Под термином «детский церебральный паралич» (ДЦП) понимают группу заболеваний, возникающих вследствие повреждений головного (реже спинного) мозга, во время внутриутробного развития плода, в момент родов или в раннем послеродовом периоде. Примерно в 57% случаев заболевание является врожденным, в 40% - обусловлено патологическими родами и только у 3% детей связано с инфекционными заболеваниями, черепно-мозговой травмой или другими патологиями, развившимися уже после рождения. Детские церебральные параличи - относительно частое заболевание, которое встречается в среднем у двух из 1000 детей. Его основная характерная черта - нарушение развития психомоторных функций. Двигательные расстройства проявляются в виде параличей, парезов, насильственных движений, нарушений координации движений. Эти симптомы нередко сопровождаются задержкой психоречевого развития вплоть до глубокой дебильности и полного отсутствия речи, судорожными припадками, нарушениями зрения, слуха, чувствительности и другими патологиями.
Выделяют следующие формы ДЦП:
- спастическая гемиплегия;
- спастическая диплегия (синдром Литтла);
- двусторонняя (двойная) гемиплегия;
- атактическая (мозжечковая) форма;
- атонически-астатическая форма;
- гиперкинетическая форма;
- смешанные формы.
Повышение тонуса мышц, спастика, рассогласованность движений рук и ног приводят к нарушению двигательной деятельности - ходьбы и бега. Следствием этого является ограничение возможностей передвижения, что влечет за собой нарушения функции дыхания и кровообращения, быструю утомляемость, ослабление мышечной системы и т. п. Нарушение координации проявляется в том, что дети не могу*г воспроизвести правильное исходное положение, выполнить упражнение в заданном темпе и с нужной амплитудой, сохранить устойчивость в статической позе, согласовать движения разных частей тела. Возникают трудности в упражнениях с предметами, затруднены их захват и удержание, нарушена точность броска и ловли предметов (Гончарова М.Н., Гринина А.В., 1990).
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.
Игры (подвижные и малоподвижные) являются самой приемлемой формой занятия физическими упражнениями с этой категорией детей. Бесконечное разнообразие движений, из которых состоит подвижная игра, оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка, что создает положительные предпосылки для коррекции (Гончарова М.Н., Гринина А.В., 1990).
Игры с использованием бега, прыжков, ползания на четвереньках, различных видов ходьбы, быстрого изменения положений и поз тела
«Пятнашки»
Цель: развитие быстроты движений, умение ориентироваться в пространстве.
Количество игроков - 5-10 человек.
Инструкция. Выбирается водящий (пятнашка). Остальные играющие разбегаются по площадке. Водящий старается Догнать игроков, запятнанный становится водящим.
Вариант: возможны различные способы передвижения: гусиным шагом, с приседаниями, прыжками на двух ногах, парами, цепочкой; запятнав одного из игроков, водящий берет его за руку, и они вдвоем пятнают следующего и т. д.
«Челнок»
Цель: развитие быстроты и точности движений, умение ориентироваться в пространстве, передвигаться разными способами.
В игре принимают участие 6-8 человек, если в группе есть здоровые дети или волонтеры, количество играющих может быть увеличено до 12-16 человек. Инвентарь: кегли, стойки.
Инструкция. Игра проводиться в виде эстафеты между равными по силе командами, которые выстраиваются колоннами на стартовой линии. На расстоянии 7-8 м располагаются стойки, а по пути следования игроков расставлены четверо кеглей. По команде направляющий бежит к стойке. По пути он должен собрать кегли, обежать стойку и на обратном пути снова расставить кегли, после чего игрок возвращается к своей команде, касается рукой направляющего и становится в конец колонны. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
Методические указания. Бег можно заменить прыжками, передвижением ползком, сидя, спиной вперед и т. п.
«Услышь свое имя»
Цель: развитие быстроты реакции. Количество игроков - 5-15 человек. Инвентарь: волейбольный мяч.
Инструкция. Играющие стоят спиной друг к другу, у одного из игроков мяч, он бросает мяч назад-вверх и называет чье-либо имя. Тот, кого назвали, должен развернуться лицом в круг и поймать мяч большее количество раз.
Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.
Игры, направленные на развитие быстроты реакции и движений, точности и дифференцировки усилий, внимания и умения ориентироваться в пространстве
«Быстрый и ловкий»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции и точности движений. Играют от трех пар, состоящих из взрослого и ребенка. Инвентарь: 6-8 стульев.
Инструкция. Стулья ставят по кругу, плотно один к другому, сиденьями внутрь, на них садятся участники игры.
Половина детей - половина взрослых. Водящий встает в середину круга. Его стул свободный. По сигналу водящий старается сесть на этот стул, но сидящие перемещаются вправо или влево и мешают ему найти свободное место. Игрок, не успевший передвинуться на соседний стул, сменяет водящего, и игра продолжается.
Методические указания. Игра средней интенсивности, может проводиться несколько раз.
«Бездомный щенок»
Цель: та же, что и в предыдущей игре. Количество игроков - 7-9 человек. Инвентарь: 6-8 стульев, на один меньше количества играющих.
Инструкция. Стулья ставят по кругу, сиденьями наружу. Участники игры, стоящие по кругу с внешней стороны, по сигналу бегут вправо (влево). По свистку каждый старается занять место, но, поскольку стульев меньше, один игрок остается без места. Он выбывает, а из круга убирают еще один стул. Выигрывает тот, кто останется последним.
Методические указания. Игра средней интенсивности, может проводиться несколько раз.
«Спаси друга»
Цель: развитие ловкости и внимания, быстроты двигательной реакции. Количество игроков - 3. Инвентарь: игрушка, веревка, стол, табурет.
Инструкция. Один из игроков находится в шаге от игрушки, а двое сбоку, в 15-20 см. Ведущий завязывает из двухметрового шнура большую петлю и подает сигнал к началу игры. Стоящий около стола выбирает момент, быстрым движением продевает руку сквозь петлю и, схватив фигурку, выдергивает руку обратно. Двое других стараются в этот момент затянуть петлю, чтобы в нее попала рука первого игрока. Тот, кто сумеет выполнить задание, победитель.
Методические указания. Каждому дается одна попытка. Игроки по очереди меняются местами.
«Кто быстрей»
Цель: развитие мелкой моторики кисти, быстроты и точности движений. Количество игроков должно быть четным. Инвентарь: 6 м веревки, две палочки, лента.
Инструкция. К двум круглым палочкам привязывают концы шестиметрового шнура. В середине прикрепляют цветную ленту. Одну палку держит первый игрок, другую - второй. По сигналу оба начинают наматывать шнур на свою палочку. Побеждает тот, кто первым накрутит его до середины.
Методические указания. Если играют несколько пар детей, игру можно продолжать до тех пор, пока не будет выявлен один, самый ловкий, игрок.
«Эстафета с обручем»
Цель: развитие точности и быстроты движений. Количество игроков - 10 человек. Инвентарь: обручи.
Инструкция. Соревнуются две команды по пять человек, они выстраиваются шеренгами друг против друга. Расстояние между игроками в командах 1,5-2 шага. Первому (капитану) в каждой команде дают обруч. По свистку капитаны пропускают обруч сверху вниз через себя, опускают его, а затем передают соседнему игроку. Тот делает то же самое, передает третьему и т. д.
Методические указания:
- игра длится до тех пор, пока обруч не вернется к капитану;
- выигрывает команда, которая быстрее закончила игру и не совершила ошибок;
- игра проводится 3-4 раза.
«Сбей кеглю»
Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера, точности движений.
Количество игроков может быть любым. Инвентарь: кегли, кубики, игрушки.
Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 2-3 м стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.
Методические указания. Игра малой интенсивности, может повторяться неоднократно.
Игры, формирующие умение запоминать порядок и количество предметов
Эта группа игр не только формирует двигательные навыки, но и способствует развитию логического мышления и воображения, помогает приспосабливаться к жизненным ситуациям. Такие игры основаны на использовании круговой тренировки, где все упражнения выполняются по «станциям» с определенным количеством повторений. Для детей с ДЦП метод круговой тренировки упрощен и представлен в виде комплекса сюжетно-ролевых игр, включающий упражнения с манипуляцией предметами, ненавязчивым выполнением движений, которые в обычных условиях осваиваются с большим трудом.
«Путешествие»
Цель: развитие воображения, фантазии, закрепление двигательных умений.
Инструкция. Заранее подготавливается зал, каждый предмет в нем получает определенное название, которое применяется в путешествии.
1. Гимнастическая стенка - «Корабль». Ребенок имеет право перемещаться по ней любым способом, но вставать на пол нельзя.
2. Обручи - «Острова». Если острова близко друг от друга - ребенок делает прыжок, если расстояние большое - прыжок на остров с ноги на ногу.
3. Баскетбольное кольцо - «Ключ к открыванию дверей». Чтобы продолжить путешествие, нужно попасть мячом в кольцо.
4. Канат - «Лианы». Нужно встать из положения сидя, взявшись за канат и перебирая руками, и т. д.
Играющие начинают путешествие с любой «станции». Побеждает не тот, кто первым закончит дистанцию, а тот, кто успешнее справиться с препятствиями.
Методические указания:
- по окончании игры дети обязательно должны обменяться впечатлениями, а ведущий определяет самого лучшего путешественника и назначает его на следующее занятие капитаном. Такой подход формирует у ребенка стремление к качественному выполнению каждого указания, что и приводит К незаметному, безболезненному освоению двигательных навыков;
- можно использовать не только «станции» двигательных Действий, но и «станции» загадок, поговорок, рисунков, кроссвордов, отгадываемых вместе с родителями.
Регулярная двигательная активность помимо объективных физических воздействий положительно влияет на психическое состояние и поведение инвалидов, способствует процессу их социальной включенности (Гончарова М.Н., Гринина А.В., 1990).