Если мы запустим модель на выполнение, мы увидим, что в окне анимации этот овал находится неподвижно именно в том месте, которое определено его заданными координатами, и с установленными нами размерами. Как уже говорилось, в AnyLogic принята следующая концепция: каждая характе-
ристика графического элемента, помещенного в окно анимации, имеет два значения: статическое и динамическое. Статическое значение определяет характеристику (координату, угол поворота, цвет и т. п.) объекта в окне анимации в статике как константу в процессе редактирования. Динамическое определяет значение этой характеристики в процессе выполнения мо-дели и может быть определено как значение любой переменной модели и дажекак любая функция от переменных модели. Поэтому обычно характеристика графического объекта имеет два поля в окне свойств объекта: левое поле для статического значения, правое — для динамического значения (рис. 5.12). Если динамическое значение не определено, в динамике характеристика этого графического объекта сохраняет свое статическое значение. Например, выделите штриховую границу поля анимации и заметьте, что в окне ее свойств правые поля характеристик задать нельзя. Это и понятно: размеры и координаты поля анимации не могут изменяться при выполнении; модели.
Иьиелите овал, который будет представлять динамику бьющегося сердца. Готические значения его характеристик задайте так: в окне свойств овала
в левых полях установите координаты центра X и Y равными 150 и -100 соответственно, ширину и высоту по 120, цвет заливки определите бордовым, цвет линии границы — красным; ширину линии границы установите 2.
Динамические значения характеристик овала должны отражать "жизнь" этого объекта в процессе выполнения модели. Изменение объема сердца будем представлять меняющимся радиусом овала. Радиус овала задается в окне его свойств на вкладке Овал. Определите радиусы овала как меняющиеся в зависимости от переменной х так, как показано на рис. 5.13.
Запустите модель. Проведите эксперименты с установкой различных коэффициентов между реальным и модельным временем. Кроме того, можно изменять параметры модели (хО и eps) и наблюдать, как изменяется характер сердцебиения.
Графики и слайдеры в анимации
Целью разработки этой модели является исследование влияния ее параметров на поведение системы. Введем график непосредственно в поле анимации. Щелкнув на кнопке Индикатор-диаграмма панели инструментов, поместите график в поле анимации и, изменяя мышью положение и размеры данного графического объекта, добейтесь, чтобы в открывшемся окне свойств этого нового объекта на вкладке Общие установились статические параметры X = 20, Y = 50, Ширина = 260, Высота = 100. Такого же эффекта можно добиться, если данные значения будут установлены непосредственно в соответствующих полях (статических значений параметров) окна свойств этого объекта.
Чтобы связать график с переменными модели, откройте вкладку Индикатор- диаграмма окна свойств этого графика и установите в поле Отображает имя х, в поле Размер окна значение 10, в полях Минимум и Максимум значения -1.5 и 1.5. Цвет графика (Цвет индикации) и цвет надписей у координатных линий (Цвет шкалы) выберите по желанию. Запустите модель на выполнение.
Иногда удобно, чтобы анимация была представлена на цветном фоне. Пусть этот фон для бьющегося сердца будет черным. Введите в поле анимации
прямоугольник так, чтобы координаты X и Y его верхнего левого угла были 0, -200, а ширина и высота были бы 300 и 400. Цвет заливки этого объекта выберите черный. Для того чтобы эта фигура была фоном и не закрывала другие изображения, в контекстном меню данного прямоугольника выполните команду Перенести назад.
Другую половину поля анимации залейте каким-либо фоном (введите прямоугольник и заполните его нужным цветом, см. рис. 5.1). В этой части поля мы поместим графические элементы управления экспериментом.
Щелкните мышью на кнопке слайдера {бегунка) панели инструментов и поместите его в поле анимации с координатами Х- -270, Y - 80, с шириной и высотой — 240 и 20. В поле Переменная вкладки Бегунок выберите в выпадающем меню из возможных переменных имя eps, а минимальное и максимальное значения, которые можно регулировать слайдером, установите 0.01 и 0.5. Запустите модель.
Текст в поле анимации
Двигая слайдер, можно наблюдать изменение характера пульса на графике. В окне root, содержащем переменные и параметры модели, можно видеть, как значение параметра eps изменяется при движении слайдера. Конечно, имя параметра и его текущее значение удобно отобразить рядом со слайдером. Вернувшись в редактор, щелкните мышью при активном окне анима-
ции кнопку на панели инструментов и затем щелкните у левого верхне-го угла слайдера. В появившемся у слайдера поле наберите текст eps=. С этим текстом связано окно свойств. На вкладке Текст этого окна у параметра Текст есть два поля: верхнее (для введения статического текста) и нижнее (для введения динамического текста, появляющегося в процессе выполнения модели). В верхнем уже появилась строка eps=, набранная нами в поле анимации. Здесь, в окне, ее можно изменить, дополнить и т. п. Но это поле показывает лишь статический текст, который при пустом нижнем поле будет статически отображатья в окне анимации при прогоне модели. Ос-тавьте данный текст без изменения, поле динамических значений также оставьте пустым.
Для представления значения параметра eps поместите рядом с текстом eps= в поле анимации еще один текст из нескольких символов, например 123. Выберите его цвет синим. Это также статический текст, но в динамике он может отображать то, что записано в поле динамического значения этого объекта. Поместите туда имя параметра eps (рис. 5.14). В процессе выполне-ния модели на месте текста 12 3 теперь будет отображаться численное значение параметра eps.
Запустите модель и убедитесь, что значение параметра eps при изменении его слайдером можно видеть непосредственно у слайдера. Постройте подобный слайдер также для параметра х0.
В верхнюю левую часть поля анимации введите поясняющий текст. В редакторе при активном окне анимации щелкните мышью на кнопке введения текста на панели инструментов и после этого щелкните в поле анимации в вехнем левом углу. Установите в появившемся окне свойств текста. координаты (X, Y) этого объекта (-280, -170) на вкладке Общие. В поле Текст вкладки Текст данного окна зададим статический текст модель сердца, который будет отображаться в этом месте поля анимации. Нажав кнопку Выбрать окна свойств этого объекта, можно выбрать параметры (стиль, размер) текста. Выберите шрифт Century Gothic, стиль Bold, размер 22. Следующий текст, содержащий пояснение к модели, введите в поле статического текста с координатами (-290, -120): Это простая модель динамики сердечных сокращений. Модель описывается двумя дифференциальными уравнениями: dx/dt = (x-x~3-b)/eps и db/dt = х-х0. Вы можете менять параметры и наблюдать изменение ритма и формы пульсаций. При значении х0 = 0.6 сердце останавливается. Все другие параметры текста оставьте установленными по умолчанию. Для того чтобы текст уместился в окне анимации по ширине, в нужных местах следует поставить перевод строки.
Наша первая модель построена. Вы можете сравнить ее с моделью Heart3, помещенной в папку Model Examples\Part II.