствие упоминания имени Божия в еврейском тексте книги может свидетельствовать о том, что последняя редакция её относится к концу времени Ветхого Завета, когда стали избегать устного и письменного употребления имени Божия – Ягве, считая его непроизносимым.
Ближайшее назначение книги Есфирь – запечатлеть на века описанное в книге поучительное событие, служащее примером благодетельного действия промысла Божия, спасающего народ Господень в тяжелых обстоятельствах его жизни, а также дать духовно-нравственное поучение в установленный праздник Пурим, который во Второй Маккавейской книге (глава 15), назван «днем Мардохея».
Обзор содержания. По содержанию книга разделяется на 3 части:
1-2 главы – возвышение Есфири;
3-7 главы – замысел Амана против Мардохея и его крушение;
8-10 главы – возвышение Мардохея и спасение обреч. на истребление евреев.
Неканонические места. В греческом, славянском и русском переводах в разных местах книги Есфирь имеются отсутствующие в еврейском тексте некоторые веские добавления, передающие подробно текст указов, речей (Есфири, Артаксеркса), содержащие и толкование Мардохея. В славяно-русской Библии эти неканонические книги не обозначены счетом стихов. К вставкам относятся: сон Мардохея; указ Амана; молитва Мардохея и Есфири; речи Есфири и Артаксеркса; указ Мардохея от имени Артаксеркса; изъяснение сна Мардохея.
В последних строках книги имеется замечание о том, что Лизимах иерусалимлянин, сын Птоломея, истолковал послание о Пуриме, то есть книгу Есфирь, и что оно впервые принесено в Александрию иудеям Египта дедом Лизимаха, неким Досифеем, в 4-й год царя Птоломея и Клеопатры (112 или 47 год до Р.Х.). Под этими толкованиями Лизимаха и следует разуметь упомянутые неканонические дополнительные книги.
2. Личность апостола Павла по книге Деяний и по посланиям: сравнительная характеристика. Стратегия миссионерской деятельности апостола Павла. Благовестие язычникам, проблемы и их решение (Апостольский собор в Иерусалиме). Отличительный характер трех миссионерских путешествий ап. Павла. Анализ проблематики взаимоотношений христианства, иудейства и язычества по материалу путешествий апостола Павла.
3. Полемика с монофизитством и несторианством после Халкидонского Собора. Ересь монофелитства. Учение о воипостасности человеческой природы во Христе. Лицо Господа Иисуса Христа.
III Вселенский Собор, на котором святитель Кирилл был председателем, защитили Церковь от опасности ереси Нестория, но не дали положительного учения о Лице Искупителя.
Халкидонский Собор 451 года не решил этот вопрос до конца. В оросе Собора имеется недоказанность. С одной стороны, здесь утверждается личностное единство и личностная самотождественность воплощенного Слова. Выражение "Тот же Самый", т. е. Сын Божий, Христос, в тексте употреблено восемь раз. Очевидно, это сделано для того, чтобы подчеркнуть идею единства субъекта во Христе, но, с другой стороны, в оросе прямо не говорится, как понимать единую Ипостась, единое Лицо, в Котором сходятся две природы. Есть ли это Лицо (Ипостась) Божественное или это есть Лицо (Ипостась), которое возникло в результате соединения двух ипостасей и двух лиц, Божественного и человеческого?
Эта недосказанность сделала возможным интерпретировать Халкидонский орос в несторианском смысле. Известно, что сам Несторий, который в 451 году был еще жив, одобрил соборные решения.
Примерно в течение 80 лет после окончания Собора среди сторонников Халкидона не было ясности по этому вопросу. К сожалению, среди богословов, защитников Халкидонского Собора, в течение этого времени не было видных богословов, которые были бы способны аргументировано отстаивать учение Собора, в то время как на стороне противников Собора, наоборот, было немало талантливых богословов. Противниками Собора были монофизиты, которые считали себя преемниками великого Кирилла Александрийского и считали, что Собор предал учение свт. Кирилла и в завуалированном виде утвердил несторианство. Среди монофизитов были крупные богословы - такие, как Филаксен Маббугский, Севир Антиохийский и др.