Лекции.Орг


Поиск:




С IX века начинается период, который должен быть назван периодом появления полных списков Устава.




Устав Студийского монастыря в Константинополе. За основу прп. Феодор Студит взял Святогробский Типикон, несколько изменив его. На эти изменения более всего повлиял Устав св. Софии Константинопольской, прп. Феодор дополнил его собственными сочинениями и сочинениями насельников его монастыря.

Решающую роль в формировании христианского богослужения сыграл Устав Иерусалимский.

Особенности, отличающие Студийский Устав от Иерусалимского, состоят в следующем:

1) во весь год по Студийскому Уставу не полагалось всенощного бдения, а в обычное время отправлялись вечерня, повечерие, полунощница и утреня;

2) на «Господи, воззвах» число стихир было меньше, чем в Иерусалимском Уставе;

3) великое славословие на утрене всегда читалось, а пелось оно только два раза в год, а именно: на утрене Великой субботы и на утрене Пасхи;

4) по Студийскому уставу Литургию Преждеосвященных Даров полагалось совершать в среду и пяток сырной седмицы и в Великую пятницу, тогда как по Иерусалимскому Уставу в эти дни не полагается никакой литургии, исключение составляют только великие праздники. Служба по Студийскому Уставу была короче и не так торжественна, как по Уставу Иерусалимскому, но богослужебные порядки этих двух Уставов постоянно оказывали влияние друг на друга. Впоследствии Устав Иерусалимский получил более широкое распространение, чем Устав Студийский

6. Духовное просвещение и книжность. Преподобный Максим Грек. Его деятельность в Италии и на Афоне. Переводческие труды на Руси. Отношения с московским обществом. Преподобный Максим и митрополит Варлаам. Конфликт с митрополитом Даниилом. Осуждение преподобного Максима в 1525 и в 1531 годах. Характер выдвинутых обвинений.Преподобный Максим Грек и князь–инок Вассиан Патрикеев. Литературное наследие преподобного Максима Грека. Его взаимоотношения с митрополитом Макарием. Духовное просвещение и книжность. Церковное искусство. Литературная деятельность, вызванная канонизацией святых на Соборах 1547 и 1549 годов. Новые жития и богослужебные тексты. Полемическая и обличительная литература. Зиновий Отенский «Истины показание». Дидактическая литература. «Домострой» протопопа Сильвестра и «Благохотящим царем правительница» Ермолая–Еразма. Историко-агиографический жанр. «Степенная книга». Начало книгопечатания на Руси. Храмовое зодчество. Новые тенденции в иконописи.

Преподобный Максим Грек родился в Эпире, в городе Арта, около 1470-1475 г.г. Его мирское имя – Михаил Триволис. Он прибыл в Италию в начале 1490-х гг. Слушал лекции во многих итальянских университетах. стал доминиканским монахом во флорентийском монастыре Сан-Марко. Вернулся в Грецию. Около 1505 г. он появился на Афоне и принял постриг в Ватопедском Благовещенском монастыре.

В 1515 г. великий князь Василий Иоаннович и митрополит Московский и всея Руси Варлаам обратились на Афон с просьбой прислать в Москву ученого инока Савву для того, чтобы перевести с греческого Толковую Псалтирь из государевой библиотеки. Но Савва был уже стар и болен. Вместо него отправляется в далекую Россию Максим. В 1518 году он прибывает в Москву, ненадолго, как ему тогда казалось. Но волею Божией ему было суждено остаться в России навсегда.

Максим Грек очень быстро привлек к себе внимание тех русских людей, которые стремились к просвещению и интересовались богословскими вопросами. Вокруг него образуется целый кружок любителей книжности. Первый труд, который был ему поручен в Москве, – перевод Толковой Псалтири. Работая над ним, Максим столкнулся с большими трудностями: уровень образованности в Москве в ту пору был настолько низок, что здесь не нашлось ни одного человека, который бы знал греческий язык. В то же время Максим, разумеется, не знал славянского языка. Поэтому Максим переводил с греческого на латынь, а затем уже русские толмачи – с латинского на русский язык. Со временем овладел славянским языком. Исправил Триодь Цветную, Часослов, Евангелие и Апостол. Это только часть трудов.

С нестяжательным митрополитом Варлаамом у Максима сложились очень теплые и близкие отношения. Преемник же Варлаама – Даниил – был, напротив, иосифлянином. Так что в отношениях между ним и Максимом практически изначально было заложено противоречие. Митрополит Даниил сначала относился к Максиму Греку неплохо. Конфликт на почве перевода «Истории Церкви» блаж. Феодорита Кирского. Высказал свои соображения, вызвал ненависть митр. Даниила. Неприязнь кн. Василия, так как был представлен ему митрополитом как вольнодумец. Преп. Максим Грек осужден в ереси, после - и в проповеди нестяжательства.

Князь-инок Вассиан выступал против митрополита Даниила и церковного землевладения. Также был обвинен в ереси.

Всего преп. Максим, собиравшийся в Москву ненадолго, прожил в России 38 лет. Из них почти 27 – в заключении. Только в 1551 году его перевели в Троице-Сергиев монастырь и освободили, но из России так и не выпустили.

Максим Грек был весьма талантливым и плодовитым духовным писателем. Его перу принадлежит более 300 сочинений. В основном они носят духовно-просветительский характер.В Тверском Отроче монастыре Максим закончил написание канона Святому Духу Параклиту (работу над ним он начал еще в волоцкой тюрьме, где писал углем на стене).

По сути преп. Максим так никогда и не был оправдан юридически. Это заменила его канонизация в 1988 г.

В один год с венчанием на царство Иоанна Грозного (1547 г.) состоялся и церковный Собор. Следующий подобный Собор имел место в 1549 г. Оба эти канонизационных Собора, безусловно, находились в тесной связи с венчанием Иоанна IV на царство. Новое положение Русского государства как православного царства заставляло по-новому осмыслить и статус Русской Церкви как автокефальной, а теперь – и в связи с имперским достоинством Москвы. Это новое положение необходимо было подтвердить и оформить особыми актами канонизации русских святых, подвиг которых лежал в основании Русской Церкви и Московского православного царства. До святителя Макария в святцах значилось только 22 русских святых. Митрополит Макарий канонизировал 39 новых святых Русской Церкви на этих двух соборах (из них 30 – к общерусскому почитанию, а 9 – к местному). Большинство этих святых было уже известно православным верующим, они давно почитались на Руси как местночтимые. Среди новоканонизированных святых были, например, св. благоверные князья Всеволод Псковский, Александр Невский и Михаил Тверской и др.

Зиновий Отенский (— 1568) — богослов, православный полемист XVI века. Инок Отенского новгородского монастыря; известен как автор полемического сочинения: «Истины показание к вопросившим о новом учении» (Казань, 1863) и двух похвальных слов в честь новгородских святителей Ионы и Никиты.

Домостро́й (полное название — Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру.

Ермолай–Еразм. В1549 г. появился его трактат «Благохотящим царем правительница и землемерие». В нем автор предлагал: объединить многочисл. крест. повинности в единый натуральный оброк в размере 1/5 продуктов земледельч. или промыслового труда крестьян; провести землемерную реформу (укрупнение землемерной единицы - замена четверти квадратной верстой), и др. изменения.

«Степенная книга» — памятник русской исторической литературы XVI века. Составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем (будущий митрополит Афанасий) между 1560 и 1563 годами. «Степенная книга» была попыткой систематического изложения русской истории.

Книгопечатание. В 1564 году вышла первая печатная книга Апостол, а через 2 года выпущен Часослов - оба, впрочем, малоисправные. После этого типографское дело остановилось. Книгопечатание было снова возобновлено уже в 1568 г. по воле самого царя сначала в Москве, потом в Александровской слободе. Ученик изгнанных первопечатников Андроник Невежа напечатал в новой типографии два издания Псалтири (1568 и 1578 года), тоже весьма неисправные. Все неисправности в рукописях указанных книг были перенесены и в печатные их экземпляры.

Храмы. Β память взятия Казани при Грозном в 1555 году построен в Москве Покровский собор (Василий Блаженный) весьма оригинального зодчества. Другие города тоже украшались новыми храмами. По древнему обычаю во времена бедствий целыми десятками появлялись церкви обыденные.

Билет № 21

1. 3 и 4 Царств. Истории правления царей Израиля и Иудеи: литературные особенности и богословские идеи повествования. Основные даты хронологии истории двух царств. Религиозные и исторические причины падения царств Иудеи и Израиля.

3-я и 4-я книги Царств в еврейской Библии первоначально составляли одну книгу «Цари», евр. Melachim, и только с начала XVI в. по Р.Х. эта книга является разделенной на две — начиная с Бомбергского издания еврейской Библии 1517 года, две части неразделенной прежде книги называются особыми титлами: Melachim I и Melachim II, — несомненно, под влиянием греческой Библии LXX-ти.

Содержание. повествование о последнем общееврейском царе Соломоне и о царях царства Иудейского и царства Израильского. Третья и четвертая книги Царств могут быть разделены на три главные части:

-история Соломона (3 Цар 1 - 3 Цар 11),

-история Иудейского и Израильского царств до падения Изр. царства

-конец истории Иудейского царства

Цель написания. Общей целью написания всех книг Царств можно предположить изображение политического состояния еврейского народа в связи с религиозно-нравственной его жизнью или состояния веры при царях.

Идея: одна, строго выдержанная точка зрения — теократическое воззрение о зависимости исторических судеб Израиля от искренности и чистоты его веры.

Период времени, обнимаемый содержанием 3-й и 4-й книг Царств равняется приблизительно 450 годам: с воцарения Соломона — около 1015 года до Р. X. до освобождения в Вавилоне из темницы царя Иехонии в 37 году по его переселении в плен, т. е. (599 г. —37 г.) в 562 году до Р. X.

Время написания 3-й и 4-й книг Царств может быть с вероятностью определено — из упоминания об освобождении Иехонии (562 г.) и отсутствия в книгах указания о конце плена и указе Кира (536 г.), второй половиной вавилонского плена, около половины VI столетия до Р. X. Писатель книг неизвестен: определенных указаний на автора в книгах нет. Талмудическое предание (Baba batra 15 f. 5) считает писателем 3-й и 4-й книг Царств пророка Иеремию.

Соломон - третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965—928 г. до н. э., в период его наивысшего расцвета. При его сыне – Ровоаме – произошло разделение на два царства – Иудейское и Израильское.

Первый Иерусалимский храм. По вычислениям И. Спасского (впоследствии Сергия, архиепископа Владимирского), от заложения храма до его разрушения прошло 407 лет. Год закладки Соломонова храма был 480 (по LXX-ти — 440) годом по исходе евреев из Египта. Здесь впервые в Библии встречаем определенную хронологическую дату для целого периода библейской истории.

В храме различаются: а) собственно святилище — из двух частей: Святое и Святое Святых; б) двор внешний и внутренний и в) пристройки разного рода. Xрам ориентировался в правильном отношении к 4 странам света: передняя, или входная, сторона была обращена к востоку — по направлению к потоку Кедронскому; задняя часть храма, где помещалось Святое Святых, обращена была на запад — «не на восток, чтобы молящиеся покланялись не Солнцу восходящему, но Владыке Солнца» (блаженный Феодорит, вопр. 23); две продольные стены с пристройками смотрели на север и на юг. Такое положение имела и скиния. К восточной, входной стороне главного здания храма- притвор.

Строительство храма шло 7, 5 лет. Огромное значение. Центр религиозной жизни.

Падение Самарии. Некоторые исследователи Библии предполагали, что Самарию — столицу Израильского царства, взял Салманасар, но вот надпись на стене царского дворца в Хорсабаде свидетельствует иначе. Оказалось, что Салманасар начал осаду Самарии, но год спустя умер. Город удалось занять лишь его преемнику — Саргону II, в 721 году до Рождества Христова.

Правление Езекии, Манассии и Иосии.Езекия хотел упрочить свою власть в Израильских владениях Ассирии и восстановить утраченное единое царство, каким оно было во времена Давида и Соломона. Благочестив. Манассия долгое время творил беззакония. «И делал Манассия, царь иудейский, мерзости хуже всего того, что делали Амореи. которые были прежде, и ввел Иудею в грех идолами своими».Однако раскаялся. Следующий царь – Иосия – чтобы поднять значение Иерусалимского храма, замыслил произвести в нем капитальную реставрацию. Мнение митр. Филарета об этом царе - «царь, не только благочестивый, но и беспримерный в благочестии». Ревностно боролся с идолопоклонством.

В январе 597 г. царь Навуходоносор подступил к Иерусалиму. В это время правил царь Иехония. Решил сдаться. Вавилонское пленение

После смерти Соломона в 931 году происходит разделение царства на северное и южное, Израиль и Иудею. Все население царств составляло в то время около 5 млн. человек. Израильское царство, в которое вошли 10 колен Израилевых, (все, кроме колена Иудина и Вениаминова) возглавил «раб Соломонов» Иеровоам. Ранее пророк Ахия предсказал Иеровоаму разделение царства Соломонова и владычество первого над 10 коленами. Иудейское царство, состоявшее из колен Иудина и Вениаминова и занимавшее менее плодородные земли, возглавил сын Соломона Ровоам.

Причины разделения (важнейшие):

1) Сепаратизм северных колен лишь с трудом сдерживался Давидом и его сыном. Фактически власть Иерусалима над всем Израилем была очень непрочной. Приоритет колена Иудина, к которому принадлежала династия, вызывал дух соперничества в области Ефрема и соседних с ним колен. На севере сложились собственные традиции, восходящие к глубокой древности. Север знал свои предания, своих героев, которыми гордился (Иисус Навин, Девора, Гедеон, Самсон, Самуил и др.). Иудея же была гористой окраиной станы, до сих пор ничем не проявившей себя.

2) Если Давид — победитель филистимлян — еще смог поднять авторитет Иуды, то деспотическое правление Соломона (особенно в последние годы) и обременительные повинности, введенные им, породили ряд восстаний.

3) Уступки Соломона язычеству вооружили против него пророков во главе с Ахией Силомским. Ахия поддерживал притязания Иеровоама, царского чиновника, который составил заговор против Соломона. Пока царь был жив, Иеровоам скрывался в Египте, а в 931 году вновь появился в Израиле.

4) Господствующее положение Храма иерусалимского вызывало сопротивление северян. Они были привязаны к своим старым святыням в Сихеме, Вефиле, Дане. Хотя Храм в Силоме был разрушен, левиты тех мест продолжали считать этот город богоизбранным местом поклонения

Политический раскол. Два понимания монархии. До установления царской власти в Израле тяготели к теократической форме правления. Колена составляли «союзную республику», которая возглавлялась вождями-харизматиками. Их помазывали пророки с согласия народного собрания.Саул был именно таким избранным харизматическим монархом. На наследственную власть смотрели с подозрением, считая, что в ней не отражена воля Божия и воля народа.

Гедеон отказался от царского венца, предпочитая, чтобы Сам Господь был правителем теократической общины. Пророк Самуил дал понять, что желание народа иметь царя-грех. Он согласился помазать на престол Саула, только уступая требованию. Избранный вождь должен был подчиняться голосу Бога, говорящего через пророка. Саул вышел из повиновения- пророк отрекся от него.

После смерти Соломона возродилась мысль о необходимости выборного царя. Наследнику Ровоаму пришлось ехать в традиционный центр Севера Сихем, чтобы народное собрание утвердило его права. Там старейшины колен потребовали от Ровоама облегчить оброки и подати, наложенные на страну его отцом. Только при этом условии они соглашались признать власть Давидовой династии. Ровоам не внял советам ветеранов, которые уговаривали его уступить. Молодые царедворцы рекомендовали ему проявить твердость, и он надменно заявил, что «увеличит иго», а не ослабит.

В результате старейшины разошлись с твердым намерением порвать с домом Давидовым. Сборщика податей забросали камнями, сам Ровоам, спасая свою жизнь, поспешно бежал в Иерусалим. Там он попытался собрать войско против непокорных, но «человек Божий», пророк по имени Самей, воспротивился этому. Он сказал, что случившееся произошло по воле Божией. Иеровоам же был провозглашен царем в Сихеме, который и стал его первой резиденцией.

За Ровоамом осталась лишь область колена Иудина. Правда, вскоре к этой области была присоединена часть территории Вениамина, поэтому северное царство стали именовать десятиколенным (или Ефремовым).В Ефреме утвердилось неприятие идеи наследственной монархии. В результате ни одна из северных династий не удерживалась на троне долго. Зато в Иудее дом Давида сохранил свои позиции вплоть до зохвата Иерусалима Навуходоносором в 587 году. И даже после Плена потомки Давида Шешбацар и Зоровавель пользовались верховным авторитетом у иудеев.

Этот факт приверженности к династии не вытекал из веры в монархический строй как таковой, а был связан с мессианскими надеждами. Поскольку Бог заключил Завет с царем-псалмопевцем и обещал, что его потомок утвердит вечное царство, иудеи мирились с домом Давидовым, даже с худшими его представителями.

Религиозный раскол. Иеровоам I, воцарившись над Израилем, сознавал, что новый Храм в Иерусалиме, где находится Ковчег, не утратил притягательности для народа и после разделения царств. Он опасался, что паломничества в Иудею подорвут его престиж.Поскольку ханаанские влияния в Ефреме были сильнее, Иеровоам I, идя навстречу народным склонностям, поставил в этих храмах изваяния позолоченных тельцов. Для библейского автора, составлявшего Второзаконническую историю, это было настоящим идолопоклонством.

Последствия разделения царств. Опасаясь попыток Иерусалима восстановить господство над Севером, Иеровоам I призвал на помощь своего союзника, фараона Шешонка.Тот немедленно воспользовался представившейся возможностью и в 936 году вторгся в Иудею. Ровоам, чтобы избежать осады, решил откупиться; контрибуция была немалой, царю даже пришлось взять сокровища Храма. Но Шешонку этого оказалось мало. Он хотел вернуть прежнюю власть над Палестиной. Из его анналов явствует, что он не ограничился Иудеей, а захватил ряд городов, принадлежавших Иеровоаму I.

Разделение царств с годами ведет к их постоянному политическому ослаблению. Потеряв единство, они оказываются неспособными противостоять более сильным соседям. Через сто лет после Иеровоама I Палестина лишь недолгие десятилетия удерживает независимость. Контроль над ее царствами переходит то к Ассирии, то к Египту, то к Халдее.

2. Общие сведения о книге Деяний. Хронология книги Деяний. Композиция книги Деяний. Основные богословские темы книги Деяний: тема Божественного Промысла; Св. Писание Израиля в Деян; пневматология Деян; учение о спасении; эсхатология.

Авторство Деяний приписывают св. ап. и ев. Луке – апостолу из 70-ти. Однако это предположение оспаривалось. Повествование в Деян. завершается 62 г., Этот год можно считать нижней границей для датировки. В наст. время существуют 3 основные гипотезы относительно даты написания Деян.

-до кончины ап. Павла (до 64 г.) и нач. 1-й Иудейской войны (до 66 г.);

-после разрушения иерусалимского храма (в 70 г.), но еще до конца I в.;

 -в 1-й пол. II в.

Считается, что св. Лука родился в Антиохии, получил языческое, эллинское воспитание и образование. Точная дата кончины не известна. Священное Предание видит в одном из эммаусских путников (Лк. 24, 13 слл.) самого Луку, хотя Евангелие называет по имени только одного из них, Клеопу (ст. 18). Возможно, в данном случае Лука скромно умолчал о своем имени, хотя не исключено, что, будучи язычником из Антиохии, Лука уверовал впоследствии. Был врачом и иконописцем.Автор Лк. – добросовестный историк. Скрупулезно соблюдает точность описаний.

Евангелист Лука, в отличие от других евангелистов, иногда использует слова, относящиеся к области медицины. Пример – фраза: «ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18, 25). В Мф. 19, 24 и Мф. 10, 25 употребляется слово ra/fij — это обычная швейная игла, которой пользуются женщины. А в Евангелии от Луки использовано слово belo/nh — игла хирурга. Последнее – чисто медицинский термин.

Нельзя точно сказать, где находилась община, к которой принадлежал и где писал св. Лука. Но можно с большой долей уверенности представить себе тип общины, где могли быть написаны Лк. и Деян. Это община, родившаяся среди культурных греков на языческой территории. Такое могло быть, например, в Антиохии (Сирия) или в Филиппах (Македония).

 

В центре повествования книги Деяний - Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом. Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.Книга начинается обращением к Феофилу и подведением итогов евангельского повествования (1. 1-3). Далее говорится о последнем явлении Иисуса Христа ученикам и Его Вознесении (1. 4-11). В Деян 1. 6 возникает тема «восстановления Царства», а затем раскрывается божественный план спасения (1. 7-8). Увидев восшествие Спасителя на небеса, которое сопровождалось явлением ангелов (1. 10-11), ученики возвратились в Иерусалим (1. 12-14).

Следующий большой раздел связан с проповедью и чудесами, совершенными апостолами в Иерусалиме (1. 15-8. 3).

Другой раздел связан с распространением христианства в Иудее и Самарии (8. 4-12. 24).

Следующий раздел связан с возвращением ап. Павла в Иерусалим и с его арестом (21. 1-26. 32). Хотя Павел получает предсказание о своей участи (21. 1-14), он посещает храм, где его арестовывают (21. 15-40), а после речи перед толпой заключают в крепость (22. 1-29). Апостол выступает перед синедрионом (22. 30-23. 11). Во избежание самосуда рим. власти переводят его в Кесарию (23. 12-35). Ап. Павел защищает себя перед правителем Феликсом (24. 1-27) и Фестом, апеллируя к суду Цезаря (25. 1-12). После того как он предстает перед царем Иродом Агриппой II и Вереникой (25. 13-26. 32), его отправляют в Рим.

Заключительная часть Деяний повествует о путешествии ап. Павла в Рим (27. 1-28. 16). Рассказывается о его плавании по морю (27. 1-5), о шторме, из-за к-рого корабль садится на мель возле о-ва Мальта (27. 6-44), о зиме, проведенной им на Мальте, и продолжении пути в Рим (28. 1-16). В конце говорится о том, как апостол живет в Риме и проповедует Христа (28. 17-31).

Композиция: Деян. - очень сложный текст, в котором отдельные блоки не механически соединены друг с другом, а весьма искусно сплетены в целостное повествование. Обычно выделяется пролог (Деян 1. 1-14), который служит связующим звеном между Евангелием от Луки и Деян.

Дальнейшее повествование подчинено течению времени, которое отмечается не столько хронологическими указаниями, сколько повторным обращением к уже описанным событиям и регулярным подведением итогов.

 

3. Начало христологических споров. Аполлинарий Лаодикийский. Ересь Аполлинария и опровержение ее Святыми Отцами.

Аполлинарий пришел к выводу, что Бог не мог воспринять человеческую природу во всей ее полноте, поскольку два совершенных, «самодвижных» («свободных») начала, две разумные природы не могут соединиться воедино. Исходя из неоплатонической антропологической схемы, согласно которой человек состоит из тела, души и ума, Аполлинарий пришел к выводу, что во Христе было лишь человеческое тело и человеческая неразумная душа, это тело оживляющая. Однако ума, который есть источник самоопределения человека, во Христе не было, его заменил Божественный Логос. Таким образом, с точки зрения Аполлинария, можно говорить лишь о воплощении Слова, а не о Его вочеловечении, поскольку Христос не является истинным, совершенным человеком. Учение Аполлинария уже в IV в. осудили многие отцы Церкви, например, святители Григорий Богослов и Григорий Нисский.

Аргументация свв. отцов против докетов всех разновидностей строилась не на философских, а на сотериологических основаниях. Отцы указывали, что цель вочеловечения Бога Слова заключается, во-первых, в воссоединении человека с Богом, а во-вторых, в исцелении всего общего человеческого естества, пораженного грехом.

4. Личность свт. Кирилла Александрийского и его влияние на богословие в Церкви. Противоборство свт. Кирилла и антиохийцев.

Даты жизни – 378-444 гг. Отец Церкви, христианский египетский экзегет и полемист, возглавивший оппозицию несторианству. Представитель александрийской богословской школы; один из наиболее значительных богословов своего времени. Автор большого количества трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и догматике.

Свт. Кирилл написал многочисленные полемические сочинений против Нестория, в которых утверждалось нераздельное соединение природ в Христе, начиная с момента его рождения в мир; в этих сочинениях был введен термин «ипостасное единство». Свт. Кириллу Александрийскому принадлежат также толкования на ряд ветхозаветных книг, собрание трактатов о Троице —"Θησαυρός" («Сокровище») и апологетическое сочинение, осуждавшее «Речи против христиан» Юлиана Отступника. Среди антиохийских богословов его основным противником был Феодорит Кирский

5. Основные этапы истории развития богослужения Русской Православной Церкви.

Когда южные славяне пpиняли пpавославие, наиболее pаспpостpаненным как в Константинополе, так и в Солyни был yстав Великой цеpкви, а на Балканах входил в yпотpебление Стyдийский yстав.

Преп. Феодосий Киевопечеpский пpинял в своем новосозданном монастыpе именно Стyдийский yстав, кyда специально по его благословению список этого yстава был пpивезен из Константинополя. Однако со вpеменем как yстав Великой цеpкви, так и Стyдийский yстав начинают вытесняться на pyсской почве Иеpyсалимским yставом, пpичем последний имел на Рyси, до 13 в. достаточно много модификаций.

Пеpеход pyсской Цеpкви со Стyдийского на Иеpyсалимский yстав пpоисходил постепенно и безболезненно: кон. 14 – перв. пол. 15 вв. (связан со свт. Московским Кипpианом, пpеемник святителя Алексия Московского, ввел слyжебник Филофеевско-Евфимьевской pедакции). Один из пеpеводов Иеpyсалимского yстава на цеpковнославянский язык («Око цеpковное») был осyществлен yчеником пpп. Сеpгия Радонежского пpп. Афанасием Высоцким (жил в Константинополе) (Сеpпyховским), основателем соответствyющего монастыpя. При переводе устав в pазyмных пpделах твоpчески пеpеpабатывали и дополняли сообpазно с особенностями и yсловиями pyсской литypгической жизни (слyжбы pyсским святым, дополнены хpамовые главы).

Пеpвое печатное издание Типикона в России («Око цеpковное») в 1610 годy. В 17 веке большyю pаботy по yпоpядочению богослyжения пpовел митp. Киевский Петp Могила (В основном он pефоpмиpовал частное богослyжение – Тpебник. Придал ему более стpойный и завеpшенный вид, ввел разного рода молебные пения). Сеpедина 17 века – pефоpма патpиаpха Hикона: в основном пpавился месяцеслов (службы русских святых внесены «под число»).

Совpеменная pyсская pедакция Типикона восходит к изданию Типикона пpи патpиаpхе Московском Иоакиме в 1682 годy. В связи с редакцией других богослужебных книг (главным образом из-за исправлений минеи месячной) потребовалась еще одна редакция Типикона в 1695 годy пpи последнем пеpед синодальным пеpиодом pyсском патpиаpхе Адpиане.

Дальнейшие изменения Типикона имели характер корректур (указания на службы новым святым). Всеpоссийский поместный Собоp 1917-1918 годов сделали много pазного pода констpyктивных пpедложений для ypегyлиpования богослyжения. Но Типикон – это идеал, поэтому редактировать его не стали, появились другие проблемы.

Работа над новой pедакцией Типикона пpодолжается вплоть до настоящего вpемени в дyховных академиях pyсской Цеpкви.

6. Православие в Литве и Польше. Дискриминационные меры против православных. Злоупотребление «правом подавания» (jus donandi), как способ подбора кадров высшей церковной иерархии. Унионалбные тенденции. Деятельность ордена иезуитов по подготовке унии. Братства в борьбе за Православие. Преподобный Иов Почаевский. Развитие просвещения и регулярного образования. Деятельность К. Острожского, А. Курбского, игумена Артемия. Брестский Собор 1596 года. Заключение унии. Восстановление иерархии в 1620 году. Деятельность митрополита Петра Могилы.

Часто были случаи злоупотребления «правом подаванья», усвоенного королям. По этому праву короли назначали на епархиальные кафедры епископов, а в церкви и монастыри ó священников и настоятелей, раздавали «хлебы духовные» исключительно по своей воле, допуская часто самые возмутительные злоупотребления.

Иезуиты. «Общество Иисуса» было образованно испанским дворянином Игнатием Лойолой и утверждено в 1540 г. папой Павлом III с целью оказания противодействия распространению в католической церкви еретических учений и охраны прав Римского престола. В Польше иезуиты появились в 1564 году по приглашению кардинала Станислава Гозии. В миссионерской практике иезуиты использовали множество действенных способов пропаганды, причём одним из наиболее ярких средств следует назвать диспуты.

Брестская церковная уния (1596 г.) — решение ряда епископов Киевской митрополии Константинопольской Православной Церкви во главе с митрополитом Михаилом Рогозой о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке. Акт о присоединении к Римско-католической церкви был подписан в Риме 23 декабря 1595 года и утверждён 9 (19) октября 1596 года на униатском соборе в Бресте.

Преп. Иов Почаевский. По просьбе князя Константина Острожского Иов был переведён в находившийся в его владениях Дубенский Крестный монастырь и более 20 лет был его настоятелем. Будучи настоятелем Иов проводил просветительскую деятельность, при нём в типографии князя Константина была Иваном Фёдоровым напечатана Острожская Библия (первая полная славянская Библия). Под его руководством выполнялись переводы трудов Отцов Церкви. Недовольство по поводу его просветительской деятельности со стороны католиков и униатов заставили его около 1604 года перейти в окрестности Почаевской горы в поисках места для аскетических подвигов. Он поселился в пещере и изнурял своё тело постом. Умер в возрасте 100 лет.

Князь Константин Острожский, как и А. Курбский, вел обширную переписку с панами и поддерживал своими средствами и влиянием галицкие братства.

Восстановление иерархии. В 1620 году, возвращаясь из Москвы в Святую землю, по территории Западнорусской митрополии проезжал Иерусалимский Патриарх Феофан. Он получил разрешение от польского правительства посетить православные монастыри, церкви и временно остановился в Киево-Печерской обители — сердце казачьей республики. Ее глава — казачий гетман гарантировал патриарху защиту и свободу. Сюда же, под предлогом празднования престольного праздника монастыря — Успения Божией Матери, собрались делегаты от православных союзов и братств со всех районов Польско-Литовского государства. Тайно, под покровом ночи в Киево-Печерском монастыре состоялся собор Западнорусской митрополии. На нем патриарх Феофан восстановил православную иерархию. Были избраны, а затем рукоположены митрополит и несколько епископов.

Митрополи́т Пётр (Могила) (1596 - 1647, Киев) — епископ Константинопольской православной церкви, Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, экзарх Константинопольского престола, представитель боярского рода Могила.

Благодаря трудам митр. Петра Могилы возобновилась православная жизнь в древних киевских храмах, включая Софийский собор. В 1632 добился у польского короля Владислава IV признания независимого от униатов существования Православной Церкви.

Билет № 22

 1. 3 и 4 Царств. Повествования о пророках Ильи (3 Цар 17 - 4 Цар 2) и Елисее (4 Цар 2- 13): основные события и смысл их деятельности.

3-я и 4-я книги Царств в еврейской Библии первоначально составляли одну книгу «Цари», евр. Melachim, и только с начала XVI в. по Р.Х. эта книга является разделенной на две — начиная с Бомбергского издания еврейской Библии 1517 года, две части неразделенной прежде книги называются особыми титлами: Melachim I и Melachim II, — несомненно, под влиянием греческой Библии LXX-ти.

Содержание. повествование о последнем общееврейском царе Соломоне и о царях царства Иудейского и царства Израильского. Третья и четвертая книги Царств могут быть разделены на три главные части:

-история Соломона

-история Иудейского и Израильского царств до падения Изр. царства

-конец истории Иудейского царства

Цель написания. Общей целью написания всех книг Царств можно предположить изображение политического состояния еврейского народа в связи с религиозно-нравственной его жизнью или состояния веры при царях.

Идея: одна, строго выдержанная точка зрения — теократическое воззрение о зависимости исторических судеб Израиля от искренности и чистоты его веры.

Период времени, обнимаемый содержанием 3-й и 4-й книг Царств равняется приблизительно 450 годам: с воцарения Соломона — около 1015 года до Р. X. до освобождения в Вавилоне из темницы царя Иехонии (4Цар. 25:27-30) в 37 году по его переселении в плен, т. е. (599 г. —37 г.) в 562 году до Р. X.

Время написания 3-й и 4-й книг Царств может быть с вероятностью определено — из упоминания об освобождении Иехонии (562 г.) и отсутствия в книгах указания о конце плена и указе Кира (536 г.), второй половиной вавилонского плена, около половины VI столетия до Р. X. Писатель книг неизвестен: определенных указаний на автора в книгах нет. Талмудическое предание считает писателем 3-й и 4-й книг Царств пророка Иеремию.

2. Вознесение Христово (Деян.1.9). Сопоставительный анализ повествования в св. писаниях Луки (Деян.1.9; Лк.24.50-51). Анализ образа «облака» в контексте повествования свв. Евангелий. Эсхатологическое значение Вознесения.

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки и Деяниях св. апостолов. Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка

После Воскресения Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Св. Духа.Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца,Господь вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон, и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях:начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим, где через несколько. дней на них сошел Св. Дух

Некоторые различия в рассказе о Вознесении. в Евангелии от Луки и в Деяниях св. апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором – на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях св. апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Св. Духа на апостолов (напр., согласно ветхозаветным пророчествам, с горы Елеон, о которой говорится в Деян.1:12, должно начаться наступление Дня Господа – Зах.14:4).

Облако – символ теофании (явления Бога). Сотериологическое значение Вознесения в свете повествования Первого послания к Фессалоникийцам: «потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4, 17).«Хотя мертвые восстанут первыми, однако и мы, живущие, конечно, достойные, подобно им, будем восхищены на облаках, как и Господа подъяло облако. Если Господь имеет сойти, то для чего будут восхищены верующие? Чести ради. Ибо, как когда царь въезжает в город, почетные граждане выходят к нему навстречу, а преступники внутри ожидают судию, так и тогда будет. Грешники, хотя бы они были и христиане, ожидают внизу, а праведники восхищаются, и таким образом получают блага во всем обилии, всегда пребывая со Христом» (Лопухин).

3. Православное учение о Лице Искупителя. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств. Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе. По отношению к Нему Самому. По отношению к Пресвятой Троице. По отношению к Деве Марии.

Сам по себе образ соединения двух естеств недоступен нашему пониманию, поэтому выразить эту тайну мы можем только в отрицательных терминах, т. е. апофатически.   Существует четыре термина, посредством которых описывается соединение двух природ. Они содержатся в оросе IV Вселенского собора, хотя они и не были изобретены отцами этого Собора. Эти термины встречаются уже в творениях свв. отцов III-V вв., в частности у свят. Кирилла Александрийского: неслитно, неизменно, или непреложно, нераздельно, неразлучно.

Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому. Одно и то же Лицо воплотившегося Бога Слова может именоваться и Богом, и Человеком. Человеческая природа обожена в Иисусе Христе. Господу Иисусу Христу как единому Лицу, как Богочеловеку подобает единое нераздельное Божеское поклонение, потому что обе природы соединены в Нем нераздельно. В Иисусе Христе две воли и два действования.

Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Пресвятой Троице. После воплощения отношения между Лицами Пресвятой Троицы, которые выражаются ипостасными свойствами, не изменились. И после воплощения Воплотившийся есть Тот же Сын Божий, Сын по естеству, а не по усыновлению, и человечество в Нем не имеет особого лица, собственной ипостаси. А значит, воплощение, во-первых, не вводит в Троицу четвертого лица, а во-вторых, не рассекает единого Лица Сына Божия.

Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Деве Марии. « Все догматическое учение о Владычице нашей выражено в двух Ее именах: Богородица и Приснодева»

4. Третий Вселенский собор. «Соборик» Иоанна Антиохийского. Заседания Эфесского Собора под руководством свт. Кирилла и осуждение Нестория. Последующая судьба Нестория. Распоряжения имп. Феодосия Младшего относительно Собора в Ефесе. Завершение Собора. Положение дел после Собора. Согласительное исповедание 433 года. Судьба несторианства после соборного осуждения.

Эфе́сский (Ефесский) Собо́р, Третий Вселенский Собор — Вселенский Собор христианской церкви, проходивший в городе Эфесе (Малая Азия) в 431 году. Созван по инициативе императора Восточной Римской империи Феодосия II (Младшего). Деятельность Ефесского собора протекала в трудной и тяжелой обстановке. Главным борцом за православие был святой Кирилл, поддержанный местным епископом Мемноном и римскими легатами. Несторий пользовался поддержкою императора, и уполномоченный императором для открытия и наблюдения за порядком во время собора комит Кандидиан открыто препятствовал действиям православных. Открытие Собора задерживалось. После двухнедельного ожидания, свт. Кирилл решил начать собор, несмотря на резкое противодействие Кандидиана и Нестория и протесты его сторонников. Председательствовал на открывшемся соборе святой Кирилл. Были рассмотрены все догматические материалы. Несторий низложен. Несогласие среди епископов.

Согласительное исповедание 433 года (Антиохийская уния 433 года) — компромиссное христологическое исповедание, составленное по поручению архиеп.Иоанна Антиохийского и подписанное архиеп. Кириллом Александрийским для преодоления доктринального разделения в Церкви Римской империи.

Иоанн архиепископ Антиохии (429–443) Известен участием в Эфесском соборе, поддерживал Нестория. После перешел на сторону Кирилла Александрийского и Прокла Константинопольского. Вел переписку, в которой советовался о том, как бороться с остатками несторианства во вверенной ему епархии.

 III Вселенский собор, который возглавил свят. Кирилл Александрийский, защитил Церковь от опасности ереси Нестория, но не дал положительного учения о Лице Искупителя. Халкидонский собор 451 г. также не решил проблемы: в оросе Собора есть недосказанность

5. Совершители богослужения. Священная иерархия. Богослужебные облачения.

Священная иерархия. Иерархия существует в Церкви с I века. Будет существовать всегда. Умножение числа священных иерархических степеней невозможно. Их три: священник, епископ и диакон. Есть и низшие степени клира: чтец, иподиакон. Чтецы и иподиаконы не являются представителями священной иерархии.

Богослужебные облачения - о деяния, имеющие общее наименование «ризы», используются священнослужителями (а стихарь – и церковнослужителями, и мирянами) в ходе совершения богослужений.

Подризник – длинная одежда с узкими рукавами светлого (белого, желтого) цвета. Архиерейский подризник имеет гамматы, или источники – ленты, стягивающие рукава у запястья, которые рассматриваются как символическое изображение потока крови из прободенных рук Иисуса Христа. Подризник напоминает хитон (нижнюю одежду), в которой ходил по земле Иисус Христос.

Епитрахиль - длинная лента, огибающая шею и двумя концами спускающаяся вниз. Надевается поверх подризника или рясы. Без епитрахили священник или архиерей не могут священнодействовать. На епитрахили нашивается семь крестов. Шесть спереди (по три на каждой половине), в знак того, что священник может совершать шесть таинств. Еще один крест, седьмой, находится на шее и символизирует то, что священник принял свое священство от епископа и подвластен ему, и несет на себе бремя служения Иисусу Христу.

Поручи - узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Стягивают рукава стихаря у диакона и подризника у священников и епископов. Представляют собой широкие полосы из плотной материи с изображением креста. Поручи напоминают узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.

Фелонь - верхняя одежда священника, надеваемая поверх других одежд. Одежда длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы и большим вырезом спереди, доходящим до пояса, для свободного движения рук. Верхние оплечья фелони твердые и высокие. Задний, верхний край фелони имеет вид усеченного треугольника или трапеции и возвышается над плечами священнослужителя.Своим видом фелонь напоминает багряницу, в которую был обличен страждущий Иисус Христос и толкуется как одежда истины.

Палица - четырехугольный плат, привешиваемый за один угол, сверх саккоса на левом бедре. В символическом значении палица, как и набедренник, имеет тот же смысл духовного меча, то есть Слова Божия, которыми всегда должен быть вооружён пастырь. Символизирует ещё и край полотенца, которым Иисус Христос отирал ноги ученикам. Священникам – награда, епископам – обязательная принадлежность.

Набедренник - четырехугольный плат, привешиваемый на ленте через плечо за два угла на правом бедре. Награда священникам. Символизирует меч духовный.

Стихарь - длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и широкими рукавами. Стихарь знаменует чистоту души. Право ношения стихаря может быть дано и псаломщикам, и прислуживающим в храме мирянам.

Орарь – длинная лента; знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства. Носится диаконом, протодиаконом, иеродиаконом и архидиаконом на левом плече, поверх стихаря (от лат. orare — молиться, или лат. os — уста; также от греч. ωρα — время). Могут носить и не посвященные иподиаконы, крестообразно (по благословению архиерея).

Панагия - (греч. παναγία — Всесвятая) — небольшой образ Богоматери (реже Спасителя, Троицы, святых, распятия, библейских событий), чаще всего округлой формы, носимый архиереями на груди. Епископу «полагается такое изображение «в напоминание своего долга носить в сердце своём Господа Иисуса и возлагать упование своё на заступление Пречистой Матери Его». (прот. Г. Дьяченко).

Омофор - надевается поверх саккоса и символизирует овцу, заблудшую и принесенную добрым пастырем на плечах в дом (Лк. 15:4-7), то есть спасение Иисусом Христом человеческого рода. А облачённый в него епископ знаменует собой Доброго Пастыря.

Саккос - в духовном смысле напоминает о ризе, в которую был облечён Христос (Ин. 19:2-5), напоминает о Его смирении. Звонцы, привешиваемые к саккосу по подобию звонцов на одежде ветхозаветных первосвященников, означают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа. На саккосе имеются 33 фибулы-пуговицы (по 16 на боках и одна около выреза для головы), которые напоминают о числе лет, прожитых Христом на земле. Под саккос надеваются: епископский подризник, часто называемый подсаккосником, епитрахиль и пояс. Поверх саккоса надеваются омофор, панагия, наперсный крест, палица.

6. Учреждение патриаршества в Русской Церкви. Начало смутного вемени. Царь Феодор Иоаннович. Характеристика личности. Роль царского шурина боярина Бориса Годунова при царском дворе. Предпосылки учреждения патриаршества в Русской Церкви. Визит патириарха Иеремии Второго (Траноса) в Московское государство.Поставление патриарха св. Иова. Решение Собора 1593 года. Патриарх св. Иов и царь Борис Годунов. Начало смуты.Лжедмитрий Первый. Низложение патриарха Иова. Лжепатриарх Игнатий

Фёдор I Иоа́ннович, известен также по имени Феодор Блаженный, (11 мая 1557, Москва — 7 (17) января 1598, Москва) — царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей. Канонизирован Православной Церковью как «святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский. Со слов самого Ивана Грозного, Фёдор был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый». От брака с Ириной Фёдоровной Годуновой имел одну дочь (1592), Феодосию, прожившую всего девять месяцев и скончавшуюся в том же году (по другим сведениям — скончалась в 1594 году). В конце 1597 года он смертельно заболел и 7 января 1598 года в час ночи скончался. На нём пресеклась московская линия династии Рюриковичей (потомство Ивана I Калиты).

Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, началось Смутное время.

Фактически с 1585 года, 13 из 14 лет правления Фёдора Иоанновича, Россией правил Борис Годунов (1552-1605).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1068 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

772 - | 778 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.