Синтаксический строй русского языка создает ряд особых конструкций, которые характеризуются общностью заключенного в них содержания при различном грамматическом оформлении. Например: студент сдал зачеты – студент, который сдал зачеты – студент, сдавший зачеты – студент, сдав зачеты – студент после сдачи зачетов – студент после того, как он сдал зачеты. Входящие в данный ряд причастный и деепричастный обороты, придаточное предложение в составе сложного, самостоятельное простое предложение, конструкция с отглагольным существительным являются параллельными синтаксическими конструкциями.
Между параллельными конструкциями имеется смысловое и стилистическое различие. Так, придаточные предложения в приведенных выше парах обладают большей смысловой нагрузкой, поскольку они образуют предикативную единицу (предложение) в составе сложного, тогда как параллельные им обособленные обороты выступают в функции членов простого предложения. Здесь сказывается роль глагола в предложении: в придаточной части предложения (студент, который сдал зачеты или студент после того, как он сдал зачеты) сказуемое обычно выражается личной формой глагола, которой присущ ряд глагольных категорий, поддерживающих значение действия-состояния; в деепричастном обороте (студент, сдав зачеты) глагол играет уже роль второстепенного сказуемого и имеет только категорию вида с оттенком временного значения; в причастном обороте (студент, сдавший зачеты) значение действия-состояния еще более ослаблено, так как в форме причастия существенную роль играет значение предметного признака, обычно выражаемого именем прилагательным; наконец, в отглагольном существительном (студент после сдачи зачетов) значение действия носит отвлеченный характер и на первый план в конструкции выдвигается значение времени.
Стилистические различия определяют использование параллельных конструкций в различных речевых стилях. Так, причастные и деепричастные обороты являются по преимуществу принадлежностью книжной речи, также книжный, а иногда канцелярский характер придает тексту конструкция с отглагольным существительным.
В синтаксической стилистике к параллельным конструкциям относят такие, которые «при наличии общего грамматического значения (определительного, обстоятельственного и т.д.), различаются своей структурой и функцией (например, член предложения и придаточное предложение, простое и сложное предложение и т.д.)». Проиллюстрируем синтаксический параллелизм простыми примерами:
1. Редактор прочитал рукопись и написал рабочую рецензию.
2. Редактор, прочитав рукопись, написал рабочую рецензию.
3. Редактор, прочитавший рукопись, написал рабочую рецензию.
4. Редактор закончил чтение рукописи и приступил к написанию рабочей рецензии.
5. Когда редактор прочитал рукопись, он смог написать рабочую рецензию.
6. После прочтения рукописи редактор написал рабочую рецензию.
7. Написание рабочей рецензии редактором стало возможным после прочтения рукописи.
Как видим, существование параллельных синтаксических конструкций связано преимущественно с разнообразием способов выражения действия в русском языке. Чаще всего оно обозначается спрягаемой формой глагола (1-й пример), но может быть выражено деепричастием (2-й пример), причастием (3-й пример), отглагольным существительным (4-й пример), инфинитивом (5-й пример), причем придаточная часть сложного предложения может заменить глагольное сказуемое (5-й пример). Важно подчеркнуть, что подобные замены приводят не только к появлению новых оттенков значения, но и к изменению стилистической окраски высказывания: спрягаемые формы глагола не имеют функционально-стилевой закрепленности, причастия и деепричастия являются книжными формами, а отглагольные существительные, как и пассивная конструкция, придают речи канцелярскую окраску.
Немалое значение имеет и эстетическая сторона речи: ее не украшают отглагольные существительные, в особенности те, которые возникли в результате «расщепления» сказуемого (4-й пример), они придают высказыванию тяжеловесность.
Избирая ту или иную конструкцию, мы, конечно, исходим из ее конкретного значения, стилистической окраски и особенностей текста. Так, в 1 и 5-м примерах подчеркнуто главное действие (прочитал), сообщение о нем в придаточной части предложения (в 5-й конструкции) способствует актуализации этой глагольной формы, которая при этом обретает большую самостоятельность.
Преобразование конструкций приводит к утрате глагольности и, следовательно, во 2, 3, а тем более-в 4, 6, 7-й конструкциях, действие отодвигается на второй план. Причастие и деепричастие еще более или менее удерживают глагольные признаки (значение вида придает высказыванию большую определенность, значение времени, свойственное только причастиям, также важно для характеристики действия). Но если деепричастный оборот («второе сказуемое») акцентирует внимание на дополнительном действии, то причастный оборот, выступающий как распространенное определение, усиливает, выделяет субъект действия (редактор, прочитавший рукопись, а не кто другой). Инфинитив, не обладающий важными глагольными признаками, только называет действие (смог написать рецензию), но не может дать полное о нем представление. И, наконец, отглагольное существительное нейтрализует представление о действии как о динамическом процессе, указывая лишь на сам факт его совершения.
Таким образом, несмотря на богатство и разнообразие синтаксических конструкций в русском языке, их параллелизм - весьма условное понятие. Параллельные синтаксические конструкции должны употребляться с учетом их семантических и стилистических особенностей, ролью в общей структуре текста, и было бы заблуждением считать их равноценными и взаимозаменяемыми.
Остановимся более подробно на некоторых параллельных синтаксических конструкциях. Большие возможности для стилистического выбора предоставляет синонимия причастных оборотов и придаточных определительных частей сложноподчиненных предложений: Автор ознакомился с отзывом, написанным рецензентом. - Автор ознакомился с отзывом, который написал рецензент. Преимущество первой конструкции - в ее лаконизме, вторая же акцентирует внимание на действии, указанном в придаточной части сложного предложения; первая тяготеет к книжным стилям, вторая стилистически нейтральна. Из этого, однако, не следует, что для письменной речи всегда предпочтительнее причастный оборот. Он уступает в выразительности придаточной части, если по условиям контекста необходимо подчеркнуть значение действия: Снисхождения заслуживают лишь те люди, которые признают критику и исправляют свои ошибки; ср.: Снисхождения заслуживают лишь люди, признающие критику и исправляющие свои ошибки. Попутно заметим, что препозитивный причастный оборот в таких случаях наименее выразителен, поскольку он подчеркивает значение субъекта действия, а не само действие (Снисхождения заслуживают лишь признающие критику и исправляющие свои ошибки люди).
Поэтому заменяя причастным оборотом придаточную определительную часть сложноподчиненного предложения, не следует забывать, что это ведет к ослаблению глагольности и, следовательно, к умалению самостоятельного значения развернутого определения.
Деепричастные обороты имеют параллельные синтаксические конструкции среди придаточных частей сложноподчиненного предложения и членов простого предложения. Проиллюстрируем это примерами:
1. Беседуя с автором статьи, Иванов понял, что был неправ.
2. Редактор несколько раз перечитал абзац, стараясь разобраться в новой терминологии.
3. Я понимал, что, ввязавшись в этот спор, должен отстаивать свою точку зрения до конца.
1. Когда Иванов беседовал с автором статьи, он понял, что был неправ.
2. Редактор несколько раз перечитал абзац, чтобы разобраться в новой терминологии.
3. Я понимал, что, уж если ввязался в этот спор, должен отстаивать свою точку зрения до конца.
Случаи синонимии деепричастных оборотов и придаточных частей сложноподчиненных предложений и членов простого предложения не исчерпываются приведенными примерами, однако и их достаточно, чтобы убедиться в разнообразии синонимических конструкций этого типа. Все они близки по значению, но нетождественны, каждая имеет свои грамматические особенности, семантические оттенки. Так, в придаточных частях сложноподчиненных предложений сказуемое, соответствующее по значению деепричастию, но выраженное спрягаемой формой глагола, подчеркивает действие, усиливает значение его субъекта, союзы уточняют характер связи; ср.: Закончив чтение рукописи, редактор... - Когда редактор закончил чтение рукописи... - После того как редактор закончил чтение... - Так как редактор закончил чтение рукописи... и т.д. Придаточные предложения в сравнении с деепричастными оборотами кажутся значительнее, последние же формулируют мысль более экономно, но придают речи книжную окраску. В отдельных случаях редактор отдает предпочтение той или иной конструкции, избегая нечеткости формулировки, неясности высказывания. Например, в первой паре предложений сложноподчиненное нежелательно, потому что в его придаточной части местоимение он может быть понято двояко (Иванов или автор?).
Вопрос 41
ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОГО СИНТАКСИСА И КНИЖНО-ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Функциональные стили. Они определяют.
Разговорно-речевой стиль. Спонтанна, диалогична. Жесты, мимика. Устная речь может быть и монологом. Может быть и подготовленная (доклад).
Так как мысль на ходу формируется è особенности:
1)Разговорная окраска, которую имеют общеупотребительные синтаксические конструкции.
а) Вводные слова.
б)Инфинитивные предложения (Поспать бы! Тебе не понять).
в)Экспрессивные формы выражения отрицания (Не о чем спорить, есть о чём спорить. Да какой он журналист! – только интонацией)
г) Неполные контекстуальные предложения. Он умер. Был добродушен.
д) Коситуативные неполные предложения. (Отодвинь спать. Вместо отодвинь диван. Футбол, поедим, будет?)
е) Словесное описание через признак предмета. (Дай чем писать! Скоро она будет ходить на до 16)
ж)Парцеллированные конструкции. (Еду в Москву. Завтра. Оппонировать)
2.Экспрессивные конструкции:
а) междометия, вводные слова и модальные слова
б) Специальные фразиологизированные конструкции. Синтаксическая схема. Студенты как студенты. Люди как люди. Куда ей + инфинитив? Куда ему ехать/ прыгать? Где там старательный! (типа балбес)
Вот это + Им.п. сущ. Вот это скандал! Вот это девушка!
Ему ли не знать этого!
Нет бы ему постараться.
Моделей таких много. Они заполняются в зависимости от ситуации.
СТРУКТУРНЫЕ особенности разговорного синтаксиса:
1) Раздельное оформление информационных центров. – Именительный темы. А ваши, сколько им лет?
2) Когда формой Им. п. заменяются другие падежные формы. Как доехать до почты? Почта, автобусом можно до неё доехать/ на автобусе надо ехать. Там конфеты есть одна коробка.
3) Конструкции добавления. И сущ. и заменяющее его местоимение в одном предложении. Расстроилась она страшно учительница.
Можно знак паузы вместо знаков препинания поставить |
Фраза разделяется на 2 инт центра с помощью выделительных слов – что как, где, куда, откуда. Особенно в вопросительных предложениях. А она что, огорчилась очень? Он когда, в пять, зайдёт?
Иногда да или нет выполняют эту функцию. Он не уедет, нет, сегодня?
ЭКОНОМИЯ ФОРМАЛЬНЫХ грамматических средств.
1)Слова, не несущие информации, могут опускаться. Для разговорного синтаксиса хар-на бессоюзная подчинительная связь. А где мои папиросы, тут лежали? («которые» заменяются паузой). Тот мальчик, ты лечил, выздоровел?
2) Который может быть в конце придаточной части. Союз или союзное слово в конце придаточной части. Что это за рассказ, понравился ей который?
3) Конструкции, выполняющие роль номинации. Дай мне во что завернуть хлеб.
4) Контаминация синт конструкций. Начинается как простое, а заканчивается как сложное. Хозяйством, нельзя сказать, чтобы он занимался.
Мне бы памятник полагается по чину (сослагательное наклонение + изъявительное)
Надень кофту, там висит.
А я хотела часы обратно принесла.
Вопрос 42
Стилистические (РИТОРИЧЕСКИЕ) фигуры.
Это особое выстраивание предложения, с целью создания особенной окраски, с целью убедить читающего.
Классификация.
1. Фигура, построенные на основе повтора и перечисления:
1)Анафора (или единоначатие (др.-греч. ἀναφορά — приписывание, средство к исправлению) — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков) Где эта улица, где этот дом?. Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах) и эпифора (повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи, противоположность анафоры).
2) Структурный параллелизм (риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова) - Твой ум глубок, что море, Твой дух высок, что горы.
3) Антитеза. Ты прозаик – я поэт.
4) Градация. Восходящая и нисходящая. Стилистическая фигура (см.), состоящая в последовательно нарастающей группировке выражений, относящихся к одному предмету. «Пришел, увидел, победил» (слова Цезаря); «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов» (Грибоедов)
5) Анадиплозис – перечисление с подхватом. Повторение одного или нескольких слов таким образом, что последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части. Тем самым они связываются в единое целое. По современной стихологической терминологии повторение конца стиха в начале следующего. (См. контрольную).
6) Амплификация стилистическая фигура, представляющая собой ряд повторяющихся речевых конструкций или отдельных слов. Амплификация является одним из средств усиления поэтической выразительности речи. Амплификация как стилистический приём выражается например в накоплении синонимов, антитез или может принять вид повышения, то есть расположения выражений, относящихся к одному предмету, по принципу нарастания их значимости, эмоциональной действенности и т. п. За всё, за всё тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слёз, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души, растраченный в пустыне…
7) Зевгма (наложения). Фигура речи, заключающаяся в том, что слово, которое в предложении образует однотипные синтаксические сочетания с другими словами, употребляется только в одном из этих сочетаний, в других же опускается (Почтен дворянин за решеткою своей башни, купец — в своей лавке (Пушкин, «Сцены из рыцарских времен») — слово почтен здесь употреблено только один раз, во второй раз — подразумевается). В традиционной античной риторике зевгма не была связана с представлением о нарушении логических и смысловых связей, в современной же риторике часто подразумевается, что зевгма основана на нарушении закона логического тождества (Шёл дождь и отряд красноармейцев, Сегодня в Кремле президент принял представительницу ОБСЕ и военную доктрину). Подобное представление о зевгме как стилистической ошибке восходит к трудам Адольфа Кноха.
8) Многосоюзие. Полисиндетон. Или асиндетон (отсутствие союзов). Последовательность соподчиненных слов или предложений без соединения их союзами (напр., «Швед, русский, колет, рубит, режет» — Пушкин) или соединение всех членов такого ряда союзами.
2.Фигура, построенная на изменение в положении синтаксических конструкций:
1) Инверсия. Есть нейтральный порядок слов (Птички небесные – уже отклонение).
2) Сегментация – это когда мысль подаётся двуступенчато. Именительный темы, но не только. Сначала тема, а затем рассуждение. Любить! Но кого же?
3) Парцелляция.
4) Вставные конструкции – парантеза, то есть вставка.
3.Фигуры, связанные с изменением объёма высказывания (недоговорённости, пропуски):
1) Эллипсис
2) Умолчание – многозначительные пропуск. Сопровождается многоточием. Если бы только о работе… Иногда автор затем раскрывает мысль.
4.Риторические фигуры.
1) Риторический вопрос. Это утверждение в очень эмоциональной форме.
2) Риторическое обращение. О русская земля!
3) Риторическое восклицание. Какое лето! Что за лето!