Лекции.Орг


Поиск:




Лжедми́трий — ретроспективное прозвище ряда самозванцев, выдававших себя за сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Лжедмитрий I – Григорий Отрепьев.




Игнатий – ( 1540, Крит — 1620, Вильно) — православный церковный иерарх греческого происхождения, был избран и поставлен на архиерейском соборе в 1605 году Патриархом Московским и всея Руси при царе Лжедмитрии I. В 1606 году Игнатий на церковном соборе был лишён Патриаршества и архиерейского сана.

Патриарх Иеремия II - один из участников учреждения Патриаршества на Руси. 1588 г. – посещение Руси. Процедура избрания и поставления патриарха была утверждена на основе чина Патриаршего поставления в Византийской Церкви и рус. чина митрополичьего поставления 1564 г. Поставление 1-го русского Патриарха – Иова - происходило в Успенском соборе Московского Кремля 26 янв. 1589 г.

В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. Бунт. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедмитрию и был низложен. Слуги Лжедимитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить патриарха. Претерпел поношения. Сослан в монастырь. Почил в 1607 г. Прославлен в 1989 г.

1589 г. - поставление митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси. На Константинопольском соборе 1593 года утверждено патриаршество в России.

Билет № 23

1. Книги Паралипоменон: именование, структура и общее содержание. Источники Книг Паралипоменон, вопрос авторства и времени происхожления. Основные особенности повествования истории народа Божия и богословский смысл.

В еврейской Библии книги Паралипоменон составляют одну книгу, которая называется «Диврей - аямим», что означает «Словеса дней», то есть дневник или летопись. В переводе семидесяти и в других греческих списках книга состоит из двух частей, озаглавленных «Первая и вторая книги Паралипоменон». Греческое слово, означает: «содержащее добавление», «пропущенное».

В латинской Библии книги надписаны Chronicorum (то есть хроники или летописи). Название это им дал блаженный Иероним, и оно, как удачное, вошло во многие издания Библии.

Авторство. Составитель не известен. По мнению исследователей, книги написаны одним лицом. Это подтверждается единством плана обеих книг, единством цели, языка и манеры изложения. Сами книги об авторе не дают никаких сведении, но по характеру их можно заключить, что составитель был, по всей вероятности, иерусалимский левит, тесно связанный со своей средой. Древнее еврейское предание называет автором книг священника Ездру.Это косвенно подтверждается тем, что конец Второй книги Паралипоменон и начало Первой книги Ездры буквально сходны.

Время и цель написания. Анализ текста дает возможность установить, что книги писались в эпоху политического, а главное, религиозно-церковного возрождения иудейской нации, возвратившейся из вавилонского плена, то есть после 450 г. до Р.Х.

Целью написания книг было стремление указать иудеям на древние постановления и предписания о разделении Земли Обетованной между коленами Израилевыми, чтобы восстановить царство еврейское в том виде, в каком оно существовало в эпоху своего расцвета.

Источниками книг Паралипоменон послужили различные книги Ветхого Завета. Это и Моисеево Пятикнижие, и книги Иисуса Навина, Судей, Руфь.

Богословские идеи. Поскольку центральное место в жизни богоизбранного народа занимал принцип теократии, главенствующий в повседневной религиозной жизни и особенно в богослужении при Храме, писатель стремится возбудить любовь к богоучрежденному порядку. В этой связи становится понятным, почему автор столь подробно описывает богослужение при Храме, распределение священников по чредам и прочие детали их жизни. С особой любовью останавливается автор на благочестивых царях: Давиде, Соломоне, Иосафате, Асе, Езекии и Иосии. Историю нечестивых царей автор фактически опускает.

Содержание. Материал, изложенный в обеих книгах Паралипоменон, условно можно поделить на 4 части.

1 часть – (1 Пар., 1-9 главы). Родословные таблицы ведутся от Адама. Подробно изложены родословные колена Иудина, Левиина и Вениаминова.

2 часть – (1 Пар., 10-29 главы). Царствование Давида.

3 часть – (2 Пар., 1-9 главы). Царствование Соломона.

4 часть – (2 Пар., 10-36 гл.).История преемников Соломона царей Иудейских.

В последней, 36 главе-указ царя Кира о восстан. разрушенного иерус. Храма.

2. Пятидесятница (Деян.2.1-4). Особенности перевода Деян 2.3. Связь с Синайским Богоявлением. Богословское значение Пятидесятницы в Деян. Перечень народов (Деян 2.9-11) как предвкушение миссии «до края земли» (1.8)».

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1-4).

Особенности перевода Деян. 2, 3. «Языки, как бы огненные». Как шум без ветра, так и языки без огня, лишь подобные огненным. «Прекрасно говорит: «как бы огненные», «как бы» от несущегося ветра, чтобы ты не помыслил чего-либо чувственного о Духе

Шум был при этом знаком удостоверения сошествия Св. Духа для слуха, языки — для зрения. И то и другое возвышало для апостолов величие события и воздействие его на душу, которая собственно и была главным предметом чуда этого обетованного крещения Духом Святым и огнем.

«Разделяющиеся языки» — «разделени языцы». Впечатление момента сошествия Св. Духа было очевидно таково, что из какого-то невидимого, но близкого источника внезапно надвинувшегося и исполнившегося дом шума вдруг начали выделяться как бы огненные языки, поделяясь между всеми присутствующими — так, что чувствовался при этом один и тот же общий источник всех их.

«Апостолы стали говорить на чужих языках, а не на отечественном, и, что особенно чудно, стали говорить не учившись. Это знамение для неверных, а не для верующих, и оно долженствовало послужить к обвинению неверных, как написано: иными языки, и устны иными, возглаголю людем сим, и ни тако послушают Мене, глаголет Господь.Слышаху же (Деян. 2, 6), Остановись здесь не надолго и подумай, как разделить речь. Ибо в речении есть обоюдность, устраняемая знаком препинания. Так ли слышали, каждый на своем наречии, что, так сказать, глас исходил один, а слышны были многие гласы, по причине такого сотрясения в воздухе, или, яснее скажу, из одного гласа происходили многие? Или, остановившись на слове: слышаху, слова: глаголющих своими гласами, отнести должно к последующему, чтобы вышел смысл: произносящих гласы, которые были свои для слушающих, а сие значит, гласы иноязычные. С последним я более согласен; потому что первое было бы чудом, которое относилось бы более к слушающим, нежели к говорящим, а последнее относится прямо к говорящим, которых и укоряют, что они пьяны, из чего видно, что по действию Духа сами они чудодействовали в произнесении гласов» (Григорий Богослов, свт. Слово на Святую Пятидесятницу).

«Но по какой причине Он явился в виде языков? — Дабы показать, что Он — сроден Слову Божию; ибо нет ничего родственнее слову, чем — язык. Но также — и ради благодати учительства: ибо учитель о Христе нуждается в облагодатствованном языке. Почему же — огненные языки? — Не только по причине единосущия Духа с Отцем и Сыном, — ибо Бог наш есть Огнь, и то — Огнь, поядаяй беззаконие, — но также и по причине сугубости действия Апостольской проповеди: ибо она должна была вместе и благодетельствовать и карать; как огонь устроен для того, чтобы и просвещать и опалять, так и слово учения о Христе — просвещает слушающих, а упорно же противящихся предает огню и вечному мучению. Языки же эти были, говорит Апостол Лука, — не «огненные», но — «как бы огненные», чтобы кто не подумал, что оный огонь (в «огненных языках») был чувственным и материальным, но так сказано — чтобы на основании примера — у нас было бы представление о явлении Духа. Почему языки явились для них разделенными? — Потому что единственному только Христу, сошедшему с небес, не в меру дается Дух от Отца, ибо Он, также и по плоти, обладает всецелою силою и действием; ни на ком из иных не почила всеобъемлющая (Паса Хорити) благодать Духа, но частично каждый — один одно, другой — другое получает из благодатных дарований, дабы кто не подумал, что даемая от Духа благодать Святым, является Его не действием, а самым естеством» (Григорий Палама, свт. Омилия 24).

3. Несторианство: краткая история и суть ереси. Победа над ересью на Третьем Вселенском соборе. Православное учение о Пресвятой Богородице.

Несторианство - христологическая ересь. Возникла в начале V века. Основатель - монах Несторий, бывший в 428-431 годах патриархом Константинопольским. Вероучение несториан вобрало в себя некоторые элементы осужденного на I Вселенском Соборе в 325 году учения Ария, отвергавшего божественную природу Иисуса Христа. Основным догматическим отличием несторианства от православия является умаление божественной природы Иисуса Христа. Христос по нему был не Бог, а человек, в котором жил Бог, при этом природа Божественная и человеческая в Нем отделимы друг от друга. В связи с таким взглядом, мать Христа, считается у несториан не Богородицей, а Христородицей и не является объектом почитания. На III Вселенском Соборе в 431 году вероучение Нестория было осуждено как ересь.

В Православии Пресвятая Богородица почитается Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Пресвятой Девой, пребывающей в девстве до и после Рождества Господа Иисуса Христа – Сына Божия.

4. Монофизитство. Учение архим. Евтихия. Осуждение Евтихия на поместном соборе в 448 году в Константинополе. Личность Диоскора архиепископа Александрийского и его участие в деле Евтихия. «Разбойничий собор» в Ефесе в 449 году и его деяния. Оправдание Евтихия, осуждение и смерть свт. Флавиана Константинопольского. Император Маркиан. Четвертый Вселенский собор в Халкидоне в 451 году: его история и решения. 28 правило Халкидонского собора и его значение.

Евтихий (ок. 370 — после 454) — константинопольский архимандрит, игумен одного из константинопольских монастырей. Евтихию приписывается создание ереси, названной по его имени евтихианством. В конце VII века входит в оборот альтернативное название, отражающее смысл этой ереси — монофизитство.

Сущность монофизитства состоит в том, что Христос признается истинным Богом, но не является истинным, совершенным человеком (хотя на словах обычно и называется таковым). Поскольку монофизиты преимущественно не различали понятий «природа» и «ипостась» в христологии, то, утверждая единство природы во Христе, они вынуждены были так или иначе жертвовать полнотой человечества. В монофизитских христологических системах, даже наиболее приближенных к православию, всегда присутствует момент ассимиляции человечества Божеством, человечество не рассматривается как полноценное, активное, самодвижное начало. Евтихий осужден на Константинопольском поместном соборе 448 года.

Второй Эфесский собор был открыт 1 августа 449 года. Евтихий изложил своё, основанное на Никейской и Эфесской вере исповедание и анафематствовал Манеса, Валентина, Аполлинария и Нестория. Поскольку в этом исповедании собором не было обнаружено никакой докетической или аполлинаристской ереси, константинопольский игумен был оправдан. Соответственно собор осудил и низложил всех зачинщиков дела против Евтихия во главе с Константинопольским патриархом Флавианом.

Халкидо́нский Собор, Четвёртый Вселенский Собор —созванный в 451 году императором Маркианом по согласию с папой Львом I в Халкидоне. Учение Евтихия осуждено. Затем отцы занялись определением вероучения. Им предстояло изложить такое учение о двух естествах в лице Христа, которое было бы чуждо крайностей несторианства и монофизитства. Среднее между этими крайностями учение именно и было православным. Приняв за образец православного учения изложение веры Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского, а также послание Льва римского к Флавиану, они таким образом определили догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств.

30 правил. Главные предметы правил — церковное управление и церковное благочиние.

Важнейшее значение имело правило 28-е-- верховенство кафедры епископа Константинополя на Востоке:«сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской, и так же епископы у иноплеменников вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския церкви: каждый митрополит вышеупомянутых областей, с епископами области, должны поставлять епархиальных епископов, как предписано Божественными правилами. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быть, как речено, Константинопольским архиепископом, по учинении согласнаго, по обычаю избрания, и по представлении ему онаго».

5 Часто храм Божий имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг — знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест — во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к Таинству Крещения. Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».

Главы Типикона.

Глава 22. Подобает ведати, когда кадит иерей.

Глава 23. О завесе святаго олтаря, когда отверзается, и когда затворяется.

Глава 24. О вжигании свещ,

како подобает в церкви вжигати, в неделю, и на праздники Христовы, и Богородицы, и святых, и прочия дни.

Глава 25. О вседневном вжигании свещ. Устройство храма. 22–25 главы Типикона.

 6. Русская Церковь и преодоление смуты. Патриотический подвиг святителя Гермогена. Героическая оборона Троице – Сергиева монастыря. Роль русского духовенства в преодолении смуты. Патриарх Филарет. Дуумвират царя и патриарха. Дело «справщиков»: архимандрита Дионисия, монахов Антония и Арсения Глухого, попа Ивана Наседки.

Святитель Гермоген – первый казанский митрополит. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом - нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. Все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. Патриарх Гермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой Лавры на caмоотверженную героическую оборону обители от польско-литовских интервентов. Скончался в 1612 году.

Известные другие архиереи: Иосиф Коломенский и Феодосий Астраханский. последний едва не был убит астраханцами за то, что старался удержать их от признания самозванца царем, а по воцарении Лжедмитрия, будучи привезен в Москву, не убоялся в лицо обличать его в самозванстве и этим так его озадачил, что самозванец даже не наказал его и оставил невредимым.

Патриарх Филарет (1553-1633). Патриаршество Филарета было временем полного развития патриаршей власти. Оставаясь главным, начальным человеком в России, русский первосвятитель еще во время междуцарствия успел возвратить себе высокое государственное значение, которое было подорвано при Грозном. Все распоряжения верховной власти выходили от имени обоих великих государей; обоим делались доклады, обоим представлялись иностранные послы. Великий государь патриарх был постоянным пособником и руководителем великого государя царя во всех государственных делах.

Дуумвират. Двор патриарший был устроен по образцу царского. Сильный отец царя завел у себя все чины и должности широкого дворцового обихода. Β 1625 году патриарх выпросил у царя жалованную грамоту, по которой все духовенство его епархии, монастыри и церкви с своими слугами и крестьянами подчинены были гражданскому суду одного патриарха и только в исках на посторонних имели дело с приказами, где ведомы были ответчики. Β управление патриаршей епархии этим вносилось больше единства и порядка.

Дело справщиков. Арсений Глухой - один из видных справщиков XVII века. Когда в 1615 г. предпринято было первое исправление богослужебных книг, был назначен в помощь Дионисию и попу Ивану Наседке. Сличая московские издания с несколькими десятками славянских и греческих списков, Арсений и его товарищи рассмотрели Требник в 1602 г., Цветную триодь, Октоих, Общую минею, Месячную минею, Псалтырь, Каноник и Церковный устав в 1610—1618 гг. Дионисий отвез в Москву исправленный текст.

Недовольство; созван собор, который занялся не обсуждением исправлений, а осуждением справщиков. Все доказательства, приведенные справщиками в оправдание своё, не привели ни к чему; они были осуждены и подвергнуты целому ряду истязаний. В июле 1619 г. справщики по ходатайству патриарха Иерусалимского, гостившего тогда в Москве, были освобождены, а по возвращении Филарета Арсений снова был приставлен к книжному делу и долго работал на печатном дворе.

Билет № 24

 1. Книги Ездры и Неемии: именование, структура и основное содержание. Исторические и хронологические проблемы повествования. Деятельность Ездры и Неемии по возрождению религиозной и гражданской жизни Израиля.

Именем Ездры в наших текстах библии надписываются три книги, из которых одна (первая) считается канонической, а две (вторая и третья) принадлежат к разделу неканонических. Каноническая книга Ездры в древности соединялась с кн. Неемии.

Иудейские книжники издавна придавали огромное значение деятельности Ездры. Его изображали как своего рода второго Моисея. Это объясняется тем, что Ездра сумел реорганизовать ветхозаветную Церковь на принципах Закона. Он впервые торжественно кодифицировал полное Пятикнижие в качестве действующего религиозно-гражданского права для всего народа и тем самым вывел Общину из затяжного кризиса.

Кроме 1 Кн. Ездры ему приписывали еще две книги, носящие его имя: 2 Кн. Ездры (составленную из 2 Пар, 1 Ездр и Неем) и 3 Кн. Ездры (апокалиптическое произведение конца I в. по Р.Х.).

Содержание. По своему содержанию кнн. Ездры и Неемии представляют изложение истории восстановления иудейской общины после окончания вавилонского плена.

Авторство первой книги Ездры. Среди рус. дореволюционных исследователей по вопросу авторства этой книги высказывались различные мнения. Автор вступления и комментария на эту книгу в «Толковой Библии» А. П. Лопухина В. П. Рыбинский считал «предполагаемое многими исследователями единство кн. Ездры и Неемии с кн. Паралипоменон» одним из отличий «воззрений критики от традиционных»; тем не менее он признает возможность того, что эти книги «составлены одним автором», отказываясь при этом считать их «частями одного целого».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1132 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

772 - | 732 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.