Отец Владимира Федоровича Одоевского был отпрыском древнего княжеского рода, а мать - в прошлом крепостной крестьянкой. С 1816 по 1822 г. Одоевский учился в Московском университетском благородном пансионе, привилегированном учебной заведении, где воспитанники имели право выбирать предметы и где он получил возможность сосредоточиться на изучении философии и словесности — двух областей культуры, которым посвятил впоследствии много лет раздумий и вдохновенного труда.
В годы пребывания в пансионе были напечатаны его первые произведения.
В.Ф. Одоевский поддерживал дружеские отношения с будущими декабристами. В 1824—1825 гг. Кюхельбекер и Одоевский совместно издавали альманах «Мнемозина», которому принадлежит заметное место в литературной периодике того времени. В нем печатались стихи А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, П.А. Вяземского, А.С. Грибоедова и др.
В 1826 г. Одоевский переехал в Петербург, поступил на службу в комитет иностранной цензуры. Позднее стал помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. В 1862 г. Румянцевский музей был переведен в Москву. Тогда же в Москву вернулся и Одоевский.
На протяжении ряда лет тесные дружеские и творческие контакты связывали В.Ф. Одоевского с А.С. Пушкиным. Они познакомились в 1827—1828 гг. Когда А.С. Пушкин приступил к изданию журнала «Современник», он получил в лице В.Ф. Одоевского деятельного сотрудника и помощника. Во втором номере «Современника» появилась статья Одоевского «О вражде к просвещению», по словам Пушкина, «дельная, умная и сильная».
Одоевский замечал и всемерно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и «незабвенный Грибоедов», и «замечательный поэт» Лермонтов, и «лучший талант в России» Гоголь, и «человек с большим талантом» Тургенев, и «даровитый Островский», и Достоевский, возможности которого были, по мнению Одоевского, еще более широки, чем у Гоголя. Но Одоевский бывал и взыскателен, и непримирим, если сталкивался с тем, что считал ошибочным или вредным.
________________________________
Тема: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. Подробный пересказ.
Цели: продолжить изучение литературной сказки «Городок в табакерке»; пополнять словарный запас; формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы; обучать делить текст на смысловые части, составлять план; при помощи сказки познакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки; учить передавать содержание прочитанного от имени героя.
Планируемые результаты: предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских писателей, К — ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление интереса к литературной сказке.
Оборудование: выставка книг по теме урока, иллюстрации к сказкам, видеозапись мультипликационного фильма по сказке (по возможности), музыкальные шкатулки.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Стоит церковь
из оладий складена,
блином покрыта,
калашны запорки,
шанежка — дверь.
Я догадался, шанежку-дверь
разломал,
калач укусил, сам себя пропустил.
— Прочитайте жужжащим способом.
— Как вы поняли словосочетание «калашны запорки»? (Запорки из калача. В старину говорили калачный [шн].)
— Прочитайте медленно (еще: с раздражением, с радостной интонацией, с ускорением, с замедлением, скороговоркой, по памяти).