В первое время после появления христианства, как религии, римское правительство не отличало его от иудейства, и считала его одним целым. Этим объясняется терпимость, проявляемая римским правительством по отношению к христианам. Однако постепенно язычники, а особенно языческие жрецы, делатели идолов, прорицатели отметили, что христианство по своей силе является намного сильнее язычества и его появление способно разрушить языческое понимание людей о Боге.
Язычники заметили, что у христиан нет своих храмов, они не почитают языческих идолов, не приносят им жертвы. Все это приводило к мысли, что христиане отступники от отеческой религии и безбожники. Такой грех, как безбожие в тогдашнем языческом римском обществе считался величайшим преступлением, не смотря на то, что многие язычники сами не особо усердно молились и приносили жертвы своим богам.
Евреи, ненавидевшие христиан, также сыграли значимую роль в формировании языческого мировоззрения по отношению к христианству, объясняя его как гнусную и скверную религию.
Жизнь христианского общества, которое вначале своего существования было полно тайного и скрытого, давало повод к различным домыслам со стороны языческого мира. Так появились мифы о том, что христиане поклоняются ослу, предаются на своих тайных богослужениях разврату, убивают младенцев и питаются их телом и кровью. Все эти слухи и сплетни привели к тому, что христиан в среде простого народа стали считать людьми позорной жизни и человеконенавистниками.
Образованные язычники также составили свой взгляд на новую веру, и, к сожалению, не в пользу христиан. Не понимая веру христиан в Господа Иисуса Христа, умершего позорной (для язычников) смертью на кресте, и веру в будущую загробную жизнь; ученые язычники считали христиан грубымисуеверами и обольщенными мечтателями.
Римское правительство, в лице императоров, вначале также не отличало христиан от евреев, считая их принадлежащих к одной вере. Подтверждением этого факта может служить приказ императора Клавдия (41-54 гг.), об изгнании евреев из Рима, как бунтовщиков против римской власти. Так как в римской христианской общине в то время было много христиан из евреев, этот закон распространялся и на них. Следствием этого закона явилось временное выселение евреев из столицы Римской империи (Акила и Прискилла – в кн. Деяний Апостольских).
Поскольку в римской империи по закону религии делились на дозволенные и недозволенные, а христианство в глазах язычников отождествлялось с самыми гнусными делами и пороками; христианство попало в категорию религий недозволенных и, следственно, подлежащей притеснениям и гонениям.
Еще одной немаловажной причиной начала гонений на христиан послужило быстрое и успешное распространение христианства среди населения римской империи. Это, по мнению Римского правительства, являлось серьёзной угрозой для жизни и деятельности государственного строя и государственной религии-язычества.
Непризнание императора богом, отказ поклоняться его изображениям и приносить ему жертвы в положенные дни -–вот еще некоторые из причин, способствовавшие появлению и развитию гонений на христиан со стороны римской государственной власти.
Подозрения и боязнь измены со стороны христиан; непонимание их веры и жизни; замкнутость и тайность жизни первохристианского общества; слухи и сплетни, распространяемые иудеями и язычниками – вот лишь небольшой список причин породивших жесточайшие гонения со стороны римских властей, продолжавшихся, с небольшими перерывами, около двух с половиной веков.
ПЕРИОДЫ ГОНЕНИЙ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.
1. I Век - (64-96 гг.). Гонения на христиан при императорах Нероне (54-68) и Домициане (81-96).
2. От императора Траяна (98-117) до императора Декия Траяна (249-251). Продолжался около 150 лет с перерывами.
3. От императора Декия Траяна до императора Константина Великого (Миланский эдикт 313 г.). Один из самых страшных и кровопролитных периодов гонений. Продолжался около 60 лет.