Чтобы иметь возможность медитировать на бессамостности личности, прежде всего нам надлежит распознать сам объект отрицания. Без знания объекта отрицания медитация будет подобна стрельбе из лука вслепую, без видения цели. Поэтому вначале нам нужно развить ощущение и понимание того, каким образом возникает переживание существования независимого "я".
Все наши действия возникают по причине цепляния за независимое "я". Себялюбие и забота о других без фундамента нравственной дисциплины являются недобродетелью, творимой в силу присутствия в нас ума, цепляющегося за самосущее "я". Благие деяния, ведущие к высшим перерождениям, также совершаются цеплянием за истинно существующее "я", и поэтому они не могут освободить нас из оков сансары. "Нейтральные действия", являющиеся причиной рождения в мире форм и мире без форм, также осуществляются под влиянием идеи о существовании независимого "я" – например, медитация на безмятежность (шаматха) и состояния различных уровней медитативного сосредоточения (дхьян). Легче освободиться из сансары, находясь в мире желаний, чем сделать это, родившись в мире форм или в мире без форм.
В данный момент это самосущее, независимое "я" желает счастья, а не страданий; оно желает освобождения и высшего просветления. Нам нужно обнаружить, каким именно образом на самом деле существует это "я". На данный момент мы полностью находимся во власти ума, цепляющегося за представление о самосущем "я", и мы должны вырваться из плена, распознав его подлинную природу.
Что понимается под независимым существованием, когда мы чувствуем, что наше "я" "независимо существует"? Это тождественно самостоятельному существованию "в себе", объективному существованию. В данный момент мы чувствуем, что "я" существует, не нуждаясь в каком-либо наименовании или звуке, и это выглядит так, словно оно существует благодаря своей собственной силе. И для того, чтобы обнаружить это "я", нам нужно его тщательно поискать. Обычно это довольно трудно, однако при наступлении неблагоприятных, угрожающих обстоятельств легко и непроизвольно возникает ощущение такого конкретного, весомого, независимого "я". Например, когда нас незаслуженно обидели и мы разгневаны по этому поводу, несложно уловить это независимое "я" посредством бдительности. И что мы делаем дальше?
Не следует с самого начала отрицать существование "я". Как стрелку, внимательно прицеливающемуся перед выстрелом, нам необходимо ясно рассмотреть это независимое "я" и только потом, прицелившись, прямо опровергнуть его существование. Обнаружить требуемый объект отрицания весьма непросто, и поэтому важно обращаться к Полю Заслуг с просьбами о наделении нас способностью безошибочно его идентифицировать.
Мы цепляемся за своё самосущее "я" разнообразными способами. Например, мы можем отождествлять его с совокупностью формы, или совокупностью сознания. Стоит только представить, что нам предстоит упасть со скалы, у нас тотчас возникнет цепляние за совокупность формы, то есть за собственное тело, как за "я", которому угрожает опасность. Если мы припомним свои негативные действия и представим, что можем пасть в нижние миры, мы станем цепляться за совокупность сознания. Важно понять, что в наших поисках нам хорошо помогают ситуации, когда нас обвиняют или восхваляют: тогда кажется, что всё наше существо, и тело, и ум переполняются этим "я". Это самый простой и самый эффективный способ распознавания объекта отрицания.
Итак, в самом начале важно не отрицать чувство независимо существующего "я". Надо продолжать верить в то, что оно реально существует в том виде, в котором проявляется. До тех пор, пока мы не постигнем пустоту, мы не сможем увидеть разницу между существующим и несуществующим "я". В настоящий момент наше "я" настолько могущественно, что кажется, будто оно развивается само по себе, независимо от других причин и условий, так, будто оно целиком контролирует нас.