Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Африка в середине ХХ – начале XXI вв.




Важной составной частью мирового сообщества является Африка. Перед этим континентом стоит гамма сложных геополитических проблем, одни из которых имеют давнюю, многовековую историю, например, колониализм, работорговля и т.д., другие зародились или обострились недавно, охватывают срав­нительно небольшой период, например, с разрушением СССР изменился баланс ми­ровых геополитических сил, меняются социально-экономические, политические, ду­ховные сферы жизни этого континента. Многие народы Африки сравнительно не­давно получили политическую независимость, но в экономическом и социальном плане большинства из них по-прежнему не коснулись реальные позитивные переме­ны.

Именно в Африке процесс деколонизации в 1950-60-х гг. проходил наиболее интенсивно. Начался он на севере континента. В конце 1951 г. национальной независимости от Италии добилась Ливия. В 1952 г. в борьбе с британскими колонизаторами обрел независимость Египет. В 1954 г. независимость завоевали бывшие французские колонии Марокко, Тунис и Судан. В результате вооруженной борьбы 1954-62 гг. добился независимости Алжир, считавшийся наиболее ценной колонией Франции.

С севера волна национально-освободительного движения двинулась на юг и прокатилась по Западной, Центральной и Восточной Африке. В 1957 г. первой среди колониальных стран тропической Африки завоевала независимость английская колония Золотой Берег - Гана. В 1958 г. стала свободной Гвинея.

1960 г. получил название «Год Африки». В этот год 17 колоний были провозглашены независимыми государствами: Камерун, Того, Сенегал, Мали, Мадагаскар, Заир, Сомали, Бенин (Дагомея), Нигер, Верхняя Вольта, Берег Слоновой Кости, Центрально-африканская республика, Конго, Габон, Нигерия, Мавритания. В 1962 г. обрели независимость Руанда и Бурунди. В 1963 г. - Кения и Занзибар. В 1964 г. - Малави и Замбия. В 1966 г. – Лесото, в 1968 г. - Свазиленд, Экваториальная Гвинея и Маврикий (республика Гвинея-Бисау). После апрельской революции 1974 г. в Португалии получили независимость Ангола, Мозамбик и Гвинея-Бисау. Затем ушли с политической арены наследники колониализма – режимы белого меньшинства в Южной Родезии, ставшей в 1980 г. республикой Зимбабве, и в Южно-Африканской республике, где в 1994 г. установился нерасовый режим.

 Таким образом Африканский континент был деколонизирован, а колониальная система распалась на всей территории земного шара. Среди большинства африканских стран не нашла поддержки концепция вестернизации, т. е. социальные институты, эталоны права Запада, в ча­стности США. В то же время не получила развития и идея геополитического тяготе­ния Африки к Евразии, в частности к Советскому Союзу.

За Африкой достаточно прочно утвердилась репутация наиболее конфликтного континента планеты. В последнюю четверть прошлого столетия ста­бильность имела устойчивую тенденцию к понижению. На континенте было зафик­сировано 35 крупных вооруженных конфликтов, в которых погибло более 10 млн. человек, более 90% из них — гражданское население. На континенте насчитывается почти половина общемирового количества беженцев (по разным оценкам, от 7 до 10 млн. человек) и 60% перемещенных лиц (около 20 млн. человек).

Это обусловлено сложным переплетением различных конфликтогенных факто­ров: этнического, кланового, конфессиональной рознью, противоречиями социально-экономического и политического характера и другими причинами. Каких-либо глубоких работ с анализом геополитического положения Африки в научной литературе СССР, России, западных стран, самой Африки практически нет. Есть попытки осмыслить отдельные направления геополитики и политологии, в ча­стности, проблему выбора пути социально-политического развития афри­канских стран в конце XX в., роль диктаторских режимов и армии в жизни конти­нента, конфликты и их типологию, роль религиозного фактора в нравственно-политической жизни, культура, синтез традиционного и современного, перспективы геополитического развития Африки в XXI в.

В мае 1991 г. в Намибии прошла конференция «30 лет независимости Африки: итоги и перспективы», где в качестве обобщающего вывода было сказано, что 30 лет независимости не принесли континенту ни демократии, ни процветания, еще более углубили экономический и политический кризис в Африке, т. е. этот «остров» так и остался прикованным к странам Западной Европы и США. Новая гео­политическая ситуация, сложившаяся после разрушения СССР и стран социалисти­ческого лагеря, наложила дополнительный негативный отпечаток на геополитиче­ский расклад в мировом балансе сил. Если в биполярном мире два блока, борясь за влияние на континенте, соревновались в помощи развитию африканских стран, то после 1991 г. они стали не нужны, о них забыли.

Современные африканские государства имеют различную социально-политическую и социально-экономическую направленность. Вместе с тем вне зави­симости от социальной ориентации, степени общественного развития характерной чертой африканских стран является борьба за ликвидацию вековой отсталости, за упрочение своего национального суверенитета, экономической независимости, соци­ального прогресса, борьба за право распоряжаться своими природными, людскими и финансовыми ресурсами.

Самая характерная черта развития стран континента - незавершенность формационных процессов за относительно короткий период после завоевания политиче­ской независимости. На континенте сложно переплелись раз­личные типы экономических отношений - от общинно-патриархальных до капитали­стических и социалистических. Слаба социально-классовая дифференциация обще­ства, социальная структура включает остатки общинно-племенных и даже родовых отношений. В политической системе господствуют различные виды власти: автори­тарно-военно-диктаторские, однопартийные, многопартийные, демократические и монархические. В сфере духовной идеологической жизни - широкий спектр раз­личных воззрений: от традиционных африканских культур и верований до мусуль­манской и христианской религий, буржуазных и социалистических идей. Пожалуй, как никакой другой континент Африка сохраняет политическую и экономическую зависимость от внешнего мира, особенно от стран Западной Европы и США, транс­национальных корпораций, международных финансовых центров. Эта зависимость постоянно стимулируется глобальными социальными проблемами: голодом, нище­той, болезнями, неграмотностью, низкой политической и общей культурой народа, острыми экономическими и политическими кризисами, обострением межэтниче­ских, религиозных противоречий.

Современная Африка в политическом плане представляет собой в основном ав­торитарные режимы, которые господствовали в середине 1990-х гг. в 38 из 45 госу­дарств тропической Африки. Тому есть внутренние и внешние причины. К числу первых относятся экономическая отсталость, слабая социально-классовая диффе­ренциация общества, наследие колониальной системы (диктаторы - вожди племен, народностей - ставленники колониальной администрации), отсутствие элементов гражданского общества и правового государства, низкая политическая культура на­селения, межэтнические противоречия, архаичная инфраструктура: плохие дороги, связь и др.

Помимо внутренних причин, формированию авторитарных режимов способство­вало и противоборство двух мировых систем - капитализма и социализма в борьбе за сферы влияния на континенте. На протяжении 30 лет Африка была полем различных видов соперничества этих двух систем. Эти системы удерживали у власти различных диктаторов, которые проводили их интересы. Народ, как пра­вило, беспрекословно подчинялся диктаторам, каким бы образом они ни приходили к власти. Население, за исключением национальной элиты, было объектом, а не субъектом политики и геополитических отношений. Отсюда и нестабильность во всех сферах жизни Африки: после 1960 г. в независимых государствах континента произошло более 100 военных переворотов. Порой их совершали лейте­нанты и даже сержанты, если им была обеспечена поддержка из-за рубежа.

Специфическим феноменом большинства африканских стран остается особая роль армии и политической оппозиции в виде сепаратистских движений. В глазах народа армия остается гарантом и символом государственной независимости, орга­низацией, способной установить и поддерживать хоть какой-то порядок внутри страны и добиться более или менее равноправных отношений с внешним миром. Армия - опора власти практически во всех странах Африки, в таких крупных, как Нигерия, Заир, Судан, Эфиопия, Чад, Сомали, и в государствах меньших разме­ров.

В геополитическом, региональном раскладе сил в Африке, естественно, большую роль играют страны, располагающие более мощной (многочисленной, обученной, вооруженной и т.д.) армией и значительным людским потенциалом. В конце XX в. на континенте под ружьем находилось приблизительно 2 млн. человек. Наиболее крупные армии были у Египта - 440 тыс., Марокко - около 196 тыс., Алжира - около 122 тыс., Эфиопии -120 тыс., Анго­лы - 82 тыс., ЮАР - 79 тыс.

В североафриканских странах, исповедующих, как правило, ислам, усиливается течение, стремящееся создать «исламскую государственность». Исламские группи­ровки фундаменталистского толка с начала 1990-х гг. откровенно встали на путь экстремистских действий, против светских форм государствен­ности в Алжире, Египте, Судане. 

Следующим специфическим фактором африканского континента, оказывающим большое влияние на его внутреннее положение, являются межэтнические от­ношения. На континенте живет примерно 50 наций и народностей, 3 тыс. племен, го­ворящих на тысяче языков. В результате колониального размежевания территории Африки государственные границы не имеют ничего общего с естественно-географическими и историческими границами проживания населения. 44% границ проведено по меридианам и параллелям, еще 30% - по прямым и дугообразным ли­ниям. Такой дележ территории был миной замедленного действия, основой межэт­нических конфликтов и войн. Подогревали их и противостояние между Востоком и Западом, проблемы выбора путей социального развития и геополитической ориентации.

По данным экономистов Института Африки РАН, уровень производимого на континенте ВВП на душу населения в конце XX в. был более чем в 20 раз ниже, чем в развитых капиталистических странах. Другими словами, XXI век большинство аф­риканских стран вступило в состоянии системного кризиса, следствием которого являются недоедание и даже голод, неграмотность, ужасающая детская смертность, эпидемии, уносящие и поражающие десятки миллионов жизней. Ката­строфически ухудшается экология и почти полностью отсутствуют средства для охра­ны окружающей среды. Непрерывные военные конфликты обостряют гонку вооружений и сокращают возможности для решения острых социальных проблем. На рубеже веков на грани национальной катастрофы оказались Эфиопия, Ангола, Заир, Мозамбик, Судан, Сомали и некоторые другие страны.

Социально-экономическое и политическое положение Африки, ее позиции в системе международных от­ношений во многом зависят от коренного изменения международного экономиче­ского порядка в пользу формирования лучших условий для этого конти­нента. Пока же этот порядок объективно направлен против интересов народов Аф­рики. Противостоять неоколонизации они могут только на базе объединения всех сфер общественной жизни - экономической, социальной, политической, духовной - большинства стран континента. Но реализовать эту задачу в конце XX - начале XXI вв. оказалось нереальным в силу ряда причин.

В экономическом и геополитическом плане Африка больше тяготеет к Западу, хотя бы потому, что после развала СССР и европейской системы социализма больше неоткуда получить поддержку. 

В странах Африки тесно соседствуют доиндустриальные и индустриальные типы производства, и даже производства, основанные на новейших достижениях научно-технической революции. Но в основном преобладают два первых типа. Экономика всех стран Третьего мира не является гармоничной и сбалансированной в развитии отраслей народного хозяйства. Это объясняется, в частности тем, что они не прошли в полном объе­ме последовательные фазы экономического развития, как лидирующие страны.

Для большинства развивающихся стран характерна политика этатизма, т.е. пря­мого государственного вмешательства в экономику с целью ускорения темпов ее роста. Отсутствие достаточного количества частных капиталовложений и иностран­ных инвестиций заставляет государство брать на себя функции инвестора. Правда, в последние годы во многих развивающихся странах начала осуществляться политика разгосударствления предприятий - приватизация, подкрепляемая мерами по сти­мулированию частного сектора: льготное налогообложение, либерализация импорта и протекционизм в отношении наиболее важных предприятий, находящихся в част­ной собственности.

К числу наименее развитых относятся страны Тропической Афри­ки: Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Чад, Того, Танзания, Сомали, Западная Саха­ра.  Для них характерны низкие, или даже отрицательные темпы роста. В структуре хозяйства этих стран преобладает аграрный сектор (до 80-90%), хотя он не в состоянии обеспечить внутренние потребности в продовольствии и сырье. Низкая рентабельность основного сектора экономики не позволяет опираться на внутренние источники накопления для столь необходимых инвестиций в развитие производства, подготовку квалифицированной рабочей силы, совершенствование технологии и т.п.

Для наименее развитых стран характерно слабое развитие рыночного механизма. Это обусловлено рутинным состоянием сельского хозяйства, в котором занято в среднем 80% самодеятельного населения, создающего всего 42% валового внутреннего продукта, неразвитостью промышленности, низкой покупательной способностью населения. На­циональный капитал предпочитает заниматься торговлей импортными товарами и не инвестировать национальное производство из-за высокой степени риска.

Для экономики этой группы стран характерна неразвитость производственной, вспомогательной инфраструктуры, транспортной сети, электроэнергетики, системы связи, банковского дела, что совсем не способствует привлечению иностранных ин­вестиций и сдерживает развитие экономики на основе скудных внутренних накопле­ний. Более того, в 1980-90-е гг. проявилась тенденция к уменьшению притока зарубеж­ных инвестиций в их экономику, которая тем самым становится менее открытой.

Не способствует открытости экономики и структура внешней торговли. Все страны этой группы - одновременно и экспортеры сельскохозяйственной продук­ции, цены на которую наиболее подвержены колебаниям на внешнем рынке, и круп­нейшие импортеры промышленной продукции.

Негативное воздействие на экономическое развитие этих стран оказывает демо­графическая ситуация. Высокие темпы прироста населения способствуют сохране­нию низкого уровня дохода, сдерживают рост покупательной способности. А низкая производительность сельского хозяйства в сочетании с ростом народонаселения приводит к дефициту питания и голоду.

В мировом хозяйстве наименее развитые страны занимают место периферии, вы­полняя функции поставщиков сырья и дешевой рабочей силы.

В многочисленную группу африканских стран со среднем уровнем экономиче­ского развития входят Египет, Тунис, Алжир и др. Структура экономики этих стран характеризуется большим удельным весом промышленности по сравне­нию с аграрным сектором, более развитой внутренней и внешней торговлей. Эта группа стран располагает большим потенциалом развития благодаря наличию внутренних источников накопления. Перед этими странами не стоит столь остро проблема нищеты и голода. Их место в мировом хозяйстве определяется существен­ным технологическим разрывом с развитыми странами и большой внешней задол­женностью.

Характерной чертой интеграционных процессов в Африке является высокая сте­пень их институализации. В настоящее время на континенте около 200 экономиче­ских объединений различного уровня, масштабов и направленности. Наибольший интерес представляет функ­ционирование таких крупных организаций как Западноафриканское экономическое сообщество (ЭКОВАС), Сообщество развития Южной Африки (САДК), Экономиче­ское сообщество Центральноафриканских государств (ЭККАС), Африканский союз, Общий рынок стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), и т. п. Экономическая кооперация развивается в новых, по сравне­нию с 1970-ми гг., условиях противоречивого взаимодействия глобализации ми­ровой экономики и усиливающейся маргинализации позиций африканских госу­дарств в ее рамках. Интеграция уже не рассматривается как инструмент и основа для формирования самодостаточной и са­моразвивающейся экономики при опоре на собственные силы и в противовес импе­риалистическому Западу. Подход иной, который пред­ставляет интеграцию в качестве способа включения африканских стран в гло­бализирующееся мировое хозяйство.

В большинстве государств Африки возник разбухший, непрофессиональный и неэффективный бюрократический аппарат, насквозь пронизанный коррупцией, каз­нокрадством, вертикальной солидарностью трайбалистского (племенного) типа. При аморфности социальных структур единственной организованной силой остаются армии. Результат - бесконечные военные перевороты. Диктаторы, приходившие к власти, присваивали себе несметные богатства. Капитал Мобуту, президента Заира, к моменту его свержения составлял 7 млрд. долл. Экономика функционировала пло­хо, и это дало простор для "деструктивной" экономики: производства и распростра­нения наркотиков, нелегальной добычи золота и алмазов, даже торговли людьми.

Становление государственности на континенте крайне осложнялось абсолютной искусственно­стью государственных границ. Африка получила их в наследство от колониального прошлого. Они устанавливались при разделе континента на сферы влияния и имеют мало общего с границами этническими. Созданная в 1963 г., Организация африкан­ского единства, сознавая, что любая попытка исправить ту или иную границу может привести к непредсказуемым последствиям, призвала считать эти границы незыблемыми, сколь бы несправедливыми и нелепыми они ни были. Но эти границы все же превратились в источник этнических конфликтов и пе­ремещений миллионов беженцев.

Колониализм, используя политику "разделяй и властвуй", все-таки приглушал многие острые этнические распри, уходящие корнями в доколониальные времена - иначе бы колониальная экономика не могла работать. С уходом колониальных ре­жимов эти конфликты взорвались, как мины замедленного действия. Межэтнические распри, как между государствами, так и в пределах одного государства, стали трагедией Африки.

Стремясь спастись от нищеты, войн и геноцида, вырваться из перенаселенных городов, где невозможно найти работу из-за отсутствия промышленности, африкан­цы уезжали за пределы своего континента. В 1960-х гг., когда в Западной Европе был экономический бум, и требовались дешевые рабочие руки, туда эмигрировали, наряду с индийцами, пакистанцами и арабами, и африканцы. В Великобритании, Франции и других государствах Европы их сейчас миллионы. Достоверных данных об их ко­личестве нет, поскольку многие из них - нелегальные иммигранты. В Европе возни­кают стремления пресечь приток иммигрантов из Африки, но этот процесс уже вряд ли остановится. Подавляющее число иммигрантов не стремится к скорому возвра­щению в родные края, а борется за свои права в нынешних местах обитания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1218 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2896 - | 2879 -


© 2015-2026 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.