Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму тогда было сто лет, а Сарре девяносто. Они очень любили своего единственного сына. Когда Исаак вырос, Бог пожелал возвысить веру Авраама и научить через него всех людей любви к Богу и послушанию воле Божией.
Бог явился Аврааму и сказал: "Возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу".
Авраам повиновался. Ему было очень жалко своего единственного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Но Бога он любил больше всего и верил Ему совершенно.
Он знал, что Бог никогда и ничего плохого не пожелает. Он встал рано утром, оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух слуг и отправился в путь.
На третий день пути они пришли к горе, которую указал Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору.
Когда они шли вдвоем на гору, Исаак спросил Авраама: "Отец мой! У нас есть огонь и дрова, а где же агнец для жертвоприношения?"
Авраам ответил: "Господь усмотрит Себе агнца". И шли далее оба вместе, и пришли на вершину горы, на место, указанное Господом.
Там Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Он уже поднял нож, чтобы заколоть своего сына.
Но ангел Господень позвал его с неба и сказал: "Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел единственного твоего сына для Меня".
И увидел Авраам невдалеке барана, запутавшегося в кустарнике, и принес его в жертву вместо Исаака.
За такую веру, любовь и послушание Бог благословил Авраама и обещал, что у него будет потомства так много, как звезд на небе и как песку на берегу моря, и что в его потомстве получат благословение все народы земли, то есть из его рода произойдет Спаситель мира.
Принесение Исаака в жертву было предсказанием людям о Спасителе, Который, будучи Сыном Божиим, отдан будет Своим Отцом на крестную смерть, в жертву за грехи всех людей.
13.2.Сарра, жена Авраама, умерла, когда ей было 127 лет. Сам же Авраам почувствовал слабость здоровья и решил женить сына своего Исаака, но только не на хананеянке, а на девушке из своего народа. Исааку исполнилось тогда сорок лет.
Авраам призвал старшего раба своего Елеазара и сказал ему: “Клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою, и там возьмешь жену сыну моему Исааку”. Елеазар дал клятву и тотчас отправился в путь. Тогда был обычай, чтобы жених давал родителям дары за невесту. Чем богаче была невеста, тем богаче были и дары.
Елеазар взял с собой для подарков разные дорогие вещи, десять верблюдов и отправился в Месопотамию, в город Харран, где жил Нахор, брат Авраама.
Подойдя к городу, Елеазар остановился у колодца. День склонялся к вечеру, когда женщины обычно приходили набирать воду.
Елеазар стал молиться Богу: “Господи, Боже господина моего Авраама! Пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим; вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: "наклони кувшин твой, я напьюсь", и которая скажет: "пей, я и верблюдам твоим дам пить", — вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим”.
Не успел окончить молитву Елеазар, как к колодцу спустилась с кувшином на плече прекрасная видом девица, почерпнула воды и пошла вверх.
Елеазар подбежал к ней и сказал: “Дай мне испить немного воды из кувшина твоего”. Она сказала: “Пей, господин мой”. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его. И, когда напоила его, сказала: “Я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются”. И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодцу почерпнуть, и начерпала для всех верблюдов его.
Елеазар смотрел на нее с изумлением и молчанием. Когда верблюды перестали пить, Елеазар взял золотую серьгу и два запястья на руки и подарил ей, и спросил ее: “Чья ты дочь? Скажи мне, есть ли в доме отца твоего место для ночлега?”
Девицу эту звали Ревекка. Она ответила ему: “Я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору. У нас много соломы и корму, и есть место для ночлега”.
Елеазар стал на колени и возблагодарил Бога, что Он услышал молитву его.
Ревека побежала в дом свой и обо всем рассказала матери и всем своим домашним. У Ревекки был брат Лаван, он тотчас побежал к источнику и сказал Елеазару: “Войди, благословенный Господом. Зачем ты стоишь здесь? Я приготовил дом и место для верблюдов”.
Елеазар вошел в дом. Лаван расседлал верблюдов, дал им соломы и корму. Сразу же принесли воды умыть ноги Елеазару и людям, которые были с ним, и предложили им пищу.
Но Елеазар сказал: “Я раб Авраамов. Не стану есть, пока не скажу дела своего”. И рассказал Елеазар подробно, зачем он пришел, и как по его молитве Господь дал знамение о Ревекке.
Когда он все рассказал, то спросил: “Ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет?” Лаван и Вафуил ответили: “От Господа пришло это дело, мы не можем прекословить тебе. Вот Ревекка пред тобой; возьми и пойди; пусть будет она женой сыну господина твоего, как сказал Господь”.
Когда Елеазар услышал такие слова их, то с благодарностью поклонился Господу до земли. Затем вынул золотые и серебряные вещи и одежды, и одарил ими невесту, брата ее и мать.
На другой день Елеазар попросил, чтобы их отпустили домой. Но брат и мать Ревекки стали уговаривать его остаться хотя бы на десять дней. Елеазар ответил: “Не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой”.
Тогда родители призвали Ревекку и спросили ее: “Пойдешь ли с этим человеком?” Ревека сказала: “Пойду”. Тогда родители благословили ее и отпустили в путь.
Когда же Елеазар с Ревеккой и спутниками подъезжали на верблюдах к шатрам Авраама, Исаак встретил их.
И стала Ревекка женой Исаака. Любовь к Ревекке утешила Исаака в печали о смерти матери его, Сарры.






